Русский язык и Литература

  • Проект по литературе Не прячьте память о войнеПроект по литературе Не прячьте память о войне. Учащиеся набирали , учили и обсуждали стихи о войне неизвестных авторов. Продукт проекта - сборник стихов о войне. Поисково-творческая работа, направленная на воспитание чувства патриотизма, любви к родине. На школьной научно-практической конференции творческих проектов получил диплом 1 степени. Работа может быть использована при подготовке к 70-ой годовщине ВОВ. Состоит из 4-хразделов. В сборнике рассказывается о воинах ВОВ, их стихах,биографии....
  • План-конспект урока по литературе: Поэтический мир М. Ю. ЛермонтоваКак часто силой мысли в краткий час/ Я жил века и жизнию иной,/ И о земле позабывал, Не раз/ Встревоженный печальною мечтой,/ Я плакал, но все образы мои,/ Предметы мнимой злобы иль любви,/ Не походили на существ земных./ О нет! Всё было ад иль небо в них, – эти строки написаны Лермонтовы в 17 лет. Ад иль небо, кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях то хаос смятения, то гармонию устр...
  • Стартовое тестирование по русскому языку для студентов. Курс: 1В русском языке имеется большое количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Прежде всего, это слова с безударными гласными корня, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы или однокоренные слова. Трудность в написании слов с безударными гласными обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в безударном положении гласные в русском языке редуцируются, то есть утрачивают отчетливость звучания и сокращаются количественно. Именно с явлением редукции связаны ошибки ... Способы совершенствования умения писать непроверяемые слова: 1. регулярное обращение к словарям с целью уточнения толкования, сочетаемости, этимологии, написания непроверяемых и труднопроверяемых слов; 2. выполнение упражнений, активизирующих работу мысли и памяти: составление словосочетаний и предложений с данными словами, группировка по орфографическому признаку.
  • Повышение эффективности обучения учащихся в старших классах по русскому языкуСтраницы из Рабочей тетради по русскому языку для учащихся 10 - ых классов. Трудные случаи орфографии Грамотность всегда была одной из составляющих развитой личности, залогом профессионального успеха, а в современном мире еще и одним из признаков конкурентноспособной личности. Формирование знаний, умений и навыков правописания происходит на протяжении всех лет учебы, но особенно важное значение оно приобретает в 10-11 классах, когда учащимся в течение ограниченного времени предстоит повторить материал, изученный в основной школе (738 часов), и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Наиболее трудным и объемным разделом является Орфография. Поэтому именно проблеме повышения эффективности обучения старшеклассников по закреплению навыков правописания посвящена данная статья.
  • Статья Работа с художественным текстом на уроках русского языка как средство воспитания патриотизмаСтатья содержит информацию о методах, способах и приемах работы с учащимися разных классов (5-9) при анализе художественного текста, чтобы привить любовь к Родине. Работа с текстами дает возможность учителю выявить знания детей по всем разделам языкознания как теории, так и практики. В данной статье приводится пример работы с текстом Паустовского, Пришвина, Медынского. Также можно использовать и тексты других классиков русской литературы. Выбор текстов именно таких писателей спосо...
  • Стартовая диагностика знанийВ начале учебного года во всех классах традиционно проводится стартовая диагностика знаний по предметам. Предложенный материал содержит проверочные работы за 6, 7, 8 классы, то есть для учащихся 7, 8, 9 классов.Тестовый материал - актуальная форма проверки знаний за предыдущий класс.Каждая работа содержит 30 вопросов закрытого характера и соответственно 4 варианта ответов.Содержание вопросов соответствует программному материалу, в них отражены аспекты синтаксиса, морфологии, орфографии и пунктуа...
  • Понятие о сравнении и метафореКласс 5 УМК В мире литературы А.Г.Кутузов и др.Темаурока: Понятие о сравнении и метафоре.Оборудование: распечатанные текстыстихотворения Н.Заболоцкого Сентябрь, стихотворения С.Есенина “Поет зима – аукает”. ХОД УРОКА:1. Реализация домашнего задания. ( Ученики выполняли практические задания по подборуэпитетов к предложенным отрывкам из художественных текстов ) В зависимости от выбранного задания ученикиобразуют группы и выступают. 2. Сбор жизненных впечатлений о сравнении.- Спом...
  • Конспект открытого урокаКОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 11-10 классов Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью М.Ю.Лермонтова, на примере конкретных произведений проследить развитие христианских мотивов в лирике поэта; Углубить представление учащихся о литературном процессе, развивать в них умение вдумчивого чтения произведений, глубого анализа текста и его интерпретации; Через приобщение к классике русской литературы воспитывать у учащихся духовную культуру, чувство патриотизма, эстетический вкус; Развивать у учащихся культуру письменной и устной речи, твор...
  • Основные способы образования слов в русском языкеКласс: 6 УМК Русский язык под ред. М.Разумовской. Тема: Основные способы образования слов в русском языке. Ход урока: 1. Орг. момент 2. Объяснение нового материала – На одном из прошлых уроков мы с вами повторяли, какие части входят в состав слова. Назовите эти части. (Морфемы). – Какие из них служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс.) Работа со схемой – Давайте попробуем от глагола лететь образовать слово с помощью приставки. Учитель записывает на доске глагол лететь. – Что у нас получилось? Полететь, правильно. Теперь запишите, что если новое слово образуется путем присоединения приставки к исходному слову, то такой способ словообразования называется приставочным. – А теперь давайте от слова береза образуем новое слово при помощи суффикса (слово также записывается на доске). Что у нас получилось? – Березовый, верно. Запишите в тетрадь, что если новое слово образуется путем присоединения суффикса к исходному слову, то такой способ словообразования называется суффиксальным. – А теперь посмотрите на слово подлесок. Как вы думаете, какие морфемы участвовали в образовании этого слова? (Приставка под- и суффикс -ок-.) – Тогда как может называться такой способ образования слов? – Верно, приставочно-суффиксальным. Приставочный способ, суффиксальный и приставочно-суффиксальный вместе называются морфемными способами словообразования. Но кроме этих способов есть и другие. Например, сложение. Далее учитель записывает на доске слово пылесос. – Найдите корень в этом слове. (В этом слове два корня: -пыл- и -сос-). – А буква, которая соединяет эти два корня, называется соединительной гласной.Существуют и другие способы образования слов. Откройте учебник на страницу 49 и прочтите, какие еще они бывают. Запишите в свои тетрадки для правил. 3. Закрепление изученного материала 1) Выполнение упражнения 126. Доску делят на две части. В один столбик выписывают слова, образованные приставочно- суффиксальным способом, в другой – остальными способами. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы. 2) Выполнение упражнения 127. Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, потом учитель осуществляет проверку. 3) Построение словообразовательных цепочек. – Для того чтобы построить словообразовательную цепочку, нужно определить, от какого слова образовано исходное слово. Например: слово подберезовик. Сначала мы определяем, что оно образовано от слова береза (гриб, который растет под березой), затем видим, что слово подберезовик образовано путем присоединения к слову приставки под- и суффиксов -ов- и -ик-. Словообразовательная цепочка оформляется следующим образом: подберезовик
  • Урок русского языка Однородные члены предложенияУрок русского языка в 5 классе по теме Однородные члены предложения преследует следующие задачи: познакомить детей с понятием однородные члены предложения и научить учащихся их распознавать, а также учитель ставить цель развивать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Попутно на уроке проверяются знания по орфографии и стилистике. Урок выполняет и воспитательную функцию: способствует привитию любви к родной природе. Делается акцент и на пров...
  • Урок русского языка на тему Понятие об обособленииУрок русского языка в 8 классе.Урок построен по традиционной модели (орг.момент, проверка домашнего задания, подача нового материала, закрепление практических навыков, рефлексия, домашнее задание) путем постановки проблемных вопросов. Выбранная структура урока рациональна для реализации триединой цели урока Использование различных методов и приемов работы помогло глубокому осмыслению темы, настроило на выработку логически последовательных учебных действий. Объем и содержание отображенного на уроке материала, постановка целей и прогнозирование результата обусловливает психолого – физиологическими и личностными особенностями учащихся 8 класса их уровню знаний, изучаемый материал соответствует требованиям программы. Новые подходы позволяют вызвать активность всех учащихся на разных этапах работы, улучшают эффективность освоения материала. Уроки такого типа позволяют избежать однообразия, создают творческую атмосферу.
  • Урок-путешествие. С. МихалковБудь человекомЦель: 1) образовательная: познакомить со стихотворением, формировать умение осознанно, выразительно читать стихотворение, отвечать полными ответами на поставленные вопросы; 2) коррекционная: развивать умение делать словесно- логические обобщения на основе причинно- следственных связей в природе; корригировать устную речь, мышление, память; 3) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, знать природу родного края, проявлять заботу об окружающей природе, любить и охранять е...
  • Конспект урока по русскому языку Повторение изученного по морфемике и словообразованиюУчитель русского языка и литературы: Занькина Татьяна Михайловна.Предмет: Русский язык.Класс: 9Дата проведения урока: 9 сентября.Продолжительность урока: 45 минут.Тема урока: Повторение изученного по морфемике и словообразованию.Тип урока: повторение пройденного.Использованные технологии: компьютерные, личностно - ориентированные, исследовательские.Оборудование: Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тросценцова и др. ...
  • Развитие исследовательских умений у учащихся (из опыта работы)Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы в школе. Учителем предложен материал из опыта работы. В статье даны некоторые рекомендации, с чего начать исследовательскую работу. Нельзя не отметить, что статья рекомендована начинающим педагогам, предложены некоторые темы для создания исследовательских работ по русскому языку и искусству, отмечена необходимость формирования навыка работы со словарями на уроках для того, чтобы затем ученик мог самостоятельно работать как на ...
  • План-конспект урока по литературе: Н. В. Гоголь, биография, «Петербургские повести». Мотивы личного и социального разочарования: Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема маленького человека. Петербургские повести составляют особый этап в творчестве Гоголя, и историки литературы говорят о втором, петербургском, периоде в его литературной деятельности.По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является “самой загадочной фигурой в русской литературе”. Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь Вчитайтесь и вдумайтесь в слова, ставшие темой урока “НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ”. Кого же назвать можно “живой душой”? Почему проблема эта так мучила Гоголя? Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”.
  • Методическая разработка открытого урока на тему «Благословляю каждый миг Былого счастья и страданья». По рассказу И. А. Бунина «Холодная осень»Методическая разработка открытого урока в 11-ом классе на тему Благословляю каждый миг Былого счастья и страданья. По рассказу И.А. Бунина Холодная осень (из опыта лингвистического анализа текста). В данной методической разработке представлен урок изучения нового материала. Метод проведения: проблемно-поисковый, беседа с элементами репродукции. Урок проводится в 11 классе. Описана деятельность учителя, ученика, примерный ход работы, проводится лингвистический, стилистический, литературны...
  • Интелектуальная играИнтелектуальная игра Вперед, Эрудиты! Интелектуальная игра Вперед, Эрудиты! Цель игры: 1. Активизазия познавательной деятельности учащихся. 2. Развитие интелектуальных способностей, творческого мышления, полиязычия. 3. Воспитание умения работать в группах(коммуникативные умения), сознательрого отношения к использованию языковых средств. Оборудование: интерактивная доска, эмблемы с названиями команд, иллюстративные карточки. Межпредметная связь: английский язык, казахский язык. Правила проведения игры: 1. команда состоит из 5 – 6 ч...
  • Тема крепостничества в произведении И. С. Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе с презентацией, которая поможет детям зрительно воспринять произведение Тургенева. А также увидеть сходство между матерью писателя и Барыней из повести. Увидеть Герасима и понять, каким несчастным и обездоленным был весь крепостной народ. В конспекте отражена и биография писателя,а также случай с дворовой девушкой Лушей, о котором дети не узнают из учебника литературы. Дана характеристика писателя как ярого противника крепостного права и борца за свободу крепостных кре...
  • Профилактика и коррекция основных отклонений состояния здоровья школьников на занятиях хореографииКаждому преподавателю хореографии хочется заниматься со способными, гармонично сложенными детьми, обладающими хорошей выворотностью ног, высоким прыжком, большим танцевальным шагом, гибким корпусом и пластичными руками. Но способные пластичные и музыкальные дети – не всегда обладают идеальными физическими данными. Например, часто встречаются ученики с нарушениями осанки, заболеваниями позвоночника, плоскостопием и другими физическими недостатками. Задача педагога состоит в том, чтобы найти пути ... Занятия хореографии являются действенным средством предупреждения нарушений физического развития школьников: сутулости, плоскостопия, косолапия, а также сколиозов, лордозов, кифозов. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела танцовщика, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.
  • Интегрированный урок русского и немецкого языка Заимствованные словаЦель урока: научить детей понимать процесс заимствования слов как один из способов развития современного русского языка, результат взаимоотношений и контактов разных народов; осмысливать пути исторического развития языков.Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, видеоролик: Завтрак с иностранными словами, введение знаний,проекты по немецкому языку, сценка Иностранные закуски на русский лад, проекты Исследование происхождения имён(на примере имен учащихся пятых клас...
  • Планирование уроков литературыРабочая программа Литература 6 класс составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов, а также Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы авторов-составителей В.Я Коровиной, В.П Журавлева,В.И Коровина,Н.В Беляева. Составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов, а также Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы авторов-составителей В.Я Коровиной, В.П Журавлева,В.И Коровина,Н.В Беляева.
  • Исследовательская работа Михаил Лермонтов и Александр ДюмаОгромное количество романов создал Александром Дюма (отец). Есть у него история о Майо, который прославился тем, что морочил головы молодым красавицам, коварно расстраивая уже готовые свершиться браки. Во Франции середины ХIХ века имя Майо стало очень популярным: так звали героя забавных повествований, острого на язык горбуна. Но Майо был персонажем реально существовавшим, жившим в России и ещё сочинявшим стихи. Некоторые из них Дюма представил в собственном переводе на суд парижской публики.... Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана… Не узнать автора этих строк нельзя. Это Лермонтов. Именно его наградили прозвищем Майо – по причине его маленького роста и большой головы, что придавало ему некоторое сходство с легендарным горбуном. Эту историю Дюма пересказал со слов поэтессы Евдокии Ростопчиной, родственницы Екатерины Александровны Сушковой. Ростопчина в это время была при смерти, и потому особого доверия заслуживают ее обращенные к Дюма слова: Не сомневайтесь в правдивости даже малейших подробностей, сообщаемых...
  • Литературная играРазрешите представить литературную игру по повести А.С. Пушкина Капитанская дочка.Игра состоит из 6 этапов.Начинается игра с разминки. Команды представляют себя. В представление входит рассказ о школе, о классе.1-ый этап игры-блицтурнир, состоит из 28 вопросов.2-ой этап: каждая команда получает конверт, который содержит по два вопроса, касающихся содержания произведения А.С. Пушкина Капитанская дочка.3-ий этап: сформулировать и задать команде противника 3 вопроса по содержанию повести Капит...
  • Внеклассное мероприятие Лингвистический марафонЯ предлагаю вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 5-ых классов, в форме командной игры, которая поможет актуализировать знания обучающихся по многим разделам лингвистики, а именно: фонетике, графике, морфемике, орфографии. Ребята знакомятся с этимологией некоторых слов. В качестве конкурсных заданий используются шарады, ребусы, вопросы на смекалку, сообразительность и, конечно же, вопросы программного материала. Задания подобраны в соответствии с возрастом пятиклассников, имеют достаточный уровень сложности. Надеюсь, предложенный мною сценарий вызовет интерес у коллег.
  • Статья по развитию речиСовременный взгляд на обучение, который характеризуется коммуникативной направленностью самого процесса, требует формирования навыка оформления высказывания. Это требует от лингводидактики на современном этапе эффективных способов оформлению сообщения в устной речи. Обучение оформлению сообщения в устной речи является на сегодняшний день одной из главных проблем современного обучения русскому языку, объясняется это во многом тем, что оформление сообщения – ключевое звено в превращении мысли в высказывание, а также важный компонент говорения как вида речевой деятельности. Статья по развитию речи посредством освоения жанра экскурсии на уроках русского языка. В данной статье представлен материал по подготовке экскурсионного высказывания на уроке, а также представлена система упражнений, которые направленны на отработку разных умений и навыков (лексическая норма, грамматическая и др.)
  • Урок развития речипо картине А.А.Пластова Первый снег Ургенишбаева Роза Кенескызы Учитель русского языка и литературы средней школы №206 Жиделиарык Шиелийского района Кызылординской области Цель урока: 1. научить учащихся собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине; 2. формирование навыков и умений конструирования различных типов простых предложений при описании картины; 3. воспитать у учащихся чувство бережного отношения к родной природе. Методы и приемы: частично-поисковый, аналитический, дифференцированный. .Оборудование: портрет художника, репродукция картины. Структура урока 1. Организационный этап. 2. Сообщение темы, цели урока. 3. Рассказ о художнике и его картине. 4. Составление рабочих материалов. 5. Словарно-стилистическая работа. 6. Дифференцированное задание. 7. Устное описание картины. 8. Запись сочинения. Ход урока 1. Речевая разминка Чтение записанного на доске высказывания академика Д.С.Лихачева: Искренность в отношении к искусству – это еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания.
  • Итоговые работы русский язык 5-7 в форме ОГЭРабота составлена в соответствии с требованиями к ОУУН обучающихся 5 - 7 класса, отбор заданий соответствует типу и виду работ ГИА и ЕГЭ. Работа состоит из трёх частей: первая часть – сжатое изложение /Проверяется умение выделить главное в тексте и сжать предложенный текст с сохранением микротем; орфографическая и пунктуационная грамотность. Оценивание текста проводим по нормам контрольного диктанта: орфография/пунктуация/. Вторая часть – тест. задания А и В. Оценивание проводится по шкале ...
  • М. Пришвин Кладовая солнцаАннотация к конспекту урока М.М. Пришвин Кладовая солнца. . Тема урока: М.М. Пришвин Кладовая солнца. Класс: 6 Уровень: общеобразовательный Тип урока: урок обобщения и повторения. Цели: 1. Раскрытие особенностей жанра, характеров героев, показать единство человека и природы, осмыслить конфликт между Настей и Митрашей, его причины и следствия. 2.Развитие речи, творческих способностей учащихся. 3.Воспитание доброжелательных отношений друг к другу, бережное отношение к природе. Задачи: 1. Научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора; излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать; 2. Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе. 3. Развивать умение анализировать текст. Методы: репродуктивный, частично - поисковый. Учащиеся должны знать: текст произведения М. М. Пришвина “Кладовая солнца”; языковые и стилистические особенности текста; особенности композиции произведения. Учащиеся должны уметь: работать с текстом произведения; пересказывать отрывки из произведения; проводить языковой анализ текста; создавать свой текст на основе данного.
  • Тренажер по русскому языкуТема урока: Правописание корней с чередованием Цели урока: Закрепить правописание Букв З-С на конце приставки. Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне рос-раст-ращ. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.ХОД УРОКАПовторение (Правописание Букв З-С на конце приставки.) Творческий диктант. Замените словосочетание одним словом, указывающим на черты характера человека.Очень храбрый человек (бесстрашный); нерешительный ( без...
  • Календарно-тематическое планирование уроков русской литературыВ инструктивно-методическом письме 2014-2015 уч.г. прописано, что учитель имеет право в пределах учебных часов, отведённых на изучение учебного предмета, вносить в планирование изменения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В связи с этим в данное планирование были внесены изменения, связанные с последовательностью проведения письменных работ. Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 8 классов общеобразовательной школы Республики Казахстан. Произведена почасова...
  • Обобщение опыта по теме Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языкаКаждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников. А для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учитель должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика. В своей педагогической деятельности я применяю современные образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый и исследовательский методы в обучении, игровые методы. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, поэтому я применяю различные технологии полностью или отдельные их приёмы.
  • Литературно - музыкальная композиция Афганистан болит в моей душеДанный проект литературно - музыкальной композиции посвящен 25-летию вывода советских войск из Афганистана и направлен на стимулирование интереса к трагическим страничкам истории нашего государства. Этого требуют реалии сегодняшнего дня. Ведь сегодня, как никогда, остаются незыблемыми такие моральные ценности как Мужество, Отвага, Честь, Долг. Обращение к теме Афганской войны поможет учащимся увидеть героизм воинов-интернационалистов, научит любить и беречь родн...
  • Глава Кукла - кульминация повести В. Г. Короленко В дурном обществе. Проступок или поступок?Урок с использованием приемов ТРКМ: Приём толстых и тонких вопросов, эссе, кластер, перекрёстная дискуссия, работа в группах. Формируемые УУД: 1.познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение сжато и адекватно передавать содержание текста, выдвигать гипотезы и их обосновывать, поиск и выделение необходимой информации. 2.коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, владение разными формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 3.регулятивные – прогнозирование. 4. личностные – действие нравственно-этического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Символика и вечные образы в поэме А. Блока «Двенадцать»В разработке имеется план проведения занятия, сформированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия. Раскрыты вопросы: основные черты литературного направления символизм, реалистические и символистические тенденции в поэме, символика и реальные образы поэмы.Используется для студентов 1-го курса.Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективн...
  • Открытый урок по теме: «Обобщение знаний о правописании приставок и их роли в русском языке»Вашему вниманию представлен конспект урока закрепления знаний по теме Обобщение знаний о правописании приставок и их роли в русском языкеНа уроке проводится лингвистический диктант, повторяем морфемный разбор слова, разгадываем крылатые выражения, выполняем разбор слова по составу и закрепляем изученное.также на уроке проводится творческая работа ввиде составления суждения о письме Л.Леонова.На всех этапах урока предусмотрена работа с интерактивной доской, которая в настоящее время является не...
  • Корни с чередованием -е, -иДанная разработка поможет учителю при подготовке к уроку по теме Чередование корней.На организационном моменте урока, необходимо вспомнить: что же такое корень как часть слова? После этого познакомить детей с помощником, в моем случае - это Ослик, который и будет помогать в объяснении темы.Объяснение нового материала лучше начать с показа слайда с наглядными примерами, выводится правило, примеры, корни. Можно заранее найти стишки для каждого правила или составить самим. После объяснения - запи...
  • Имя существительное как часть речиИмя существительное как часть речи ( повторение) Цель урока: Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу. Задачи: Образовательная. Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.Развивающая. Обучать выделять в текстах, учебном материале главное. Обеспечить развитие устной речи о...
  • Сценарий выступления агитбригады по правилам дорожного движения Мы не чайники!Предоставляю вашему вниманию сценарий выступления агитбригады по правилам дорожного движения Мы не чайники!, который занял 2 место среди школ города Стерлитамак республики Башкортостан.Агент 0017 под прикрытием получает задание сопровождать Красную Шапочку во время ее похода к бабушке. По дороге они знакомятся со знаками ДД, встречают Полицейского ДПС и спасают Колобка, попавшего под машину. Главные герои благополучно добираются до бабушки. Миссия Агента 0017 научить девочку соблюдать ПДД успе...
  • Игровые технологии на уроках русского языкаС 2011 года я работаю над темой самообразования Игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка. Почему именно эту тему я выбрала? В своей работе я столкнулась со снижением интереса к моему предмету. Пересмотрев все технологии, я остановилась на игровых технологиях. Игра - самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизн... В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения. Цель моей работы: - Изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта. Задачи: - Проанализировать игровые технологии. - Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе. - Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. - Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка. - Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение. - Облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка. Предмет - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка. Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала и его закрепления на уроках русского языка диктует целесообразность использования игровых технологий, являющихся эффективным способом активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся. В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках русского языка (П.М.Баев, Л.В.Петрановская, Н.Н.Соловьёва и др.) На своих уроках я стараюсь использовать дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры. Классификация дидактических игр: - Фонетические игры. - Лексико-фразеологические игры. - Игры по морфемике и словообразованию. Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис. Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учеником дидактическую цель, а также проанализировать, достигнута ли эта цель в результате проведения игры. Игровая деятельность, как элемент урока, может применяться на любом его этапе - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Выводы. Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. Применять игровые технологии можно не только в 5-х классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов.
  • Рабочая программа по воспитательной работеВ современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях Ведущие виды деятельности: игры в ее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих и основных сферах человеческой деятельности; учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми. Цели воспитательно-коррекционной работы: -оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка; -развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций; -адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьном социуме; -развитие эстетических чувств; -развитие навыков сотрудничества, чувства единения с другими; -развитие толерантности; -формирование позитивного мышления. Задачи воспитательно-коррекционной работы: В работе с детьми: диагностика и коррекция познавательной сферы; диагностика и коррекция личностных особенностей ребенка; коррекция недостатков эмоционально-волевой и нравственной сферы; включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей; организация успеха ребенка; формирование навыков общения; улучшение настроения и эмоционального состояния в целом у каждого учащегося; развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций; обеспечение социальной защиты, социальной адаптации воспитанников; коррекция отклонений в развитии воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, путем реализации комплексной системы мероприятий, направленных на укрепление их физического и нервно-психического развития; формирование духовно-нравственной личности; создание коррекционно-развивающей среды; развитие учебной мотивации; обогащение словарного запаса; развитие любознательности; способствовать интеллектуальному развитию; развитие творческого воображения; развитие активной позиции; развитие умения анализировать действительность; развитие навыков сотрудничества, чувства единения с другими; формирование позитивного мышления.
  • Статья «Особенности подготовки учащихся к ГИА по русскому языкуСтатья Особенности подготовки учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку содержит полезную информацию для учителей- словесников. Подробная информация о заданиях, представляющих наибольшую трудность для обучающихся, выделены наиболее сложные виды заданий. Даны рекомендации по написанию сжатого изложения, некоторых заданий из части В. Предложен список литературы, который может быть использован при подготовке к экзаменам, в особенности при написании сочинения на ...
  • Интеллектуальная игра ко Дню славянской письменности и культурыСценарий праздника и интеллектуальной игры с ко Дню славянской письменности и культуры для учащихся 7-8 классов. Разработаны вопросы, связанные с происхождением славянской письменности, историей образования древнего государства Киевская Русь, интересными фактами из жизни братьев-просветителей Кирилла и Мефодия, предлагается поэтическое оформление праздника, используются стихи известных русских поэтов. Предполагается участие четырех команд, которые формируются из представителей разных школ. По ...
  • Рассказ 1 сентябряПоследние события в Украине, которые мы наблюдаем в СМИ, не оставляют равнодушными никого. Боль переполняет наши сердца. Сколько погибло ни в чем неповинных людей!Хочется обратиться к политикам,от которых зависят судьбы людей. Но как они услышат простого учителя? Может, через мой рассказ, который родился из опыта наблюдений за детьми. Ведь когда-то эти люди тоже были школьниками. Они переживали любовь, страдания. я верю, что книга может творить чудеса! Так, может, моя попытка откроет им глаза на...
  • Сценарий урокаВ данном сценарии урока представлена работа по русскому языку Копилка учительского опыта: публикации, материалы к урокам, фотографии, пр. Форум. Советы по организации внеклассной работы.Подведены итоги Всероссийской по русскому языку Копилка учительского опыта: публикации, материалы к урокам, фотографии, пр. Форум. Советы по организации внеклассной работы.Подведены итоги Всероссийской дистанционной олимпиады проекта Поздравляю организации внеклассной работы.в сценарии представлена уникальные пла...
  • Урок по литературе на тему Н. В. Гоголь. Жизнь и творчествоДанный урок готовит учащихся к восприятию творчества Н.В. Гоголя. От знакомства с портретом к театрализованным представлениям, викторине - такова сквозная линия занятия. Урок сочетает в себе различные формы и методы работы, что обеспечивает непринуждённую и творческую атмосферу общения. Предварительная подготовка и оформление позволит учителю добиться желаемого результата. Важным этапом урока является работа с авторским текстом. Это подарит детям счастливые минуты общения с автором и разовьёт эс...
  • Практикум по переходным и непереходным глаголамУрок по русскому языку в 6 классе общеобразовательной школы. Основными целями данного урока являются: - способствовать развитию речи и мышления; - закрепить у учащихся представления о переходности и непереходности глаголов и об их возвратности; - учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов;-воспитывать внимательность и интерес к предмету. Урок-практикум стимулирует познавательный интерес учащихся по данной теме. Основной источник: учебник Русский язык 6 класс З.К.Саб...
  • Притяжательные местоимения (технологическая карта)Технологическая карта урока Притяжательные местоимения разработа на основе ФГОС. Данный урок проводится как урок изучения новой материала. Основным направлением деятельности для учащихся положено выработка навыков согласования притяжательных местоимений с существительными в роде, числе и падеже, умение отличать притяжательные местоимения от других разрядов. Ученики по ходу изучения нового материала выполняют различны задания, используя интернет ресурсы и основной учебник русского языка 6 клас...
  • Преемственность в обучении правописанию окончаний имен существительныхСпецифика изучения правописания окончаний имен существительных в 5 классе заключается в том, что большая часть материала является повторением изученного в начальной школе. Такое положение обязывает учителя к строжайшему соблюдению преемственности в обучении. В работе расскрываются основные моменты в обучении правописания окончаний имен существительных. уделяется внимание к подготовительному этапу в изучении, понятие об имени существительном, род существительных, типы склонения существительных, п...
  • СтихотворениеСтихотворение Диорама - память сердца моего является авторским и посвящено открытию диорамы в городе Белгород. Тема диорамы - 7о лет Курской битвы, освобождение Курска, Орла и Белгорода от фашистских захватчиков. Цель данного лирического произведения- отдать дань памяти бойцам советской армии, одержавшим победу на Курской дуге в 1943 году. Стихотворение призвано показать, какой ценой была добыта эта победа, способствует осознанию себя как поколения, являющегося носителем памяти героического на...
  • Урок внеклассного чтения Урок внеклассного чтения В мире фантастики К. Саймака и Д.Глуховского (по произведениям Все живое - трава и Метро 2033) позволяет познакомить учащихся с творчеством писателей - фантастов, провести сравнительный анализ тем произведений, развивать чувство ответственностти за собственные поступки, творческий потенциал. Целью урока является приобщение у мировой литературе, знакомство с произведениями современных русских писателей, привитие любви к чтению, расширение кругозора. Анализируя тексты произведений, учащиеся обучаются правитльно оценивать поступки персонажей, делать выводы, при этом развивается логика, способность реализовать свои интересы.
© 2010-2018