Дидактический материал Правописание приставок

Дидактический материал по правописанию приставок будет полезен при изучении темы, повторении, проведении орфографического практикума по данной теме, на этапе закрепления, отработки орфографических навыков по правописанию приставок, оканчивающихся на З-/С-, приставок при-/пре- (различение значения, омонимия приставок, сложные случаи написания, задания на образование слов с этими приставками, подбор синонимов). Также материал включает итоговый тест с выбором варианта ответа по правописанию различн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задание 1. 3 или с? Приставку выделите.

_бавить, _балтывать, _густок, _грызенный, _говор, _грести, двинуть, _двоенный, _дешний, _держанный, _жатый, _зади, _жульничать, _доровье, _жевать, _делка.

Задание 2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В словах с пропусками выделите все морфемы.

Древние леса о_ступили небольшой городок, где родился и вырос будущий художник И.И. Шишкин. Говорили, что где-то в глубине лесов (з, с)прятаны разбойниками сказочные клады. Разбойников Шишкин не б_ялся. Мальчиком он целые дни бр_лил один по лесу. Деревья стали его друзьями. Он много знал о них. <...> Древних кладов он не о_к_пал, зато н_шел в лесу богатство дороже золота - понял и п_любил природу. Она (с, з)делалась навсегда героем его картин. (В.Порудоминский)

Задание 3. Как пишется приставка на - з (-с)?Перед звонким согласным-З, перед глухим-С. (безОружный, безЛунный, бесконечный). Заполните пропуски в словах.

Бе_просветный, бе_заботный, бе_конечный, бе_толковый, бе_страшный, бе_шумный, во_пользоваться, во_соединение, и_следовать, и_чер-кать, и_коверканный, в_пугнуть, во_препятствовать, ра_копки, ра_чертить, бе_цельный, и_целение, ра_фасовка, и_зябнуть, во_звание.

Задание 4. Как пишется приставка на - з (-с)?Перед звонким согласным-З, перед глухим-С. (безОружный, безЛунный, бесконечный). Заполните пропуски в словах.

Бе_сильный, бе_земельный, бе_чувственный, _делать, и_вержение, ни_провергать, бе_жалост-ный, _грести, бе_форменный, ра_жевать, бе_покойный, ра_бить, ра_сказ, бе_брежный, ра_суждение, ра_двинутые, бе_зубый, бе_донный, и_подтишка.

Задание 5. Проверьте себя.

Собака ра_сердилась, залаяла на Свету и давай ее трепать за пальто: вот тебе, не обижай меня, не дразни! Как-то во время завтрака была ра_бита тарелка. Солнце так горячо припекало, что ребята даже пальто ра_стегнули - жарко. Деревья нагрелись под теплыми лучами, ра_крыли первые почки. Везде люди делом заняты: ра_ширяют улицы, ставят красивую ограду вокруг сквера. Сначала мы _делаем подарки, а потом я вам скажу, кому их подарить. Все работали молча, только и_редка ра_-давались голоса. - Нашей Свете и_полнилось пять лет, - сказала Зинаида Федоровна.

Задание 1. Ответьте на вопрос: кто что сделал? В ответе обязательно должна быть приставка при-

Пароход - приплыл, автомобиль..., самолет...,черепаха...,страус...,лягушка..., колобок..., конь... .

• Какое общее значение придает приставка при- подобранным вами глаголам?

• Существительные, образованные от подобных глаголов, пишутся по этому же правилу: приезд, прилет, приход...

Задание 2. Замените данные словосочетания глаголами с приставкой при-. Какое общее значение они имеют?

Сесть на короткое время - присесть; ненадолго лечь; немного открыть; слегка стукнуть; слегка топнуть; слегка хлопнуть; строго, с угрозой крикнуть; не полностью покрыть; слегка поднять; временно остановить; немного устать; сжать, слегка укусив; гладя, сделать ровным.

Задание 3. Образуйте прилагательные, используя приставку при-

При станции__________________? рядом с вокзалом -----------------

возле школы__________________? около моря_____________?

около берега---------------------------? рядом с озером________________?

рядом с городом_______________? возле дороги__________________?

Какое значение объединяет все образованные прилагательные?

Задание 4. С помощью приставки при- образуйте новые глаголы от данных.

Бить - прибить, вязать, крепить, шить, колоть, винтить, клеить, ставить, крутить, соединить, ковать.

Что общего в значении записанных вами глаголов?

Задание 5. Списать, обозначить приставку пре-.

Происшествие в Супергигантии.

Маленький-премаленький ослик поднял длинную-предлинную палку. Этой огромной-преогромной палкой он сбил с ног злого-презлого плотника, а тот выпустил из рук тяжелый-претяжелый молоток и угодил в коварного-прековарного кузнеца, который выронил опасные-преопасные плоскогубцы, и они укусили жестокую-прежестокую повариху за толстое-претолстое ухо. Повариха ошпарила горячими-прегорячими щами сердитого-пресердитого кота, который быстрым-пребыстрым прыжком повалил кочергу прямо на хитрого-прехитрого профессора, а тот уколол себя острой-преострой, светлой-пресветлой, легкой-прелегкой, волшебной-преволшебной иглой. И от этого волшебного-преволшебного укола все стали добрыми-предобрыми.

Задание 6. Значение приставки пре- также не всегда можно с точностью определить. Поработав с орфографическим словарем, запишите следующие слова. В каких из них приставки не выделяются?

Пр_успевать, пр_небрежение, (вошел как) пр_видение, пр_ведение (к общему знаменателю), пр_верженность, пр_клонить (колени), пр_клонить (ветку), пр_подаватель, пр_говоренный, пр_следователь пр_одолел все пр_пятствия.

Задание 7. Проверьте себя. Обозначьте приставки пре- и при-.

Пр_творить планы в жизнь, пр_соединиться к бастующим, пр_бывать к месту работы, np_дaваться воспоминаниям, пр_городный поезд, знаки пр_пинания, пр_сесть на диван, пр_увеличить опасность, пр_чудливый рисунок, пр_небрежительное отношение, пр_ехать в Пр_морье, пр_клоняться перед красотой.

Задание 8. Спишите рассказ , вставьте пропущенные буквы, выделите приставки при- и пре-.

На пр_еме у пр_зидента

На пр_еме у пр_зидента было много пр_морских гостей. Пр_зидента пр_ветствовапи пр_поднятыми руками. Пр_зидент пр_сел на пр_чудли-вый стул. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, переругивались, пр_вставали, пр_седали. Пр_зидент пр_кратил заседание. Оно возобновилось, когда все попр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_морским гостям за пр_стройку, которую они пр_делали к пр_зидентскому дворцу. Пр_морские гости захлопали так, что пр_зидент пр_вскочил со своего пр_восходного стула. Заседание пр_зидиума закончилось, все разошлись, и пр_зидент пр_лег отдохнуть на роскошном мягком-пр_мягком диване.

Задание 9. Спишите рассказ , вставьте пропущенные буквы, выделите приставки при- и пре-.

Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и пригорюнился. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»

Разыгрался ветер, пригнулись деревья, приумолкли птицы. Прискакал Горбунок.

Вскочил на друга Иванушка, и одним махом перелетели они через стену, приземлились в прекрасном саду.

Дополнительно разбор по составу: придорожный, приземлились, прекрасном

Тестовая работа по теме «Правописание приставок»

1. Выберите приставку.

1. Несколько дней стреляли бе..прерывно. А. Бес-. Б. Без-.

2. Наутро решили ра..бить крепость. А. Рас-. Б. Раз-.

3. Только стена оказалась во..становлена, даже будто новее стала. А. Воз-. Б. Вос-.

2. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:

1. Пишется буква з. 2. Пишется буква с.

3. Выберите пропущенную букву.

1. Во..сиять. 2. ..чистить. 3. ..гинуть. А. - 3. Б. - C.

4. Перед согласными ч, щ, ц в приставках бес-, вое-, ис-, нис-, рас- и других всегда пишется:

1. Буква с. 2. Буква з.

5. Значение «действие в своих интересах» имеет приставка:

1. Пре-. 2. При-.

6. Значение «наибольшая степень проявления признака» имеет приставка:

1. Пре-. 2. При-.

7. Выберите приставку.

1. Сопр..частность. 2. Пр..парат. 3. Камень пр..ткновения. А. При-. Б. Пре-.

8. Выберите глагол со значением «относиться без почтения, уважения».

1. Презирать. 2. Призирать.

9. Выберите глагол со значением «находиться в каком-либо состоянии».

1. Пребывать. 2. Прибывать.

10. Выберите глагол со значением «действие в своих интересах».

1. Пристращать. 2. Присматриваться. 3. Приклеиваться.

11. В каком ряду слов пре- и при- входят в состав корня?

1. Привилегия, престижный. 2. Неприметный, превращение.

12. Правописание какого слова нельзя объяснить с помощью правил о пре- и при-?

1. Престарелый. 2. Пристанище. 3. Примадонна.

13. Укажите слово, имеющее омоним с приставкой пре-. 1. Приобретать. 2. Приступить.

14. Укажите слово, имеющее омоним с приставкой при-. 1. Пренебрегать. 2. Предать.

15. Выберите ряд приставок.

- Кудесник, ты лживый, безумный старик! Пр..зреть бы твоё пр..дсказанье!

1. Пре-, пред-. 2. При-, прид-.

16. Существуют ли в русском языке приставки, кроме пре- и при-, с чередованием гласных звуков?

1.Да. 2. Нет.

17. Существуют ли в русском языке приставки, кроме пре- и при-, с чередованием гласных Е и И? 1. Да. 2. Нет.

18. Выберите приставку.

1. Беспр..кословно подчинялись разбойники своему атаману.

2. Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю. 3. Положили однажды купцы пр..дел волжскому разбойнику.

А. При-. Б. Пре-.

19. В каком слове после приставки пишется буква и?

1. Об..ндеветь. 2. Под..тожить. 3. Контр..гра.

20. Укажите слово с неправильным написанием.

1. Предыстория. 2. Сверхызысканный. 3. Взыскивать.

21. Ъ ставится после приставок: 1. Любых. 2. С конечным согласным звуком.

22. Ъ ставится после приставок: 1. Перед любой гласной буквой. 2. Перед буквами е, ё, ю, я.

© 2010-2022