Русский язык и Литература

  • Сценарий литературного бала-салона для старшеклассниковЛитературный бал-салон - одна из форм внеклассной работы по литературе. Балы являются традиционным завершением Недели гуманитарных наук в школе-гимназии № 10 город Рудного. В мероприятии принимают участие обучающиеся 9-11 классов. Каждый класс представляет пару литературных персонажей либо поэта, писателя и его музы. Класс готовит танец, соответствующий эпохе, представляемой парой. В ходе бала-салона проводятся традиционные бальные и салонные игры на новый лад: литературный бадминтон, фестивал...
  • Конспект открытого интегрированного урока этики и литературы «Не предай и не продай»Тема: Не предай и не продай. Тип урока: комбинированный Форма организации: урок-размышление Форма организации учащихся – фронтальная ,групповая, работа в парах,индивидуальная Предполагаемый результат: актуализация ценностно-смысловых понятий : нравственность,мораль; становление внутренней установки совершенствовать себя,соотносить свои поступки с этическими нормами; развитие умения излагать и аргументировать свое мнение, давать оценку поступкам и событиям; совершенствование навыков работы с художественным текстом. Занятие включает в себя 4 блока: мотивационный, проблемный, аналитический и рефлексивный.Мотивационный блок создает определенную интригу поиска, включает студентов в активную деятельность по осмыслению нравственных понятий, создает эмоциональное ощущение общности. Этому способствует использование игровых методов: этическая разминка, игры Ассоциации, Наши жизненные ценности, самостоятельная работа по подбору высказываний о смысле жизни. Введению в проблему способствует размышление студентов о...
  • Статья «Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы»Что помогает развивать познавательную активность школьников и мотивировать их на изучение того или иного предмета? Убеждена, это нестандартные уроки! Форм нестандартных уроков много, каждый учитель выбирает подходящую для себя и для конкретного класса. Нестандартные формы возможно использовать в разных типах уроков. Система нестандартных уроков позволяет развивать у учащихся интерес к предмету, дает им возможность самовыражаться и творить. Учащиеся всегда с радость идут на такие уроки, об этом ...
  • Стихи для детейАкилина Лариса В. – воспитатель МАДОУ №2 Сказка КАПЕЛЬ ЕЩЕ ПОКА СИЛЬНЫ МОРОЗЫ, МЕТЕЛЬ ШВЫРЯЕТ СНЕГ В ЛИЦО. СВЕРКАЮТ БЕЛЫЕ СУГРОБЫ ПОД ЯРКИМ СОЛНЕЧНЫМ ЛУЧОМ. ДЕНЬ ОТО ДНЯ КОРОЧЕ НОЧИ, ВСЕ ГРОМЧЕ ЩЕБЕТ ВОРОБЬЕВ, ВЕСНА СТРЕМИТСЯ,ЧТО ЕСТЬ МОЧИ, С ПРИРОДЫ СНЯТ ЗИМЫ ПОКРОВ. И СКОРО ЗАЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, ЕЕ ИСПОЛНИТ ХОР ЛЕДОВЫЙ… КОГДА НАСТУПИТ ЭТОТ ДЕНЬ, РАСПУСТИТСЯ ПОДСНЕЖНИК НОВЫЙ. ВЕСНА ПРИРОДА ПРОСНУЛАСЬ ОТ ЗИМНЕГО СНА, ПТИЦЫ ЩЕБЕЧУТ- ЗДРАВСТВУЙ,ВЕСНА! КАК КОЛОКОЛЬЧИК ЗВЕНИТ РУЧЕЕК, К СОЛНЦУ СТРЕМИТСЯ,РАСТЕТ СТЕБЕЛЕК. ПОДСНЕЖНИК РАСПРАВИЛ СВОИ ЛЕПЕСТКИ, НЕЖНЫЙ ЦВЕТОЧЕК ЛАСКАЮТ ЛУЧИ. ПУСТЬ СРЕДИ СНЕГА СТОИТ ОН ПОКА, СКОРО ЗАДЫШИТ ВЕСНОЮ ЗЕМЛЯ. ПОЧКИ НАБУХНУТ НА ВЕТКАХ БЕРЕЗКИ, СКРОМНЫЙ НАРЯД ЕЙ УКРАСЯТ СЕРЕЖКИ, ЛУЧИКИ СОЛНЦА РЕЗВЯТСЯ, ШАЛЯТ, ПТИЦЫ С ЧУЖБИНЫ К ДОМУ ЛЕТЯТ. КРАСКИ ОСЕНИ СКОРО ЗАКРУЖАТ ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ, ЛЕТО ПРОШЛО НЕЗАМЕТНО И БЫСТРО. К ЮГУ ПОТЯНЕТСЯ КЛИН ЖУРАВЛЕЙ, ПЕСНЕЙ ПОХОДНОЙ СЗЫВАЯ ДРУЗЕЙ. НОЧИ ПРОХЛАДНЫМИ СТАЛИ И ДНИ, И ГЕОРГИНЫ В САДАХ РАСЦВЕЛИ. НОВЫЙ НАРЯД ПРИМЕРЯЕТ ПРИРОДА, ЯРКОЙ РАСЦВЕТКОЙ СИЯЕТ ОБНОВА. ЗОЛОТОМ ВЫШИТЫ В ПОЛЕ ПШЕНИЦА, В ЗЕЛЕНЬ, С СИРЕНЬЮ ОДЕТА ДУШИЦА. А У КРАСАВИЦЫ ЮНОЙ РЯБИНКИ- РЫЖИЕ КОСЫ СТРУЯТСЯ ВДОЛЬ СПИНКИ. ВЕТЕР – ШАЛУН ПО ВЕТВЯМ ПРОБЕЖАЛ, ЛИСТ ТОПОЛИНЫЙ,ИГРАЯ,СОРВАЛ. В ВАЛЬСЕ ОСЕННИМ ЗАКРУЖИТСЯ С НИМ, С ЛЕТОМ ПРОЩАЕТСЯ ОН ЗОЛОТЫМ!, ДЕТСТВО КРУЖЕВНЫЕ ПЛАТЬИЦА, БЕЛЫЕ БАНТЫ, СОБИРАЮТ ДЕВОЧКИ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ, ВЕТЕРОК ИГРАЕТСЯ В РУСЫХ ЗАВИТКАХ, СОЛНЦЕ ОТРАЖАЕТСЯ В ГОЛУБЫХ ГЛАЗАХ. А ТРАВА ЗЕЛЕНАЯ, СЛОВНО МЯГКИЙ ШЕЛК, ПОКРЫВАЛОМ СТЕЛЕТСЯ ДЛЯ ДЕВИЧЬИХ НОГ. БЕЛЫЙ ЦВЕТ ЧЕРЕМУХИ ОСЫПАЕТ ИХ, МНЕ НАПОМИНАЮЩИХ ЮНЫХ,НЕЖНЫХ ДИВ. МАЛЬЧУГАН- ПРОКАЗНИК К НИМ СМЕЯСЬ БЕЖАЛ, -ЭЙ! ПРИВЕТ,ДЕВЧЕНКИ!-ВЕСЕЛО СКАЗАЛ. ТАК ПУСКАЙ ЖЕ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ ВСЕГДА, НАШИ ДЕТИ – НАША РАДОСТЬ ВСЕ СВОИ ГОДА. ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА КРУЖИТСЯ КРУГ У ГОНЧАРА, И СОЗДАЕТ НА НЕМ ОН ЧУДЕСА: КУСОЧЕК ГЛИНЫ ПРЕВРАЩАЕТ В ЧАШКУ, РУКАМИ И ДУШОЙ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ. КУВШИН С ЗАМЫСЛОВАТОЙ РУЧКОЙ ЛЕПИТ, И СОЛНЦЕ В ОКНА ХАТЫ ЩЕДРО СВЕТИТ, ЧТОБ ДОБРЫЙ МАСТЕР УЛЫБАЛСЯ ЧАЩЕ, И БЫЛО МОЛОКО В ЕГО КРИНИЦАХ СЛАЩЕ. ДЛЯ РЕБЯТИШЕК ДЕЛАЕТ СВИСТУЛЬКИ, КАКИЕ ЗВОНКИЕ И ЧИСТЫЕ В НИХ ЗВУКИ: ТО ВДРУГ ЗАЛЬЮТСЯ СВИСТОМ СОЛОВЬЯ, ТО ЗАЗВУЧАТ ПРЕКРАСНОЙ ПЕСНЕЙ ЖУРАВЛЯ. СНЕЖНО-БЕЛАЯ ЗИМА СКАЛИТ ЗУБЫ ВНОВЬ ЗИМА: Я ЕЩЕ КРЕПКА, СИЛЬНА! РАНО, ПТАШКИ, ВЫ ЗАПЕЛИ, НАПУЩУ НА ВАС МЕТЕЛИ. ВЕТЕР, СТАРЫЙ МОЙ СЛУГА, БЫСТРО ВАМ НАМНЕТ БОКА! Я СМОГУ НА СТО РЯДОВ СНЕЖНЫЙ ЗАЛАТАТЬ ПОКРОВ. КАК СО МНОЙ ТЯГАТЬСЯ СМЕЕТ, СОЛНЦЕ ТО, ЧТО ДНЯМИ ГРЕЕТ? ЭЙ, ВЫ! ТУЧИ -ОБЛАКА ЗАКРУЖИТЕ, ЗАПУРЖИТЕ, ЗАТЯНИТЕ НЕБЕСА. ТАК ЧТО, ЗВЕРИ, ПРИМИРИТЕСЬ И С ВЕСНОЮ РАСПРОСТИТЕСЬ… НА ЗЕМЛЕ ХОЗЯЙКА - Я СНЕЖНО-БЕЛАЯ ЗИМА!
  • Литературная викторина по творчеству Добролюбова и Белинского «Любителям словесности»В школьной программе мало внимания уделяется творчеству выдающихся литературных критиков Белинскому и Добролюбову. А между тем,исполненные высочайшего внутреннего напряжения и драматизма , высочайших взлетов духа , жизни и судьбы наших лучших отечественных критиков , этих невольников чести , и сегодня несут в себе огромной силы воспитательный заряд , способный повлиять на становление нравственности нынешних школьников.Данный материал предполагает развитие интереса к литературе за предела...
  • «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»В начале вечера звучит бессмертная музыка Чайковского, создающая особый эмоциональный настройНезабываемое впечатление на зрителей произвёл отрывок из Слова о полку Игореве, исполненный на древнерусском языке учащимися 9 класса, а также стихотворения известных поэтов о русском слове. Органичным дополнением вечера послужили инсценировки, посвящённые страницам жизни великого собирателя русских слов В. Даля. Особую атмосферу вечеру придаёт русская народная музыка, а также музыка русских композитор...
  • Коснпект урока русского языка по теме: «Словосочетание и предложение»Описание материала: Какие цели должны быть для учеников Цели: Ученики смогут вспомнить все существующие словосочетания и предложения. Учащиеся также смогут распределять данные предложения и данные словосочетания по всем признакам, а также улучшать умения и навыки в разборах предложения. Они смогут улучшать и развивать зоркость, скорость и навык работы с текстом и статьями из учебника. Смогут улучшать речь и свою память. Когда они будут выполнять работу в группах, учащиеся смогут чув...
  • Конспект урока по теме «Причастие»Описание материала: Одной из самых сложных тем для учащихся в курсе морфологии является тема Причастие как часть речи. Данная разработка позволяет систематизировать знания, научиться выстраивать алгоритм рассуждений. Новые современные стандарты и требования позволяют определить педагогическую задачу современного урока, ориентированного на интеллект и возможности каждого ученика. Каждый ученик играет активную роль при использовании деятельностного подхода.
  • Конспект урока литературы по теме: «Тема народа в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А. И. Радищева»Описание материала: Урок по произведению Радищева Путешествие из Петербурга в Москву Основная тема произведения-это тема народа,тема крепостного права. На протяжении всего урока ребята работали с текстом,работали в группах,выполняли сравнительный анализ. На уроке прослеживалась межпредметная связь,где дети должны были определить связь между музыкой и художественными полотнами. Основные цели урока: сформулировать собственное отношение к поступкам героев; воспитать уважительное отношение к труд...
  • Проект: «Фронтовая судьба «Катюши»»Описание материала: Тема проекта: Фронтовая судьба Катюши Актуальность проекта: привлечь внимания учащихся к истории создания песни Катюша, лекции желательно проводить за несколько дней до Дня победы. Цель проекта: показать на примерах и проследить, как и как создавался и изменялся текст песни Катюша. Задачи: 1) Знакомство с историей, созданием и изменением популярной песни Катюша. 2) Расширение кругозора учеников. 3) Воспитывать патриотических чувств. Тип: информационно-поисковый. И...
  • Звук и буква НТема. Звук и буква Н. Цели: научить выделять его в различных позициях с опорой на наглядную основу; вырабатывать навык чтения закрытых и открытых слогов с буквой Н и слов с этими слоговыми структурами. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух учащихся в процессе работы над звуко-буквенным анализом слогов и слов с изучаемой буквой и звуком; обогащать и активизировать словарь с опорой на иллюстративный материал. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки адекватного поведения учащихся на уроке, путем осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку с учётом его психофизических особенностей.
  • Разработка урока нового формата по предмету «Русский язык»КГУ Карасорская СОШ г.Екибастуза Павлодарской области Республики Казахстан. Разработка урока нового формата.Тлеуленова Галия Хамитовна - сертифицированный учитель третьего (базового) уровня по программе Кембриджского Университета.Предмет: русский языкКласс: 5 БТема урока: Правописание приставок на –з, -с.Цель (обучения): способствовать формированию навыка правильного написания приставок на –з/-с через парную форму работы. Цель (личностного развития): формировать у обучающихся положитель...
  • Разработка урока самопознанияУрок самопознания в 10 русском классе. Тема: Человек и его характер.Расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера. Задачи: - раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя; - развить осознанное отношение к собственным личностным качествам; - воспитывать потребность в самосовершенствовании. В переводе с греческого слово характер означает чеканка, печать. С одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки. Мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый сорваться на грубость. Но всё – таки решительным или грубым мы называем того человека, для которого такое поведение – норма. Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
  • Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку: методика обучения школьников написанию сжатого изложенияМетодические рекомендации составлены основе рекомендаций заведующей методической лабораторией русского языка и литературы МИОО, Заслуженным учителем РФ Н.А. Нефедовой для обучающихся 9 класса.Цель данной разработки: помочь обучающимся подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Материал представлен в виде таблицы - этапов подготовки и написания сжатого изложения на основе исходного текста. также названы основные приёмы сжатия текста. Порядок действий обучающихся при напис...
  • Внеклассное мероприятие по литературе КВН «А вот о том, как в баснях говорят. .. »КВН по литературе А вот о том, как в баснях говорят... можно провести как внеклассное мероприятие по предмету в 6 классе. Учащиеся делятся на 2 группы, для каждой из них предусмотрены конкурсы: Домашнее задание, Конкурс капитанов,Разминка, Музыкальный конкурс. Ребята проявляют свои умения в выразительном чтении, актерском мастерстве ( инсценировка басен), учатся работать в команде. Конкурсы оценивает жюри, в состав которого можно пригласить старшеклассников. Поддерживают свои команды ...
  • Конспект урока по теме: «М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»»Описание материала: Материал представляет собой подробный план урока литературы по анализу образа царя И.Грозного (М.Ю.Лермонтов Песня про...) с указанием видов деятельности учащихся и учителя. Здесь же содержится и структурная карта к уроку для учащихся, в которой прописаны все вопросы и задания по рассматриваемой теме, даны фактические материалы Интернета (цитаты и иллюстрации) для рассмотрения и изучения. Урок, построенный таким образом предполагает максимальное вовлечение учащихся в учебн...
  • Проект: «Современные педагогические технологии на уроках русского языка»Описание материала: Работа предназначена для выступления на методическом объединение . В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Даются различные определения данного понятия, его классификация . Более подробно подробно рассказывается о Технологии проектов в преподавании русского языка . Как любой вид работы в школе, проектная работа по русскому языку планируется заранее. Так...
  • Разработка урока «Ганс Христиан Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»»Описание материала: В этом году я давала открытый урок на межрайонном семинаре учителей. Тема урока выпала на изучение Ганса Христиана Андерсена Снежная королева. Сначала мне казалась, что это неудачная тема, так как по этой сказке можно много найти уроков в интернете. Но позже, когда я начала готовится к нему, то столкнулась с тем, что нет того начального урока который действительно был бы познавательным и укладывающимся в 45 минут в классе со средними способностями. Тем более, что во всех р...
  • Творческий отчет учителя русского языка и литературы «Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новейших методов обучения»Описание материала: Сегодня в соответствии с новым государственным стандартом по русскому языку современное обучение предмету предполагает личностно-ориентированный подход, формирование системы взаимосвязанных компетенций. Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности ученика к деятельности, основанной на приобретенных знаниях и опыте, полученных в процессе обучения. Данная работа представляет собой описание творческого процесса обучения школьников русскому языку через при...
  • Урок внеклассного чтения «Хлеб-величайшее изобретение человечества»Описание материала: Урок внеклассного чтения, 6 класс. Форма урока: устный журнал. Цель: расширение представления учеников о том, что значит хлеб в жизни человека, ознакомление с историей хлеба, воспитание уважительного и бережного отношения к труду хлебороба. Урок будет очень уместен после того, как будет изучено произведение Теплый хлеб Паустовского. Перед уроком есть смысл дать опережающее задание. Например, два человека (корреспонденты) готовят материалы об истории хлеба, другие ребята го...
  • Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины Экономика организацииОписание материала: Контрольно-оценочные средства (КОС) созданы для того, чтобы проконтролировать и оценить текущие и промежуточные образовательные успехи учащихся по дисциплине Экономика организации. В основе средств положена основная профессиональная образовательная программа по профессии: 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
  • Устный лингвистический журнал «Что в имени тебе моём?»Описание материала: Сценарий мероприятия по литературе и русскому языку предназначен для учеников 6 класса, тема урока - имена. Когда мы знакомимся, то почти никогда не говорим о себе, о том, чем занимаемся, все это потом. Если начать диалог с этих фраз, то это будет выглядеть со стороны нелепо. Чаще всего, мы представляемся так: Меня зовут… Почему? Люди с древних времени считали имя наиболее важной частью человека, его личности, внутреннего мира. По началу имя хранили в тайне. В древности ре...
  • Конспект открытого урока на тему: «Личность А. Фета. Любовь и природа в лирике поэта»
  • Конспект урока по литературе «Образ Емельяна Пугачева в повести Капитанская дочка» А. С. ПушкинаОписание материала: Данный урок посвящен повести Александра Сергеевича Пушкина Капитанская дочка. Учащиеся должны проанализировать встречи Петра Гринева с Емельяном Пугачевым, где они должны изобразить образ героя, то есть, пейзаж, интерьер, портрет и его качественные характеристики. Неоднозначный образ Емельяна дает множество вопросов и помогает найти на них ответы, которые ставит автор перед нашими потомками.
  • Кроссворд» Пословицы, поговорки, крылатые выражения»Кроссворд Русские пословицы. поговорки и крылатые выражения. Цель : воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию, расширить кругозор в области русского языка и литературы. .По горизонтали: 2… не радость .4.Дружба дружбой ,а … службой .6 . Где рука, там и … . 8.Вода …точет. 9. Береги … смолоду .11. Мели,…,твоя неделя. 14.Мал… , да дорог .18.Красна птица перьем ,а …ученьем. 19.Терпи , …, атаманом будешь. 20.Сделал … - гуляй смело. По вертикали : 1.Одна … весны не...
  • АнаАна туралы Әр адам жарық дүниеге келгенде мейірімді, жүрегі жылы жанды көреді. Ол - Ана. Балапаның қанаттыға қақтырмай, тұмсықтыға шоқтырмай бауырына басып, біз үшін жанұшыра шырылдайтын да - Ана. Ана деген сөзге лүпіл қақпайтын жүрек, мөлдіремейтін жанар жоқ. Әрбір ана отының өшпеуін, бақытының көшпеуін, шаңырағының құламауын, сәбиінің жыламауын, сұм соғыстың болмауын тілейді. Біз - қазақ деген ұлы халықтың ұрпағымыз. Қыз Жібек пен Баян Сұлудың, Мәншүк пен Әлияның сіңлілеріміз. Ана - тіршіліктің гүлі, отбасының берекесі, бүкіл адамзаттың тәрбиешісі. Ат биеден, алып анадан туады дейді халқымыз. Дүниеде анасыз адам жоқ. Қаламы жүйрік жазушы да, данышпан ғалым да, ел бастаған көсем де, сөз бастаған шешен де ана көкірегінен нәр алып өскен. Ана - барлық өмірдің бастауы. Ол өз сәбиін мәпелеп өсіреді, жақсы болуын қалайды. Адам бойындағы барлық асыл қасиеттер күннің нұрынан, ананың ақ сүтінен дариды. Ана - ұлы адам, қасиетті жан. Тіпті айта берсең сөз жетпейді. Ана бір қолы...
  • Круг детского чтенияКруг детского чтения. Во все времена существования человечества,люди проявляли особое внимание к произведениям для детей,считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке. Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского,В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке. Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века. Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения,необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздейство... Так что же это-круг детского чтения? Это круг произведений, которые слушают,читают и воспринимают дети. Они писались,переходили от взрослых,были поняты и приняты детьми. В круг детского чтения входят: -фольклор, -книги для детей, -детское творчество, -детские газеты и журналы, -произведения юных авторов. Как известно,что каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения :потешки и пестушкичетырехстрочные в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте. Из этого напрашивается вопрос-от чего зависит круг детского чтения?: - от возраста ребенка, от его предпочтений.Так,в самые юные слушатели предпочитают сказки,потешки,стихи, написанные определенным автором, определенной книге. - от развития самой литературы.Что говорить,состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне,стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя. - от подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек,от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок. Круг детского чтения не может быть одинаковым для всех,и не должен. Ведь ребенок в состоянии выбрать книгу себе сам,даже самый маленький,по привлекательной обложке,по иллюстрациям. Образовательная программа,которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям,согласно возрастной категории. Наряду с этим, существует семейное,домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы,вкуса,предпочтения,образования родителей и она играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя,ребенка-читателя. В круге детского чтения существует ряд произведений,обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей,классические произведения : -народные сказки, -произведения К.Чуковского,С.Маршака, А.Барто,Н.Носова, -сказки Ш.Перро,Х.Андерсена,А.Линдгренд. В.Г. Белинский,утверждал,что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка.Ведь неправильная книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире. Взрослые при чтении должны обращать на возрастные особенности детей, на быструю утомляемость, на концентрацию внимания и быстрое его переключение на другую деятельность.И не стоит забывать о том,что у детей недостаточно развит фонематический слух. Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи,труднее прозу.Ему свойственна наивность.Порой не дослушав окончания произведения,может изменить его,к примеру- плохой конец,на хороший или просто просит не читать дальше. Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы,изменяет произведения на свое усмотрение,делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление,и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь. Литература,как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя,но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае,когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги. У детей должно быть отведено время для чтения, и ни чего не должно мешать или отвлекать. Детям необходимо объяснить, что нельзя читать во время еды, в транспорте,на ходу. Не следует постоянно читать одну и ту же книгу. При чтении следует не торопиться, четко и ясно проговаривать звуки и буквы. Взрослые должны помнить,что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал,отвлекается,желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам,тщательный выбор...
  • Урок-презентациУрок предназначен для учащихся 5-х классов, обучающихся по учебнику Т. А. Ладыженской и др.. При изучении темы используется рабочая тетрадь к этому учебному комплексу. Специфика этой темы требует наглядности при подаче материала, поэтому презентация может быть полезна, одновременно с новым повторяются словарные слова из предыдущего параграфа. Целесообразно изучать две орфограммы одновременно, так как № 10 они знают из начальной школы, а сопоставление различных приёмов при правописании приставок ...
  • «Добро и зло» (по рассказу А. Грина «Таинственная пластинка»)Урок регионального компонента по литературе вятского края в 10 классе по рассказу А.Грина Таинственная пластинка.Что есть добро и что есть зло?Каковы истоки происхождения добра и зла?Человек по природе своей добр или зол?Как связаны добро и зло с нравственностью и с характером Человека?Эти и другие вопросы рано или поздно задают себе многие из нас.В рассказе затронута вечная тема добра и зла, и поскольку Грин писатель – романтик, он верил в лучшее и его романтический мир тесно связан с темой ч...
  • Сочинение «Город Астана — столица Казахстана»Описание материала: Сейчас, мы осуществим не большое путешествие по городе Астана.Наш любимый город Астана в 1994 году стал столицей страны Казахстан. Это чудесный город, город чудес и процветания, город любви и успехов, город, там, где мы можем увидеть множество достопримечательностей. В Астане строится много новых домов разных памятников, и этот город считают городом культурных событий. Люди очень рады, что живут в таком прекрасном городе, ведь он каждый день радует их своей необычной красото...
  • Конспект урока «: Биография Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание»Целями данного урока являются определение определение восприятия учащихся этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле. В работе используются произведения русской литературы девятнадцатого века прозаического и стихотворного характера.В качестве методических приемов активно используются проблемные вопросы и ситу...
  • Уроки русского языка, литературы и роль внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколенияОписание материала: В проекте образовательной школе, отмечается то, что учителя есть особой обложкой школы: внимательные, восприимчивые, всегда готовы помочь ученикам в сложившейся ситуации, открытые для новых идей, готовы учащихся вывести на верный путь своей карьеры и которые производят особенное впечатления на учеников. Соответственно всему этому возникает вопрос, как же нужно работать учителю, чтобы эти все качества в нем присутствовали? И одним из путей является внесение новых идей и нов...
  • Уроки русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школеОписание материала: Современная жизнь на данный момент требует очень многого, особенно высокого, достойного образования, умения адаптироваться в сложных ситуациях, коммуникабельности, креативности и самое главное – это умение вести себя в обществе и адаптироваться в большом количестве информационных потоках. Подготовка во взрослую жизнь, закладывается у детей еще со школы, по этому, выбор будущего образования требует большего. Исходя из этого всего, образования России перешло на Федеральный гос...
  • Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова «Мятежный гений»Описание материала: Этот сценарий музыкальной композиции посвящен известному великому поэту, которого мы помним и по эти годы. 15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого известного всем нам поэта - Лермонтова и наша представленная композиция посвящена его памяти. Как мы знаем, 27 января на дуэли с Дантесом погиб Пушкин. Со дня смерти Пушкина, 29 января весь Петербург знал наизусть написанные строчки стихотворений Лермонтова. И именно эти дни считаются началом рокового от...
  • Статья: «Приемы постановки учебной задачи на уроках русского языка. Формирование и оценка познавательных УУД»Описание материала: В данной статье описываются способы постановки учебной задачи на уроках русского языка. Она предназначена для учителей-предметников, реализующих проблемное обучение на уроках. Цель исследования: изучение способов постановки учебных задач на уроках русского языка. При апробировании отмечаем положительные моменты в построении уроков такого типа: происходит стимулирование умственной и речевой активности учащихся, формируется мышление, так как предпочтение отдается не действию п...
  • Урок внеклассного чтения по повести Ч. Айтматова «Белый пароход»Описание материала: Сегодня у нас встреча с писателем Ч.Айтматовым, точнее с его повестью Белый пароход, которую вы прочитали самостоятельно. На этом уроке каждый из вас, ребята, будет иметь возможность проявить себя как читатель, способный проникнуть в святая святых – в художественный мир писателя, понять высокий смысл слова, оценить произведение, а так же продемонстрировать свои умения и навыки по его анализу, обратить внимание на позицию автора, на художественные средства, которые использу...
  • Методика подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в рамках ГИАОписание материала: В школе работ над сочинением – одна из главных форм контроля коммуникативной компетенции школьников, как правило данный тип работы вызывает у ребят определенные сложности. Контроль - лингвистическое сочинение, которые предлагается школьнику как вариант аттестационной работы, несомненно, данный выбор имеет особенности. По ходу выполнения работы, эти особенности отмечаются, формируя навыки лингвистики, что в конечном итоге поможет написать сочинение. Тренировать навыки нужно с...
  • Конспект урока по теме: «Систематизация и обобщение изученного в разделе «Орфография»Описание материала: Цели урока: образовательные: - обобщить и систематизировать теоретический материал по орфографии; - научить понимать целесообразность знаний орфографии в письменной речи; - формировать умения представлять материал в наглядной форме; воспитательные: - повысить интерес учеников к урокам русского языка. развивающие: - развить творческие способности ученика и его личностные качества; - развитие навыков работы, чувства ответственности; -повысить качество знаний, умений и навыков ...
  • Проект: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»Описание материала: “Надо любить то, что делаешь, тогда твой труд возвысится и станет творчеством”., автор цитаты - М. Горький. Наблюдения за деятельностью преподавателей и учеников, анализ занятий, описаний опыта конкретных уроков по проблемам стимулирования творческой активности учеников позволили прийти к выводу: учитель, заинтересованный в развитии потенциала школьников, используют большой арсенал средств, стимулирующих активность ученика. Стратегия стимулирования включает в себя также и ин...
  • Дискуссия «Талант человечности в произведении А. Г. Алексина «Безумная Евдокия»Методическая разработка бала составлена на основе материалов, взятых из интернет. Данное мероприятие было открытым и проводилось в рамках недели по воспитательной работе. Предназначена для аудитории, состоящей из учеников 8-11 классов, их родителей, учителей. Данные категории были разбиты на три группы. Разные вопросы были предложены для обсуждения каждой группе. Участники дискуссии присоединялись к ответам других групп. Было важно, что мнения иногда расходились, но ученики могли слышать учителе...
  • РецензияРецензия на книгу С.Бабаяна Без возврата. Ненастоящий герой Это произведение современной литературы о герое, не нашедшем своё место в новом обществе, не сумевшем подстроиться под новую систему, герое апатичном, бездействующем. Именно таких героев представляет нам литература последних десятилетий. Они ни к чему не стремятся, ничего не ищут и уже ничего не ждут от жизни. Да и общество от них тоже уже ничего не требует, оно в них как будто уже и не нуждается. Вот и оказываются эти герои за рамкам...
  • Мир дворянской усадьбы в лирике А. С. ПушкинаК вашемувниманию предлагаю работу, в которой ярко отражена красота русских дворянских усадеб в творчестве русского писателя Александра Сергеевича в лирике поэта,а также его любовь к всему,что его окружает. Пушкин расскрывается образ дворянской усадьбы что является центральным символом русской культуры. Это все дает прочувствовать мироощущение и осмысление старины дворянских усадеб глазами Александра Сергеевича. Эту работу я рекомендую использовать как на уроках литературы,так и на других внеклас...
  • Литературная викторина по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой»Проза Виктора Астафьева содержит в себе богатый нравственный материал. Знакомство с личностью и творчеством писателя способствует формированию духовных качеств школьников. Я использую произведения этого писателя на уроках и при проведении внеклассных мероприятий. Такие уроки содержат и традиционные формы, и викторины, и игры, и выставки; все то, что приобщает ребят к чтению, анализу, познанию. Данная работа представлена литературной викториной для учащихся 5 – 6 классов по рассказу В.П. Астафьева Конь с розовой гривой.
  • Мой словарикЦель занятия: Учить слова с непроверяемыми безударными гласными.Задачи занятия: -повторение слов с непроверяемыми безударными гласными;-воспитание личности со свободным и независимым мышлением;-развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой, развитие творческих способностей детей.Оборудование: шкатулка с подарками, шарики из бумаги с написанными словами из словаря с пропущенными буквами, карточки с заданиями, презентация Ребусы, подборка музыкального сопровожд... Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма.
  • Сценарий выпускного мероприятия в студии предшкольной подготовкиПредлагаю Вашему вниманию сценарий праздничного мероприятия, посвященного выпуску учащихся студии АБВГД-ейка. Материал содержит сценарный план праздника-сюрприза для старших дошкольников, проходивших подготовку к обучению в общеобразовательной школе в течении двух лет. Целью мероприятия является подведение итогов творческой и образовательной работы с учащимися в студии предшкольной подготовки. Мероприятие рассчитано на учащихся первого и второго года обучения, количество учащихся - 25-30 человек...
  • Сценарий «Масленичный балаганчик»Материалы сценария включают в себя произведения различных жанров УНТ -от потешки до пьесы народного театра,с тем чтобы в процессе работы надспектаклем сформировать у уч-сяцелостное представление о русском фольклоре во всем его богатстве и красоте, воспитывать любовь кнародному творчеству. Универсальность сценария, на наш взгляд, состоит в том. что каждый участник может выбрать себе роль всоответствии со своими и талантами(актер, художник-оформитель, певец и т.д ), а значит, быть успешным, достой...
  • «Практическая грамматика и развитие речи для детей с неродным русским языком»Учащиеся должны получить не только знания, но и овладеть практически языком в коммуникативных целях Обучение русскому языку – это развитие мышления детей, совершенствование и обогащение выражения мысли новыми средствами. Процесс овладения учащимися вторым языком – это процесс познания ими новых явлений реальной действительности в педагогически организованных условиях. Для учащихся с нерусским языком является учение о двух формах речи – устной и письменной – в их взаимосвязи. Дифференцированный подход к устной и письменной речи, а также усиление внимания к развитию устной речи дают заметные пол...
  • Хакасские пословицы и поговоркиДанная разработка предназначена для урока литературы в 5 классе и является составляющей частью регионального компонента Хакасии. Тема методической разработки - в соответствии с календарно-тематическим планированием. Формирует и углубляет понятия малых жанров фольклора Хакасии.У учащихся 5 классов появляется возможность ближе познакомиться с этнической культурой хакасского народа и углубить своё представление о малом фольклорном жанре литературы. Способствует формированию ценностей через национа...
  • Статья: «Применение информационных и компьютерных технологий на уроках литературы»Описание материала: Компьютер сопровождает нас повсюду. И теперь нельзя представить современный урок в школе без использования компьютерных технологий. Благодаря применения такой технологии у учащихся можно повысить интерес к предмету. Работа с компьютером активизирует мыслительные процессы, делая усвоение материала урока более эффективным. Кроме того, появляется возможность сделать обучение индивидуальным для каждого ученика. Компьютера на уроках литературы можно использовать на разных этапах ...
  • Творчество Игоря ТальковаУрок разработан для студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена Игорь Тальков… Это имя известно каждому человеку, кто жил и родился в 20 веке. Теперь день рождения замечательного поэта, певца и композитора Игоря Талькова каждый год будет праздновать вся страна! Этот день объявлен нерабочим днём. Дело в том, что Игорь родился 4 ноября 1956 года, в день Казанской иконы Божьей матери, который теперь объявлен Днём народного единства. Нелёгок был жизненный путь этого человека, коротка была его жизнь. Игорь Тальков прожил всего 34 года.
© 2010-2018