Урок литературы в 6 классе «Чувство природы в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»

"Разработка обобщающего урока по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» имеет целью проверить, насколько ребята поняли произведение, помочь им разобраться в тайнах художественного произведения, открыть для себя новое , воспитать в них чуткое отношение к людям , к природе, научить быть внимательными и добрыми.Урок сопровождается презентацией.Особое внимание уделяется работе с текстом произведения. Виды работы на уроке разнообразны: выразительное чтение, словесное рисование, характеристика литерат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели: - обобщить знания по произведению Пришвина,

- закрепить навыки работы над художественным текстом, знания по теории литературы,

- способствовать развитию связной речи, развитию творческих способностей, воспитанию интереса к чтению, воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: выставка книг М.Пришвина, презентация.

Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1. Портрет Михаила Михайловича Пришвина.

Тема урока: Чувство природы в повести М.Пришвина «Кладовая солнца»

Урок литературы в 6 классе «Чувство природы в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»

Чувство природы в повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Мы закончили изучение сказки- были М. М.Пришвина «Кладовая солнца».Сам Пришвин говорил , что «Кладовую солнца» и через сто лет будут читать как новую. Наверное, писатель был прав Сегодня мы пройдемся по страницам повести ещё раз , Проверим, насколько вы поняли мысли писателя.

Сейчас мы ответим на вопросы по содержанию произведения.


  1. Блиц-опрос.

1. Как определил М.М.Пришвин жанр своего произведения?

2. Как называет писатель Настю?

3 .Сколько лет Насте?

4. Как называет Митрашу?

5. Сколько лет Митраше?

6. Как звать собаку Антипыча?

7. Как прозвали жители села злого волка?

8. О какой ягоде говорится в произведении?

9. Где растет клюква?

10. Какой человеческий порок осуждается в «Кладовой солнца»?


  1. А теперь обратимся к тексту произведения.

Слайд 2. Портрет Насти.

Урок литературы в 6 классе «Чувство природы в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»


  1. В произведении найдите и прочитайте портрет Насти.

  2. Похожа Настя на рисунке на Настю в тексте? Какой бы вы нарисовали Настю?


  1. Расскажите о Насте? (характеристика)

Слайд 3. Портрет Митраши.

Урок литературы в 6 классе «Чувство природы в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»

  1. Прочитайте портрет Митраши по тексту произведения и сравните его с портретом на экране.

  2. Дайте характеристику Митраше.

  3. Как к героям относится автор? Как вы определили это?

  4. Для чего дети пошли в лес?

  5. .Из-за чего дети поссорились?

  6. Как вы думаете, кто виноват?

4 . Слово учителя.

- М.М.Пришвин - знаток природы. В его произведениях героями являются не только люди.

В «Кладовой солнца» кроме Насти и Митраши кого ещё можно назвать героями?

- Собака Травка, волк Серый помещик.

Слайд 4. Иллюстрации с изображением собаки и волка.

- Расскажите о них. Можете прочитать отрывки из произведения.

Учитель: - У Пришвина и собака ,и волк особенные. Чувствуется, что писатель хорошо знает повадки животных. Нам кажется . что животные тоже думают, размышляют, делают выводы. Они тоже являются герями произведения.. И не только они , вся природа участвует в событиях.

В каких эпизодах мы это видим?

Слайд 5. Изображение сплетенных деревьев.

Слайд 6. Птицы

Слайд 7. Болото.

Урок литературы в 6 классе «Чувство природы в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»Урок литературы в 6 классе «Чувство природы в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»

- А в чем символичность этих образов?

- А как вы думаете, почему именно собака спасает Митрашу?

- Почему Серый помещик умирает в конце произведения?


  1. Вы сказали, что жанр этого произведения сказка-быль. Как вы это понимаете?

Что здесь похожего на сказку?

  1. Физкультминутка.

7.Проверка домашнего задания. Выразительное чтение отрывков.

Эпизод «Сосна и ель», «На болоте» .

8.Работа над сюжетом произведения.

Слайд 8. Элементы сюжета.


  • Завязка

  • Развитие действия

  • Кульминация

  • Развязка

- Определите элементы сюжета произведения.

9.Проверка групповых творческих заданий.

1 группа. Что нового я узнал о природе, прочитав «Кладовую солнца»?

2 группа. Какие уроки для себя я получил после прочтения «Кладовой солнца».

3 группа. Сочинение- размышление «Что такое жадность?»

10.Учитель.

-Какие уроки получили Настя и Митраша после испытаний в лесу?

- Произведение называется «Кладовая солнца». Как вы понимаете значение этого названия?

- Только ли материальные богатства имел ввиду Пришвин?

Заключение. Да, Пришвин говорит не только о материальном, но и о духовном богатстве: это любовь к близким и родным , забота о них, духовная связь с природой. Все это тоже клад, который мы должны всегда иметь при себе.

Итак, мы закончили работу над «Кладовой солнца»- прекрасным

произведением. Надеюсь, вам оно запомнится надолго. Закончить урок

мне бы хотелось словами Пришвина, обращенными к нам. Слайд 9. « Есть у меня для молодёжи своя собственная мысль. Мне хочется им сказать, что здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве и спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово. Но самая суть чисто человеческого здоровья это, когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку. Как будто это даже закон: раз мне - то должно быть и всем хорошо».

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению- рассуждению «Чувство природы в повести М.Пришвина «Кладовая солнца»



© 2010-2022