- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Компаративный анализ произведений М. Булгакова и И. Гете
Компаративный анализ произведений М. Булгакова и И. Гете
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедева Е.Е. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
37
Тема «Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст»)
Цели:
-
Образовательные: сравнительный анализ двух эпох, тем добра и зла в произведениях «Фауст» И.В.Гете, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова; изучение теоретического материала, анализ произведения и поиск в нем тем Античности и Просвещения, противостояния добра и зла, а также цель использования мифов и легенд Древней Греции и Рима.
-
Развивающие: развивать умения учащихся сопоставлять образы героев произведения для выявления авторского отношения к ним.
-
Воспитательные: развивать понятие о добре и зле, об истине и справедливости.
Оборудование: записи на доске, памятки анализа образа.
Методические приемы: элементы пообразного и проблемного анализа, включающие беседу и дискуссию с последующим обобщением.
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
И.В.Гете
Ход урока.
I. МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА И ПОСТАНОВКА
ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ УРОКА.
-
Каким в прочитанных главах видится Мастер? Можно ли сказать, что в этом образе прослеживаются черты Фауста? Приведите примеры.
-
Подумайте, почему Мастер не имеет имени?Что обозначает имя Фауст? ( имя латинского происхождения (Фаустус), faustus означает - «приносящий счастье». ... Форма имени Фауст первоначально являлась римским именем-прозвищем (как и имя Август).
-
Какое значение имеет Маргарита для Мастера и для Фауста?
Определение ключевого слова темы урока:
Групповая работа: 4 группы дают ответ на вопрос с обоснованием.
Учитель: А теперь я вам дам еще одну подсказку. Разгадайте синквейн наоборот.
В нем зашифровано ключевое слово темы урока.
СИНКВЕЙН
1. _________________?
2. Неожиданная, неизбежная
3. Участь, доля, удел
4. Зависит от выбора человека
5. Это не дело случая, а результат человеческого выбора
Ученики: Судьба.
Учитель: Уточним, что такое судьба.
Ученики: Это сумма выборов, которые делает человек, это главный выбор духа человека о своем мировоззрении: вере или безверии.
Учитель: Мы будем говорить о судьбе мастера, но пойдем по пути, который М.А.Булгаков подсказал нам эпиграфом к роману «Мастер и Маргарита», то есть используем прием сопоставления с романа Булгакова с трагедией Гете «Фауст».
II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.
1. Выступление учащегося с сообщением.
Литература - один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это могут быть глобальные философские проблемы, связанные с человеком и окружающим миром, общественные проблемы, вопросы, связанные с внутренним миром человека и т.д.
Во все времена одной из самых волнующих проблем был вопрос взаимоотношений Художника и его творений с читателями, критиками, просто людьми - в общем, отношения Художника со всем миром. Этому вопросу посвящены многие великие произведения мировой литературы. В своем сочинении я коснусь двух прекрасных произведений, посвященных, каждый по-своему, данной теме. Это роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и поэма «Фауст» В. Гете.
В центре внимания романа «Мастер и Маргарита» находится судьба Художника, вынужденного жить и творить в тоталитарном обществе. Судьба Мастера, создавшего великий роман, печальна, если не сказать, трагична.
2. Анализ образа Мастера.
Герой романа - Мастер появляется не с первых страниц, а лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе. Напомните ситуацию, при которой происходит появление Мастера?
Ученики: мастер через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице.
Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя
Ученики: глава 13 «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.
Далее идет диалог 2-х пациентов «дома скорби» (Мастера и Бездомного». Вот отрывок из него. (учитель читает главу 13, с. 134 автор, Иван, Мастер)
Проблемный вопрос: «Я не писатель, я - мастер». «Я - мастер», - он сделался суров». Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писатель» и «мастер»? нам предстоит с вами ответить сегодня на проблемный вопрос: «Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие?»
Давайте обратимся к словарям и определим значение слова «писатель».
Ученики: писатель (Ожегов) - человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.
Писатель (Даль) -
Вывод: это слово не является антонимом к слову «мастер», не носит в русском языке отрицательную окраску.
2. Анализ образа Фауста.
Класс делится на группы.
Задание для группы 1
1) Проработать «Пролог на небе»; подготовить выразительное чтение его в ролях.
2) Составить схему системы образов «Пролога на небе».
3) Определить идейный и композиционный содержание «Пролога...».
4) Проанализировать отношение к миру и человеку участников «Пролога...».
Задание для группы 2
1) Сколько жизней должен был Фауст? Какова была его цель в жизни каждому?
2) Был ли Фауст последовательным в достижении цели своей жизни?
3) Сравните два монолога Фауста (из Г части «Ночь» и по 2 части 5 (последний)). Подготовьте выразительное чтение монологов.
Задание для группы 3
1) Проследить основные этапы второй жизни Фауста.
2) Каким оказался результат эксперимента, задуманного Богом и Мефистофелем?
3) Какие мысли в отношении человека в «Прологе на небе» удалось подтвердить, а какие были опровергнуты?
4) Что недооценил Мефистофель в Фаусте?
5) Подтверждение своим мыслям найдите в тексте и подготовьте его выразительное чтение.
Заслушиваются ответы учащихся. Как вывод строится схема.
Фауст Мастер
-
Добро всегда даёт богатый плод
-
Учи народ, питай и грей, -
А после, смотришь, бунтарей
Ты воспитал себе в награду! -
Нет, я б застыть в покое не хотел:
Дрожь - лучший человеческий удел.
-
- Мастер.
- Мне нравится слушать как ты это произносишь!
- Ты сам выбрал это имя - простор для психиатров! -
Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.
-
Я знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик.
III. ВЫВОДЫ УРОКА.
Слово учителя. Ребята, действительно ли все люди добры? Права ли критик Л.Скорина, утверждающая, что гуманизм бездеятелен: такие, как Мастер и Фауст, ничего не способны изменить в мире?
Подведя итоги различным мнениям учеников по вышепоставленному вопросу, учитель обращает внимание на авторское понимание образов.
Итак, говоря словами критика Лакшина, идея добра «должна показать свою слабость в житейской практике: святая - она не защищена, благородная - она терпит поражение». Но эти идеи - вершины, к которым стремится человечество на пути к добру, любви и милосердию.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЯ.
-
Опираясь на текстовый материал, заполните таблицу «Жизнь Мастера и жизнь Фауста», отметив сходства и различия.
-
Подготовьте устное сочинение «Мастер или Фауст - чья истины?»?
Тема: «Каждому - по его вере» (сравнительный анализ образа Мефистофеля, «Фауст» И.Гете, и образа Воланда, «Мастер и Маргарита» М.Булгаков).
Цели:
-
Образовательные: выявить сюжетно-композиционные роли Воландаи Мифестофеля.
-
Развивающие: развивать умение характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-художественную роль в системе образов.
-
Воспитательные: показать пагубное воздействие различных человеческих пороков - корысти, пошлости и других.
Оборудование: памятки-схемы анализа персонажей.
(см. в Приложении 1)
Технические средства обучения: компьютер,проектор.
Методы и приемы: эвристическая беседа; сравнительный анализ эпизодов; постановка проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие; индивидуальный опрос по самостоятельно проведенной работе.
Ход урока.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. СООБЩЕНИЕ
ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.
1. Анализ сюжетных линий «Воланд и его свита», «Мефистофель и его помощники».
Учитель. Пожалуй, начнём с того, что по первому появлению героя, можно судить о самом герое, о его характере, самомнении и о том месте, которое он занимает в произведении.
Воланд и Мефистофель - два образа одного героя, но, не смотря на это, между ними очень видны различия.
Вопрос классу: Кто такой Фауст? Кто такой Мефистофель? В чем смысл легенды о докторе Фаусте?
Работа с классом:
Учитель: Что объединяет трагедию Гете «Фауст» и роман Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Ученики: Эпиграф к произведению Булгаков взял из трагедии Гете «Фауст»
( читают его вслух).
Учитель: Кто из героев Гете произносит эти слова?
Ученики: Мефистофель отвечает на вопрос Фауста.
Учитель: Кто такой Мефистофель и с каким героем Булгакова его можно сравнить?
Ученики: Дьявол, или сатана. Сравнить его можно с Воландом.
Булгаков не просто дает портретное сходство Воланда
с Мефистофелем Гете, но и некоторые эпизоды романа, поступки
его героя напоминают нам персонажа трагедии «Фауст»
Учитель: На слайде есть цитата из трагедии Гете на немецком языке
(«Junker Voland kommt!» ) , где вы видите слово «Воланд». Получается, что
даже имя персонажа Булгакова связано с трагедией Гете. где оно упоминается лишь однажды и в переводах на русский язык обычно опускается. Так величает себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти очистить ему дорогу: «Кыш! Дворянин Фоланд идет!» (Platz! Junker Voland kommt.). В комментарии к прозаическому переводу А.Соколовского (1902), который Булгаков внимательно читал, когда работал над «Мастером и Маргаритой», написано: «Юнкер значит знатная особа (дворянин), а Воланд было одно из имен чёрта. Основное слово Faland (что значило обманщик, лукавый) употреблялось уже старинными писателями в смысле чёрта». После сеанса черной магии служащие театра Варьете пытаются вспомнить имя мага: «- Во… Кажись, Воланд. А может быть, и не Воланд? Может быть, Фаланд».
Учитель: А что вам говорит фраза из записной книжки Булгакова, которую он вел в процессе работы над своим закатным романом?
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ЭЛЕМЕНТОМ «ПОГРУЖЕНИЯ»
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С КЛАССОМ.
-
Каким предстает Воланд в романе Булгакова ?
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
(ВОЛАНД =дьявол), он является вторым повествователем в произведении:
Воланд знакомит нас с романом мастера (первую строчку романа мастера произносит именно он). С Воландом связаны все события произведения, все персонажи произведения . Фаусту, герою одноименной трагедии Гете, дьявол является в облике черного пуделя; как намек на неземную сущность героя - трость с набалдашником в виде головы пуделя в руках Воланда.
и закрепление связи Мефистофелем Гете.
Беседа с классом
Учитель: Давайте вспомним, как называется глава, в которой мы знакомимся с Воландом?
Ученики: Никогда не разговаривайте с неизвестными
Учитель: Никогда не разговаривайте с неизвестными - что это? Утверждение? Назидание?
Постулат из правил хорошего тона? Давайте рассмотрим предложение с точки зрения
синтаксиса.
Ученики: Предложение не завершено с точки зрения полноты высказывания и может
быть продолжено. Не обозначено следствие из данного факта.
Учитель: Мотивационная часть отсутствует, но подразумевается, поэтому ее легко
восстановить. Давайте попробуем это сделать.
Ученики:
Никогда не разговаривайте с неизвестными, потому что …
-
потому что можно попасть в неприятную ситуацию;
-
потому что вашим собеседником может оказаться мошенник, грабитель;
-
потому что вы ставите под угрозу свою жизнь.
2. Каким предстает Мефистофель в поэме Гете?
Работа класса: заполнение сравнительной таблицы
Воланд
Мефистофель
1.При первом своём появлении, Воланд идёт по улице твёрдой, решительной походкой. «Он был в сером дорогом костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. <….> Словом - иностранец» Как мы знаем дальше, он явился с целью познания того мира, который пришёл на смену старому, уже известного Воланду.
2. С другой стороны мы видим Воланда. Он настоящий Князь Тьмы, стоящий на одной ступени с Богом. Они равны: один правит светом, другой - тьмой. И главной их задачей является равновесие этих сил. Об отношениях ученика и учителя, как в первом случае не может быть и речи. Воланд не отрицает существования Христа. Напротив, он утверждает, что свет - неотъемлемая часть тьмы, без одного не было бы и другого: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени».
1. В отличие от Булгаковского героя, герой Гёте, приближаясь к Фаусту, делает «спиральные круги»
«Кругами, сокращая их охваты,«Как он плетет вкруг нас свои извивы!
Все ближе подбирается он к нам.Магический их смысл не так-то прост»
И, если я не ошибаюсь, пламя
За ним змеится по земле полян»
2. Говоря с Богом, Мефистофель чуть ли не надсмехается над ним. Его слова говорят о величии Бога, но то, как Демон произносит их, превращает слова в насмешку:
«Опять, о господи, явился ты меж нас.
За справкой о земле, - что делается с нею!
Ты с благосклонностью встречал меня не раз -
И вот являюсь я меж челядью твоею»
Учащиеся дают характеристику персонажам, пользуясь приложением.
Учитель: В литературоведении издавна принято говорить об автобиографичности образа мастера. Показывают фотографию Булгакова , который носил шапочку с буквой W, как и мастер. В связи с этим попробуем усложнить задачу. Образ мастера становится более объемным и сложным . Нам интересно отношение каждого к дьяволу как к духовной сущности.
Сопоставляем:
БУЛГАКОВ МАСТЕР ФАУСТ
ДЬЯВОЛ
Учащиеся
приводят факты, свои версии, основанные на фактах)
Каково отношение Михаила Афанасьевича Булгакова к дьяволу и Богу?
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Булгаков называл себя мистическим писателем и продолжателем дела Гоголя в литературе. Может ли безбожник и еретик преклоняться перед творчеством глубоко верующего православного христианина Гоголя? Думается, этот парадокс поможет дать ответ на поставленный вопрос. «Два ангела сидят на моих плечах. Ангел смеха и Ангел слёз. Их вечное пререкание и есть моя жизнь», - сказал о себе некогда Розанов. Еще в большей степени борьба света и тьмы наполняла содержание жизни Булгакова. Родился в семье профессора богословия Киевской духовной академии, отошел от обрядовой стороны Православия и стал человеком расцерковленным, но всегда ощущал в душе образовавшуюся пустоту, своего рода духовную черную дыру, и тема веры и безверия влекла его, как род душевного недуга. Ей он посвятил свой закатный роман. Писатель не дожил двух месяцев до своего сорокадевятилетнего юбилея. Юбилея - потому что сорок девять - семь отрезков по семь лет. Каждый из них обладает определенной законченностью, и по ним можно судить о том, как распорядился человек тем даром, который Пушкин в минуту уныния назвал напрасным и случайным. В булгаковской судьбе вопрошающий мотив «Кто меня враждебной властью / Из ничтожества воззвал, / Душу мне наполнил страстью, / Ум сомненьем взволновал?..» звучит невероятно остро - иное дело, что до пушкинского приятия Божьей воли, явленной в «Капитанской дочке» и в поздней лирике, он дойти не успел. Но вектор его пути был несомненно таким. Вспомним последние дни Булгакова. Как они характеризуют его отношение к вере? Порывался к самоубийству , хотел сжечь роман. Потом за несколько дней до смерти перекрестил жену, роман, себя и сказал: «Пусть будет».
Учитель. Ради чего два демона из Вечности спустились на землю разных времен. Результаты их деяний не совпадают. Воланд, как и предполагалось с самого начала, добился того, чего хотел. Ему хватило четырех дней для того, чтобы изучить новый московский мир и понять, что люди совсем не изменились, «…они - люди как люди, любят деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны…ну, что ж. …И милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди.…В общем, напоминают прежних…».
Положение Мефистофеля не столь удачливо: потратив столько сил на соблазнение души Фауста, он не вполне уверен в своей победе, хотя и объявляет себя победителем. Он «скликает» легионы демонов, чтобы отстоять свою добычу. Мефистофель боится упустить душу, и не зря. Появляются небесные силы, и начинается борьба бесов с ангелами. Мефистофель осыпает ангелов проклятиями, но это бесполезно. В конечном итоге бесы бегут, и ангелы, завладев душой Фауста, поднимаются с нею к небесам. Мефистофель остался ни с чем. Он проиграл пари: не смог завоевать благородную душу живого человека, а, следовательно, ему придется довольствоваться мёртвыми.
Таким образом, мы видим, что истории Воланда и Мефистофеля мало, чем схожи.
В финале обсуждения учащимися делается вывод:
Теперь намного легче понять смысл многозначительного эпиграфа к роману, заимствованный Булгаковым из трагедии Гёте: «…Так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Учитель. Если Воланд - Сатана, всемогущный Князь Тьмы,то, олицетворяя вечно существующее зло, он направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро.
То есть зло для Воланда не цель, а средство:
-
расправиться с людскими пороками;
-
нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;
-
унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг, плутов.
Заключительное слово учителя:
Плохо заканчивается роман Булгакова. И в этом его главное отличие от трагедии Гете «Фауст». В борьбе за душу Фауста Гете побеждает Господь, и свершается это усилиями самого Фауста, его выбором. Русский Фауст показывает иной исход подобного противостояния - Воланд не посрамлен , ибо Маргарита восклицает в порыве страсти: «Всесилен!», а мастер не оказывает сопротивления утверждениям возлюбленной, ибо его дух поврежден, а воля сломлена, но главное - нет веры. Безнадежность и трагичность взгляда Булгакова подчеркнута тем, что злу, именуемому Воланд, в романе не противостоит никто. Нет даже спасающего и всеизменяющего вторжения Божьего Промысла. И это самое страшное предупреждение Булгакова: все может закончиться трагично, если человек отрекается от Бога. Есть такая мера человеческого забвения о Творце и отречения от Него, когда и Небо уже бессильно что-либо изменить в человеческой судьбе. Рассуждая о судьбе русского Фауста, мастера из романа Булгакова , мы увидели, что уклонение от истины, безверие и безволие приводят его к трагедии, причем более горькой и беспросветной, чем трагедия Фауста Гете.
Главное в авторском замысле романа «Мастер и Маргарита» - не гимн Воланду, то есть дьяволу, а стремление Булгакова предостеречь читателя от пагубных последствий неверного духовного выбора.
В результате судьба русского Фауста приобретает совсем иное звучание не только в аспекте итогов судьбы творческой личности, вступающей в контакт с темными силами: предостережение Булгакова адресовано нашему Отечеству в целом, которое шло по гибельному пути отречения от Бога и которое должно найти путь к Истине. Таков завет Булгакова.
Итак, мы с вами доказали выдвинутую гипотезу урока:
писатель продолжает тему «Фауста» в русской литературе на материале трагической эпохи 30 годов и дает новое звучание теме, размышляя о судьбе русского Фауста.
IV. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
-
Перечитать главы 13, 19, 20-24, 29-32.
-
Подумать, чем Мастер и Маргарита отличаются от московских обывателей?
-
Каково отношение к ним автора?
Приложение
ПАМЯТКА
для анализа образа-персонажа
-
Дайте полную характеристику действующего лица в той мере, в какой она дана автором: опишите портрет, расскажите биографию, охарактеризуйте поведение, раскройте взгляды и убеждения героя, разберитесь в мироощущении.
-
Определите структуру образа: как художник раскрывает характер героя, какие сцены и части текста особенно важны для характеристики, определите их идейно-художественную роль, укажите наиболее выразительные художественные детали.
-
Сформулируйте отношение героя к другим персонажам данного произведения: в каком окружении изображается тип (люди, обстановка, природа), какое значение для раскрытия характера они имеют.
-
Разберитесь в художественной выразительности образа: насколько живо воспринимается он вами, вызывает ли конкретные представления о людях соответствующего времени, возбуждает ли мысли, эмоции; подумайте, какими средствами эта выразительность достигнута.
-
Раскройте идейно-обобщенный смысл образа - его историческую обусловленность, идейную направленность и общественную действенность; какой человеческий характер изобразил художник, что в нем типичного и типично для какой общественной группы, среды, эпохи; какое общечеловеческое значение имел этот образ для своей эпохи и имеет в настоящее время.