- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы на тему «Тихая моя Родина…» (Природа и человек в стихах поэтов 19 и 20 в. в.)
Урок литературы на тему «Тихая моя Родина…» (Природа и человек в стихах поэтов 19 и 20 в. в.)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мурзина И.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 7 классе (технология КСО).
Учитель: Мурзина И.А.
Тема: «Тихая моя Родина…»(Природа и человек в стихах поэтов 19 и 20 в.в.)
Цель урока:1)научить воспринимать окружающий мир через стихи поэтов 19 и 20 веков;
2)понаблюдать, как выражается душевное настроение , состояние человека через описание природы;
3)привить любовь к лирическим произведениям.
Оборудование: репродукции картин, портреты поэтов, записи музыки.
Предварительное задание по группам:1)слово о поэтах; 2)стихи наизусть;3)подбор портретов; 4)репродукции картин, рисунки.
Ход урока:
1)Вступительное слово.
- Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды».
-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Высокая поэзия классиков 19-20 веков оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы в разные времена года - осени и зимы, весны и лета, а вместе с ними и особого настроения поэтов, которое передаётся читателю.
2)Работа в группах:
а) проверь себя: кто автор текста? каким настроением проникнуто стихотворение?(каждой группе по 3 текста и карточка с заданием).
- выразительное чтение;
- ответ на вопрос;
- наблюдения над языком стихотворения;
- какие художественные средства используют авторы?
(выступления учащихся)
--Поэтическая пятиминутка(заранее подготовленные учащиеся)
3)Слово учителя.
Любовь к родной природе, к стихотворным произведениям, прозаическим, музыкальным и живописным, посвящённым этой теме, сближает для нас воедино имена Пушкина и Левитана, Лермонтова и Чайковского и других художников- пейзажистов, музыкантов, поэтов.
4)Работа в группах: а)Создайте устный рассказ по одной из картин, включив в него строки стихотворений о родной природе на тему : «Всякому мила своя сторона» (репродукции картин раздаются);
б) звучит музыкальное произведение (Чайковский «Времена года. Зима. Весна»). Написать сочинение - миниатюру. Какие мысли, чувства вызывает эта музыка? Какое время года представляет композитор? Какая картина представляется?
Поэтическая пятиминутка.
5)Вспомним слова Паустовского: «Каждый любит природу по-своему и как может. Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. В любую минуту она может перейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий душу гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль…»
Работа в группах:
- Сформулируйте манифест «В защиту родной природы»;
- Назовите художников- пейзажистов, музыкантов, поэтов;
- Разгадайте кроссворд;
- Из каких стихов взяты строки? Кто автор? (задания раздаются по группам).
(включается музыка, выступления учащихся).
6)Вывод. «Чувство природы, возбуждаемое в нас её созерцанием, - писал Майков из Флоренции, - везде одно: и в болотистых окрестностях Петербурга, и где угодно…У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга и нивы, и всё это жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами, а здесь - камень, декорация, апельсины, лимоны и оливы…Но этого живого трепета жизни не чувствуется, как в еловом или берёзовом лесу, или в лугах с кузнечиками, бабочками».
- Какой вывод из признания Майкова можно сделать?
- Вслушаемся в такие признания поэта Русского Зарубежья Дона Аминадо «Города и годы»(учебник автора Коровиной).
Литература:
1)В.Я.Коровина. Читаем, думаем, спорим.
2)В.Я.Коровина. Методические советы. 7 класс.
3)Литература в школе №1, 1996.
4)Литература в школе №3, 1996.
5)Литература. Справочник.
6)А.С.Пушкин. Сочинения в 3-х томах (том 1).
7)Сборники стихов А.Фета, Ф.Тютчева, Н.Рубцова, К.Бальмонта.