Урок литературы на тему «Тихая моя Родина…» (Природа и человек в стихах поэтов 19 и 20 в. в.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе (технология КСО).

Учитель: Мурзина И.А.


Тема: «Тихая моя Родина…»(Природа и человек в стихах поэтов 19 и 20 в.в.)

Цель урока:1)научить воспринимать окружающий мир через стихи поэтов 19 и 20 веков;

2)понаблюдать, как выражается душевное настроение , состояние человека через описание природы;

3)привить любовь к лирическим произведениям.

Оборудование: репродукции картин, портреты поэтов, записи музыки.

Предварительное задание по группам:1)слово о поэтах; 2)стихи наизусть;3)подбор портретов; 4)репродукции картин, рисунки.

Ход урока:

1)Вступительное слово.

- Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды».

-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Высокая поэзия классиков 19-20 веков оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы в разные времена года - осени и зимы, весны и лета, а вместе с ними и особого настроения поэтов, которое передаётся читателю.

2)Работа в группах:

а) проверь себя: кто автор текста? каким настроением проникнуто стихотворение?(каждой группе по 3 текста и карточка с заданием).

- выразительное чтение;

- ответ на вопрос;

- наблюдения над языком стихотворения;

- какие художественные средства используют авторы?

(выступления учащихся)

--Поэтическая пятиминутка(заранее подготовленные учащиеся)

3)Слово учителя.

Любовь к родной природе, к стихотворным произведениям, прозаическим, музыкальным и живописным, посвящённым этой теме, сближает для нас воедино имена Пушкина и Левитана, Лермонтова и Чайковского и других художников- пейзажистов, музыкантов, поэтов.

4)Работа в группах: а)Создайте устный рассказ по одной из картин, включив в него строки стихотворений о родной природе на тему : «Всякому мила своя сторона» (репродукции картин раздаются);

б) звучит музыкальное произведение (Чайковский «Времена года. Зима. Весна»). Написать сочинение - миниатюру. Какие мысли, чувства вызывает эта музыка? Какое время года представляет композитор? Какая картина представляется?

Поэтическая пятиминутка.

5)Вспомним слова Паустовского: «Каждый любит природу по-своему и как может. Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. В любую минуту она может перейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий душу гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль…»

Работа в группах:

- Сформулируйте манифест «В защиту родной природы»;

- Назовите художников- пейзажистов, музыкантов, поэтов;

- Разгадайте кроссворд;

- Из каких стихов взяты строки? Кто автор? (задания раздаются по группам).

(включается музыка, выступления учащихся).

6)Вывод. «Чувство природы, возбуждаемое в нас её созерцанием, - писал Майков из Флоренции, - везде одно: и в болотистых окрестностях Петербурга, и где угодно…У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга и нивы, и всё это жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами, а здесь - камень, декорация, апельсины, лимоны и оливы…Но этого живого трепета жизни не чувствуется, как в еловом или берёзовом лесу, или в лугах с кузнечиками, бабочками».

- Какой вывод из признания Майкова можно сделать?

- Вслушаемся в такие признания поэта Русского Зарубежья Дона Аминадо «Города и годы»(учебник автора Коровиной).

Литература:

1)В.Я.Коровина. Читаем, думаем, спорим.

2)В.Я.Коровина. Методические советы. 7 класс.

3)Литература в школе №1, 1996.

4)Литература в школе №3, 1996.

5)Литература. Справочник.

6)А.С.Пушкин. Сочинения в 3-х томах (том 1).

7)Сборники стихов А.Фета, Ф.Тютчева, Н.Рубцова, К.Бальмонта.

© 2010-2022