Конспект урока по литературе на тему: Закруткин В. А. «Подсолнух»

Задачи: ·  Познакомить учащихся с творчеством В. Закруткина; ·  Познакомить с произведением В.А. Закруткина «Подсолнух». ·  В ходе анализа познакомить учащихся с главными героями произведения; ·  Поговорить о нравственных качествах героя; ·  Через произведение привить к учащимся чувство патриотизма, уважения к окружающим. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения: традиционная Этапы занятий: 1.     Организационный момент. 2.     Вводное слово. 3.     Изучение нового материала. 4.   ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе


Учитель

Буравкина Марина Борисовна


Тема урока: Закруткин В.А. «Подсолнух».

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством В. Закруткина;

  • Познакомить с произведением В.А. Закруткина «Подсолнух».

  • В ходе анализа познакомить учащихся с главными героями произведения;

  • Поговорить о нравственных качествах героя;

  • Через произведение привить к учащимся чувство патриотизма, уважения к окружающим.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: традиционная

Этапы занятий:

  1. Организационный момент.

  2. Вводное слово.

  3. Изучение нового материала.

  4. Творческая работа.

  5. Вывод.






















Ход урока.

Организационный момент: Объявление темы урока, постановка задач.

Вводное слово:

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким писателем, как В.А. Закруткин, проанализируем его произведение «Подсолнух», поговорим о нравственном качестве героя.

Эпиграф:

Талант большой, самобытный

И, понимаете, глубокий.

Он жизнь знает и язык народа чувствует.

Это художник!

С. Сергеев-Ценский.

У: Виталий Александрович Закруткин родился 1908г, умер 1984году. Он автор «Кавказских записок», «Плавучей станицы», «Сотворение мира», «Матери человеческой», «Подсолнуха». По произведениям Закруткина созданы фильмы: «Безвести пропавший», «Млечный путь», «Матерь человеческая», «Подсолнух».

У: Его донцы считают своим земляком, хотя родился он в Крыму в Феодосии. 50 лет жизни на Дону, повседневное общение со своими героями - донскими жителями - сроднили его с нашим краем. В этом смысле он похож На М.А. Шолохова, своего старшего собрата по «Донской роте», отечественной литературе, которого считал своим учителем. В.А. Закруткину и большинству его положительных героев свойственно пришвинское любовное отношение к природе. Тема «Человек и природа» присутствуют в его художественной прозе. Его книги произведены трепетно идущей из глубины души любовью к природе, заботой об интересах завтрашнего человека, который захочет любоваться полётом белых лебедей, ощущать запах леса, бродить по степи и др.

У: Чтобы в полной мере ощущать нежную трепетную любовь В.А. к природе нужно прочитать его рассказ «Подсолнух». Вы сами не заметите, как начнете переживать за судьбу этого подсолнуха, вызванного к жизни в солончаковой степи, могучей силой человеческой любви.

Изучение нового материала:

У: А теперь откройте свои хрестоматии на стр. 135.

У: Давайте познакомимся с главными героями произведения. Ими являются отец и сын, который погиб на войне. Он является для старика единственной отрадой в жизни. Давайте зачитаем их характеристики на стр. 136, 140. Со слов: «Так - Отцом - старого чабаны звали тут все <…> высокий, плечистый, с могучей грудью шагал не оглядываясь».

У: Ребята, каким вы представляете себе отца, что о нем можно сказать? Каков его характер?

Д: Отец был молчаливым, не общительным, от него редко можно было услышать какие-либо слова, в тоже время он был сильным, мужественным, самостоятельным.

У: Почему автор включает в портретную характеристику отца описание степи? Какой предстала перед вами степь?

У: Хорошо перейдем к следующему отрывку который начинается со слов: «Вот справа сквозь рыжеватую толщу <…> с жалостливой укоризной сказал Отец».

У: Ребята, скажите, что для отца значит эта стая? Что он почувствовал к последнему отставшему лебедю?

Д: В стае внимание отца привлек последний отставший лебедь. Он назвал его сынок и вспомнил о своем сыне, ему было жаль лебедя, он сочувствовал ему. Т.е. отец отнесся к лебедю, как к сыну.

У: Хорошо, читаем следующий отрывок, со слов: «Не успел он произнести слово «сынок» <…> Много их там, значит, таких братьев.

Д: читают отрывок.

У: Что чувствовал отец в этом эпизоде?

Д: В этом эпизоде отец чувствовал скорбь по своему сыну. В память о нем он носил с собой все время извещение о смерти сына, никогда не знавший грамоты он выучил извещение наизусть.

У: Как он отнесся к гибели сына, какие чувства испытал?

Д: Отец повел себя сдержанно, не заплакал, когда получил извещение о смерти сына, когда получил орден сына.

У: С кем он сравнивает своего сына?

Д: Отец сравнивает сына с лебедем, а стаю лебедей с братской могилой. Выражает свое спокойствие тем, что в братской могиле он не один.

У: Что нового вы узнали об отце, о его характере.

Д: (варианты ответов)

У: Хорошо, теперь перейдем к следующему отрывку нашего произведения. Он начинается со слов: «Бадма достал самодельную махорку <…> Разделив поровну махорку закурил».

У: Что Отец нашел в стеганке сына?

Д: В стеганке сына отец нашел семечко подсолнуха.

У: Верно, как вы думаете, что это семечко значило для отца?

Д: Это семечко для отца было, как часть сына, оно напоминало ему о нем.

У: Давайте узнаем, что же случилось дальше. Со слов: «Отец не слушал подпасков <…> Отец - то знает, что делает».

У: Что же отец сделал с семечком?

Д: Он взял семечко в рот, раскопал землю и посадил его.

У: Что говорили люди об этой затее?

Д: Люди усмехались над Отцом, никто не верил в то, что оно вырастет, ведь в степи земля не плодородная и условия суровые.

У: Как они стали относиться к месту, где была посажена семечка?

Д: Люди относились к нему с интересом, все ходили, смотрели, проросло ли оно или нет, значит, надежда в них не пропадала.

У: Хорошо, обратите внимание на следующий абзац со слов: «На заре, когда овечья отара <…> завтра будет гроза».

У: Как отнеслись жители к тому, что подсолнух взошел?

Д: Они отнеслись к этому с радостью, они считали, его сильным, радовались тому, что он выжил в этих условиях.

У: Как выглядел подсолнух, зачитайте.

Д: Зачитывают фрагмент

У: Какие чувства испытал отец?

Д: Он был безмерно рад, он гордился подсолнухом, ведь он верил и надеялся на то, что подсолнух все - таки вырос.

У: «На что ж, значит, живой», к кому относились эти слова?

Д: Эти слова относились к сыну.

У: Что угрожало подсолнуху? Почему отец не верил, что он выживет?

Д: Надвигались тучи, и начинался дождь, затем начался град. Отец думал, что град убьет его.

У: Дальше читаем со слов: «Озаренный светом молний подсолнух <…> Ну бывай, здоров!».

У: Что сделал отец, чтобы защитить подсолнух?

Д: Он накрыл его своей курткой, чтобы защитить от града.

У: Почему отец не хотел терять подсолнух? Что он для него олицетворял?

Д: Он был для отца частичкой его сына.

У: Почему отец не хотел уходить от него?

Д: Он хотел дольше находиться рядом с ним, оберегать, заботиться.

У: Далее: «Как раз в эти дни <…> пустили воду».

У: Какая беда на этот раз грозила подсолнуху?

Д: В этот раз подсолнуху грозила засуха.

У: Описание о степи, о природе, о засухе, как нарисовано, с чем сравнивается? С помощью, каких глубоких изобразительных картин засухи в степи.

У: Что сделал Отец с подпасками для спасения подсолнуха?

Д: Они взяли у агронома лекарство и полили им его.

У: Обратимся к описанию подсолнуха, Как на него повлиял суховей?

Д: У подсолнуха опали некоторые лепестки, а остальные смялись, но он стоял гордый, среди степи.

У: «В этот день подсолнух <…> выживет ваш подсолнух. Что случилось с подсолнухом?

Д: Подсолнух стал поникать от воды.

У: Что значил для жителей этот подсолнух?

Д: Он был дорог для них, они заботились о подсолнухе, оберегали его.

У: Переходим к следующему эпизоду: «Но подсолнух стоял <…>серую степь. Ребята, с кем сравнивается подсолнух?

Д: Подсолнух сравнивается с человеком (он склонил свою корзинку на бок, как больную голову человек).

У: «Однажды <…> светился». Как изменилось отношение дяди Фоки к подсолнуху? Что он для него сделал?

Д: Д.Фока стал ухаживать за цветком, он протирал его листья водой, пересчитывал каждую семечку, не склевали ли птицы.

У: Что подумал Донька, когда увидел дядю Фоку возле подсолнуха?

Д: Он подумал, что дядя решил его сорвать.

У: Читаем дальше: «Тихим безветренным утром <…> до конца». Как относились жители к тому, что подсолнух сгубили?

Д: Жители были возмущены, они кричали на прохожего, который его срезал.

У: Как на это отреагировал отец?

Д: Он сначала побагровел от злости, но глядя на прохожего, который был напуган - смягчился. Он сказал, что подсолнух все-таки растил не для себя, а для людей.

Итоги и выводы:

У: Верно, что нового раскрывается в характере отца?

Д: Бескорыстие, он думает, прежде всего, о людях, а не о себе.

У: Каков смысл истории рассказанной В.А. Закруткиным в «Подсолнухе»?

Д: Автор хотел показать, что подсолнух жил так же ярко как и человек, что для старика он олицетворял сына.

У: Какова роль второстепенных персонажей в раскрытии центрального образа?

Д: Они помогают раскрыть характер, с их помощью мы узнаем, каким он был и каким стал.

Творческая работа:

У: А сейчас, ребята, я вам предлагаю выразить свои чувства и мысли в сочинении эссе по рассказу Закруткина «Подсолнух». Эссе - (от фр. попытка, проба, очерк) - литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, предающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении.

У: Какие впечатления у вас вызвал этот рассказ?

У: К каким размышлениям навел?

У: Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?

У: О чем хотел сказать автор в этом рассказе?


© 2010-2022