- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему: Закруткин В. А. «Подсолнух»
Конспект урока по литературе на тему: Закруткин В. А. «Подсолнух»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Буравкина М.Б. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 7 классе
Учитель
Буравкина Марина Борисовна
Тема урока: Закруткин В.А. «Подсолнух».
Задачи:
-
Познакомить учащихся с творчеством В. Закруткина;
-
Познакомить с произведением В.А. Закруткина «Подсолнух».
-
В ходе анализа познакомить учащихся с главными героями произведения;
-
Поговорить о нравственных качествах героя;
-
Через произведение привить к учащимся чувство патриотизма, уважения к окружающим.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: традиционная
Этапы занятий:
-
Организационный момент.
-
Вводное слово.
-
Изучение нового материала.
-
Творческая работа.
-
Вывод.
Ход урока.
Организационный момент: Объявление темы урока, постановка задач.
Вводное слово:
У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким писателем, как В.А. Закруткин, проанализируем его произведение «Подсолнух», поговорим о нравственном качестве героя.
Эпиграф:
Талант большой, самобытный
И, понимаете, глубокий.
Он жизнь знает и язык народа чувствует.
Это художник!
С. Сергеев-Ценский.
У: Виталий Александрович Закруткин родился 1908г, умер 1984году. Он автор «Кавказских записок», «Плавучей станицы», «Сотворение мира», «Матери человеческой», «Подсолнуха». По произведениям Закруткина созданы фильмы: «Безвести пропавший», «Млечный путь», «Матерь человеческая», «Подсолнух».
У: Его донцы считают своим земляком, хотя родился он в Крыму в Феодосии. 50 лет жизни на Дону, повседневное общение со своими героями - донскими жителями - сроднили его с нашим краем. В этом смысле он похож На М.А. Шолохова, своего старшего собрата по «Донской роте», отечественной литературе, которого считал своим учителем. В.А. Закруткину и большинству его положительных героев свойственно пришвинское любовное отношение к природе. Тема «Человек и природа» присутствуют в его художественной прозе. Его книги произведены трепетно идущей из глубины души любовью к природе, заботой об интересах завтрашнего человека, который захочет любоваться полётом белых лебедей, ощущать запах леса, бродить по степи и др.
У: Чтобы в полной мере ощущать нежную трепетную любовь В.А. к природе нужно прочитать его рассказ «Подсолнух». Вы сами не заметите, как начнете переживать за судьбу этого подсолнуха, вызванного к жизни в солончаковой степи, могучей силой человеческой любви.
Изучение нового материала:
У: А теперь откройте свои хрестоматии на стр. 135.
У: Давайте познакомимся с главными героями произведения. Ими являются отец и сын, который погиб на войне. Он является для старика единственной отрадой в жизни. Давайте зачитаем их характеристики на стр. 136, 140. Со слов: «Так - Отцом - старого чабаны звали тут все <…> высокий, плечистый, с могучей грудью шагал не оглядываясь».
У: Ребята, каким вы представляете себе отца, что о нем можно сказать? Каков его характер?
Д: Отец был молчаливым, не общительным, от него редко можно было услышать какие-либо слова, в тоже время он был сильным, мужественным, самостоятельным.
У: Почему автор включает в портретную характеристику отца описание степи? Какой предстала перед вами степь?
У: Хорошо перейдем к следующему отрывку который начинается со слов: «Вот справа сквозь рыжеватую толщу <…> с жалостливой укоризной сказал Отец».
У: Ребята, скажите, что для отца значит эта стая? Что он почувствовал к последнему отставшему лебедю?
Д: В стае внимание отца привлек последний отставший лебедь. Он назвал его сынок и вспомнил о своем сыне, ему было жаль лебедя, он сочувствовал ему. Т.е. отец отнесся к лебедю, как к сыну.
У: Хорошо, читаем следующий отрывок, со слов: «Не успел он произнести слово «сынок» <…> Много их там, значит, таких братьев.
Д: читают отрывок.
У: Что чувствовал отец в этом эпизоде?
Д: В этом эпизоде отец чувствовал скорбь по своему сыну. В память о нем он носил с собой все время извещение о смерти сына, никогда не знавший грамоты он выучил извещение наизусть.
У: Как он отнесся к гибели сына, какие чувства испытал?
Д: Отец повел себя сдержанно, не заплакал, когда получил извещение о смерти сына, когда получил орден сына.
У: С кем он сравнивает своего сына?
Д: Отец сравнивает сына с лебедем, а стаю лебедей с братской могилой. Выражает свое спокойствие тем, что в братской могиле он не один.
У: Что нового вы узнали об отце, о его характере.
Д: (варианты ответов)
У: Хорошо, теперь перейдем к следующему отрывку нашего произведения. Он начинается со слов: «Бадма достал самодельную махорку <…> Разделив поровну махорку закурил».
У: Что Отец нашел в стеганке сына?
Д: В стеганке сына отец нашел семечко подсолнуха.
У: Верно, как вы думаете, что это семечко значило для отца?
Д: Это семечко для отца было, как часть сына, оно напоминало ему о нем.
У: Давайте узнаем, что же случилось дальше. Со слов: «Отец не слушал подпасков <…> Отец - то знает, что делает».
У: Что же отец сделал с семечком?
Д: Он взял семечко в рот, раскопал землю и посадил его.
У: Что говорили люди об этой затее?
Д: Люди усмехались над Отцом, никто не верил в то, что оно вырастет, ведь в степи земля не плодородная и условия суровые.
У: Как они стали относиться к месту, где была посажена семечка?
Д: Люди относились к нему с интересом, все ходили, смотрели, проросло ли оно или нет, значит, надежда в них не пропадала.
У: Хорошо, обратите внимание на следующий абзац со слов: «На заре, когда овечья отара <…> завтра будет гроза».
У: Как отнеслись жители к тому, что подсолнух взошел?
Д: Они отнеслись к этому с радостью, они считали, его сильным, радовались тому, что он выжил в этих условиях.
У: Как выглядел подсолнух, зачитайте.
Д: Зачитывают фрагмент
У: Какие чувства испытал отец?
Д: Он был безмерно рад, он гордился подсолнухом, ведь он верил и надеялся на то, что подсолнух все - таки вырос.
У: «На что ж, значит, живой», к кому относились эти слова?
Д: Эти слова относились к сыну.
У: Что угрожало подсолнуху? Почему отец не верил, что он выживет?
Д: Надвигались тучи, и начинался дождь, затем начался град. Отец думал, что град убьет его.
У: Дальше читаем со слов: «Озаренный светом молний подсолнух <…> Ну бывай, здоров!».
У: Что сделал отец, чтобы защитить подсолнух?
Д: Он накрыл его своей курткой, чтобы защитить от града.
У: Почему отец не хотел терять подсолнух? Что он для него олицетворял?
Д: Он был для отца частичкой его сына.
У: Почему отец не хотел уходить от него?
Д: Он хотел дольше находиться рядом с ним, оберегать, заботиться.
У: Далее: «Как раз в эти дни <…> пустили воду».
У: Какая беда на этот раз грозила подсолнуху?
Д: В этот раз подсолнуху грозила засуха.
У: Описание о степи, о природе, о засухе, как нарисовано, с чем сравнивается? С помощью, каких глубоких изобразительных картин засухи в степи.
У: Что сделал Отец с подпасками для спасения подсолнуха?
Д: Они взяли у агронома лекарство и полили им его.
У: Обратимся к описанию подсолнуха, Как на него повлиял суховей?
Д: У подсолнуха опали некоторые лепестки, а остальные смялись, но он стоял гордый, среди степи.
У: «В этот день подсолнух <…> выживет ваш подсолнух. Что случилось с подсолнухом?
Д: Подсолнух стал поникать от воды.
У: Что значил для жителей этот подсолнух?
Д: Он был дорог для них, они заботились о подсолнухе, оберегали его.
У: Переходим к следующему эпизоду: «Но подсолнух стоял <…>серую степь. Ребята, с кем сравнивается подсолнух?
Д: Подсолнух сравнивается с человеком (он склонил свою корзинку на бок, как больную голову человек).
У: «Однажды <…> светился». Как изменилось отношение дяди Фоки к подсолнуху? Что он для него сделал?
Д: Д.Фока стал ухаживать за цветком, он протирал его листья водой, пересчитывал каждую семечку, не склевали ли птицы.
У: Что подумал Донька, когда увидел дядю Фоку возле подсолнуха?
Д: Он подумал, что дядя решил его сорвать.
У: Читаем дальше: «Тихим безветренным утром <…> до конца». Как относились жители к тому, что подсолнух сгубили?
Д: Жители были возмущены, они кричали на прохожего, который его срезал.
У: Как на это отреагировал отец?
Д: Он сначала побагровел от злости, но глядя на прохожего, который был напуган - смягчился. Он сказал, что подсолнух все-таки растил не для себя, а для людей.
Итоги и выводы:
У: Верно, что нового раскрывается в характере отца?
Д: Бескорыстие, он думает, прежде всего, о людях, а не о себе.
У: Каков смысл истории рассказанной В.А. Закруткиным в «Подсолнухе»?
Д: Автор хотел показать, что подсолнух жил так же ярко как и человек, что для старика он олицетворял сына.
У: Какова роль второстепенных персонажей в раскрытии центрального образа?
Д: Они помогают раскрыть характер, с их помощью мы узнаем, каким он был и каким стал.
Творческая работа:
У: А сейчас, ребята, я вам предлагаю выразить свои чувства и мысли в сочинении эссе по рассказу Закруткина «Подсолнух». Эссе - (от фр. попытка, проба, очерк) - литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, предающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении.
У: Какие впечатления у вас вызвал этот рассказ?
У: К каким размышлениям навел?
У: Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?
У: О чем хотел сказать автор в этом рассказе?