Русский язык и Литература

  • О преемственности между начальным и средним звеньями обучения в школеПроцесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей и их родителей является не только волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Приход в среднюю школу совпадает с началом переходного возраста у детей. У них с переходом резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Я, как классный руководитель , 5 класса провела анкетирование учащихся, чтобы получить из первых уст информацию о впеча...
  • Упражнение для развития толерантного отношения к миру и расширение кругозораКаждый урок начинается с того, что ученики, выучив слова приветствия на новом языке, здороваются с учителем и класса, сопровождая свое приветствие краткой справкой о значении этого приветствия, применительно к классам с 5 по 11, может стать хорошей традицией учителя и учеников. Учитель на первом уроке здоровается на русском языке Здравствуйте!, поясняет, что это пожелание здравия, здоровья, поясняет, что каждый день будут звучать приветствия на разных языках, с дословным переводом, пояснением...
  • Брошюра Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании русского языка и литературы Печатается по решению методического совета МКУ Отдел образования исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ Составитель: Семенов Радик Михайлович- учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дюсьметьевская средняя общеобразовательная школа Рецензент: Салахова Миляуша Равилевна, методист МКУ Отдел образования исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Брошюра содержит...
  • Памятка Как писать сочинениеПамятка студентам Как писать сочинение. Включает три основные части: вступление, основная часть, заключение. Каждая часть довольно подробно рассматривается. Может быть использована как на уроке русского языка, та и на уроке литературы. Требует разбора на уроке, с яркими примерами. Из личного опыта, даю на примере мини-сочинения по темам ЕГЭ. Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. ...
  • Памятка Как писать рецензиюПамятка студентам Как писать рецензию. Включает краткое описание жанра, разбор по основным частям (вступлеение, основная чсть, заключение). С примером рецензии по мультфильму Ежик в тумане. После каждого абзаца дается комментарий, что освещенно в части, как называется, чем можно дополнить. Может использоваться как на уроке русского языка (стили речи), так и для урока русского языка и культуры речи для закрепления темы, отработки навыка влвдения литературным языком. Данную памятку можно сов...
  • Урок русского языка на тему: Виды бессоюзных сложных предложенийУрок русского языка на тему: Виды бессоюзных сложных предложений 9-й класс Цель урока: формирование умения определять вид БСП и расставлять знаки препинания в указанных конструкциях. Задачи урока: 1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; 2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; 3) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонац... Конец формы
  • Срезовый тест по русскому языкуТест по русскому языку для проведения среза, оценки качества усвоения темы. Задания по темам Фонетика, Орфоэпия, Лексика, Фразеология, Графика, Морфемика, Морфология. Включает задания: продолжить высказывание, найти правильное определение, найти правильный ответ, вставить букву. Оценивание производится из расчета: 20 заданий, максимальная оценка 5 баллов, то есть 5/20=0,25. 5 - от 17 до 20 верных заданий, 4 - от 13 до 16 верных заданий, 3 - от 9 до 12 верных заданий, 2 - от 5 до 8 верных за...
  • Образовательное событие Гимназический бал Одним из важнейших принципов организации ключевых дел в нашей гимназии является событийный подход. Мероприятие Гимназический бал, о котором пойдет речь в работе, - это настоящее событие, оно традиционно проходит в марте и посвящено Дню рождения Гимназии. В течение 6 месяцев (это период от замысла до воплощения) в гимназии идет подготовка этого мероприятия. Учащиеся 8-11 классов и учителя разучивают бальные танцы, разрабатывают сценарий, готовят костюмы. Данный сц...
  • В помощь пишущему сочинение-рассуждение о роли пунктуации. Чтобы справиться с работой, необходимо знать «Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2. 1)»В помощь пишущему сочинение-рассуждение о роли пунктуации. Чтобы справиться с работой, необходимо знать Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) Баллы С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления 2 Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления. 1 Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления. 0 С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления 2 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления. 1 Экзаменуемый привёл 1—2 примера-аргумента из текста, не соответствующих обоснованиям, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста, или экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления. 0 С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0 С1К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости. 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1—С1К4 7 Таким образом, чтобы написать сочинение-рассуждение по ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ необходимо: 1. Дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив ДВЕ (или более) функции языкового явления. 2. Привести 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. 3. Не нарушить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения: не допустить логических ошибок, не нарушить последовательность изложения и абзацное членение текста. 4... Знак препинания Смыслоразличительная функция знака препинания Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) · Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. · Передают логику предложения, связь между частями предложения. · Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами. · Передают на письме оттенки смысла. · Могут быть средством выражения состояния пишущего. · Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. · Знаки препинания отмечают начало... Запятая · Указывает на следование объектов и событий друг за другом. · Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов. Точка · Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. · Указывает на завершённость высказывания. · Указывает на законченность мысли. Вопросительный знак в конце предложения · Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. · Указывает на ожидание ответа. Восклицательный знак в конце предложения · Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. · Указывает на эмоциональную напряжённость Двоеточие · Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью) · Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания. Тире · Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов. · Указывает на следование событий друг за другом. · Указывает на временной интервал. · В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту. · Указывает на варианты названия. · Значение противоположности (Я мрачен - ты весел). · Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопре... Кавычки · Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору. · Обозначают границы прямой речи или цитаты. · Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет откреститься. Скобки · Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию. · Указывают на вспомогательный характер информации. Точка с запятой · Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя. Многоточие · Передаёт недосказанность, недоговорённость. · Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением. · Указывает на неполноту информации. · Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. В помощь пишущему сочинение Зачем нужна пунктуация Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться. В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три прос...
  • Изложение с элементами сочиненияТЕМА УРОКА: Изложение с элементами сочинения В скором поезде. ЦЕЛИ: научаться работать с текстом, с толковым словарём; производить лексический разбор слов; подбирать к словам текста синонимы; уметь делать выводы из прочитанного текста и самостоятельно излагать на бумаге; уметь рассказывать текст, опираясь на опорные слова; закрепят умение подробного изложения текста; работать над обогащением словарного запаса и правильным произношением слов. ОБОРУДОВАНИЕ: толковые словари, раздаточны...
  • Повторение по теме «Морфемика и словообразование» Тема: Повторение по теме Морфемика и словообразование. Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний. Тип: урок с использованием активных форм работ. Цели: Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова. Необходимо: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русс...
  • Методическая разработка литературно-музыкальной композиции по творчеству Б. Ахмадулиной В данной разработке представлены интересные факты из жизни и творчества поэтессы Беллы Ахмадулиной, её путь к успеху. 10 апреля 2015 года исполнилось бы 78 лет Белле Ахмадулиной – одной из самых талантливых поэтов второй половины XX века. Лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский назвал ее Сокровищем русской поэзии.Поэзия Беллы Ахмадулиной – это неповторимый и удивительный поэтический мир,в основе которого лежат ощущения. Вот уже более полувека читатели и истинные...
  • Программа элективного курса по русскому языку Пояснительная записка Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, ... № п/п Тема Количество часов Дата I. Вводные занятия 1 Прежде чем писать сочинение 1 2 Основные требования при написании сочинений 1 II Пишем сочинение 3 Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие; текст: тема, проблема, позиция автора 1 4 Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение 1 5 Организация материала при помощи плана 1 6 Роль эпиграфа и цитирования в сочинении 1 7 Анализ предложенного учителем сочинения 1 8 Средства художественной выразительности : 1. Тропы 2. Фигуры речи 2 III Сочинение разных жанров 9 1. Сочинение – доклад 2. Сочинение – литературный обзор 3. Сочинение – читательский отзыв 4. Сочинение в жанре литературно-критической статьи 5. Сочинение – характеристика литературного героя 6. Сочинение – читательский дневник 7. Сочинение – анализ лирического произведения 8. Сочинение – письмо 9. Сочинение – интервью 9 10 Практическая работа. Пишем сочинение 1 11 Саморедактирование сочинения 1 12 Сочинение – рецензия 1. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии 2. Оценочные слова и речевые клише 3. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…” 4. Подготовка к написанию рецензии 4 13 Практическая работа. Пишем сочинение – рецензия по тексту А. П. Чехова “Моя “Она” 1 14 Анализ ученических сочинений 1 15 Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений 1 16 Оформление и оценивание сочинений 1 17 Сочинение на свободную тему : 1. Свободные темы на литературном материале; 2. Свободные темы не на литературном материале; 3. Обзорные сочинения по литературе второй половины xx века 3 18 Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации ) 1 19 Итоговая работа. Пишем сочинение 1 20 Анализ ученических сочинений 1 Итого : 34 Содержание программы · Вводное занятие Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
  • Урок русского языка в 6-ом классеЦели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах. Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки для устного диктанта. Рекомендации по работе со слайдами: в конспекте будут указаны номера слайдов, смена слайдов производится по щелчку, но некоторые объекты на слайде появляются не сразу: в конспекте появление данных объектов б...
  • Мастер-класс: Применение технологии Развитие критического мышления в образовательном процессеЦели занятия: Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Написание Синквейна”, “Мои предпочтения”, “Выставка плаката”. Охарактеризовать роль нравственной оценки профессиональной деятельности педагога. Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок на профессию учителя и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценно...
  • Мастерская по литературе как форма организации учебной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС ОООНовый федеральный образовательный стандарт ориентирует школу на новые образовательные результаты. В поисках форм организации урока, которые бы обеспечивали реализацию современных целей образования, мы остановились на уроках-мастерских, т.к. именно мастерские позволяют осуществлять саморазвитие ученика, способствует творческому осмыслению учебного материала. Умения, сформированные в мастерской, позволяют нашим ученикам показывать достойные результаты в предметных олимпиадах и конкурсах. В ра...
  • Статья на тему: «Направления работы социального педагога с одаренными детьми»Статья на тему: Направления работы социального педагога с одаренными детьми. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми, в познавательной деятельности. Совершенствование совреме...
  • Тема урока: Басня как литературный жанр. И. А. Крылов. Басня «Квартет»Цели: 1.Познакомятся с басней как с жанром русской литературы; 2. Сформируют навыки и умения выразительного чтения басни; научатся анализировать басню, составлять характеристики героев,расширят словарный запас учащихся, развивать мышление, память; 3. Воспитывать нравственно - этические нормы поведения. Тип урока: урок усвоения новых знаний Методы: словарная работа, беседа, анализ, чтение по ролям, слушание, работа с презентацией, отгадывание кроссворда. Оборудование к уроку: презентация...
  • Конспект урока по теме: Прямая речьУрок-объяснение нового материала по теме Прямая речьПланируемые результаты: Предметные: . развить умение формулировать определение понятий;ввести понятие предложения с прямой речью;формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;обогащать словарный запас учащихся;совершенствовать орфографические и умения Мет...
  • Сборник материалов по русскому языку для самостоятельной подготовки к ЕГЭ ( Лексика. Фонетика. Словообразование)Сборник материалов по русскому языку для самостоятельной подготовки к ЕГЭ ( Лексика. Фонетика. Словообразование ) Содержание программы по русскому языку: Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии. Фонетика и орфоэпия.Звуки и буквы. Орфоэпические нормы.... 5-й класс. Понятие о системности лексики и фразеологии. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Тематические и лексико-семантические группы слов. Прямое и переносное значение. Синонимы, антонимы, омонимы. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Лексика русского языка с точки зрения употребительности. Фразеологические единицы и их значение. Фразеологизмы и свободные сочетания слов. Образование фразеологических единиц. Фразеологический словарь. Лексикография... Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Прямое значение слова черный или переносное? По какому признаку произошел перенос? Задание 22. Составьте несколько предложений со словом черный, покажите в своих примерах разные его значения. Задание 23. Определите значение прилагательного черный. В каком значении это прилагательное свободно сочетается со словами, в каком – нет? 1. Черного кобеля не отмоешь добела. (Пословица) 2. Черные мысли отцом овладели. (Н.Некрасов) 3. Ждут ее черные дни. (Н.Некрасов) 4. Твоя измена черная понятна мне, зме... 1. ...Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить 2. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – и толпой Понесли в пустую гору... (А.Пушкин) Задание 25. Определите значение слова горький в следующих предложениях. Какое значение прямое, какое – переносное? 1. После сладкого не захочешь горького. (Пословица) 2. Не знаешь ты мужицкой горькой доли. (Н.Некрасов) 3. ...был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. (И.Тургенев) В каком значении слово горький имеет устойчивую сочетаемость? Задание 26. Прямое значение слова оловянный – сделанный из олова, мягкого, ковкого серебристо-белого металла, например, оловя...
  • Занимательная викторина для детей старшего школьного возраста Биография и творчество А. С. ПушкинаДанная викторина составлена для детей старшего школьного возраста. Состоит из двадцати шести вопросов из биографии и творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Предложены варианты ответов. Соответствует программным требованиям. Викторины - полезный вид внеклассной работы. Они вызывают интерес учащихся к литературе, помогают лучшему усвоению программного материала, обогащают знания школьников, повышают их общую культуру. При подборе вопросов постаралась учесть, что участие...
  • Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству Сергея ЕсенинаВнеклассное мероприятие, посвящённое творчеству Сергея Есенина было апробировано в Айыртауской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного мероприятия - расширить знания учащихся о жизни и творчестве Сергея Есенина, вызвать интерес к его поэзии, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к Родине, матери, природе, к поэзии. Данный урок понравился и запомнился моим воспитанникам. Я надеюсь, что данная разработка послужит допо...
  • Образовательное событие Гимназический бал Одним из важнейших принципов организации ключевых дел в нашей гимназии является событийный подход. Мероприятие Гимназический бал, о котором пойдет речь в работе, - это настоящее событие, оно традиционно проходит в марте и посвящено Дню рождения Гимназии. В течение 6 месяцев (это период от замысла до воплощения) в гимназии идет подготовка этого мероприятия. Учащиеся 8-11 классов и учителя разучивают бальные танцы, разрабатывают сценарий, готовят костюмы. Данный сцен...
  • Педагогическое эссе Петлиной В. А Какой будет Россия завтра - во многом зависит от образования: как подготовит подрастающее поколение к жизни учитель, какие идеалы сформирует. Более двадцати лет не утихают споры вокруг того, каким должно быть образование. Для меня оно ассоциируется со словом новое - качественное, эффективное и доступное. Этим новым является модернизация всей системы образования – приведение в соответствие результатов с запросами общества. Основные идеи современного образования – гум...
  • Л. Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания Новой азбуки и Русских книг для чтения; обучение анализу художественного произведения через противопоставление героев; углубление знаний жанровых особенностей сказки, были, басни; б) развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; формирование коммуникативных компетентностей; навыков анализа языкового явления; в) вос...
  • Урок литературы «Пред ликом священной природы…» (Современное звучание проблемы «Человек и природа» в поэзии XIX-XX веков)Урок литературы Пред ликом священной природы посвящён современному звучанию проблемы Человек и природа в поэзии 19-20 веков. Данный урок был мною апробирован в 2012-2013 учебном году в Айыртауской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Получил высокую оценку коллег. На уроке ребята читали стихи, обсуждали экологические проблемы Казахстана и других стран. Кроме этого воспитанники школы-интерната предлагали своё решение многих проблем загрязнения окружающ...
  • «Живая» душа Чичиков или «мертвая»?Цели: научить полноценному восприятию текста, расширить представление обучающихся об использовании писателем детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию; развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально откликаться на прочитанное; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления своего опыта. Задачи: исследовать причины падения души Чичикова; помочь прийти к самостоятельным выводам о композиционной роли образа Чичикова; мотивировать деятельн...
  • Л. Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесеЦели занятия: а) обучающая: дополнить сложившиеся представления учащихся о личности великого писателя, его творческой и общественной деятельности в 80-е годы XIX столетия; помочь увидеть проблематику комедии Плоды просвещения, стилевые особенности; б) развивающая: развитие исследовательских умений и навыков; навыков самостоятельного постижения и восприятия творчества Л.Н. Толстого, соотнесения их со своими внутренними представлениями; ... Содержание этапов. Методы и формы работы. 1. Мотивационное начало (обращение к эпиграфу). Эвристическая беседа. 2. Выход на тему урока. Результаты проведенных исследований. 3. Работа с текстом. Выборочное чтение. Эвристическая беседа. Частичнопоисковая работа по теме. 4. Актуализация новых знаний. Кластер Элементы комедийного стиля в пьесе. 5. Итоги занятия. Рефлексия. 6. Домашнее задание. Задания репродукционного характера. Наглядность и оборудование. 1. Эпиграф к занятию: Какая правдивость взглядов на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей этой пьесе! (И. Е. Репин.) 2. выставка Творчество Л.Н. Толстого в 20-е годы XIX века. 3. Медиотека. Презентация к занятию. 4. Словарь: комедия, спиритизм.
  • Методическая разработка к презентации Музей-квартира А. А. Блока Текст данной разработки сопровождает презентацию Музей-квартира А.А.Блока . Последний дом Блока на Офицерской улице… Переехал сюда он 24 июня 1912 года. Он любил городские окраины, Коломну, реку Пряжку, тополя на её тихих берегах и траву. В ноябре 1980 года на бывшей Офицерской улице в доме № 57 открылся музей Александра Блока. В комнате абсолютно ничего не было лишнего… - вспоминает современник Блока поэт Сумароков. На привычном месте у окна-старый письменный стол и дедовское кресл...
  • Конспект урока Предложения с однородными членамиТема урока: Предложения с однородными членами. Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма урока: традиционная. К уроку подготовлено необходимое компьютерное оборудование и карточки с дидактическим заданием. Урок был выстроен с использованием компьютерных технологий, что способствовало более интересному обобщению и систематизации изученного материала по теме, а также повышению качества образования обучающихся. Кроме этого, присутствовали здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, обращен...
  • Мастерская по литературе как форма организации учебной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС ОООНовый федеральный образовательный стандарт ориентирует школу на новые образовательные результаты. В поисках форм организации урока, которые бы обеспечивали реализацию современных целей образования, мы остановились на уроках-мастерских, т.к. именно мастерские способствуют творческому осмыслению учебного материала. Умения, сформированные в мастерской, позволяют нашим ученикам показывать достойные результаты в предметных олимпиадах и конкурсах. В работе представлены основные этапы мастерской, ...
  • Самое красивое и умное животное -лошадьУрок развития речи по русскому языку в 7 классе. Тема: Самое красивое и умное животное- лошадь. Цель: - развитие связной речи; - привить детям любовь к животным, бережное отношение к ним, природе; - творческий поиск интересного. Эпиграф: Никакие суперавтомобили не вытеснят лошадей, равно как никакая техника не заменит живую природу. Людям всегда будет нужна живая красота.Алан Маршалл, (австралийский писатель) Подковы и масти - людям на счастье. Ход урок...
  • Мероприятие по русскому языку и литературе. Игра ЗнатокиМероприятие по русскому языку и литературе. Игра Знатоки. Цель: воспитывать любовь к русскому языку и литературе; развивать мышление, сообразительность. Отборочный тур. Задание 1. Расположите по алфавиту: Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Маяковский. Кто первым дает правильный ответ, тот начинает игру. Правила игры: задается игроку 10 вопросо...
  • Языком сердца говорю. .. (Адресаты лирики Пушкина)Цели: - знакомство с лирикой А.С.Пушкина (развитие компетенций познавательной деятельности, ценностно-смысловой ориентации в мире и компетенции информационных технологий); - совершенствование навыков анализа поэтического текста и выразительного чтения (развитие компетенции информационных технологий, компетенции общения, компетенции познавательной и продуктивной деятельности); - обращение к нравственным истокам души ( развитие компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, компетенции интегр...
  • Собственные и нарицательные имена существительныеТема: Собственные и нарицательные имена существительные. Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных. Задачи: Образовательные: - формировать представление детей об основном назначении имен собственных; - ввести термины имена собственные и имена нарицательные; - закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных. Развивающие: - развивать у учащихся орфографическую зоркость, ло... Записать число, классная работа. Записать минутку чистописания. (А, В) III. Актуализация знаний. (Индивидуальная работа по карточкам.) Словарная работа. ( Один ученик пишет у доски в два столбика-одуш.,неодуш. Повторяем правило.) Севастополь, Москва, город, река, ученик, Волга, Альма, Вася, Алёна. - Почему некоторые из этих слов надо пишутся с заглавной буквы? IV. Постановка темы и целей урока. Целеполагание (дети самостоятельно определяют цель урока) - А сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах. Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание. - Распределите...
  • Слагаемые нового качества начального общего образования в условиях реализации ФГОССлагаемые нового качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества, в противном случае оно совершенно бесполезно. Р.Киплинг Образование сегодня является важнейшей сферой социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание и направленность отражают образовательные программы и стандарты. В центре образовательного процесса находится потребитель знаний ... качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся; качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.); качества образовательных технологий; качества управления образовательными учреждениями (создание условий образовательного процесса, организация учебного процесса ,контроль и оценка качества образования). Ключевой фигурой образовательного процесса сегодня является учитель. Он является главным источником качества обучения, развития и воспитания школьника. Именно от нашего образования, компетенции, опыта, способностей, мотивации, инновационной и научно- исследовательской активности зависит качество подготовки наших обучающихся. От успешности учителя лежит путь к успешности ученика. Понимая, что реализация ФГОС прежде всего коснется нас, необходимо много готовиться к его внедрению. С этой ... технологий, методов, форм обучения, приемов, и иных педагогических ресурсов урочной и внеурочной деятельности. С первых уроков необходимо было создать такие условия обучения учащихся, которые позволили обеспечить максимальное включение в учебную деятельность каждого ребенка, учитывая его психологические и возрастные особенности. Этому способствовало использование проблемно – поискового метода: загадок, ребусов, заданий и вопросов Для самых любознательных, инициирующих детское действие, а также преобладание учебных игр эвристической н...
  • Выступление на педсоветеТехнология развития критического мышления на уроках русского языка и литературыВесьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка стала проблема усиления коммуникативно - деятельностного подхода в преподавании русского языка. Данный подход к изучению русского языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения. Традиционная организация образовательного ...
  • Тема: Мир и согласие между людьми Цель: раскрыть и углубить ценность ненасилие через понятия мир, согласие, толерантность. Через уважение к себе, к другим людям Задачи: · раскрыть понятие миролюбивый человек, · развить потребность учащихся в дружбе и доброте друг другу · воспитание чувства уважения к людям независимо от цвета кожи, национальности, традиций, взглядов. Ход урока: 1.Орг момент. Позитивный настрой. Свет ...
  • Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном оборотеМы закончили большую, сложную тему - Причастия. В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие. Часть дее означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в т...
  • Конспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку по теме Типы речи. Урок разработан по технологии РКМ для учащихся 7 класса с неруским языком обучения. По составлению постеров Вы можете выбрать любые темы. Учащиеся по окончании урока научатся: отличать типы речи друг от друга;применять полученные знания при работе с текстом; различать и составлять разные тексты разных типов речи; проводить рефлексию при групповой работе; достигать делового взаимодействия. По типу урок изучение нового материала.В процессе урок...
  • План по самообразованию Деятельностный подход при подготовке к ЕНТПлан самообразования учителя русского языка и литературы Воробьёвой Елены Юрьевны по теме: Деятельностный подход к освоению содержания образования по русскому языку и литературе при подготовке учащихся к ЕНТ на 2011-2013 учебный год. Цели самообразования: 1. Внедрение в учебный процесс деятельностных форм обучения. 2. Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов и приёмов формирования учебной мотивации школьников....
  • Тема: Правописание гласных в корнях, определяемых ударением: -гар-– -гор-, -зар-– -зор-, -твар-– -твор-и дрДанный урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием, составленным согласно нормативно-правовому документу: Учебные программы по предметам образовательной областиЯзык и литература для 5–9 классов общеобразовательной школы – Астана, 2013. / Авт-сост.:Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина, 2013 Урок построен в соответствии с идеями 7 Модулей уровневой Программы. Использованы такие модули как Развитие критического мышления, Диалоговое обучение...
  • Методы развития критического мышления в практике подготовки к ЕГЭ по русскому языку В статье рассматриваются методы развития критического мышления в работе с текстом при подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка.Основой данной технологии является трёхфазовая структура урока: · вызов (активизация, мотивация), · осмысление (активное чтение, слушание), · рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация). Использование описанных методов позволяет активизировать работу обучающихся, при этом формировать когнитивные умения в работе с текстом.Статья...
  • Роль суффикса -а-в написании е-и в корнях с чередованиемРазработка урока на тему Роль суффикса -а- в написании е-и в корнях с чередованием. Цели урока: Образовательная: продолжить формирование умения различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением. Развивающая :развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать, высказывать и доказывать свои мысли. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку, прививать интерес к предмету. . Тип урока: урок закрепления знаний
  • Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5-х классов Счастливый случайДанное мероприятие проводится после изучения темы Лексика. Способствует развитию интереса к изучению языка, ненавязчиво знакомит со словорями. Содержит научный материал о словарях, информацию о словарном составе русского языка. Рассматриваются такие вопросы:сколько примерно русских слов существуют на свете? Возрастает или уменьшается их общее число? Чего у нас больше - исконно русских или пришлых слов? Каков их возраст? Иначе говоря, когда они появились на свет.
  • Мини-тесты по русскому языку на тему Запятая в СПП при сочетании союзовТема Запятая в СПП при сочетании союзов не является сложной при условии,, что дети четко видят структуру предложения, могут разграничивать простые предложения в составе сложного. Данный мини- тест позволит проверить , насколько хорошо усвоена данная тема. Задания однотипны для 2-х вариантов.Задания можно использовать на уроке в качестве материала для графических диктантов. Условия: если в предложении нужно ставить запятую-ставим 1, если нет-0. Используя ключ для проверки, можно в кратчай...
  • Рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 9-го класса (Часть 2) Рабочая тетрадь оформлена как брошюра для самостоятельной работы ученика на уроке и дома. Содержит тестовые и проверочные задания для проведения дополнительных занятий , а также для определения качества знаний изученного материала по синтаксису сложносочинённого и сложноподчинённого предложений за курс 9-го класса. Большая часть заданий на усвоение темы Типы придаточных в СПП Перед выполнением некоторых тестов предлагается вспомнить правила (примечания Повторим!) На усмотрение учени...
  • Интерактивная модель обучения на уроках литературыДанный материал представляет собой обобщение опыта по интерактивной модели обучения на уроках литературы. Интерактивная модель урока своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых ученики активно взаимодействуют между собой, а преподаватель перестаёт быть центральной фигурой и главным источником информации. Его роль – дать общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся. Источником информации для ребёнка становятся книги (художественные тексты), слов...
  • Научно-исследовательская работа История одного портрета Портреты М. В. Нестерова дооктябрьского времени еще недавно представлялись основательно изученными. Занявшие исключительное место в творчестве художника, они всегда находились в центре внимания критиков и историков искусства. Казалось, что ко всему сказанному о них трудно что-либо добавить. Однако открывшиеся в последние годы новые исследовательские материалы расширяют круг портретируемых мастером лиц, а в оценки его хрестоматийно известных портретов вносят новые нюансы и акценты. В условия...
  • Микротопонимы села Ревезень Перевозского района Нижегородской областиДанное исследование посвящено основной центральной единице языка - слову. Все имена существительные в русском языке делятся в зависимости от их номинативного характера на две группы: имена существительные нарицательные и имена существительные собственные. В этом исследовании нас интресуют имена собственные, являющиеся наименованиями единичных предметов, выделяя их из ряда однородных. Речь идет о географических названиях - топонимах, вернее, о названиях мелких географических объектов - микторотоп...
© 2010-2018