Русский язык и Литература

  • План работы кафедры русского языка и литературыПЛАН РАБОТЫ методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ с. Новокулево на 2014-2015 учебный год № п/п Обсуждаемые вопросы Сроки Ответственные 1. 1. Роль МО в совершенствовании педагогического мастерства учителей гуманитарного цикла: анализ работы за прошедший учебный год. августа 2012 года Руководитель МО 2. Обсуждение и утверждение плана работы на 2014-2015 учебный год. Руководитель МО 3. Рассмотрение и утверждение рабочих программ педагогов. Руководитель МО 2. 1. Анализ результатов ЕГЭ и ГИА. Планирование работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. сентябрь Экзаменущие учителя, 2. Определение содержания, форм и методов повышения квалификации и аттестации педагогов школы в 2014/2015 учебном году. Руководитель МО 3. Утверждение материалов для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам гуманитарного цикла в 2014-2015 учебном году Руководитель МО 3. 1.Подготовка к переходу на новые стандарты в основной школе.(ФГОС) ноябрь 2. Мотивация обучающихся на уроках гуманитарного цикла. Учителя 3. Итоги школьного тура предметных олимпиад. Руководитель МО 4. Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по итогам первой четверти. Учителя 4. 1. Применение современных образовательных технологий на уроках гуманитарного цикла. январь Учителя 2. Совершенствование профессиональной культуры учителя. Руководитель МО 3. Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по итогам второй четверти. 5. 1. Рассмотрение нормативно-правовой документации по организации и проведению ЕГЭ, ГИА. март Руководитель МО 2. Преодоление психологического барьера в изучении русского языка и овладении иностранными языками. Учителя 3. Анализ открытых мероприятий, проведенных в рамках предметных недел. Руководитель МО 4. Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по итогам третьей четверти. Учителя 6. 1. Отчёт аттестующихся учителей по темам самообразования. Обобщение передового опыта. апрель Аттест. учителя 2. Утверждение экзаменационного материала. Руководитель МО 3. Рассмотрение перечня учебников на 2015-2016 учебный год. Обзор методических новинок. Библиотекарь 4. Итоги успеваемости за учебный год. Учителя Руководитель МО : Ахтарьянова Ф.Д.
  • Урок русского языка на тему Ударение. Типы ударенияВ век современных технологий люди перестали грамотно писать и говорить. Поэтому урок, посвященный правильному произношению слов, является актульным. Цель урока: Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями русского ударения, типами ударений; формировать орфоэпические навыки в целях подготовки к ЕГЭ. Выявить смыслоразличительную роль ударения. Развивающие: развить речь обучающихся, творческие способностей, логическое мышление (умения анализировать и синтезировать). Воспитательные: в...
  • Сочинение ко Дню материСочинение ученицы Довгой Александры Спасибо, что ты есть! На свете добрых слов немало, Но всех добрее и важней одно: Из двух слогов простое слово МАМА И нету слов дороже, чем оно. Мама… Много теплых слов сказано и написано в адрес самых дорогих нам людей. К сожалению, я не помню свою маму. Мне было 3 года, когда она умерла при родах. Она была еще очень молода, ей бы еще жить и радоваться нами, ее детьми. А нас у нее семеро. Ты одна меня понимаешь, Ты одна мне поможешь в беде, Ты, конечно...
  • Конспект урока литературы на тему Валентин Распутин Прощание с МатеройНа данном уроке ученики получают возможность выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста произведения, работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации. Учащиеся учатся воспринимать художественный текст как произведение искусства, научаться определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы, выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отно...
  • Учебно-методический комплекс по МДК 01. 02Учебно-методический комплекс МДК 01.02 Теоретические и методологические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста может быть использован: для подготовки специалистов дошкольных образовательных организаций (ДОО). для дополнительной подготовки педагогов работающих с детьми, не посещающих ДОО, с кратковременным пребыванием, для детей, посещающих ДОО и обучающихся по общеобразовательным программам. для индивидуальной подготовки детей к школе в условиях семейного воспитания (гувернер). для подготовки воспитателя, работающего в семейном детском саду.
  • Урок литературы на тему Базаров и родителиДанный урок посвящен взаимоотношениям Базарова с родителями. Учит обучающихся надлежащим образом относится к своим родителям, уважать их чувства.Цель урока - расширить психологический портрет Базарова, развивать читательский интерес, воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.На уроке использована вопросно-ответная форма. Есть работа по портретам Базарова и иллюстрации к картине В. Перова Старики родители на могиле сына.Предварительно обучающиеся написали эссе о своих род...
  • Творческая работа Образ учителя в классической и современной литературе Представляю реферат ученицы 10 класса Коканович Моники, над которым мы работали в течение года. Надеюсь, он заинтересует коллег, т.к. тема очень интересна. Кроме родителей, на судьбу каждого ребенка сильно влияет личность педагога — человека, который призван учить и давать знания. И чаще всего именно он преподает главную науку жизни — науку быть человеком. Каким должен быть учитель, каково его предназначение? Учителю приходится быть не только предметником, но и ко...
  • Крестьянский мир в изображении А. ПотехинаЗадача: освоить идею произведения, которая растворена в художественной форме и содержании. Цели: 1.Расширить представление учащихся о литературе Ивановского края. 2.Развивать умение анализировать произведение, выявляя ключевые эпизоды, особенности характеристики персонажей и авторской позиции. 3.На материале произведения воспитывать такие нравственные качества, как сострадание, взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за других. 4.Закрепить навык передачи чувств героев...
  • Викторина Волшебный мир сказокСлово сказка засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова каза́ть[3]. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово баснь. Слово сказка предполагает, что о нём узнают, что это такое и узнают, для чего она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего ареала ...
  • Краткосрочный план урока литературы Жанровое своеобразие романа Война и мир Урок по изучению романа Льва Николаевича Толстого Война и мир. Тема урока: Жанровое своеобразие романа Война и мир. Цель урока: раскрыть своеобразие романа Война и мир. Задачи: 1. Рассмотреть, как Толстой определяет жанр Войны и мира, почему отказывается от термина роман; 2. сформировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру; 3. Организовать работу с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в р...
  • Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе (на материале документа образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе)Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку Нормы оценки… призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные ...
  • Мероприятие Любовью дорожить умейте Душная, безлунная Наступила ночь. Все о сыне думала, А сказали дочь. Хорошо мечтается В белизне палат… Голубые лампочки У дверей горят. Ветер стукнул форточко...
  • Интеллектуальная игра «О великий и могучий. .. !»Интеллектуальная игра О великий и могучий...! Цель мероприятия: 1) Приобщить учащихся к культуре, традициям и обычаям казахского, русского, английского народов. 2)Развивать интеллект, логическое мышление, память, речь. 3)Воспитывать познавательный интерес к языку, художественному слову, чувство коллективизма, взаимовыручки. Вступительное слово В наш век , век технологии, современный человек должен владеть тремя языками обязательно. Это жизненная необходимость. Как сказал Гете: Кто не з...
  • Таблица ответов к тесту Определение средств художественной выразительностиВ тексте могут встретиться уже существующие в русском языке слова, переосмысленные автором и употребленные в необычном для них сочетании, например: родниковый язык. Такие слова можно считать индивидуально-авторскими неологизмами только в том случае, если они приобретают в данном контексте некое принципиально новое значение, например: водяной – слесарь-сантехник, четвертовать – выставить оценки за четверть. В приведенном примере слово родниковый означает чистый, незасорённый и является эпитетом. Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору. Ночь цвела золотыми огнями. Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок. Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман. В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми). Сравнение как изобразительный прием бывает трудно отличить от случаев употребления союзов (частиц) как, будто, словно с другими целями. Это точно наша улица. Люди видели, как он скрылся в подворотне. Чтобы убедиться, что в предложении есть изобразительный прием сравнение, нужно найти, что с чем сравнивается. Если же в предложении нет двух сопоставляемых объектов, то в нем нет и сравнения. Это точно наша улица. — здесь нет сравнения, употреблена утвердительная частица точно. Люди видели, как он скрылся в подворотне. — здесь нет сравнения, союз как присоединяет изъяснительное придаточное. Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей. Чайник свистел, точно плохо настроенный радиоприёмни... Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова. На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова. На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. — В этом предложении метафора конь не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова. Ценность метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства. И осень огненный парик срывает ливневыми лапами. Повторите самостоятельно это все: Антитеза; Градация; Устаревшие слова как изобразительный приём; Разговорная и просторечная лексика как изобразительный приём; Фразеологизмы как изобразительный приём; Оксюморон; Сравнение; Метафора как изобразительный приём; Гипербола; Олицетворение; Эпитет; Перифраза; Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; Лексический повтор; Синтаксический параллелизм; Неполнота предложений (эллипсис); Прямая речь как изобразительный прием; Ин...
  • Причастие как особая форма глаголаПричастие как особая форма глагола. Цели:1. Формировать у учащихся понятие о причастии, как особой форме глагола .развивать умение различать действительные причастия настоящего времени от прошедшего. Овладеть умением находить причастия; 2Развивать способность актуализации знаний через критический подход к пониманию новой информации 3.Воспитывать уверенность в себе и понимание ценности своего мнения .. Тип урока: изучение нового материала ...
  • Открытый урок по русскому языку Знакомство с учебником «Русский язык». Какая бывает речь?Урок 1 разработан для 2 класса. Автор учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: Знакомство с учебником Русский язык. Какая бывает речь? Цель: - познакомить ребят с новым учебником и системой работы с ним. - познакомить с понятиями устная речь, письменная речь, речь про себя; расширить и обобщить знания о видах речи; продолжать учить отвечать полным ответом - воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в команде; воспитывать умение слушать учителя...
  • Подготовка к егэ по литературеВарианты заданий по типу С -3 по литературе. Задание представляет собой вопрос, который проверяет: 1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте; 2) умение анализировать содержание текста; 3) умение обобщать наблюдения над художественным текстом; 5) умение логично и последовательно излагать мысли; 6) умение соблюдать нормы речи. Ответ предполагает знание авторской позиции и аргументацию собственной позиции с опорой на текст произведения. В задании содержится алгоритм рассуждения...
  • Программа курса дополнительных образовательных услуг Точка, точка. запятаяПрограмма курса дополнительных образовательных услуг по русскому языку Точка, точка, запятая… непосредственно связана с основным курсом русского языка 8 класса и направлена на углубленное изучение простого предложения. Программа включает в себя: • теоретический материал; • вопросы и задания практического характера; • вопросы и задания занимательного характера. Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе расширению лингвистического кругозора и росту речевой культур...
  • Разработка урока русской литературы по темеитая произведения Сулейменова, мы удивляемся: какие это сложные стихи! Его стихи – это публицистика. В ней сложные явления, сложные события жизни. Критические события, политические. В этом Сулейменов, возможно, напоминает Маяковского, он тоже делает предметом поэзии суровую прозу жизни. Олжас Сулейменов по-восточному очень темпераментный, страсти кипят и выплескиваются. У него нечасто встретишь стройные, отмеренные по размеру строки. Это не от небрежности, неумелости. Стихотворный размер сбивает...
  • Доклад на тему Системно - деятельностный подходВ этом докладе идет речь о том что, нынешние школьники живут в условиях обновления знаний телеведения , интернета. Сегодня мы наблюдаем за школьниками и пытаемся ответить на многие вопросы. Почему у современного школьника бедный словарный запас,употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического мышления,узкость кругозора ? Вот далеко неполный перечень проблем нынешнего ученика. Именно на уроках русского языка и литературного чтения происходит форрмирование базовых компетенций как общ...
  • Научно-исследовательская работа по литературе Научно-исследовательская работа по литературе Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века. Цели исследования: проследить трансформацию образов былинных богатырей в мультипликации; исследовать способы воздействия фольклорных клише на зрительское восприятие; проанализировать влияние на младших школьников мультипликационных стилизаций под былину на этапе восприятия былины как жанра и формирования отношения к главным героям былин. Объект: образы богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXIвека. Предметом исследования являются мультфильмы Алёша Попович и ...
  • Урок русского языка Поэзия подвига Урок русской литературы в 11 классе Учитель: Тумгоева Р.Н. Тема урока: Поэзия подвига. Вид: урок усвоения нового материала. Тип: урок-пресс-конференция. Эпиграф: Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! А.Т. Твардовский Цели урока: 1. Обучающая: формирование представлени...
  • Урок литературы в 5-м классе. И. С. ТургеневТема урока:Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа Муму. Знакомство с героями. Цели урока: · Познакомить с биографией И.С.Тургенева · Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа. · Показать своеобразие Тургенева-повествователя. · Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода. План урока: · Обзор биографии И.С.Тургенева (сообщение учащихся ). · История создания рассказа Му...
  • Разряды наречий по значениюКонспект урока русского языка, который был представлен на конкурс методических разработок в рамках акции Ёлочка, живи!. Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС: информационная карта урока, реализация технологии двуполушарного обучения, вариативное домашнее задание, метапредметная направленность. К уроку прилагаются два авторских видеоролика: Ели и сосны - краса России и Креативные ёлочки. Оба видеоролика сопровождены прекрасной музыкой. Материалы, приведённые в ходе урока мо...
  • Урок-путешествие по теме Наречие в 7-м классеУрок-путешествие по теме Наречие в 7-м классе Цели урока: обобщение и углубление знаний учащихся о наречиях, совершенствование умений применять полученные знания; самостоятельно отбирать материалы из разных источников и готовить на его основе выступления перед товарищами; умение выступать перед аудиторией; воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка. Эпиграф к уроку. Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.... 1 ученик 2 ученик 3 ученик по-медвежьи слева по-русски Вдвоём по-заячьи издавна во-вторых свежо налево Яростно сначала затемно Бережливо бок о бок ещё Горячо во первых никогда Издавна сплошь прочь видимо-невидимо удобно мужественно кое-куда чудесно куда-то вскачь еле-еле Точь-в-точь замуж отлично снова Штрафное задание – морфологический разбор одного из наречий. Учитель: Мы спускаемся со скалы Грамотных, и нашим взорам предстаёт чудесная картина: среди пышной зелени величаво течёт река Архаизмов. Мы с вами знаем, что архаизмами называются устаревшие слова, которые давно забыты. Интересно, что можно выловить в такой реке? Давайте послушаем доклад Обломки далёкого прошлого. Выступление ученика: Наши наречия являются любопытнейшим разрядом слов, их по праву можно назвать живыми ископаемыми. ...
  • КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…» В своей разработке я предлагаю продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта; учить видеть прекрасное ; учить анализировать поступки героев; формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы; отличать доброе от злого, развивать мышление, речь; развивать навыки выразительного чтения; прививать любовь к родному языку, своей Родине; прививать любовь к чтению. - Весь наш мир состоит из противоречий: постоянное и изменчивое переплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире непреходящие ценности, рожденные величайшими гениями и выросшие из народных корней. .
  • Разработка урока литературы по повести В. ЗакруткинаПрославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни! (Урок-размышление по повести В.Закруткина Матерь человеческая) рекомендовано проводить в 6 классе. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Страшные испытания не сломили эту женщину. Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого. Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, ...
  • Чтение и мы. Стратегия чтенияСистематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). В начале изучения основ критического мышления, осенью 1997 года, мы, учитывая, что Блум можно перевести с немецкого языка как цветок, решили сделать теоретические пост...
  • Поздравления учителям на Новый ГодНа зависть пессимистам— Александр Павлович, что же за сумасшествие происходит с нами ежегодно в один и тот же день — 31 декабря?— Такова природа человека — сердце его всегда ждет чего-то необыкновенного, вернее, обыкновенного чуда. Ведь когда ты веришь в чудеса, идти по жизни легко и весело. Тех, кто всей душой верит в волшебство, мы называем оптимистами. С одной стороны, мы смеемся над ними, объясняя их оптимизм легкомысленностью, недостатком информации. С другой стороны, завидуем им белой зави...
  • Проектная деятельность учащихся на уроке литературыНа мой взгляд, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. При построении организации исследований в рамках образовательного процесса наиболее важными становятся следующие моменты: -выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя; -хорошее осознание учеником сути проблемы; -взаимоответственность и взаимопомощь учи...
  • Программа оздоровительного лагеря город детстваРазработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей так же была вызвана следующими факторами: – повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников; –необходимостью упорядочить сложившуюся систему организации летнего отдыха; – обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет; – модернизацией старых форм работы и введением новых; – необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в р...
  • Комбинированный урок «Мне звезда упала на ладошку» или «Физики в гостях у лириков»Цель урока: Сформированность коммуникативной компетентности учащихся; Привитие любви к русской поэзии; Развитие познавательной активности к астрономии. Продолжение работы по формированию логического мышления; умения объяснить природные явления, изображенные в русской поэзии. Наглядность к проведению урока: Плакаты: 1. Наш адрес во Вселенной: Метагалактика (фотография). Галактика. Солнечная система (фото). Планета Земля Открылась бездна, звёзд полна, Звёздам числа нет, - бездне – дна М.Ломоносов. 3. Во все века одна и та же судьба и формул, и стихов 4 Средства ИКТ (ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска) 5. Музыкальное сопровождение (Две Звезды в исполнении А.Пугачевой и В.Кузьмина, романс Гори, гори моя Звезда в исполнении А.Герман. ( Звучит музыка Притяжение Земли в исполнении Л.Лещенко)
  • Внеклассное мероприятие по литературе Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работаВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПРОВЕДЕННОЕ В 11 КЛАССЕ В РАМКАХ ДЕКАДЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Цели: 1. Познакомить учащихся с основными видами искусства, посвященными Великой Отечественной войне. 2. Развивать навыки художественного чтения. 3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма. Оформление вечера: выпуск стенгазеты Сороковые, роковые выставка книг о войне, рисунков; стенды с репродукциям картин День Победы В. Сидорова, Осень 1941. Солдатки Май 1945 А. и С...
  • Внеклассное мероприятие Рыцарский турнир Внеклассное мероприятие в игровой форме способствует формированию у мальчиков потребности самосовершенствоваться, сплочению коллектива в классе, проявлению интересов и наклонностей ребят, развитию творческих способностей, логического мышления, обогащению словарного запаса, воспитанию культуры речи, дружеских чувств (высказывания о доброте, сердечности), интереса к учебному предмету.Мероприятие проходит в виде конкурса. Класс делится на две команды. Выбираются капитаны команд. Конкурс состои...
  • Организация самостоятельной работы студентов по МДК 04. 02 Основы анализа бухгалтерской отчетностиВ условиях внедрения ФГОС третьего поколения необходимостью стало качественное методическое обеспечение организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В данной разработке определены виды, формы самостоятельной работы по МДК Основы анализа бухгалтерской отчетности, формы и методы контроля выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Разработка создана для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет, но будет, я надеюсь, полезна и для педагогических работников как п...
  • Учитель, перед именем твоим… (программа духовно-нравственного воспитания)Данная программа по духовно-нравственному воспитанию, рассчитана на учащихся средних общеобразовательных школа, разработана с учетом возрастных и физиологических особенностей учащихся, интересов, склонностей и направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся. Программа основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуется в совместной деятельности школы, се...
  • Роль наречий в текстах разных стилей. . (Обобщающее повторение по теме «Наречие») 1.Систематизация знаний учеников о наречии, о роли наречий в текстах разных стилей. 2. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуни- кативных умений учеников. 3. Развитие навыков анализа текста. 4. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительности речи. Средства: устные сообщения, материалы презентации творческих работ, опросы в виде текста, анализ текстов, пи...
  • Достопримечательности р. Березовая (Пермский край) Татарский мост Татарский мост – находиться в устье р. Собачья. Сплав по р. Берёзовая начинается именно от Татарского моста. · Река Берёзовая Река Березовая — на Северном Урале, в Пермском крае, левый приток Колвы, образуется из слияния трех Рассох — Северной, Восточной и Полуденной (Южной). Все они берут начало на хребте Березовский (Березовый) на высоте 350-400 м., место их слияния называется Лун-Вож (У Рассох). Протяженность реки — 183 км, с учетом р.Северная Рассоха—208 к...
  • Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» Роман Обломов - художественное произведение, имеющее неповтори Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе Обломов мые черты и свойства, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения. Это художественное своеобразие, художественное мастерство достигается путем использования автором в произведении различных способов создания образов, организации художественной речи, способов выражения авторской позиции. Урок создает условия для изучения художественного...
  • Консультация для родителей «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной»Прогулка с маленьким ребенком зимним днем − это всегда опасения, как бы не замерз. Если 4−5-летний ребенок не занят интересной игрой, не бегает, не катается, а чинно прогуливается с вами за ручку или важно восседает в санках, то весьма вероятно, что скоро он начнет замерзать и попросится домой, в тепло, А сколько радости и пользы могут принести, например, горки, с которых можно скатиться не только на санках, но и на ледянке — специальной пластмассовой тарелке или фанерке, а то и просто на пятой...
  • Литературный вечер, посвящённый Н. ЗаболоцкомуЛитературный вечер Я воспитан природой суровой, посвящённый 110-летию со дня рождения Николая Заболоцкого. Цель: - пробудить у учащихся интерес к жизни и творчеству Н.А.Заболоцкого; - совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений; - воспитывать у учащихся любовь к поэзии, к окружающей нас природе, к труду, научить видеть неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость и показать, что для поэта главное - духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем ...
  • Роман Мастер и Маргарита М. БулгаковаТесты позволяют выявить уровень литературного развития учащихся, проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа текста и степень развития письменной монологической речи учащихся, уровень знания содержания произведения. В данной разработке присутствуют три варианта тестов на знание содержания романа Мастер и Маргарита Михаила Афанасьевича Булгакова. Тесты предназначены для проведения текущего и промежуточного контроля за знаниями и умениями учащихся 11 класса. Тесты с...
  • Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. ЛермонтоваТема урока: Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова (Герцен) Цели урока: · знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова; · понимать своеобразие художественного мира поэта; · совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства); · р...
  • Литературно-музыкальная композиция (200-летию М. Ю. Лермонтова)Нет нужды говорить и доказывать, что Лермонтов был великий поэт: в этом уже давно и единодушно согласились все, кто только не лишен здравого смысла и эстетического чувства. Блеск поэтического ореола загорелся над головою молодого поэта тотчас же со времени появления первых его опытов. Немного Лермонтов сумел произвести, но это немногое тотчас же дало ему, во мнении общества, место подле Пушкина.В. Г. Белинский Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова — одна из самых великих вершин русской и мирово...
  • Конспект интегрированного урока чтения и музыки по стихотворению Ф. Тютчв Чародейкою Зимою Тип урока интегрированный, который сам по себе предполагает здоровьесбережение учащихся. Видов интегрированных уроков два: 1. –конструирование и проведение двумя и более учителями разных дисциплин; 2. конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим подготовку по соответствующим дисциплинам. Мы выбрали первый вид. Такой урок позволяет увеличить количество видов деятельности, рационально их использовать. В рамках урока были задействованы наглядные, технические, дидактические средства об...
  • ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ПРИ СДАЧЕ ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Статья адресована учителям русского языка, работающим в 9-ых классах. Автор выделяет основные затруднения девятиклассников при написании сочинения на лингвистическую тему: неумение анализировать текст, строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи, уход от собственной мысли во время ее доказательства и др.; знакомит со своим опытом работы по созданию текстов сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, начиная с 5-6 классов. Более подробно в статье описывается а...
  • Технологическая карта урока на тему: Роль имен прилагательных в речи Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2012 Тема урока: Употребление прилагательных в речи.. Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Попробуйте представить то, о чем я буду говорить. Слайд Зимний лес ( музыка) Учитель: Зимою и летом, весною и осенью хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь из охотничьего домика на лыжах и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тихо в сонном лесу. Помогите сф... Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Слайд “ Роль имен прилагательных в речи” (Записать в тетради число и тему урока) – На какие вопросы мы должны будем ответить в ходе урока? Какие задачи постараемся решить? (Повторить изученное об имени прилагательном. Проанализировать тексты и узнать, какова роль прилагательных в речи. Создать собственный текст, используя имена прилагательные.) Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Воспринимают ответы обучающихся Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Организует учебное взаимодействие учеников (группы), исследование. Начнем с проектной работы. Ребята работали над проектом три недели. Тема Употребление имен прилагательных в стилях речи. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 3. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует практическую и коррекционную работу. Чтобы достичь поставленных целей, я приглашаю вас в морфологическую лабораторию и предлагаю стать юными научными сотрудниками. Нам предстоит провести несколько экспериментов, а их результаты ( ключевые слова на елочных игрушках ) мы будем использовать для украшения нашей новогодней елочки. Слайд Елочка Первый лингвистический эксперимент -Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык? Прочитайте тексты, сравните.... 1 ряд – ель 4 ряд – береза 2 ряд – снег 5 ряд – иней 3 ряд – зима 6 ряд – снежинка Слайд Зимний лес + музыка Работаем, пока звучит музыка. Если возникают затруднения с подбором нужного слова, то необходимо обратиться к словарю эпитетов. Воспользуйтесь приложением, 3 часть учебника .Прочтите, что у вас получилось. Кто подобрал более 5 эпитетов -ставим в оценочный лист 2 балла, менее 5-1 балл. Ничего- 0 баллов. Слайд № 8 Эпитеты к словам Что еще вы можете сказать о роли прилагательных, опираясь на результаты проведенной работы? ( Прилагательные помогают представить мир образ...
  • Правописание разделительных Ъ и ь знаковЦель урока: обобщить и систематизировать накопленные знания о правописании разделительных твердого и мягкого знаков. Задачи: - образовательные: 1. формирование умения различать на слух необходимость написания ъ и ь разделительных знаков, 2. формирование умения определять местоположение ъ и ь разделительных знаков по отношению к корню, 3. формирование умения правописания слов с ъ и ь разделительными знаками, 4. формирование каллиграфического навыка учащихся, -развивающие: 1) развивать речь, уме...
  • Примерная схема анализа стихотворения 1. Кто и когда написал стихотворение? 2. Жанр (ода, песня, послание, романс, сонет, станс, стихотворение, элегия, эпиграмма, эпитафия, инвектива, мадригал, гимн). 3. Главные образы 4. Главные мысли 5. Структура стихотворения: а). Изобразительные средства(Тропы: метафора-переносное значение; сравнение-словно.., как…,будто; олицетворение-оживление неживых предметов; эпитеты-прилагательные; гипербола-преувеличение и др.) б). Речевые особенности (анафора-повторение; антитез... Анализ стихотворения А.С. Пушкина Няне Цели урока: - познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта; - развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения; - закреплять умение определять стихотворный размер; - обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения; - развивать аналитически...
  • Урок литературы на тему Конфликт двух поколений в романе Отцы и дети Урок Конфликт двух поколений в романе И.С.Тургенева Отцы и дети - один из основополагающих уроков при изучении романа. Он ставит целью продолжение раскрытия образов главных героев романа, определения основных линий конфликта Базарова и П.П.Кирсанова, выяснения точек зрения героев по всем линиям. Разнообразные приемы и формы работы, использованные на уроке, развивают устную и письменную речь учащихся, их творческое и логическое мышление, развивают навыки работы с текстом п...
© 2010-2018