Русский язык и Литература

  • Рабочая программа по РЯ и КРРабочая программа учебной дисциплины рУССКИЙ Язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ разработана на основе вариативной части цикла ОГСЭ в соответствии с ФГОС третьего поколения для специальностей среднего профессионального образования 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет 19.02.10 Технология продукции общественного питания 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий 09.02.03 Программирование в компьютерных системах 15.09.08 Технология машиностроения 0...
  • Троицкий собор нас радует Троицкий собор. Он был вандалами покалечен, Но не дано свершиться злу. Стоит и ныне над Моршанском И излучает красоту. Когда восходит солнце утром И освещает купола, На это вечное творенье Невольно крестится рука. И я смотрю на этот купол, Что убегает до небес, Дай, Бог, чтоб милостию Неба Рассудок на Руси воскрес! В.В.Сенатрусова. Зимние мотивы. Пришла красавица – зима, Укрыла всё снегами белыми. Стоит прекрасная пора, Зима подарок нам в...
  • Конспект занятия в старшей группе-Воспитание толерантности сказкойЗадачи:1. Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.2. Развивать навыки работы детей в коллективе.3. Развитие навыков работы с верёвкой, тканью и нитками. Словарная работа: Хоровод, дружба, согласие, терпимость, одолевать. Используемый материал: Веник из прутьев, верёвка 1,5.-2 метра, нитки, цветные кружочки из ткани по количеству человек 12х12см., пословицы о дружбе. Предварительная работа: Домашняя работа, выписать и нарисоват...
  • Рабочая программа по русскому языку для СПОРабочая программа учебной дисциплины рУССКИЙ Язык разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины Русский язык для специальностей среднего профессионального образования 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет 19.02.10 Технология продукции общественного питания 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий 09.02.03 Программирование в компьютерных системах 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) 15.09.08 Технология машиностроения...
  • Тестовые задания по русскому языкуКаждый из этих комплектов представляет собой сбалансированный тест, по которому можно провести аттестационный контроль по курсу русского языка. Предлагаются тестовые задания различной степени сложности. Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и 4-5 вариантов ответа, среди которых только один правильный. Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее: отлично – 90–100% заданий, хорошо – от 75% заданий, удовлетворительно – от 50 до 74% зада...
  • Помним: памяти жертв Беслана Памяти жертв Беслана. Был радостный и светлый день. Беды ничто не предвещало, Но тёмная легла от террористов тень, И эхо выстрелами прокричало. Как в 41 на рассвете вели детей фашисты, До них не докричаться. Кричали, плакали, на помощь звали дети, До сердца нелюдей пытались достучаться. И школа, где учился, бегал, прыгал В минуту стала пленом для тебя. Кругом растяжки, мины – Не класс, не коридор – Сплошные минные поля. Безжалостно отняты жизни у детей, В крови, в слезах рыдает, корчится Беслан...
  • Сочинение о Чехове А. ПЖелание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья… А.П. Чехов Личность Чехова поражает сочетанием душевной мягкости и деликатности с мужеством и силой воли. Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл.. - п...
  • Всем нашим мамам посвящается Всем Мамам посвящается… Берегите матерей, берегите, Мать – святое слово на Небе, на Земле, Думайте о них, звоните им, щадите. Слишком дорога слеза у мамы на щеке! Мама ободрит и обогреет, Мама приласкает и простит. Ну, а мы спешим, нам некогда, Некогда нам голову ей на колени положить. Есть у нас семья, работа, дети, Этим миром мы поглощены. Здравствуй! Как дела? Верчусь, как рыба в сети, Нет, сегодня не приеду, в гости мы приглашены. Мама всё воспримет так, как надо, Даже не обидится на нас...
  • КТП по русскому языку для СПО2.Раздел Содержание календарно-тематического плана № п/п Наименование тем учебных занятий Общее количество обязательных аудиторных часов Вид учебного занятия (урок, лекция, семинар; практическое занятие, лабораторная работа контрольная работа, самостоятельная работа) Тема самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой дисциплины Домашнее задание по теме 1 Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Контрольная работа№1. Входящий контроль знаний (диктант) 2 Комбинированный урок конспект 2 Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Практическая работа: Стилистический анализ текста 2 Комбинированный урок Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Л.3 С.205..209 Упр.281 3 Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др Практическая работа: Конструирование текста. 2 Комбинированный урок Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Л.3 стр.115…118 Упр.163 4 Признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Практическая работа: 1. Оформление документов официально-делового стиля. 2. Редактирование текста. 2 Комбинированный урок Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Л.3 стр. 166-169 упр.228 5 Назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Практическая работа: 1. Выполнение стилистического анализа текста. 2. Редактирование текста. 2 Комбинированный урок Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. Л.3 Стр.126-127 Упр.174 6 Основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Практическая работа: 1. Тренировочное упражнение: выполнение стилистического анализа текста. 2. Творческое задание: редактирование текста. Тестовая работа по теме: Язык и речь. Функциональные стили речи. 2 Учетно-обобщающий урок Л.3 стр.135-137 упр.185 7 Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Практическая работа: 1. Тренировочное упражнение: соотнести слова с лексическим значением. 2. Комментированное упражнение: найти и устранить в ... 2 Комбинированный урок Лексические нормы. Л.3 Стр.49-52 Упр.58 8 Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.. Практическая работа: 1. Тренировочное упражнение: найти в тексте и исправить лексические ошибки. 2. Комментированное упражнение: охарактеризуйте слова с точки зрения их происхождения. 2 Комбинированный урок Лексические ошибки и их исправление. Л.3 Стр.57-61 Упр64 9 Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки Практическая работа: 1. Творческое задание: составить текст с использованием русских пословиц и поговорок. 2. Тренировочное упражнение: найти в тексте устаревшие слова. 2 Комбинированный урок Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Л.3 стр.62…63 Упр.68 10 Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Практическая работа: Тренировочное упражнение: к фразеологизмам подобрать фразеологические синонимы. Тестовая работа по теме: Лексика и фразеология 2 Учетно-обобщающий урок Л.3 Стр.63-64 Упр.72 11 Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Практическая работа: 1.Тренировочное упражнение: расставить в словах ударение. 2. Предупредительный диктант с грамматическим заданием. 2 Комбинированный урок Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Конспект Л.3 Стр49 Упр. 47 12 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Практическая работа: Осложненный диктант: записать текст, выделить в словах условия орфограммы Правописание приставок на з-/с-. Правописание и-ы после приставок. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. 2 Комбинированный урок Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Л.3 Стр.17 Упр.15 13 Правописание приставок на З - С - . Правописание И – Ы после приставок. Практическая работа: Предупредительный диктант 2 Учетно-обобщающий урок конспект, стр.40 упр.41 14 Контрольная работа№2. Правописание гласных и согласных в корне. 2 Контрольно – учетный урок 15 Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Практическая работа: Морфемный разбор слова. 2 Комбинированный урок Л.3 Стр67-68 Упр.75 16 Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Практическая работа: Словообразовательный анализ. Редактирование текста. 2 Комбинированный урок Л.3 Стр.69 Упр.79 17 Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. Практическая работа: Выборочное упражнение: выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне. Тестирование по теме: Морфемика, словообразование, орфография. 2 Учетно-обобщающий урок Л.3 Стр.71 Упр.84 18 Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Употребление форм имен существительных в речи. Практическая работа: Морфологический разбор имени существительного 2 Комбинированный урок Употребление форм имен существительных в речи. Л.3 Стр.72 Упр89 19 Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Практическая работа: Морфологический разбор местоимения 2 Комбинированный урок Л.3 Стр74 Упр.96 20 Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Практическая работа: Морфологический разбор имени прилагательного. 2 Комбинированный урок Употребление форм имен прилагательных в речи. Л.3 Стр.73 Упр.91 21 Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Практическая работа: Морфологический разбор местоимения 2 Комбинированный урок Л.3 Стр.74 Упр. 96 22 Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Практическая работа: Морфологический разбор глагола. 2 Комбинированный урок Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Л.3 Стр.74 Упр.101 23 Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепр... 2 Комбинированный урок Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Л.3 Стр74 Упр.104 24 Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Практическая работа: Морфологический разбор наречия 2 Комбинированный урок Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Л.3 Стр.74 Упр108 25 Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Практическая работа: Редактирование текста: устранить ошибки в употреблении предлогов. 2 Комбинированный урок Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Конспект Сост. предл. 26 Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Практическая работа: Редактирование текста 2 Комбинированный урок Конспект Сост. предл. 27 Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Практическая работа: Тестирование по теме Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи 2 Учетно-обобщающий урок Конспект 28 Контрольная работа№3. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи. 2 Контрольно-учетный урок
  • В память о моих учителях Старые учителя. Я могла бы стать артисткой, медсестрою, пекарем, Быть швеёй, инженером, и, конечно, лекарем. Только с детства самого в школу влюблена И учила кукол от буквы А до Я. Школу полюбила, стала в ней своей, Когда порог переступила с учительницей моей. Кто может быть родней учительницы первой? Она казалось нам важней родителей, Вселенной. Бывало, мы ватагой идём её встречать. Сегодня я буду, - скажет кто - нибудь, - Анне Михайловне помогать! Что значит помогать? Нести портфел...
  • Стихи о первой любви Память о первой любви... Детство школьное всплывает в памяти, Парта школьная, наш класс и образ твой, Жизнь промчалась вихрем в замети, Детство школьное, вернись, постой! Ты вернись ко мне во сне полуночном, Обожги сияньем карих глаз, Пусть костёр горит, который в юности Ярким пламенем в душе горел, он не погас. Помню твои взгляды откровенные, Очи долу опускала я. Я была тогда такой несмелою, И в душе моей Татьяна Ларина жила. Помню бал, как замирала я, Думала: Сейчас ты подойдёшь! Но...
  • Тема случая в Повестях Белкина анализ повестейТема случая была для Пушкина всегда важной. Но в последние годы творчества она становится, можно сказать, центральной. Пушкинский случай–мощная сила: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. Одно из важнейших прикосновений к этой теме — Повести Белкина. Представляемая работа и посвящена рассмотрению темы случая в этом творении писателя.Актуальность работы состоит в том, чтобы на примере Повесте...
  • Конспект урока по литературе на тему: «Творчество В. П. Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро»: формирование характера главного героя» Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературы. Конспект может быть применен на уроке изучения рассказа В.П.Астафьева Васюткино озеро. Сначала предполагается знакомство с биографией автора, затем беседа по прочитанному произведению. Беседа включает в себя составление таблицы. В ней при помощи вопросов, задаваемых учителем, описывается каждый день из жизни главного героя. После того как таблица будет составлена, ученикам предлагается путем сравнительного анализа о...
  • Стихи, написанные в день моего юбилея Мой юбилей. Декабрь пришёл к нам с белою зимой, Украсил всё, в природе песня льётся. В начале декабря приходит праздник мой, А в Храме Божьем он Введением зовётся. Не зря сама Небесная Царица Ведёт меня и заставляет жить. Ведь мне здесь суждено было родиться, И радоваться, и плакать, и любить. Всё было: нежная любовь и радость, И дочери рожденья первый крик. А горе и печаль мою украли младость, Когда пришёл с любимым расставанья миг. Лишь ты, Господь, давал мне силы И заставлял идти вперёд. Ну,...
  • Стихи, написанные в минуты вдохновения Как не любить эту землю мне? Я родилась на Моршанской земле. Как не любить эту землю мне? Эти поля с золотыми хлебами, Эту реку с её берегами. Как не любить мне родное село, Где моё школьное детство прошло? Ивы, дубы вековые, Что у реки головою качали. В дождь или снег - в любую погоду В школу меня десять лет провожали. Помнит история, что на нашей земле В давние – давние времена, Гордо качаясь в добротном седле, Шли татарские племена. Шли не за тем, чтобы радость дарить. Шли, чтобы край наш п...
  • РефератСовременная языковая ситуация и формирование речевой культурыУмение говорить и писать красиво издавна считается отличительной чертой культурного, образованного человека. Писатель – классик А.П.Чехов утверждал: Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. Внимательное, вдумчивое отношение к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе. При изучении речевой культуры предлагается тот язык, которым они мало пользуются в общении, который значительно отличается от звучащего ...
  • Контрольная работа по русскому языкуОтветы к контрольной работе по русскому языку (тест) Часть А № вар. А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 А 6 А 7 А 8 А 9 А 10 А 11 А 12 А 13 А 14 А 15 А 16 А 17 А 18 А 19 А 20 А 21 1 3 2 5 1 1 2 3 5 1 3 4 1 3 1 2 4 5 3 4 5 2 3 4 2 3 5 2 4 1 3 1 2 4 1 3 5 4 3 8 7 Об- сто- ят. 4 3 2 3 1 2 1 2 2 3 2 4 4 2 5 3 4 1 2 3 4 2 3 4 2 3 4 2 3 4 5 2 3 5 3 2 3 1 2 4 1 3 3 4 6 7 Ска- зу- ем. 3 2 2 2 3 1 3 1 1 4 5 4 1 4 5 2 3 4 5 1 2 4 1 3 4 5 1 3 4 5 2 3 5 3 4 5 1 2 3 1 3 1 2 4 1 3 4 3 3 7 5 До- пол- нен. 3 1 2 4 1 1 3 1 3 4 3 1 2 5 3 1 3 5 1 3 4 2 3 5 1 2 4 1 3 5 2 3 4 4 5 2 1 2 1 2 4 1 3 5 3 6 5 6 Под- леж. 3 1 2 1 3 2 2 3 Часть В № вар. В 1 В 2 В 3 В 4 1 2 3 4 2 2 4 2 2 1 3 2 3 4 2 3 4 4 1 2 1 1 От 0 до 7 баллов – 2 От 8 до 15 баллов – 3 От 16 до 22 баллов – 4 Более 22 баллов – 5
  • Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова ТЕМА: Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова Опять двойкаЦели: 1) раскрыть основную мысль картины; 2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас; 3) средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова “За мир!”, “Опять двойка”. Запись на доске. Бытовой жанр повеству...
  • Конкурсное сочинение Спасибо, мамочка, за всё Муниципальное общеобразовательное учреждение Сокольниковская средняя общеобразовательная школа. Адрес:393929, п.Пригородный, ул. Кузнецова, д.6А , , т.79 -1 -62. Конкурсное сочинение Мой самый близкий человек (рассказ о членах семьи). Автор Стрельцова Маргарита Алексеевна, 9 класс 28.05.1996г.р. ...
  • Литературное Кафе Серебряный векЛитературное кафе Серебряный век( В.В.Сенатрусова.)Учитель.Добрый вечер, друзья. Прошу вас, чувствуйте себя, как дома в литературном кафе Серебряный век. Проходите и занимайте свободные места, располагайтесь поудобнее. Вижу, что в нашем кафе собрались истинные ценители поэзии, любители и знатоки чудного, утонченного, изысканнейшего и противоречивейшего периода русской литературы, называемого Серебряным веком. Многообразие поэтических школ и направлений, возникших в конце 1910-х – начале 192...
  • Литературный вечер, посвящённый творчеству Э. А. Асадова Литературный вечер, посвящённый творчеству Э.А.Асадова. (2010год) 1ведущий: Кастерин Д. Мы назвали вечер, посвящённый творчеству поэта Эдуарда Аркадьевича Асадова, строкой из его поэмы Я буду видеть сердцем. Как это можно - видеть сердцем, ведь человек видит глазами? 2ведущий: Стрельцова Р. Эдуард Асадов…Современной молодёжи мало о чём говорит это имя. А жаль… Человек этот достоин, чтобы о нём знали, читали его стихи и восхищались его мужеством. 3ведущий: Тумасьев Р. 7 сентября 1923 г. В...
  • Посвящение моему любимому 9б Посвящение моему любимому 9б. Как мне расстаться с вами, подскажите, Мои друзья, мои ученики? И уступить дорогу молодым – Родные дети вы мои? Совсем недавно были малышами. Не ладили, дрались и лили слёзы. Вот выросли и не заметили вы сами, От прошлого остались только грёзы. Совсем уж скоро прозвенит звонок, И жизнь изменится для вас. Кого – то уведёт он за порог, Кого – то будем ждать в 10 класс. За эти годы вы стали мне родными, Порой ругаю вас, душою трепеща. Так мама нерадивого...
  • Интересные факты из жизни Антона ЧеховаЛитературовед, бывший директор музея-усадьбыиМелихово Юрий Бычков, рассказал о самых значимых в жизни писателя женщинах. Чехов был двухметровым красавцем и дамским угодником, но относился к женщинам, мягко говоря, снисходительно. Женщин у Антона Павловича было около тридцати, специалисты чеховеды называют их антоновками. яони за ним ухаживали. добивались, а он находил способ, как уйти от них. гео романы не сменяли друг друга, а некоторые длилисьдесять-двенадцать лет с несколькими женщинами...
  • Рабочий лист для ученика при работе над сочинением - описанием Вид из окнаПри работе над развитием речи обучающихся столкнулась с проблемой мизерного словарного запаса обучающихся. Чтобы хоть как-то расширить его, помочь написать сочинение - описание, использую на уроках развития речи систему рабочих листов для учеников. Во время обсуждения материала обучающиеся ведут свои собственные записи, подчеркивают или вычеркивают те слова, что уже предоставлены им.В файле материал как для учителя, так и для ученика. На уроке используется форма рабочего листа, в ходе обсуждения...
  • Рабочий лист для ученика при работе над сочинением - описанием Памятный деньПри работе над развитием речи обучающихся столкнулась с проблемой мизерного словарного запаса обучающихся. Чтобы хоть как-то расширить его, помочь написать сочинение - описание, использую на уроках развития речи систему рабочих листов для учеников. Во время обсуждения материала обучающиеся ведут свои собственные записи, подчеркивают или вычеркивают те слова, что уже предоставлены им.В файле материал как для учителя, так и для ученика. На уроке используется форма рабочего листа, в ходе обсуждения...
  • Как я всех люблю!Литературно-музыкальная композиция по роману Л.Н.Толстого Война и мир. Цели: 1) воспитывать любовь к русской классической литературе; 2) продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого; 3) развивать коммуникативные и творческие способности учащихся. Литературно-музыкальная композиция раскрывает образ любимой героини Л.Н.Толстого - Наташи Ростовой. Декорации: сцена должна быть достаточно свободной: 6 пар танцуют вальс, минует. Возможны драпировки из ткани, нарисованные на...
  • Рабочий лист для ученика при работе над сочинением описанием картины Герасимова После дождяПри работе над развитием речи обучающихся столкнулась с проблемой мизерного словарного запаса обучающихся. Чтобы хоть как-то расширить его, помочь написать сочинение - описание, использую на уроках развития речи систему рабочих листов для учеников. Во время обсуждения материала обучающиеся ведут свои собственные записи, подчеркивают или вычеркивают те слова, что уже предоставлены им. В файле материал как для учителя, так и для ученика. На уроке используется форма рабочего листа, в ходе обсуждени...
  • Вводные слова и предложенияУрок-практикум. Русский язык. 8 класс.Урок с использованием интерактивных меотодов обучения. Цели: закрепить понятие о вводных словах и предложениях как средстве выражения субъективной оценки высказывания; формирование умений: 1) различать вводные слова и члены предложения; 2) определять группы вводных слов и предложений по значению; 3) употреблять в речи вводные слова и предложения с учётом речевой ситуации, выражая определённые отношения к высказываемому; 4) правильно расставлять знаки пре...
  • Материалы для работы над темой Типы речиВ файле собраны материалы как для ученика, так и для учителя.Таблица очень удобна в работе с 5 по 11 классы, не является моей авторской разработкой, но очень помогла мне в работе ,надеюсь, что и вам тоже будет полезна.Набор текстов различных типов речи значительно облегчает подготовку к уроку, разнообразит ваш урок, поможет учащимся уловить различия.В сильном классе предлагаю лото - учащиеся вклеивают сами заранее напечатанные и вырезанные особенности типа речи по заданным критериям. Иногда пыта...
  • Работа с текстами при обучении написании сжатого изложенияВ практике школьного обучения большое внимание уделяется развитию речи учащихся, которая основывается, в том числе и на работе с текстом. Работая с текстами на уроках русского языка, учитель формирует речевые умения и навыки по восприятию информации в тексте, анализу текста с точки зрения содержания, стиля и типа речи, языковых средств. Предлагаемые к обучению УМК по русскому языку рассматривают текст в том числе и как источник для создания на его основе вторичного текста, сочинения или и...
  • Рабочий лист для ученика при работе над сочинением - описанием картины Пластова ЛетомПри работе над развитием речи обучающихся столкнулась с проблемой мизерного словарного запаса обучающихся. Чтобы хоть как-то расширить его, помочь написать сочинение - описание, использую на уроках развития речи систему рабочих листов для учеников. Во время обсуждения материала обучающиеся ведут свои собственные записи, подчеркивают или вычеркивают те слова, что уже предоставлены им.В файле материал как для учителя, так и для ученика. На уроке используется форма рабочего листа, в ходе обсуждения...
  • Тест по литературе на тему: «Мертвые души»Тест по литературе на тему: Мертвые души 1. Кому принадлежит идея Мёртвых душ? 1) Гоголю, автору произведения 2) Пушкину А.С. 3) Грибоедову А.С. 4) Лермонтову М.Ю. 2. Какое из приведённых литературных произведений не принадлежит Н.В.Гоголю: 1. Шинель 2. Нос 3. Записки сумасшедшего 4. Пересолил 3. В чём состоит конфликт поэмы Мёртвые душ? 1. В противоречии современной гоголю действительности, духовных сил народа и его закабалённости. 2. В изображе...
  • Жанр и проблематика повести Конспект урока в рамках технологизации учебного процесса с использованием элементов критического мышления на тему Жанр и проблематика повести Пиковая дама А.С. Пушкина (9 класс). Цель: - научить учащихся функциональной грамотности чтения, используя стратегии активного обучения (АО) Задачи: - сформировать теоретические знания по повести, показать проблематику произведения, рассмотреть актуальность повести Пиковая дама А.С. Пушкина в современном мире; - развить навык грамотного чтен...
  • Рабочий лист для ученика при работе над сочинением - описанием животногоПри работе над развитием речи обучающихся столкнулась с проблемой мизерного словарного запаса обучающихся. Чтобы хоть как-то расширить его, помочь написать сочинение - описание, использую на уроках развития речи систему рабочих листов для учеников. Во время обсуждения материала обучающиеся ведут свои собственные записи, подчеркивают или вычеркивают те слова, что уже предоставлены им.В файле материал как для учителя, так и для ученика. На уроке используется форма рабочего листа, в ходе обсуждения...
  • Читательская конференция по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо. .. » В практику многих учителей литера­туры вошли семинарские занятия, лекции, диспуты и другие формы ра­боты. Одной из эффективных форм урока внеклассного чтения, способст­вующей активному творческому осмыс­лению произведения, является конфе­ренция. Обмен мнениями на уроке-кон­ференции приучает школьников ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, писа­телю. Мы про­вели конференцию по книге Светланы Ал...
  • Конспект урока по литературе на тему А. Фет Весенний дождьУрок на тему: А.А.Фет Весенний дождь. Оборудование: на доске записана тема урока, эпиграф, карточки на доске, диагностическая карта для учащихся,рабочий листок для учащихся, приложение (словарные статьи),компьютер, проектор, презентация. Эпиграф к уроку. Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит. А.А.Фет Цель урока: освоить начала поэтического текста. Задачи урока: - развивающие: развивать эстетический вкус, творческие способности учащихся; - образовательные: с...
  • Урок русского языка Имя числительное как часть речи Цели урока: 1) сформировать у учащихся понятие об имени числительном как части речи, общем грамматическом значении, синтаксической роли в предложении; 2) вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные; отграничивать числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи; 3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки монологической речи учащихся, орфографической зоркости
  • Викторина Антон Павлович Чехов* В каком городе родился А.П. Чехов? а) Тула; б) Таганрог; в) Таруса; г) Тюмень. * Кем по образованию был Антон Павлович Чехов? а) Юрист; б) Учитель; в) Врач; г) Дипломат. * Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу? а) Тарханы; б) Ясная Поляна; в) Мелихово; г) Болдино. * Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов? а) Крокодил; б) Бабочка. в) Ёрш; г)...
  • Да святится имя твое Конспект урока литературы по повести А. Куприна Гранатовый браслет МНЕ кажется, что возрождение нравственной чистоты среди молодежи, ее приобщение к не­преходящим человеческим ценностям может и должно стать составной частью урока, его глав­ной и единственной целью. Вряд ли учитель лите­ратуры добьется успеха среди работающих под­ростков, если основной акцент поставит на форми­рование только литературоведческих понятий. А вот взяв за основу беседы самый смысл, сердце­вину писательского поиска, его терзаний и дум, непременно обретет с классом единый душевный нас...
  • Открытый урок Правописание мягкого знака в различных частях речи Открытый урок Правописание мягкого знака в различных частях речи.Цели урока:повторить теоретический материал о функции мягкого знака в различных частях речи; закрепить основные правила правописания мягкого знака в различных частях речи; совершенствовать навыки грамотного письма; систематизировать знания об условиях употребления мягкого знака в различных частях речи (обучающие). Развивающие: обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать мысли, создать условия для ...
  • Интегрированный урок литературы и истории Картины войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого Война и мир Интегрированный урок литературы и истории Картины войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого Война и мир приурочен к 200-летию Бородинского сражения, которое отмечала Россия в августе 2012 года. Цели урока: содействовать воспитанию гуманистических и патриотических чувств, способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа. На уроках литературы и истории существует необходимость обращения к различным типам источников: художественным произведениям, историческим докум...
  • Синонимы и точность речиСинонимы и точность речи Углубленное изучение русского языка В Х классе школ с обучением общественно-гуманитарным направлением предусмотрен факультативный курс Лексика русского языка. Одна из тем его – Синонимы русского языка. Эта тема открывает большие возможности для работы над словом, развития устной и письменной речи школьников, поскольку для синонимов характерна эмоциональность. Они обладают значительными стилистическими возможностями. Синонимы обычно определяются как слова, различны...
  • Тема послевоенного детства в произведениях ивановских писателейЦель работы – способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности (на основе литературных произведений писателей Ивановского края). Детство – не просто естественная универсальная фаза развития человека, а понятие, имеющее неординарное социальное и культурное содержание в разные эпохи. Воспоминания о детстве всегда значимы и существенны для человека. В последнее время воспоминания взрослых о своем детстве приравниваются с текстами, созданными самими детьми. Автобиографические воспо...
  • Статья РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕНаше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказывается ниже потенциальных возможностей .Многие из учеников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало по...
  • Нестандартный урок по литературе и истории И на войне музы не молчали Интегрированный урок ( литература, история, музыка) по очень актуальной теме к 70 летию Победы. Используется большое количество интересного для учащихся материала: звукозаписи голосов поэтов, читающих стихотворения о войне , музыка Шостаковича, рисунки детей блокадного Ленинграда. Учащиеся анализируют, а кто-то только пытается анализировать стихотворения, пишут сочинения-эссе, продолжают учиться умению не просто слышать, а слушать музыку. К уроку подходят творчески как учителя, так ...
  • Контрольно - измерительные материалы по литературеВ соответствии с федеральными государственными образовательными стандартамисреднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям основной профессиональной образовательной программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образова...
  • Воспитательное занятие для начальных классов коррекционных школ по рассказу Л. Н. Толстого «Котенок»Тема: Чтение рассказа Л.Н.Толстого Котенок Программное содержание: 1) продолжать знакомить с творчеством Л.Н.Толстого; учить внимательно слушать чтение рассказа; понимать содержание; отвечать обоснованно на вопросы; 2) развивать память, речь, мышление, внимание. 3) воспитывать любовь к природе, животным, желание заниматься, слушать собеседника. Методические приемы: выразительное чтение, вопросы, указание, подсказ, оценка детской речи, интригующая интонация голоса. Материа...
  • Вопросы к зачету по творчеству А. ЧеховаТекущий контроль освоения дисциплины Литература осуществляется мною в форме зачета по каждой теме. Зачет проводится в виде двух заданий: 1)тестирования, 2)устного ответа на теоретические вопросы, требующие изложения. Данные материалы я применяю на заключительном контрольном уроке по творчеству Антона Павловича Чехова. Использую вопросы различного уровня сложности. Вопросы по теме А.П. Чехов входят в комплект материалов для оценки освоения умений и своения знаний по дисциплине Литератур...
  • План работы кабинета русского языка и литературыПлан работы кабинета русского языка и литературы (2014 – 2015учебный год) Сентябрь Подготовка учебно-методических материалов для работы в новом учебном году. Составление плана работы кабинета Инвентаризация Смена материалов на стенде Готовимся к ЕГЭ Пополнение библиотеки методической литературы. Изучение материалов ФИПИ, касающихся изменений в материалах ЕГЭ и демоверсий Организация выставок ученических работ. Подготовка материалов к школьным олимпиадам. Октябрь ...
  • Методическая разработка урока на тему: «Наш Пушкин» Методическая разработка урока на тему: Наш Пушкин Содержание методической разработки способствует формированию у студентов представления о жизни и творчестве поэта, благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии; вызвать интерес к личности поэта и его произведениям, пробуждать и воспитывать чувства добрые. Приемы и методы используемые на уроке способствуют развитию связной монологической речи, внимания, логического мышления, памяти, развитию эстетических и патриоти...
© 2010-2018