Русский язык и Литература

  • Историко-литературный очерк Великая Отечественная война в творчестве поэтов и писателей Восточного Казахстана Историко-литературный очерк Великая Отечественная война в творчестве поэтов и писателей Восточного Казахстана выполнен ученицей 9 класса каликулиной Зариной. Эта работа итеет большую ценность так как в ней проанализированы произведения как всемирно известных писптелей и поэтов (М.Чистяков, А.Иванов), а также тех, кто известен только в нашей области (А.Егоров,Н.Горбачев, С.Комов). Много в работе цитат из текстов, имеются биографические сведения. работу можно использовать ...
  • Рабочая программа по факультативному курсу по региональной литературе Дальневосточная литература (6-7 кл.)Каждый регион нашей необъятной страны славится своими поэтами, писателями и другими деятелями искусства. Дальневосточная земля не стала исключением. В связи с этим перед учителями стоит задача - знакомство учащихся с именами писателей-дальневосточников и их работами. В преложенной разработке содержится планирование факультативного курса для учащихся 6-ых и 7-ых классов. Некоторые темы разделов и уроков переформулированы в связи с переизданиями учебников. Данная рабочая программа предназначена дл...
  • Заседание в Литературной гостиной Данное мероприятие воспитывает в детях любовь и уважение к русской классической литературе, прекрасному литературному языку. Развивает навыки выразительного чтения стихотворений и прозаической литературы. Заседание Литературной гостинной способствует развитию эмоционального и лирического настроения, учит бережно относиться к чувствам близкого человека, окружающему миру. Не оставаться равнодушным к близкому человеку в тяжелые минуты жизни, всегда приходить на помощь, находиться рядом, поним...
  • Использование игровой технологии как метода интерактивного обучения русскому языку в национальной школе Используя инновационные технологии учитель может успешно решать проблему обучения языку. С этой целью используется игровая технология. Игровая форма занятий создается на уроке при помощи игровых приемов, ситуаций, которые выступают как средство побуждения к высказыванию, стимулирования к учебной деятельности. Используя инновационные технологии учитель может успешно решать проблему обучения языку. С этой целью используется игровая технология. Игровая форма з...
  • Урок-путешествие. Внеклассное чтение Басни И. А. Крылова Урок внеклассного чтения И.А. Крылова Весёлое лукавство ума способствует закреплению навыков выразительного чтения басен по ролям, обучению навыков выразительного чтения басен одним чтецом-рассказчиком, воспитанию негативного отношения к отрицательным чертам характера человека (месть, жадность, трусость, зло, лесть, невежество, глупость), воспитанию любви к живому русскому языку. Учит отличать настоящее добро от лживого притворства, находить выходы из создавшейся ситуации при помощи юмора, ...
  • Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихсяЕщё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставил без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе Цитадель он пишет: Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило. Эти советы не потеряли актуальности...
  • Презентация по литературе на тему Образ Джульетты в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» Данная презентация позволяет детям лучше представить себе эпоху Возрождения, которая дала лучших писателей и поэтов мировой литературе. Произведение В.Шекспира Ромео и Джульетта воспитывает в читателях чувство прекрасного и романтического, которое есть в характере главной героине. Из романтической и восторженной девочки, Джульетта превращается в сильную героическую личность, способную выбрать во имя любви -смерть. Время неумолимо движется вперёд, не замедляя быстротечность стрелок, а про...
  • Статья. Формы и методы преподавания русского языка в современной школе В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Если раньше ведущая роль на уроке отводилась учителю, то в соответствии с новыми стандартами эта роль переходит к учащимся. Учитель является организатором, координатором. Универсальные учебные действия направлены на способность школьников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения ...
  • Поурочный план по русскому языку на темуПоурочный план предназначен для урока русского языка в 9 классе для школ с государственным казахским языком обучения. В конспекте урока подобраны упражнения по принципу от простого к сложному, проблемные задания, способствующие критическому мышлению. В этом уроке задания соответствуют лексической теме Олжас Сулейменов. Структура урока: 1. Организационный момент - психологический настрой - целевая установка - оформление тетради 2. Актуализация - работа в группах - взаимопроверка 3. Формирование...
  • Развитие речи. Виды рассуждения. (с использованием краеведения)Урок развития речи в 6 классе Виды рассуждения.(с использованием краеведения).Теоретическая часть рассматривается на основе параграфа учебника 6 класса, а практическая часть выстроена на основе фрагментов романа А.Егорова Таежный затворник. Язык романа простой, образный, поэтому работать детям было с ним легко. Вместо разминки использовала сценки-миниатюры для различения понятий спор и ссора. Работа над текстами способствует развитию речи учащихся и развитию умения рассуждать, а ...
  • Социально-психологический тренинг для учителей Обучая, учимсяАктивные методы обучения развивают способность к социально-психологической адаптации.В процессе обучения основной аспект делается на активность обучаемого,который с помощью преподавателя проходит, переживает все этапы познания, учится из собственного опыта жизни и работы с информацией. Одним из направлений активного обучения являются социально-психологические тренинги (СПТ), которые отражают основные закономерности развития психики человека и закономерности получения новых знаний и развития от з...
  • Сочинение Этот трудный сорок первый год Эта работа выполнена ученицей 10 класса Лотовой Анастасией в рамках областного конкурса творческих работ по литературе и заняла 2 место.1941 год- год начала страшной длительной войны.Важно было посмотреть , как в разных краях огромной России прокатилось эхо войны.Не оставила Настя без внимания и положение и участь немцев Поволжья в этот год.Для раскрытия темы использовала произведения , написанные в разные годы: К.Воробьев Убиты под Москвой, М.Шолохов Наука ненависти, М.Алигер Зоя, Б.Мо...
  • Размышления о Школе Будущего Реализация Стратегии инновационного развития возлагает на сферу образования ответственность за формирование компетенций инновационной деятельности. Модернизация и инновационное развитие предполагает, что важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Надеюсь, что этот материал поможет учителям-предмет...
  • Методические приёмы на уроке литературыВ статье дано описание некоторых методических приёмов, которые я использую на уроках литературы. Ключ к мастерству учителя - это структура методов и приёмов, которые лежат в основе технологии урока. На уроке нужны не столько методы, сколько приёмы, с помощью которых эти методы будут осуществляться. В статье показаны примеры практического использования таких приёмов, как работа с деталью, постановка проблемы, её решение, построение системы вопросов, работа с обложкой, создание герба главного геро...
  • Рабочая программа воспитателя второй младшей группыНастоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовате...
  • Сценарий Моя малая РодинаСкажите, что такое Родина? ( Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш поселок. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки). Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Поле с т...
  • Формирование умений учащихся понимать, интерпретировать и оценивать текстЦелью работы является органиция работы по формированию умений учащихся понимать, интерпретировать и оценивать текст.В работе даны основные этапы характеристики текста:восприятие, комплексный анализ,обобщение смыслов,интерпретация, выражение собственного отношения к тексту.В зависимости от того, с какой точки зрения осуществляется взгляд на текст, выделяются виды его характеристики, которые могут быть однонаправленными или комплексными. Однонаправленные связаны с рассмотрением текста с какой-либо...
  • Внеклассное мероприятие. Игра Счастливый случай по теме ФразеологияТеме Фразеология в школьной программе отведено очень мало часов, а к заданиям по этой теме мы возвращаемся на государственной итоговой аттестации. Невозможно за небольшое количество часов охватить весь богатый фразеологический мир. С этой целью продолжаю работать по этой теме и во внеурочной деятельности. Когда-то очень популярной в нашей стране была игра Счастливый случай. Такую игру не так уж и сложно составить. Предлагаю вам конспект такой игры. Мне показалась эта форма интересной, учени...
  • Правила по русскому языку и литературе в стихахПравила в стихах по русскому языку и литературе легко запоминаются учащимися всех классов. В данной разработке даны правила по орфоэпии,фонетике,морфологии (спряжение глаголов,правописание Ы-И после Ц,правописание О-Ё после шипящих,правильное употребление отдельных групп существительных в родительном падеже множественного числа, првописание производных предлогов).Также в качестве примера употребления фразеологизмов в русском языке дана сказка. Особую трудность в изучении теории литературы предст...
  • Конспект урока литературы. Робинзонада маленького героя. В. П. Астафьев Васюткино озероТема: Робинзонада маленького героя.Цель: проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты робинзонады маленького героя.Задачи: 1) обучающая: обучать составлению устного сочинения, работе с эпиграфом, с эпизодом, лексическим значением слова, сжатому пересказу; 2) развивающая: развивать навык самостоятельного суждения; 3) воспитательная: воспитывать чувство сопереживания, участия, ответственности за свои поступки, умение находить выход ...
  • Италия - Россия: диалог культур Изменения в государственно – политическом и социально – экономическом устройстве страны, переход развития общества на основу информативности и инновационных технологий потребовали введения в образовательный процесс культурологического аспекта, способствующего воспитанию действительно активной и высоконравственной личности, поэтому считаю необходимым систематически проводить работу с учащимися по развитию их знаний в области искусства, культуры, истории. Предлагаю разработку литературного веч...
  • Вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. «И мы тебя, поэт, не разгадали…» (В. Брюсов) Дана разработка представляет собой конспект сценария праздника, который был посвящен 220-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Вечер, посвященный М.Лермонтову является составной частью мероприятий, запланированных для проведения во время предметной недели – Недели русского языка и литературы. Проводится на сцене. Сцена оформляется портретом М.Ю.Лермонтова, названием вечера. По ходу инсценировок добавляются декорации. Участники инсценировок готовят костюмы или их детали. Участницы заключительног...
  • Доклад «Дифференцированный подход на уроках русского языка»Дифференцированный подход на уроках русского языка. Основная цель и задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и обрести устойчивость. Чтобы добиться этой цели, нужно использовать средство для развития личности ученика, способствующее успешному усвоению каждым учеником учебной программы, динамичную систему классной, групповой и индивидуальной работы учащихся – дифференцированный подход в обучении. Задача учителя – помочь ребенку раскрыть с...
  • «Основные мотивы поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», связанные с образом героя» Аннотация. Урок литературы в 8 классе общеобразовательной школы. Тема: Основные мотивы поэмы М.Ю.Лермонтова Мцыри, связанные с образом героя. Учебник: Г.С. Меркин, Москва Рус. Слово 2009 г. Оборудование: учебники, текст поэмы, презентация, компьютер, проектор, музыкальные отрывки, карточки. Цели: -выявить основные мотивы поэмы; -дать характеристику Мцыри; -выявить способы раскрытия образа главного героя; -проникнуть в замысел автора. Формировать различные виды УУД. Личностные У...
  • Роль уроков литературы в формировании духовных и нравственных ценностей На общеобразовательные школы возложена большая ответственность за подрастающее поколение: учитель, обучая, воспитывает граждан страны, поэтому образование должно нести в себе гуманистический характер. Жизнь всегда ставит человека перед выбором, а какое мы примем решение, каким путём пойдём ,зависит только от нас, от нашей культуры, духовности,нравственности. Большое значение для формирования лучших человеческих качеств на пути взросления оказывают классические произведения пи...
  • М. Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – образ стойкого русского человека, прошедшего войну и плен. Психологическая точность повествования. Гуманизм рассказаУрок литературы по рассказу СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА в 9 классе общеобразовательной школы. О писателе говорилось в 7-8 классах. Было знакомство с его рассказами Жеребенок, Наука ненависти, главами из романа Они сражались за Родину. Рассказ Судьба человека был прочитан дома. Цели урока: 1.Проследить судьбу героя. Учиться его характеризовать. 2.Повторить некоторые литературные понятия (портрет, пейзаж, композиция, кульминация) 3.Работать с текстом, выявляя особенности художественной мастерской писателя. 4.Расширить понятие о героическом на материале рассказа. 5.Учить делать выводы, обобщать материал, составлять схемы. Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм. Оформление: иллюстрации, рисунки, выставка книг, пре...
  • Лингвистические словари в нашей жизниИсследовательская работа по русскому языку обучающейся 8 класса МБОУ ООШ №4 города Белово определяет уровень значимости словарей в жизни подростка, акцентирует его внимание на разнообразии лингвистических словарей, содержит аналитические материалы об уровне сформированности лексикографических компетенций у школьников, проживающих в микрорайоне Бабанаково. Методика работы включает экспериментальные методы: интервьюирование, анкетирование, наблюдение и статистический анализ. Работа содержит прило...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Словообразование. Способы словообразования1 курс СКПО (10 КЛАСС)Урок русского языка с использованием технологии АМО и модерации Совсем недавно я познакомилась с технологией АМО. Сначала использовала отдельные фазы (синквейн, кластер), потом попробовала целые уроки и убедилась в том, что учащимся интересно, они активно включаются в работу, потому что данная технология снимает психологический барьер общения, создает условия для развития творческого мышления, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Занятия не проходят, а пролетают. Учащиеся бла...
  • Изучение жанра фэнтези на уроках внеклассного чтенияТема Изучение жанра фэнтези на уроках внеклассного чтения выбрана неслучайно. Жанр фэнтези сейчас прочно вошел в детское чтение, отчасти он представлен в программах Кутузова, Курдюмовой, Ладыгина, где предполагается к изучению вступление к трилогии Толкина Властелин колец и Хоббит, или Туда и обратно.Данное произведение предлагается изучать в 5класе в разделе сказочная повесть. Но само понятие фэнтези ученикам не дается. В традиционной программе по литературе произведений фэнтези вообще не...
  • Разработка урока литературы Поучение Владимира Мономаха в аспекте современной жизниЦель урока: формирование представлений о прошлом, древнерусской литературе, этикете; представления о Поучении Владимира Мономаха как древнерусском памятнике культуры; знакомство с личностью Мономаха; духовно-нравственное воспитание учащихся. Задачи: - образовательные: познакомить учащихся с Поучением Владимира Мономаха; подготовить их к восприятию и анализу текста Поучения. - воспитательные: пробудить у учащихся интерес к изучению древнерусской литературы как благодатному источнику, форми...
  • Лингвистическая игра Эрудит (русский язык)Лингвистическая интеллектуальная игра Эрудит Цели мероприятия: 1. Развивать познавательный интерес к русскому языку; 2. Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде). Игра включает в себя разнообразные задания, поэтому её можно проводить в качестве одного из заключительных уроков по русскому языку в 6 классе, а форма мероприятия позволяет заинтересовать абсолютно всех учеников в классе. Ученикам такие виды заданий очень нравятся, и качество усваивания того или ин...
  • Виды придаточных по значению В школьных учебниках представлено три типа классификаций придаточных предложений: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы. В комплексе В.В. Бабайцевой придаточные делятся на подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения). Поскольку ...
  • «Таксономия Б. Блума. Разноуровневые задания» Содержание работы Материал поможет учителю познакомиться с определением понятия таксономия, Ответит на вопрос,зачем нужны таксономии, даст характеристику каждого уровня мыслительных умений по таксономии Б.Блума.Знание-понимание—применение-анализ-синтез-оценка -вот категории мыслительных умений рассматриваются им как умения разного уровня сложности: от самого простого умения к самому сложному. Учитель на урок обобщения по теме Причастие может использовать разноуровневые зад...
  • Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению Оренбургский край в русской литературе и фольклоредля учащихся 5 класса. Разработано на основе хрестоматии по литературному краеведению для учащихся 5-8 классов (составители: А.Г.Прокофьева и В.Ю. Прокофьева) рекомендованой управлением образования администрации Оренбургской области в качестве регионального компонента литературного образования учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ. На изучение курса отводится 35 уче...
  • Карточки-задания по теме Знаки препинания при причастном оборотеПричастный оборот-одна из сложных тем в курсе изучения русского языка.Усвоение этого материала в 7 классе позволит лучше овладеть материалом при изучении обособленных членов предложения в 8 классе.Следует заметить,что задания ,связанные со знаками препинания при причастном обороте есть и на ОГЭ, и на ЕГЭ.Данные карточки помогут закрепить умение образования причастий, правильно выделять причастный оборот,повторить виды разборов.Уместно использовать на уроках обобщения по теме Причастный оборо...
  • Сочинение стихотворения Отечества доблестный сын!Отечества доблестный сын! (посвящается памяти Героя Советского Союза Великой Отечественной войны Жаксыгулова Садыка Шакеловича; к 90-летию со дня рождения) Мы помним тех, кто нам когда-то И мир, и счастье подарил, Кто дни и ночи с автоматом В атаку яростно ходил. Кто думал только о победе, О близких, детях и родных, Кто приближал для нас победу, Клянемся помнить подвиг их! Герой войны, Герой Победы! О нем хочу я рассказать. Вели мы часто с ним беседы, Учил нас на своем стоять!
  • Книга В душе весна Книга В душе весна, составлена из поэтического творчества читателей Староузелинской сельской библиотеки, в возрасте от 10 до 16 лет. Выпуск сборника был приурочен к празднованию 9 мая 2014 года, и подарен труженникам тыла. Каждое представленное произведение, по своему характеризует автора, раскрывает его как личность. Пусть, эти стихи далеки от профессиональных, но в каждое из них вложена душа. Надеюсь, что творчество моих читателй найдет отклик в душах и сердцах читателей. Данный сбор...
  • Технологическая карта конструирования урока с использованием средств ИКТПредмет, класс Русский язык, 5 класс Тема урока, № урока по теме Буквы Е-И в корнях слов с чередованием, № 1 Актуальность использования средств ИКТ обеспечение наглядности учебного материала; формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности; обеспечение реализации обучающего аспекта цели урока. Цели урока обучающие развивающие воспитательные 1) знакомство учащихся с чередованием гласных Е-И в корнях и способом действия при выборе орфограммы Е-И в корне слова; 2) формирование навыка написания орфограммы Е-И в корне слова. развитие внимания, наблюдательности, связной речи, умения анализировать и делать выводы. воспитание интереса к родному языку, изучаемому предмету.
  • Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и самостоятельной позиции обучающихся в учении, готовности к саморазвитию, социализации, потому что формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, человек, сведущий в вопросах образования, говорил...
  • Внеклассное чтение Михаил Пришвин. Моя РодинаТема: Михаил Михайлович Пришвин Моя родина (из воспоминаний детства) Цель: Формирование положительной мотивации к чтению. Задачи: 1. Вызывать у детей живой интерес к чтению. 2. Развивать воображение, мышление, речь, наблюдательность. 3. Развивать кругозор, побуждать самостоятельное осмысление прочитанного, формировать умение сопостоявлять, делать выводы. Детские книги пишутся дл...
  • Сочинение Портрет учителя литературыУчитель! Это одна из важных ответственных, нужных, почетных профессий на земле нашей. Ведь именно учитель вводит ребенка в мир знаний, в мир добра и справедливости, в мир любви, в мир взрослой жизни. Ученик – наше семя, которое мы, учителя, должны взрастить. Среди ребят есть прекрасные дети-радость для своих родителей – ласковые, чуткие. Для учителей – трудолюбивые, способные. Есть другие: шумные, беспокойные, как будто состоящие из одних углов. Сложна и интересна миссия педагога: научи...
  • Сценарий урока русского языка по темеЦель: формирование умений выделять сложноподчиненные предложения в тексте, определять их структуру, правильно расставлять знаки препинания в них. Задачи: - формировать умение находить главное и придаточное предложение, определять указательные слова и средства связи в сложноподчинённом предложении; - развивать навыки анализа текста, орфографическую и пунктуационную зоркость, речь обучающихся; - убедить обучающихся в необходимости бережного отношения к своему здоровью, воспитывать ответственно...
  • Урок по русской литературеОмарова Б.З. 3 базовый уровень сш № 11 пос. Достык Алакольский район Алматинская область Роман Евгений Онегин - энциклопедия русской жизниТип урока: урок изучения нового материала.Применяемые модули Программы : Новые подходы в преподавании и обучении, критическое мышление, ИКТ, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одарённых учеников, управление и лидерство в обучении Цель : в конце урока учащиеся называют признаки реализма в русской литературе и письменно выс...
  • Рабочая программа по литературе 5 кл. автор Меркин Г. СПрограмма разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс. Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника литература 5 класс под редакцией Г.С.Меркина; М.:Дрофа,2011Состав УМК: · Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс; · Информационно-методические материалы по использованию УМК; · Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планир...
  • Документация на оформление кабинета русского язык и литературы ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ 1.Наличие в кабинете нормативных документов, регламентирующих деятельность по реализации образовательной программы (нормативно-правовая база и учебно- методическое обеспечение образовательного процесса) 2.Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, необходимых для выполнения образовательной программы. 3.Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям образовательной программы и программы дополнительного обр...
  • Доклад на тему: Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и чтекнияОсобое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Принцип коррекционно-развивающей направленности предполагает обучение детей с умственной отсталостью,ориентированное на развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметн...
  • Адресаты любовной лирики ЛермонтоваНет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, (И скучно и грустно, 1840) - размышляет лирический герой Лермонтова.Нет ни одного поэта, который бы...
  • Тезисы исследовательской работы о чистоте русского языка Язык великого народа! Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство – русский язык – досталось нам от прошедших веков? Ведь язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Помните тургеневское стихотворение в прозе Русский язык: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык? Конечно,...
  • Методические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи», выполнению практических самостоятельных работ (для студентов очного отделения) Методические указания по изучению дисциплины Русский язык и культура речи, выполнению практических и самостоятельных работ предназначены для студентов очного отделения специальности 151901 Технология машиностроения. В сборнике дана программа дисциплины, теоретический материал по изучению предмета, задания для практических и самостоятельных работ, источники информации. Для составления сборника использованы материалы преподавателя МТУСИ (Московского те...
  • Тема: Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ча – ща. Развитие орфографических умений/ 2 клТема: Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ча – ща. Развитие орфографических умений. Цель: 1) продолжить изучение орфограммы ча – ща; 2) развивать орфографическую зоркость; 3) прививать любовь к родному краю. Ход урока. Организационный момент. Минута чистописания. Ча ча ч а Ща ща щ а Ту ча мо лка Словарная работа. Повторение словарных слов из прописей 1 кл.: Т..пор, п..суда, ш..л, ..то, ещ.., камыш. - В каких словах подчеркнули букву? - Какая это орфограмма? - В каком слове не подчеркнули букву? ( Камыш.) - Как произносим, так и пишем. - Образуйте от первых двух слов новые слова при помощи суффиксов. Запишите. Топор – топорик, посуда – посудина. Проверка домашнего задания. Упр. 147, с. 68. - Какие орфограммы встретили, выполняя упр. 147 ? - Прочитайте предложения, которые составили? - Поставьте вопросы к главным членам предложения. 5. Сообщение темы и цели урока. Сегодня тема нашего урока, как вы уже догадались буквосочетания ча – ща. Закрепление изученного. Исправьте ошибку: Волчята, добычя, чяйка, пищят, трещят, рощя. - Какое слово вы записали последним? - Правильно это слово роща, а что вы знаете об этом слове, как оно связано с нашим краем? - Правильно, у нас есть Роща Хетага ( Святилище круглого леса). - Роща Хетага – не имеет государственного статуса, не памятник природы или культуры, это общенациональная святыня. На территории Рощи построен Кувандон – Молитвенный Дом. Ежегодно в Рощу Хетага стекается 50 тыс. жителей республики Северная ... Упр. 171, с. 104. Самостоятельная работа учащихся. Осложненное списывание. Упр. 172, с.105. Задание выполняется по вариантам, самостоятельно; остальное задание выполняется коллективно. Упр.173, с. 105. Учащиеся читают слова несколько раз вслух, списывают, ставят ударение, обозначают орфограмму. Итог урока. Домашнее задание. Упр. 153, с.70. ( Дид. материал)
© 2010-2018