Русский язык и Литература

  • Есмь Я – ЧеловекВ статье делается попытка осмысления сущности Человека, дается нетрадиционная трактовка понятия Человек. Науке давно известно, что человек – саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Человек САМ определяет, что станет смыслом ЕГО жизни, что станет источником его самоизменения, самодвижения. Но немаловажно для этого человеку знать: каков вокруг мир, добр или зол. Если человек решит, что мир вокруг него злой, он всю жизнь будет с ним бороться, защищая себя. Даже в агресс...
  • Приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка и литературыТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваи...
  • Спецкурс по литературе «Анализ художественного текста» Данный спецкурс для 5-7 класса разработан на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, основной образовательной программы ОУ, программы элективного курса по литературе Анализ эпизода художественного произведения (автор-составитель Русова Н.Ю. М.: Мнемозина, 2008). Программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Данный курс поможет выявить творчески одаренных учащихся, ориентированных на поступление в кл... Цели спецкурса: 1. Научить учащихся самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, осмысливать их, эмоционально переживать и воплощать их в поступках. 2. Подтолкнуть ученика к собственному творчеству, желанию понимать искусство, а через искусство себя и жизнь. Задачи спецкурса: 1. Организовать творческую, самостоятельную читательскую деятельность. 2. Научиться выявлять основную проблематику произведения. 3. Научить определить роль элементов сюжета, комп... Данная программа базируется на принципе соответствия литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста. Поэтому в основе спецкурса лежит не историко-хронологический, а проблемный подход. В программе определен круг произведений для изучения. В графе Теория литературы содержится перечень основных теоретических понятий, однако, поскольку основная работа над ними ведется на уроках русской литературы, в графу внесены лишь те понятия, которые специфичны для данного курса...
  • Урок русского языка по теме Это нестандартный по форме урок - урок -сказка.На протяжении всего урока используются сказки о звуках, интересные подсказки, которые не только проверяют уровень сформированности умений и навыков учащихся, но и помогает(особенно визуалам)использовать их в различных учебных ситуациях. Сказочная речь и игровая форма отдельных заданий позволяют снизить уровень тревожности отдельных учащихся на уроке и дает возможность даже слабым учащимся проявить себя. На этом уроке нет необ...
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ И МОРДВЫ-ТЕРЮХАН И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТОПОНИМИКЕ СОВРЕМЕННОГО ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Этнокультурное наследие терюхан – предков большинства современных жителей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области – один из аспектов формирования собственного лица нашей местности. Терюхане проживали компактно только на этой территории, это – культурная данность, историческое наследие нашей малой родины. В первой половине ХХ века терюханский язык сохранялся во многих селениях, и до сих пор некоторые пожилые люди помнят свое наречие. Самобытное же традиционное знание, выра...
  • Методическая разработка урока по русскому языку «Прекрасные мгновения прожитой жизни»Методическая разработка урока по русскому языку Прекрасные мгновения прожитой жизни. (Всероссийский конкурс Лучший урок письма – 2013) Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души, запечатленное в слове. А.П. Чехов. В письмах человек обнажает свою душу. С. Джонсон. Цель: знакомство с письмом как древнейшим средством общения людей, его основными современными разновидностями и получение навыков правильного написания писем. Задачи: Образовательная: познакомить обучающихся с пись...
  • Воспитательский час «на тему: «В мире профессий»Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Последние социологические исследования говорят о резком снижении среди молодежи значимости труда, об очень низкой внутренней готовности к трудовой деятельности. Социологи отмечают, что у многих подростков работа, профессия связываются не с развитием своих способностей, не с желанием принести пользу обществу, а с высокими доходами, с возможностью удовлетворить неограниче...
  • Урок - путешествие с презентациейУрок нетрадиционной формы в виде путешествия. Данный урок является вводным уроком новой темы. Эта разработка является совместным продуктом преподавателя и учеников. Компьютерная презентация позволяют более наглядно представить иллюстрированный материал к уроку,активизировать деятельность учащихся в течение всего урока, проверить понимание нового материала сразу всех учащихся.Данный материал может быть использован учителем во внеурочной деятельности.
  • Сценарий мероприятия по литературе на тему От экологии природы к экологии душиТрадиционно в нашей школе проводится тематический День Знаний. В этот день учителя проводят театрализованные мини-спектакли с конкурсами, викторинами и т.д.Учащиеся пятых-десятых классов в сопровождении старшеклассников ходят по классам-станциям и становятся участниками такого мероприятия. Сценарий мероприятия на литературную тему: От экологии планеты к экологии души.Литературная станция. Цель: экологическое воспитание подрастающего поколения.Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, д...
  • Ученический проект «Стендаль «Красное и черное»: наша версия»Проект выполнен учащимися 10 класса в процессе изучения темы Из мировой литературы І половины 19 века. Роман Стендаля Красное и черное. Задачи проекта: развивать творческое воображение, навыки проектной деятельности; продолжить обучение приемам поиска и обработки информации из разных источников; совершенствовать умения передавать информацию в зрительных образах. Проект коллективный. Работа в группе побуждает к поиску общего языка и пониманию многих ценностей. Сотрудничество, которое требует...
  • Литературная игра по роману М. Булгакова Чем разнообразнее форма уроке, тем интереснее учиться. Литературная игра в этом смысле помогает достичь многих целей: 1)Повысить интерес к произведению. 2)Добиться более вдумчивого прочтения. 3)Закрепить особенно значимые для автора идеи в ненавязчивой игровой форме. 4)Усилить эффект от прочитанного. 5)Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, этики. Роман Мастер и Маргарита, пожалуй, единственное произведение в программе 11 класса, которое вызывает воодушевление школьников и неподдельный интерес. Игра проводится после изучения романа или на завершающем этапе в процессе подготовки к сочинению. Если работу по ее подготовке начать заранее, то гораздо продуктивнее будет процесс чтения. Чтобы сохранить интригу, лучше не проговаривать на уроках все аспекты игры, предоставляя детям возможность самим совершать маленькие открытия. Я предпочитаю ...
  • Литературная игра по пьесе А. Н. ОстровскогоНе секрет, что нынешние школьники все меньше читают, все больше отдают предпочтение компьютерным играм. Как следствие падает интеллектуальный уровень и значительно сокращается словарный запас. Понятно, что бороться с этим широкомасштабным явлением – все равно, что воевать с ветряными мельницами. Так что же делать? Ждать, пока вновь страна станет самой читающей в мире? Жизни не хватит! Проблема эта тяготит каждого словесника, и каждый в меру сил пытается ее преодолеть. Поделюсь одним из своих пр...
  • Лингвистический анализ текста с использованием интерактивной доскиЦель урока - обобщить и систематизировать знания о комплексном анализе текста, статью Д.С.Лихачева Молодость-вся жизнь.Это произведение входит в цикл писем, собранных автором в книгу Письма о добром.В ходе урока определил тему основную мысль текста и проблемы, которые поднимает автор.Нашли изобразительные средства, поработали над синтаксисом письма, выписали понравившиеся афоризмы в тетрадь.На уроке были использованы фрагменты из видеофильма Крутые дороги Д.С. Лихачева и музвку композит...
  • Методическая разработка по экономике по выполнению курсового проектаМетодическая разработка по выполнению курсового проекта по расчету сметной стоимости в программном комплексе SANA. Строительство - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. Она создаёт основные фонды предприятий и организаций, строит жильё, общественные здания, объекты здравоохранения, культуры и т. д. При проектировании зданий и сооружений учитываются самые современные способы производства строительно-монтажных работ, техника и строительные материалы. В данном проекте стоимость строительства объектов определяется с применением программного комплекса SANA-2001,версия 2.4 от 27.07.05. Использование про...
  • Значение частиц и их разряды по значениюЦели урока: 1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о служебных частях речи и их функциях в языке, повторить сведения со знанием частиц и их разрядами, а так же с особенностями употребления частиц в речи,закрепить знания о правописании частиц в ходе выполнения тренировочных упражнений. 2)Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения, навыки комплексного разбора текста, развивать умения находить частицы, отличать их от других частей речи , формировать умения различать частицы п...
  • Доклад Ахуырдзауты зонындзинæдтæ бæрæг кæныны мадзæлттæ æмæ сæ фæстиуджытæ Райдайын та хъæуы ирон æвзаг æмæ литературæмæ тынгдæр æргом здахыны разæнгардгæнæн мадзæлттæй. Арæх хъусæм: Не ʼвзаг сæфы. ЕГЭ-тæ, алыхуызон тестытæ,фæлварæнты руаджы йæ нæ бауадздзыстæм сæфын. Скъоладзуæн уал йæхи базонын кæнæм. Йæ фыдæлтæ йын цы уæззау кад ныууагътой. Уый фæстæ бамбардзæн аив литературæ, фыссынад, культурæ нацийы цæсгомæвдисæг фæрæзтæ кæй сты æмæ сæ хъæуы зонын.
  • Доклад по теме: Совершенствование мыслительной деятельности на уроках русского языка Исходя из общих положений, рассмотрим классификацию методов совершенствования мыслительной деятельности, применяемых в обучении русскому языку: I. Методы сообщения преподавателем знаний. 1. Метод сообщения преподавателем знаний в готовом виде 2. Метод проблемного изложения преподавателем знаний II. Методы самостоятельного овладения обучающимися знаниями и формирование умений. 1. Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предло...
  • Контрольный срез знаний учащихся по русской литературе за II семестрКонтрольный срез знаний учащихся по русской литературе за II семестр. I Вариант 1.Как называют торжественное стихотворение, воспевающее лицо или историческое событие? А. ода. Б. легенда. В. Поэма. Г. пафос. Д. песня. 2. Кому принадлежат эти слова: Жестокие нравы сударь, в нашем городе, жестокие. А. Обломов (Обломов И. Гончаров). Б. Мармеладов (Преступление и наказание Ф. Достоевский) В. Кулигин (Гроза А. Островский) Г. Тихон (Гроза А. Островский) Д. Иудушка (Господа Головлевы М...
  • Конспект урока по русскому языку: Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги Конспект урока по русскому языку: Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги. Учебник Русский язык Р.Н. Бунеев, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. 7 класс. Применение ЭОР, ИКТ, проблемные ситуации, открытие новых знаний черезучащихся формулировку учебной проблемы и поиск её решения. Цели урока 1.Обучить приёмам нахождения предлога, его функции в речи 2.Формировать знания, умения, навыки правильного употребления и написания предлогов 3.Применять полученные знания при выполнен...
  • Тема войны в произведениях А. ГенатулинаТернистым путем пришел в литературу Талхат Гиниятуллин. Вместе со своим поколением он одолел жестокое испытание эпохи — Великую Отечественную войну. Немалым испытанием на прочность оказался и слишком долгий путь писателя к своим читателям, особенно в родном Башкортостане. Талха Юмабаевич Гиниятуллин (литературный псевдоним — Анатолий Генатулин) родился 1 мая 1925 года в деревне Уразово Учалинского района. Рано осиротел, подростком работал в колхозе. Окончив семилетку, понял, что пора определят...
  • Памятки для подготовки к ЕГЭВведение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе.В данном сборнике собраны памятки, которые помогут учителям и учащимся при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку: 1)трудные случаи управлени...
  • Опорный конспект Правописание корней с чередованиемТема Правописание корней с чередованием зачастую вызывает у учащихся затруднения и ошибки в работе. В данном опорном конспекте представлены все случаи правописания корней с чередованием: а)написание корней, которые зависят от ударения; б)написание корней, которые зависят от последующих букв или сочетаний букв; в)написание корней, которые зависят от наличия или отсутствия суффикса -А-; г)написание корней,написание которых зависит от значения. В конспекте собраны также все случаи исключения из п...
  • Новейшая российская поэзия-обзор-реферат Вы знаете, жизнь представляется мне скрипучей пластинкой. Но одни слышат только скрхудожественных языков. Литературное пространство расширялось и усложнялось по нарастающей. Молодая русская поэзия 1990-х отличается исключительным разнообразием художественных языков .Обзор- реферат – попытка представить пеструю картину, сложившуюся в поэтическом поколении конца 20- начала 21 века, многосторонний взгляд на радикальные изменения, происшедшие в русской поэзии за последние десятилетия. В...
  • Программа практического курса по русскому языку ОрфограмотностьВ данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл). Часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русско...
  • Разработка внеклассного мероприятия Герои Чехова бессмертныЛитературно-театрализованная композиция по творчеству А.П. Чехова. Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своём творчестве. 2015 год - 155 лет со дня рождения этого великого мастера слова.Предлагаю разработку внеклассного мероприятия по рассказам А. П. Чехова. Ах, зачем нет Чехова на свете! Сколько вздорных – пеших и верхом, С багажом готовых междометий Осаждало в Ялте милый дом…День за днем толклись они, как крысы, Словно он был мир...
  • Занятие по внеурочной деятельности Юный экологЗадачи, направленные на достижение личностных результатов: -развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; -развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, музыка); -воспитание ответственного и бережного отношения к природе. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов; Познавательные: -фор...
  • Конспект урока Правописание наречийУрок русского языка по программе Т.А.Ладыженской посвящён изучению отрицательных наречий.Данная тема- одна из самых трудных морфологических тем.На уроке дети лучше узнают о такой интересной части речи,как наречие, будут выполнять задания разного уровня сложности, работая в парах.Школьники будут делать сообщения о наречии, его природе и употреблении в речи.Познакомятся с материалом учебника,выполнят упражнения по выбору.Материал, изученный на уроке,будет способствовать развитию языковой компетен...
  • Рабочая программа по краеведению (региональный компонент)Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе учебного пособия для 5 класса Волжские сказки, легенды, были (Программа Культура народов Поволжья). Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с еѐ прошлым и настоящим. Курс рассчитан на 34 часа в год, в неделю- 1 час. Рабочая программа предназначена для учителей Саратовской области, преподающих литературное краеведение в 5 классе. Программа со...
  • Тест по русской литературе хх векаТест состоит из десяти вопросов в двух вариантах. Содержание:1.Александр Александрович Блок Стихи о прекрасной даме, поэма Двенадцать 2.Сергей Александрович Есенин Песнь о собаке 3.Гротеск в поэзии Владимира Владимировича Маяковского 4.Определение Серебряного века 5.Романтизм в ранних рассказах Максима Горького 6.Жизнь и творчество Николая Степановича Гумилёва 7.Поэзия Марины Ивановны Цветаевой 8.Исаак Эммануилович Бабель Конармия 9.Повести Андрея Платоновича Платонова Котлован, В п...
  • Статья Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через развитие навыков публичного выступленияВ работе представлено описание учебного занятия (2 часа) по русскому языку для учащихся 10-11 классов по формированию коммуникативной компетенции Коммуникативные качества публичной речи. В современное время культура речевого поведения становится особенно значимой. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его культуры в целом. От того, в какой степени человек владеет нормами устного и письменного литературного языка, умением использовать выразительные языковые средства в разных...
  • Доклад на тему Не учи учёногоУчителям нужно постоянно учиться, ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА, а не тоскливой керосиновой лампой, чуть излучающей свет, да и то, только для тех, кто находится рядом, а те, что подальше, да ну их! … мы стали уставать не столько от работы, от общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться,...
  • Элективный курс по русскому языкуДанная программа Богатство русского языка рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Русский язык в современном мире выполняет несколько функций: коммуникативную, конструктивную, когнитивную, эмотивную. Это многообразие функций языка свидетельствует о его богатстве и сложности. Действительно, русский язык сложен как с грамматической, так и с лексической точки зрения, и это признается многими иностранцами. Но русский человек должен в полной мере владеть нормами своего языка, знать его лексические и...
  • Тест к рассказу Ф. Искандера `Тринадцатый подвиг Геракла`Программа по литературе Коровиной В. Я.6-ой классРассказ Ф. Искандера Тринадцатый подвиг Геракла Тест (с ответами). Уровни А, В, С.
  • Элективный курс по русскому языкуКоличество часов 1 час в неделю (34 часа) Уровень базовый Срок реализации программы 1 год (2014-2015 учебный год) Учитель: Шутова А.Ф. Программа курса разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку для 10-11 классов, автор-составитель Баранов М.Т. к учебно-методическому комплекту Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. Авторы В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Курс русского языка направлен на совершенствование речево...
  • Календарно-тематическое планирование по литературеНастоящая рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы (авторы-составители:Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2010) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С. Меркиным - Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы, учебник-хрестоматия для 10 класса в 2-х частях,год издания 2013
  • Контрольная работа по темеКонтрольная работа по теме Причастие проверяет усвоение знаний учащихся по теме Причастие. Работа строится в виде теста, состоит из трех частей: часть А - выбор одного ответа, часть В - нахождение ответа в тексте, частьС - творческая работа.Эта работа обобщает знания о причастии, совершенствует умение различать причастие от других частей речи и видеть его в письменной речи, формирует навык правописания причастия, активизирует самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о прич...
  • НОВІТНІ ТЕХНОЛОГІЇ ЯК ЗАСІБ ПРОВЕДЕННЯ СУЧАСНОГО УРОКУ СВІТОВОЇ ЛІТЕРАТУРИСучасний урок – це далеко не одноманітна та єдина структурно-змістова схема. Тому кожний викладач визначає для себе ті форми роботи, які для нього найбільш прийнятні, відповідають тій парадигмі, якій він віддає перевагу в роботі. Урок – це місце, де відбуваються самі процеси навчання, виховання і розвитку особистості. Урок – це логічно закінчений, цілісний, обмежений визначеними рамками відрізок навчально-виховного процесу. Водночас – це дзеркало загальної педагогічної ку...
  • Тест по поэме М. Ю. Лермонтова МцыриТест по поэме М.Ю.Лермонтова Мцыри содержит 14 заданий с несколькими вариантами ответов. Тест разработан для учащихся, обучающихся по учебнику Литература 8 класс В.Я.Коровиной. Можно провести тестирование после изучения произведения в 8 классе, чтобы оценить степень усвоения материала. Также можно использовать в 9 классе перед изученнием творчества Лермонтова с целью проверки изученного ранее произведения. Предназначен для учителей-предметников, особенно молодых, или для самостоятельн...
  • Тема. Второстепенные члены предложения. Дополнение (прямое и косвенное)Цель: углубить знания учащихся о дополнении; ознакомить их с видами дополнений; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них культуру речи. Ожидаемые результаты: учащиеся по вопросу выделяют второстепенные члены предложения, распространяют нераспространенное предложение; переводят термины с украинского языка на русский. Оборудование: учебник, дидактический материал, схема. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ - Проверка домашнего задани...
  • УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ «СЛОВА, ОГРАНИЧЕННЫЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ. СЛЕНГ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» Цели урока: познакомить с явлением язык в языке на примере сленга; формировать умения выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, искать факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы и установленной закономерности; развивать навыки исследовательской, сопоставительной, творческой деятельности, систематизации материала в единое целое; прививать речевую культуру. Подготовительный этап. 1. Проведение группой учащихся (2 – 3 чел.) предварительного опроса сре...
  • Бинарный урок по теме Путешествие числительных в страну дробных чиселРусский язык и математика – два предмета, имеющие тесную связь между собой. Нахождение общих точек их соприкосновения при объяснении основных понятий, определений позволяет интересно и неординарно строить урок. Бинарный урок дает возможность через межпредметные связи воспитывать ученика как всесторонне развитую личность, показывать взаимосвязь между предметами для формирования целостной картины общеообразовательного процесса и развивать творческие способности учащихся. Этот опорный кон...
  • Внеклассное мероприятие по литературе Евгений Онегин-энциклопедия русской жизни для учащихся 9-х классов Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни так называлось мероприятие, объединившее девятиклассников, учителей литературы в это параллели и педагога библиотекаря нашей школы. Стало доброй традицией проводить такие литературные мероприятия. Перед началом литературной дуэли учитель русского языка и литературы подготовила с учащимися 9 -х классов прекрасный инсценированный отрывок из романа. Как душевно и талантливо играли ребята! А как прекрасно сидели костюмы пушкинской эпохи на наших д...
  • Сценарий занятия по внеклассному чтению Прости, спаси (К 70-летию победы в ВОВ)Методические рекомендации по организации обсуждения художественного произведения с применением технологии Музей проживания. Эта технология рекомендована Международной научно-практической конференцией Чтение и грамотность в образовании и культуре, прошедшей в Москве в 2009 году. Музей проживания - управляемый процесс, помогающий понять, прочувствовать, прожить литературное произведение. Текст произведения разбивается на смысловые а аудитория делится на группы. Каждая группа выбир...
  • План подготовки к ГИАПлан подготовки к ГИА по русскому языку на 2014-2015учебный год № Мероприятия Сроки 1 Анализ результатов ГИА по русскому языку за 2013-2014 учебный год. Задачи на 2014-2015 учебный год. Сентябрь 2 Входная /стартовая/диагностика учащихся 9 классов. Анализ результатов. Сентябрь 3 Оформление демонстрационного стенда с материалами для подготовки учащихся к ГИА. Сентябрь 4 Изучение современной методической литературы по подготовке учащихся к ГИА по русому языку. В течение года 5 Создать банк электронных ресурсов по подготовку учащихся к ГИА. В течение года 6 Подготовка диагностических карт и индивидуальных маршрутов на каждого учащегося 9 классов. Сентябрь/октябрь 7 Знакомство учащихся с демоверсией 2015 года, детальный анализ демоверсии, критериев оценки части С. Октябрь 8 Проведение индивидуального консультирования учащихся по проблемам решения КИМ ГИА. В течение года 9 Подготовить выступление к родительскому собранию учащихся 9 классов об итоговой аттестации в форме ГИА по русому языку, познакомить с требованиями к проверке части С, с проектом демоверсии ГИА 2015 года. Октябрь 10 Знакомить родителей учащихся с нормативно-правовой базой ГИА по русскому языку. В течение года 11 Доводить до сведения родителей результаты контрольных срезов по русскому языку, пробных ГИА, результатов мониторинга. В течение года 12 Вести мониторинг усвоения ЗУН по подготовке к ГИА на уровне классов. В течение года 13 Вести планомерную и постоянную работу с бланками ГИА, выявить сложные моменты, типичные ошибки при их заполнении. Обучение правильному заполнению бланков ответов. В течение года 14 Стартовый пробный ГИА по демоверсии 2015 года. Корректировка индивидуальных маршрутов. Индивидуальное консультирование учащихся. Октябрь 15 Разработка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов по русскому языку, приведение их в соответствие с новыми требованиями. Октябрь
  • Внеклассное мероприятие по литературе Небывальщина с бывальщиной (С. Г. Писахов) 25 октября северному сказочнику Степану Григорьевичу Писахову юбилей - 135 лет со дня рождения. Буйным северным сиянием взыграл в нашей литературе Степан Писахов. К юбилею знаменитого земляка мы подготовили литературное мероприятие для параллели учащихся 5-х классов Бывальщина с небывальщиной. Ребята посмотрели небольшой фильм о жизни и творчестве северного сказочника, ответили на вопросы мультимедийной викторины, показали инсценировки известных сказок, плясали и исполняли русские наро...
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку и культуре речи для СПО2.Раздел Содержание календарно-тематического плана № п/п Наименование тем учебных занятий Общее количество обязательных аудиторных часов Вид учебного занятия (урок, лекция, семинар; практическое занятие, лабораторная работа контрольная работа, самостоятельная работа) Тема самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой дисциплины Домашнее задание по теме 1 Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Практическая работа: - построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи; преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст с... 1 1 Комбинированный урок Подготовка справочного материала по теме: Взаимосвязь литературных и нелитературных форм существования национального языка. Конспект Л.2 Стр.43-47; Стр.208-209 Упр.№281 2 Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности. 2 Урок изучения нового материала Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация Конспект Л.3 Стр.11 Упр.№8 3 Практическое занятие: - определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю; - упражнения по определению ударения в слове; - наблюдение над собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении 2 Учетно-обобщающий урок Л.3 Стр.14 Упр.№14 4 Слово, его лексическое значение. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. 2 Урок изучения нового материала Пользуясь словарями русского языка, определить значение, происхождение, сферу употребления, эмоциональную окраску предложенных преподавателем слов. Конспект Л.2 Стр.№49-61 Упр.№62 5 Практическое занятие: - происхождение, строение и значение фразеологизмов; - лексические ошибки и их исправление; стилистический анализ текста. 2 Учетно-обобщающий урок Л.2 Стр.63-66 Упр.№72 6 Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Практическая работа: - словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики; - стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном (учебно-научном) текстах; 1 1 Комбинированный урок Словообразовательный разбор слов разных частей речи. Конспект Л.2 Стр.67-67-68 Упр.№77,№79 7 Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. Практическая работа: - морфологический разбор частей речи; стилистический анализ грамматических форм в тексте; 1 1 Комбинированный урок Конспект Л.2 Стр.72-75 Упр.№89,№94 8 Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения. 2 Урок изучения нового материала Конспект Л.2 Стр.82 Упр.№117 9 Выразительные возможности русского синтаксиса. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Практическая работа: - синтаксический разбор; - стилистический анализ синтаксических структур в тексте; 1 1 Комбинированный урок Составить предложения с прямой и косвенной речью. Написать творческую работу с включением цитат (сочинение, доклад, реферат). Конспект Л.2 Стр.89 Упр.№122 10 Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. 2 Урок изучения нового материала Учет и типизация орфографических ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок. Конспект Л.2 Стр.№218-219 Упр.№303 11 Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. 2 Урок изучения нового материала Конспект Л.2 Стр.248-249 Упр.№372 12 Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Практическая работа: - орфографический и пунктуационный разбор; группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку; - выявление факультативных и альтернативных знаков препинания; 1 1 Комбинированный урок Л.2 Стр.260 Упр.№383 13 Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое. 2 Урок изучения нового материала Конспект Л.2 Стр.91-108 Упр.№ 129 14 Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. 2 Комбинированный урок Анализ текстов разных стилей (творческая работа) Конспект Л.2 Стр.109-115 Упр.№155(2) 15 Жанры деловой и учебно-научной речи. Практическая работа: стилистический разбор художественного, учебно-научного и официально-делового стилей; 1 1 Комбинированный урок Л.2 Стр.115;166-169 Упр.№240 16 Контрольная работа по темам 1-8. 2 Контрольно-учетный урок
  • Урок литературы по теме: «Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского»Программа Т.Ф. Курдюмовой, УМК Т.Ф. Курдюмова. Урок по Древнерусской литературе, об особенностях житийной литературы. Тип урока – урок открытия нового знания Используемые технологии: исследование; ИКТ Используемые методы : словесный; иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский Используемые приёмы: комментирование иллюстраций, установление соответствия, составление характеристики героя по прочитанному Используемые формы организации познавательной деятельности: самостоятельная рабо...
  • Занимательный конкурс Русское словоКонкурс проводится в рамках недели Русского языка и литературы. Целью данного конкурса является проверка знаний и умений учащихся орфоэпических, синтаксических, грамматических норм русского языка.Ученики, выполняя задания, должны уметь находить стилистичеки неоправданную лексику,определять род несклоняемых имен существительных, неправильно образованную форму числительного, вспомнить материалы, изученные на факультативных занятиях по старославянскому языку. Задания конкурса проверяют знания учащи...
  • Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народаН. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда и другие стихи о судьбе народа Цель: помочь учащимся выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя. Задачи: 1.Учить видеть в стихах поэта авторское отношение к проблеме, 2.Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста. 3.Воспитывать чувство патриотизма, любовь к русскому народу, Отечеству, русской поэзии. Далеко не...
  • Урок-игра по русской литературеТема урока: Карусель сказок ( по сказкам Пушкина) Тип урока: урок-обобщение. Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, книжная выставка произведений писателя. Цели урока: обобщить изученный материал по сказкам Пушкина посредством углубления и погружения в сказочный мир его произведений; -проанализировать прочитанные сказки, учиться вычленять главное из общего; -развивать навыки мышления, умение работать в группах; -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, а также...
© 2010-2018