Конспект урока по литературе: Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». Сатира и юмор как формы комического

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Сатира и юмор как формы комического.

Цель урока: раскрыть идейно-тематическое содержание рассказа, совершенствовать умение учащихся читать, анализировать произведение, развивать умение сравнивать и делать выводы.

Тип урока:

Ход урока

1.Орг.момент.

2. Актуализация опорных знаний. Тест.

1. Укажите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон»:

А) рассказ

В) повесть

Г) очерк

2. Смысл названия произведения связан с тем, что:

А) Очумелов то снимает, то надевает шинель, что указывает на изменения его настроений

Б) надзиратель меняет свои взгляды и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.

В) автор хотел рассмешить читателей названием животного, хотя о нем в рассказе не говорится.

3. Кого из героев можно назвать главным в рассказе «Хамелеон»?

А) Очумелова

Б) щенка

В) Хрюкина

Г) генерала

Д) генер. повара

Е) Елдырина

4. Кого в рассказе можно назвать «хамелеоном»:

А) Очумелова

Б) толпу зевак

В) Хрюкина

Г) повара

5. Отношение Очумелова к Хрюкину изменяется в связи с тем, что он:

А) разобрался в происшедшем

Б) узнал, чья собака

В) пожалел золотых дел мастера

6. Какого авторское отношение к героям рассказа «Хамелеона»:

А) сочувствие Б) высмеивание В) негодование Г) безразличие

7. В чем смысл заглавия рассказа «Хамелеона»:

А) высмеивается лицемерие и ханжество

Б) высмеивается поведение чиновничества

3. Мотивация учебной деятельности.

В 1885 г. в «Петербургской газете» был напечатан рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», который вошел в сборник «Пестрые рассказы». Уже при жизни писателя рассказ был признан шедевром. Это рассказ не просто невежественном мужике и строгом следователи, это рассказ о двух мирах, оторванных от жизни. Главные герои - два русских человека, не понимающих друг друга. У каждого из герое свой образ жизни, своя нравственность, свое понимание о справедливости и совести. Нам предстоит выяснить, почему в этом рассказе нет отр. и полож. героев.

4. Работа с текстом.

-Кто главные герои произведения? Какими вы их представляете?

-Что ответил Денис на вопрос следователя об отвинч. гайки? О каких чертах характера это говорит?

-Для чего ему нужна была гайка? Почему только гайка годится для грузила?

-По злому ли умыслу Денис отвинтил гайки? Почему он не понимает, что его действия преступны?

-Чем различается речь следователя и от речи Дениса? Почему ему не удается убедить Дениса в преступности его действий?

-О чем же этот рассказ? Как можно объяснить его название? Кого А.П.Чехов называет злоумышленником?

-Является ли Денис на самом деле «Злоумышленником»?

-Что смешного в рассказе? А что грустного? Сатирический или юмористический рассказ?

-Есть ли в рассказе отр. или полож. герои? На чьей стороне вы? Почему?

Сравнение рассказов:

В чем разница между этими рассказами?

В чем сходство рассказов?

5. Подведение итогов. Понимаете ли вы, чем опасны действия Дениса? Чем поучителен рассказ для наших совр. и лично для вас?

Инф о дом. задании: прочитать рассказ И. Бунина «Цифры», письменно ответить «чем поучителен рассказ для нас».


© 2010-2022