- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе: Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». Сатира и юмор как формы комического
Конспект урока по литературе: Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». Сатира и юмор как формы комического
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суфиярова Т.С. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Сатира и юмор как формы комического.
Цель урока: раскрыть идейно-тематическое содержание рассказа, совершенствовать умение учащихся читать, анализировать произведение, развивать умение сравнивать и делать выводы.
Тип урока:
Ход урока
1.Орг.момент.
2. Актуализация опорных знаний. Тест.
1. Укажите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон»:
А) рассказ
В) повесть
Г) очерк
2. Смысл названия произведения связан с тем, что:
А) Очумелов то снимает, то надевает шинель, что указывает на изменения его настроений
Б) надзиратель меняет свои взгляды и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.
В) автор хотел рассмешить читателей названием животного, хотя о нем в рассказе не говорится.
3. Кого из героев можно назвать главным в рассказе «Хамелеон»?
А) Очумелова
Б) щенка
В) Хрюкина
Г) генерала
Д) генер. повара
Е) Елдырина
4. Кого в рассказе можно назвать «хамелеоном»:
А) Очумелова
Б) толпу зевак
В) Хрюкина
Г) повара
5. Отношение Очумелова к Хрюкину изменяется в связи с тем, что он:
А) разобрался в происшедшем
Б) узнал, чья собака
В) пожалел золотых дел мастера
6. Какого авторское отношение к героям рассказа «Хамелеона»:
А) сочувствие Б) высмеивание В) негодование Г) безразличие
7. В чем смысл заглавия рассказа «Хамелеона»:
А) высмеивается лицемерие и ханжество
Б) высмеивается поведение чиновничества
3. Мотивация учебной деятельности.
В 1885 г. в «Петербургской газете» был напечатан рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», который вошел в сборник «Пестрые рассказы». Уже при жизни писателя рассказ был признан шедевром. Это рассказ не просто невежественном мужике и строгом следователи, это рассказ о двух мирах, оторванных от жизни. Главные герои - два русских человека, не понимающих друг друга. У каждого из герое свой образ жизни, своя нравственность, свое понимание о справедливости и совести. Нам предстоит выяснить, почему в этом рассказе нет отр. и полож. героев.
4. Работа с текстом.
-Кто главные герои произведения? Какими вы их представляете?
-Что ответил Денис на вопрос следователя об отвинч. гайки? О каких чертах характера это говорит?
-Для чего ему нужна была гайка? Почему только гайка годится для грузила?
-По злому ли умыслу Денис отвинтил гайки? Почему он не понимает, что его действия преступны?
-Чем различается речь следователя и от речи Дениса? Почему ему не удается убедить Дениса в преступности его действий?
-О чем же этот рассказ? Как можно объяснить его название? Кого А.П.Чехов называет злоумышленником?
-Является ли Денис на самом деле «Злоумышленником»?
-Что смешного в рассказе? А что грустного? Сатирический или юмористический рассказ?
-Есть ли в рассказе отр. или полож. герои? На чьей стороне вы? Почему?
Сравнение рассказов:
В чем разница между этими рассказами?
В чем сходство рассказов?
5. Подведение итогов. Понимаете ли вы, чем опасны действия Дениса? Чем поучителен рассказ для наших совр. и лично для вас?
Инф о дом. задании: прочитать рассказ И. Бунина «Цифры», письменно ответить «чем поучителен рассказ для нас».