Урок по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с поднинительными уступительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

_____________ 9 класс

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках

русского языка.

Задачи:

-показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

-развивать речь обучающихся;

-воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

Раздаточный материал

Ход урока


І.Организационный момент.

Проверка домашнего задания учениками - консультантами.

Запись числа и темы урока.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

1.Актуализация знаний.

- индивидуальная работа по карточкам (приложение 1).

-работа с классом:

Интерактивное упражнение «Микрофон»

- Какие предложения мы с Вами изучаем?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- На какие основные группы они делятся?

- Какие из них мы изучаем сейчас?

Работа возле доски

Записать предложения. Определить тип придаточного предложения, составить схему.

1)Чтоб не сбиться с пути, надо честным расти.

  1. Чтоб ( ), [ ]. СПП с П причины. .

3. Она любила на балконе

Предупреждать зари восход, 3) [ ], (Когда). СПП с П времени.

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод…

III. Сообщение темы и цели урока.


  1. Запишем предложение: Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять.

(Акцент: слово "гулять" не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему)

- Петя помыл посуду?

- Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять?

- Он ждал уступки?

2. Ребята, Как вы думаете, какое это предложение?

Какой вопрос можно поставить к подчинительному предложению?

Определите тему и цель урока.

IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски)

(Хоть он глядел нельзя прилежней),

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести. обстоят. уступки

Слово учителя: "Это СПП с придаточным уступки".

- Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик).

Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл.

- Объясните выбор написания частиц не и ни.

- В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли?

- Значит какое это придаточное?

- Дверь открыли, уступили?

Слово учителя: "В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет".

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)

- При помощи чего присоединялось в предложении придаточное уступки?

-Составление кластера

Средства связи:

Союзы: Союзные слова:

хотя (хоть) сколько ни

СПП уступки как ни

несмотря на

несмотря на то что

пусть

пускай

2. Запишем и разберем следующее предложение.

Хотя путник и не знал дороги, но все-таки вышел к поселку.

- Замените придаточное уступки деепричастным оборотом.

Вывод: СПП с П уступки можно заменить предложением с деепричастным оборотом.

3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам).

1. [ ], (несмотря на то что…).

2. (Как ни …), [ ].

3. (Хотя…),[ ].

V. Закрепление полученных знаний.

1.Тестовые задания (приложение 2). Взаимопроверка.

VI. Итог урока.

- С какими предложениями познакомились на уроке?

- Почему их так назвали?

- На что указывают придаточные уступки?

- При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание.

Параграф 26 с. 94 -выучить, упр. 144

*Из «Героя нашего времени выписать 3 предложения СПП с П уступки, составить схему.


Приложение 1

Задание: Переписать предложения, расставить знаки препинания, сотавить схемы предложений, определить вид придаточного предложения в сложноподчиненном.

1. Он употребил всё своё красноречие дабы отвратить Акулину от её намерения.

2. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

3. Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орёл.

Задание: Переписать предложения, расставить знаки препинания, сотавить схемы предложений, определить вид придаточного предложения в сложноподчиненном.

1. Он употребил всё своё красноречие дабы отвратить Акулину от её намерения.

2. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

3. Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орёл.

Задание: Переписать предложения, расставить знаки препинания, сотавить схемы предложений, определить вид придаточного предложения в сложноподчиненном.

1. Он употребил всё своё красноречие дабы отвратить Акулину от её намерения.

2. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

3. Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орёл.

Задание: Переписать предложения, расставить знаки препинания, сотавить схемы предложений, определить вид придаточного предложения в сложноподчиненном.

1. Он употребил всё своё красноречие дабы отвратить Акулину от её намерения.

2. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

3. Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орёл.

Приложение 2

  1. СПП называется предложение, части которого соединены

а) при помощи союзных слов и подчинительных союзов

б) сочинительных союзов

в) при помощи интонации

2. Придаточным предложением называется:

а) зависимая часть б) главная часть в) всегда вторая часть предложения

3. Не являются членами СПП:

а) союзные слова б) союзы в) указательные слова

4. Союзы хотя, пускай, пусть являются:

а) временными б) изъяснительными

в) причинными г) уступительными

5. Укажите СПП с придаточным причины.

A. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

Б. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

B. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.

Г. Это я придумал соловья, чтоб вздохнула милая моя.

6. На месте какой цифры в предложении должны стоять запятые?

Несмотря на то (1) что Зинаида была обручена (2) она по-прежнему (3) была темой бурных обсуждений в свете.

а) 1 б) 1,2 в) 2 г) 1,3

7. Укажите сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным уступки.

а) Если мать хоронит сыновей, плачет мать и слез унять не может. (Р. Гамзатов)

б) Тогда Макар увидел, что они стоят у большой двери, которую раньше скрывали туманы. (В. Короленко)

в) Несмотря на остроту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтическими зарисовками и романтическими отступлениями.

г) Когда армия Кира увидела надвигающуюся на нее с диким воем конницу кочевников, у многих, даже закаленных в боях, воинов дрогнуло сердце. (Б.Жандарбеков)

8.Прочитайте предложение. Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

9. Определите, в каких сложноподчиненных предложениях нет пунктуационных ошибок.

А Для того чтобы выразить чувство, надо его ощущать.

Б Теперь когда все было кончено, не имело смысла сердиться.

Г Вместо того, чтобы пройти прямой дорогой, мы незаметно пошли в пустынную

улицу.

10. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом.

А) Я прежде всего должен высказать то, в чем до сих пор не решался сознаться самому себе.

Б) Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.

В) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.




© 2010-2022