Сценарий открытого урока в 4 классе - Е. И. Чарушин Кабан

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Е. Чарушин «Кабан».

Цели:

1) расширить знакомство с творчеством Е.И. Чарушина на материале рассказа « Кабан »;

2) познакомить учащихся с особенностями поведения животных;

3) развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности; развитие навыков осознанного, выразительного чтения;

4) способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, презентации, книги автора, магнитофон.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Психологический настрой на урок.

Прекрасно всё на небе.

Прекрасно на земле.

Прекрасно всё на свете.

Прекрасно всё во мне.

-Пусть у вас будет прекрасное настроение, которое позволит вам отлично поработать на уроке, многое узнать и многому научиться.

II. Актуализация изученного. (Урок начинается под музыку из передачи

« В мире животных »).

-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она?

-Почему я начала урок с этой музыки?

( Мы изучаем тему « Природа и мы »).

-С каким произведением по этой теме мы познакомились?

( М. Пришвин «Выскочка »)

-О ком это произведение? ( О животных)

III. Проверка домашнего задания.

На доске зашифрованы карточками ФИО писателя, название произведения. А на карточках вопросы по изученному произведению «Выскочка». Ответив на вопросы, дети узнают фамилию автора, чьё произведение сегодня будем изучать.

Вопросы:

1.Кто автор рассказа «Выскочка»

А) А.И.Куприн Б) М.М.Пришвин В) К.Г.Паустовский

2.Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка

3. Откуда приехала Вьюшка?

А) с р. Енисея Б) с р. Бии В) с о. Байкал

4. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина

5. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»

6. Как выглядела Вьюшка?

А) ушки, как у лисы, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок

Б) ушки, как рожки, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок

В) ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок

7. Какая трава росла во дворе?

А) майник Б) мурава В) медуница

8. В какое время года происходят действия А) ранняя весна Б) зимний денёк В) поздняя осень

9. Сколько сорок было в сорочьей семье?

А) семь Б) шесть В) пять

10. Нет в сорочьем быту большего сраму,…как А) как лишиться семьи Б) как остаться одной В) как лишиться хвоста.

3.Работа в парах по проверке теста, (на слайде 3 - ключи и нормы оценок: 9-10 правильных ответов - оценка «5», 7-8 правильных ответов -«4»,5-6 правильных ответов -«3».)

Продолжим наш урок речевой разминкой.

4.Речевая разминка. Слайд

Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.

- читает вслух один ученик

- читают хором

- читают в темпе скороговорки

4.Самоопределение к деятельности.

Учитель.А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определили сами, когда выполняли домашнее задание. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. (Е.И. Чарушин).

Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Е.И.Чарушин? слайд

Дети. Е.И. Чарушин писал о животных, птицах и о природе.

Учитель. А вот как называется рассказ, который мы будем читать сегодня на уроке, вы узнаете если найдёте слово, спрятавшееся среди данных букв.

а о ф о а з и к ю

ъ ю ж г о ь щ ф и

с ю к а б а н д е

б р о в а х щ т у

к у а м щ ф з и р

(«Кабан») Слайд

-Как вы думаете, кто будет героем произведения?

-Что вы знаете о кабане? (ответы детей)

Слайд (Кабан - крупное животное. У кабанов, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана - страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников, как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами).

Учитель. И так, как называется это произведение?

Дети. Произведение Чарушина Е.И. называется «Кабан».

(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)

Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: «Евгений Иванович Чарушини "Кабан». (слайд).

Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.

Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его рассказом «___________________»

2) учиться правильно, выразительно читать _____________________________ и анализировать его.

3) составлять _________ пересказа текста.

(слайд)

Дети. Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Евгения Ивановича Чарушина и его рассказом «Кабан»; учиться правильно, выразительно читать рассказ, отвечать на поставленные вопросы.

5.Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

- Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в городе Вятке. Отец его был художником-архитектором. Дома очень любили животных. Евгений Иванович рассказывал: « Моя мать, любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, индюшата, поросята, с которыми всегда было много хлопот, козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому возвращаются мои воспоминания».

Отец брал мальчика во все свои поездки. « Я очень благодарен моим родным за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

Евгений был озорным мальчиком, но талантов у него было множество. Он играл на скрипке, писал стихи, лепил, рисовал, был актером, все время что-то изобретал, за что в семье его прозвали Евгеша-изобретатель.

В 1922 году он поступил в Петроградскую (Санкт-Петербург) Академию художеств и окончил ее в 1926 году.

Рисовать животных он начал в раннем детстве, а окончив Академию художеств стал иллюстрировать детские книги. Он познакомился с Маршаком, Бианки, Житковым, Чуковским, Пришвиным.

Однажды ему сказали: ведь вы прекрасно рассказываете, попробуйте писать. И он написал «Волчишку», а потом и другие рассказы. (Слайд 7)

Любимыми героями Чарушина стали звериные малыши: волчата, лисята, котята, щенки.

Здесь вы видите иллюстрации Чарушина к книге Маршака «Детки в клетке». (Слайд 8)

В 1965 году Евгению Чарушину за иллюстрации к детским книгам присуждена Золотая медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге. В этом же году Чарушин умер, прожив 64 года.

Учитель. Ребята, а вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Давайте вспомним, какие животные были дома у Чарушина.

В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Он наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома. Вот почему так хорошо понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.

Учитель: В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С.Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно.

6.Изучение нового материала.

в) словарная работа

-Ребята, при чтении рассказа «Кабан» вам встретятся слова, значения которых вы можете не знать. Давайте вместе попробуем объяснить их значение. К каким книжным источникам мы можем обратиться за помощью? (Толковый словарь.) Вот как эти слова обозначены в Толковом словаре Ожигова:

1) студень - холодец;

2) зуд - чесотка;

3) гуськом - друг за другом;

4) небоскреб - высокий;

5) буянит - играет;

6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;

7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы.

б) Первичное чтение учителем (слайд)

-Понравился ли он вам рассказ?

- От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица.)

- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

- Грустное оно или веселое?

- Было ли вам страшно за автора?

- А в какой момент стало страшно автору?

  • Чтение рассказа детьми. (по цепочке)

7.Физкультминутка(слайд)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте),

И листочки собираем (наклоны вперед).

Собирать их каждый рад, (наклоны вперед).

Просто чудный листопад! (прыжки на месте с хлопками).


  • Закрепление нового материала.

  • Составление плана. Выборочное чтение.

Учитель. Итак, вместе с героями рассказа Чарушина Е.И. «Кабан», мы отправляемся вперед по лесным дорогам открытий. Впереди нас ждут ответы на вопросы.

  • Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Почему Е.И. Чарушин назвал рассказ именно так?

- Чем занимался Евгений Иванович в зоосаду? Прочитайте.

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных? (Наблюдательность.)

- Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.

- Почему так рано? Прочитайте.

А сейчас, давайте выделим основные события. Проследим, как развивалось действие.

  • С каким настроением работает художник до встречи с кабанами?

Появляется табличка: «Интересно! Ничего не вижу!»

  • Как повел себя художник, увидев непрошеных гостей?

Прочитайте.

Появляется табличка: «Все из рук попадало!»

  • Понравилось ли это Сережке?

Что так сильно напугало художника?

Появляется табличка: «Прощай, моя акварель!»

  • Какие чувства он испытывает?

Табличка: «Делать что-то надо!»

  • Что он решает?

Прочитайте, как описаны его действия.

Как себя чувствует в это время автор?

Табличка: «Вспотел со страху! »

  • Что происходит в самый разгар событий?

Прочитайте.

Табличка: «Кабаны в клетке!»

На доске план:

«Интересно! Ничего не вижу!»

«Все из рук попадало!»

«Прощай, моя акварель!»

«Делать что-то надо!»

«Вспотел со страху!»

«Кабаны в клетке!»

Учитель: С какой целью создаются зоосады?

(Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица земли.)

Учитель: Какие животные там жили?

(слайд 18 зоосад с животными)

- Определите некоторых его обитателей.

  • Работа с пословицами (слайд)

Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Почему?

-Какой порок высмеивают пословицы?

VI. Первичное закрепление.

Тест «Кто самый внимательный»

Е.И. Чарушин родился:

А)В Москве

Б) В Вятке

В) В Санкт-Петербурге.

Произведение «Кабан» относится к жанру:

А) Повесть

Б) Рассказ

В) Сказка

Анималист, это художник, рисующий:

А) Иллюстрации к сказкам.

Б) Людей

В) Животных

Когда художник работал в зоосаду?

А) Утром

Б) Днём

В) Вечером

Он рисовал:

А) Слона

Б) Гималайского медведя

В) Оленя

Деревянный шар в зоосаду катал:

А) Олень

Б) Ягуар

В) Волки

Кабанов было:

А) Пять

Б) Шесть

В) Семь

Работа в парах. Тест выполняется самостоятельно, затем дети меняются и проверяют друг у друга. На слайде появляются правильные ответы.

9. Рефлексия.

- Пришло время подвести итог нашему уроку.

- Мне бы хотелось, чтобы мы вместе написали синквейн.

- Напомню, что синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

  • Правила написания синквейна. (слайд 20)

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Кабан

___________________________, _______________________________

___________________, ______________________, __________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

(Результаты заносятся на слайды презентации. Таким образом, синквейн появляется на экране).

(Один из вариантов синквейна)

Кабан

Громадный, беспокойный

Чавкает, хрюкает, защищиется

У кабана есть клыки

Хищник

-Над каким произведением мы работали на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Чему учит этот рассказ?

- Понравился ли вам урок?

Закончить наш урок я хочу словами - пожеланием от Е.И. Чарушина (Слайд)

"А ты - человек - хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно… Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море - озеро… . Расти поскорее, учись лучше! "

VII. Домашнее задание

  • Подготовить пересказ от 1 лица.

  • Подготовить краткий пересказ, составить3-4 вопроса к прочитанному тексту.

  • Нарисовать рисунок, к моменту, который вам понравился больше всего в этом тексте.


© 2010-2022