Русский язык и Литература

  • Открытый урок на тему: рассказ А. ДороховаУрок на тему: А.ДороховмТёплый снег. Цели урока:формирование навыков осознанного, беглого, выразительного чтения через анализ произведения; коррекция и развитие зрительного восприятия через упражнения на концентрацию внимания; воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней; формирование мотивации к учению. Оборудование:ТСО (магнитофон), музыка П.И.Чайковского Времена года. Зима.Январь; музыкальная заставка к телепередаче Прогноз погоды; макет телевизора, иллюстрации...
  • Морфологический разбор имени существительногоТема: Морфологический разбор имени существительного Цели. · Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения. · Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры; обучение умению делать морфологический разбор имени существительного. · Воспитат...
  • Технологическая карта урока Подготовка к сжатому изложению Сжатое изложение - вид изложения, пересказа, предполагающий передачу лишь основного содержания излагаемого текста. Основное требование к сжатой передаче состоит в том, чтобы не исказить главной мысли текста. Искажение главной мысли особенно часто происходит при обобщении материала: можно упустить какую-то важную сторону или, напротив, дополнить ее тем, чего нет в тексте. Поэтому при сокращенной подаче текста путем обобщения материала необходима специальная работа над усвоением главной мысли....
  • Сложноподчиненные предложения с разными видами связи Подход в преподавании/обучении Для достижений цели данного урока использует новые подходы в преподавании и обучении. Предлагает проанализировать тему данного урока, определить цель. Обучает управлению и лидерству в обучении. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Тема урока Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Цели урока Создание условий для изучения классификации сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными: последовательном, однородным, параллельном подчинении;развивать навык конструирования и употребления СПП с несколькими придаточными;воспитывать интерес к истории возникновения напитка кофе (на материале текста упражнения). Конкретный результат Знают правила и умеют различать виды СПП с несколькими придаточными. Умеют правильно расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Ученики демонстрируют умения составлять алгоритм рассуждения по заданной теме, логическое мышление, внимания, навыки оценочной деятельности. Занятие Организационный момент Проверка опорных знаний по теме СПП Воспроизведение и применение опорных знаний по теме. Целеполагание. Мотивация учащихся. Основная часть урока Закрепление нового материала Подведение итогов. Рефлексия. Самооценивание Информирование о домашней работе Деятельность учителя и учеников Учитель Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать в группах. Приготовьтесь к активному сотрудничеству. - Готовы!? Тогда за один стол сядьте те, у кого на карточках цифра один, за второй с цифрой два, а за третий с цифрой три. Делит класс на группы по стратегии Цветные фигурки с цифрами. Создает комфортную психологическую атмосферу на уроке видеороликом Улыбнись Задание 1: учитель совместно с учениками, повторяют правила поведения работы в группах. У... Результаты обучения для учеников (A) Знают правила и умеют различать виды СПП. Умеют правильно расставлять знаки препинания в СПП. Могут правильно определять СПП с разными видами подченительных предложений. Результаты обучения для учеников (B) Знают правила и умеют различать виды СПП. Умеют правильно расставлять знаки препинания в СПП. Результаты обучения для учеников (C) Знают правила и умеют различать виды СПП. Урок русского языка в 9 русском классе на тему: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Провел: учитель русского языка и литературы СШ имени К.Шайменова А.В.Арнгольд
  • Урок-викторина: «Я усвоил все местоимения»Урок-викторина: Я усвоил все местоимения Предлагаю урок-викторину, который был дан мною после изучения темы Местоимения в 6-м классе. Урок называется Я усвоил все местоимения. 1. Какие имеются местоимения и какое слово образовано от местоимения в названии темы? (Я, все, усвоил.) 2. Придумайте пять слов, которые были бы образованы от местоимений. Напишите, от каких местоимений образованы и какой частью речи они являются. (Например: самоуверенность, свойство, себялюбие, всемирный, ничегонеделание и т.д.) 3. Какое местоимение женс...
  • Исследовательская работа по русскому языку и литературе Роль односоставных предложений в комедии Н. В. Гоголя РевизорИсследовательская работа по русскому языку и литературе Роль односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя Ревизор. Подготовлена совместно с учащимися 8 класса. Содержание. I. Из истории вопроса. II. Общие сведения об односоставных предложениях. III. Противопоставление двусоставных и односоставных предложений. IV. Типы односоставных предложений: · определенно-личные предложения; · неопределенно-личные предложения; · обобщенно-личные предложения; · безличные предложения; · инфинитивные предложения; · назывные предложения. V. Использование односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя Ревизор. VI. Заключение. VII. Литература. VIII. Приложение. Цели и задачи: · обобщить изученный материал об односоставных предложениях; · исследовать использование автором односоставных предложений в художественном драматическом произведении; · закрепить умения различать виды односоставных предложений в тексте и определять способы выражения сказуемого и подлежащего; · показать значение речи персонажей как одной из важнейших характеристик героя; · пробудить интерес к личности Н. В. Гоголя и его комедии Ревизор.
  • Урок Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке5-9 кл Интегрированный урок ( русский язык + библиотека) Тема: Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке! Предварительная подготовка к мероприятию: пять учеников готовятся к выступлению в роли словарей. “Словари” должны рассказать о своей специфике с помощью литературных художественных текстов, а команды определить, о каком словаре идёт речь. Возможно, “словари” будут в костюмах: “толковый словарь” в костюме с элементами русской народной жизни, “фразеологический словарь” в маске с “улыбкой д... 1. Разминка-игра. Представители каждой команды записывают слово определённым образом: сначала сверху вниз, затем снизу вверх. Затем нужно заполнить пустые места между первыми и последними буквами так, чтобы получились слова (существительные, более 1 слога): С а н И Л и д е Р О п а л А В ы з о В А в о к а д О Р а д и к а Л И р и С Как только один из игроков какой-нибудь команды заполнил все строчки, игра останавливается. Учащиеся зачитывают слова. Повторяющиеся слова вычёркивают. Побеждает та ко... 2. Слово “Словарям”. Толковый словарь. Родные слова Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода. В полях поляши - тетерева, Летятина - дичь, Пересмешки - молва, Залавок - подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугревушка, Фырики - снегири, Дежень, Воркуны - вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как пряслицы и веретена. Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства. И ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не расте... Звёзды бледнеют и потухают. В огне облака. (меркнут и гаснут) Белый пар по лугам расползается. (разливается) По прозрачной воде, по кудрям лозняка (зеркальной) От зари красный свет разливается. (алый) Спит чуткий камыш. Тишина - безлюдье кругом. (дремлет, тишь, вокруг) Еле видна тропинка мокрая. (чуть приметна, росистая) Куст заденешь плечом - на лицо тебе неожиданно (вдруг) С листьев польётся вода серебристая. (брызнет роса) Повеял ветерок, воду морщит-рябит. (потянул) Пролетели утки с шумом и исчезли. (пронеслись, скрылися) Далеко-далеко колокольчик звенит Рыбаки в доме из сухой травы проснулись. (в шалаше, пробудилися) (Победит та команда, чьё стихотворение ближе к оригиналу) Жюри подводит итоги, объявляет лучшую команду, отмечает особенно активных игроков. В качестве призов - различные словари.
  • Путешествие в страну Литературию Путешествие в страну Литературию… 5,6,7 классы ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ. Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени. · Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств. ПРАВИЛА ИГРЫ. · В игре участвуют 3 команды по 6 человек (от каждого класса) · Ведущий ... 5 6 7 1.Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература) 2. Назовите жанры литературы? (Эпос, лирика, драма) 3. Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как народная мудрость. Назовите термин. (Фольклор) 4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности: - зачин и концовку - повтор эпизодов - 3-х ступенчатое строение сюжета? (Сказка) 5. Что в переводе с греческого означает слово библи... 1. Имя, отчество, фамилия автора учебника Литература 6 класс? 2. Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство – бессмертно.Имя сказочника и название сказки? (Х.К.Андерсен Соловей) 3. Имя брата Геракла? (Ификл) 4. За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея) 5. Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котор... 1. Имя, отчество, фамилия автора учебника литература 7 кл? 2. Этот термин происходит от греческого слова со значением сказание, предание, в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? (Миф) 3. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист? (Аэд) 4. Назовите братьев Зевса? (Аид и Посейдон) 5. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита) 6. Няня А.С.Пушкина. Как ее зовут? (Арина Родионовна) 7. Продолжите строчки: Буря мглою небо кроет,... 2 раунд Начало боя: выявление сильных и слабых позиций команд. Задание: Определить героев литературных произведений. 5 6 7 1. С помощью этого приема описаны богатыри в былина (гиперболизация) 2. Роста был могучего, работал за четверых 3. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? (Старуха из сказки А.Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке) 1. Кто из героинь А.Пушкина была воспитана на французских романах, жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, считалась богатой невестой? (Марья Гавриловна из Метели А.Пушкина) 2. Кто из героев Н.Гоголя поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке? ( Солоха, ведьма, из гоголевской Ночи перед Рождеством) 3.При построении этого здания,все люди говорили на одном языке? (Вавилонская башня) 1. Кто из героев Толстого попал в плен к горцам? (Жилин Кавказский пленник) 2. Чем отличается рассказ от повести? 3. Этот герой воспитан на рыцарских романах(Дон Кихот) 3 раунд Схватка капитанов: борьба капитанов за звание лучшего. 5 6 7 1.В этих сказках показана повседневная жизнь? ( социально-бытовые) 2. Время года, когда происходит действие в сказке Снегурочка? (Зима) 3. Как звали жениха царевны молодой из Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях А.Пушкина ? (Королевич Елисей) 4. Какое историческое событие описывается в басне Крылова Волк на псарне? (Война 1812 г) 5. Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского? (До колен борода) 6. Цвет волос спящей царевны? (Черные) 7. От его покрику все травушки-мура... 1. Кому принадлежат слова: Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!? (А.Пушкину) 2. Как начинается сказка Василиса Прекрасная? (В некотором царстве жил-был купец) 3. Жанр Руслана и Людмилы А.Пушкина? (Поэма) 4. Где рос дуб зеленый с златой цепью? (Лукоморье) 5. К кому обращается герой лермонтовского Бородино с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде) 6. Имя матери И.С.Тургенева? (Варвара Петровна) 7. В каких отношениях с челядью находился Герасим , герой рассказа Ту... 1. Кто автор повести Белый пароход? (Ч. Айтматов) 2. Этот герой жил один на планете? (Маленький принц) 3. Возраст Дины, героини повести Л.Толстого Кавказский пленник? (13 лет) 4. В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: Пойдем со мной на ёлку, мальчик!? (Мальчик у Христа на ёлке) 5. Этот писатель вырос в имении Спасско-Лутовиново? (Тургенев) 6. Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского Светлана? (Крещенский вечерок) 7. Кто подарил Гераклу лук и стрел... 4 раунд Кто сильнее?(блиц-вопросы): продолжение литературного ринга (вопросы болельщикам) 1. Назовите учителей литературы нашей школы. 2. Номер кабинета рус.яз. и литер? 3. Продолжите пословицу: Сказка – ложь, а песня - …? (Правда) 4. Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь) 5. Какому народу принадлежит сказка Тысяча и одна ночь? (Арабскому) 6. Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея? (11 чародеек) 7. Прозвище младшего брата из сказки Конёк горбуно... 5 6 7 1. Зеркало, королева, Снегурочка, егерь, Семеро карликов? (Снегурочка, немецкая народная сказка) 2. Лебедь рак и щука 3. Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей? (Сказка о царе Берендее В.Жуковского) 4. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица? (Конёк горбунок П. Ершова) 5.Этот писатель открыл школу для крестьянских детей 1. Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай? (Руслан и Людмила. А.Пушкин) 2.Илья Муромец и …? 3. Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша? (Муму, И.Тургенев) 4.Краткое изречение, народная мудрость 5. В этом рассказе дети пошли за клюквой 1. Роза, соловей, студент? ) 2. Жилин, Костылин, Дина, Абдулла? (Кавказский пленник, Л. Толстой) 3. Дуня, старый смотритель, служанка, Минский? (Станционный смотритель, А.Пушкин 4. Этот герой погиб от укуса змеи? 5. Кто первый баснописец в Др. Греции 6 раунд Риторический: проверка домашнего задания. Каждая команда представляет на суд жюри выразительное чтение стихотворения школьной программы. 7 раунд Завершающий: выявление явных лидеров. Задание: определить ХВС в данных отрывках. 5 6 7 Вот полночною порой Свет разлился над горой, Будто полдни наступают: Жары-птицы налетают; Стали бегать и кричать И пшено с вином клевать (Эпитеты, олицетворение, гипербола, ) Гром грянул, свет блеснул в тумане, Лампада гаснет, дым бежит. Кругом все смерклось, все дрожит, И замерла душа в Руслане… (Олицетворение, повтор, градация) Еще в полях белеет снег. А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят… (Олицетворение, эпитет, анафора, повтор) ВЕДУЩИЙ: Подведем итоги! Слово жюри. (Выступление председателя жюри) ВЕДУЩИЙ: Итак, наше путешествие в страну Литературию завершилось. Сегодня мы практически применили школьные знания, проверили способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени. Получили хороший результат. (Награждение победителей и участников литературного ринга)
  • Русский язык. ЕГЭ-2015. Задание А 7. ТестСтруктура теста ЕГЭ по русскому языку в 2015 году претерпела серьезные изменения. Задание 7 в демонстрационном варианте теперь сформулировано следующим образом: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Далее следует таблица для внесения ответов. В бланк ответов нужно вписать только цифры правильных ответов, где порядок цифр имеет значение.Учащимся предлагаютс...
  • Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 2015 году Рекомендации по выполнению 3 части экзаменационной работы (15.1, 15.2, 15.3). Даны план-схема и образец для каждого из 3-х видов сочинения. Приступая к выполнению 3 части экзаменационной работы, выпускник должен выбрать одно из 3-х предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе и проверяется экспертами региональной комиссии. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. 15. ...
  • Брейн -ринг Что? Где? Когда? 7-9 кл Брейн-ринг ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (7-11 кл) Участники: по двое уч-ся из каждого класса Вопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута. 1 раунд 1.Назовите автора данного афоризма (задает библиотекарь.) Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин) 2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова: (задает ученик 5 кл.) Футбол Баскетбол Спорт (английский) 3. Это художественное произведение явл...
  • Педагогика успеха (из опыта работы)Премьер -министр Дмитрий Медведев призывает российских бизнесменов проводить в школах уроки на тему История жизненного успеха.Есть идея :я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов,в основном людей,чьё состояние начинается ,скажем,с миллиарда долларов, и скажу,чтобы все начали преподавать в школах,-заявил Медведев на заседании комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики.Он выразил уверенность в том,что эта инициатива будет поддержана,в том ...
  • Внеклассное мероприятие по литературе Моя малая Родина Для воспитания чувств патриотизма, поддержания интереса к предмету и развития глубоких знаний необходимы дополнительные внеклассные мероприятия по русскому языку. Одно из таких я и хочу предложить вашему вниманию. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких разных маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы. ...
  • Рабочая программа краткосрочного курса по выбору Фантастика, ставшая реальностьюКраткосрочный курс по выбору был разработан с целью расширения кругозора детей, актуализации компонентов инженерной культуры в предметном содержании литературы. КСК является продолжением курса Русские инженеры – писатели и поэты. В рамках данного курса на материале фантастических произведений Жюля Верна, Александра Беляева, Герберта Уэллса, Рэя Брэдбери, Михаила Булгакова рассмотрим, воплотились ли фантастические идеи в жизнь в результате технического прогресса или так и остались вымыслом. П...
  • Статья на тему Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на урокахК сожалению,в последнее время я стала замечать,что у учащихся резко снизился интерес к урокам русского языка и литературы.Максимум на что у них хватает сил,терпения и,главное,желания это скачать работу в интернете и принести на урок. Я поняла,что этого так оставлять нельзя и нужно что-то предпринимать. Чтоже делать для того,чтобы повысить интерес к предмету? КАк сформировать учебную мотивацию? Как зантересовать учащихся? Ответы на эти и многие другие интересные вопросы Вы найдете в статье Фор...
  • Научно-практическая конференция Елабуга, Цветаева, вечность…Елабуга – небольшой старинный город на реке Каме в Татарии. Известность на всю страну в последние десятилетия он приобрел в связи с тем, что здесь в 1941 году, находясь в эвакуации, провела последние двенадцать дней своей жизни великий поэт Марина Ивановна Цветаева. Поэт серебряного века русской литературы. Однако вопреки временным и литературоведческим характеристикам настойчиво просится определение великий поэт современности. А все потому, видимо, что в созвучии со строками самой Марины Иван...
  • Сочинение на тему Пишу тебе, солдат из века 21Пишу тебе, солдат, из века 21. Здравствуйте, уважаемый Василий Семёнович Колесник. Пишет Вам ваш правнук Валерий. С каждым годом растёт цифра, отдаляющая нас от исторического дня 9 Мая 1945 года. В этом 1910 году наша страна будет праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Получается, что те события, в которых вы принимали участие, были в прошлом столетии и в прошлом тысячелетии. Уверяю тебя, прадедушка, что никто не забыт, и ничто не забыто, продолжает жить родовая н...
  • Сочинение на тему Письма с фронтаКак сильно, голубка, по тебе я скучаю, каждую минутку видеть желаю. Скорей бы кончилась она, Эта проклятая война. (Из писем B.C. Колесника) Здравствуй, милая моя Настенька. Как же давно не было от тебя весточки! Вот уже и осень. Сыро. Ночи холодные. Но меня согревают мысли о доме, о тебе, о маме и о том, что скоро дождусь твоих писем. Те три письма, которые я получил разом, перечитываю очень часто. Уже знаю их наизусть, но как только вижу строчки, написанные твоей рукой, я чувствую нежное пр...
  • Обобщающий урок-зачет «Аукцион знаний»Наша самая большая ценность – знания. В какое бы трудное время мы не жили, они не обесценятся никогда. Они непреходящи. И тот богат истинно, кто имеет знания. Наша игра называется Аукцион знаний. Посмотрим, каково же значение этого слова: (запись на доске). Аукцион – публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. В переносном смысле это слово означает демонстрация, показ, т.е. необходимо показать свои знания, продемонстрирова...
  • Проект Традиционные зимние народные праздникиДанная исследовательская работа посвящена изучению новогодних традиционных праздников, таких как ряжение, колядование, посиделочные игры в помещении. Данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, влияет на всестороннее развитие личности обучающихся в современном информационном обществе. Проект способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. В рамках проекта дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с исто...
  • Урок-путешествие Эти загадочные фразеологизмыДля начала давайте обратимся к истории рождения раздела науки о языке Фразеология. Только в середине XX в. ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология еще очень молода, но за прошедшие годы сделано немало.Об истории и ...
  • Сочинение на тему ПервоцелинникиПервоцелинник Игнашов Авенир Владимирович Целина – это тысячи сильных людей и гудящие трактора, Ожидание крупных дождей, бездорожье, грозы, жара. В этом году исполняется 60 лет освоения целинных и залежных земель. Выпущено огромное количество статей о первоцелинниках, телевизионных передач, первоцелинникам вручают медали. Всё это заинтересовало и меня. Сейчас, к сожалению, большинство из нас даже не знает ни значения, ни происхождения этого слова. А уж тем более не предс...
  • Художественное мастерство Гончарова в романеУрок – исследование Художественное мастерство Гончарова в романе проходит в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Работает группа экспертов вместе с учителем. В качестве итоговой работы по творчеству И.А.Гончарова можно предложить домашние сочинения по темам: Это ядовитое слово обломовщина, Есть ли сатира в романе Обломов?, В чем состоит трагедия жизни Обломова?, Обломов – общечеловеческий тип, Обломов и Манилов, Ольга Иль...
  • Статья на тему ФГОС ООО: содержание и технологии введенияС 1 января 2010 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.Он стал обязательным для всех школ Российской Федерации с 1 сентября 2011 года. В данной статье я пытаюсь разобраться,что такое Федеральный государственный стандарт? В чем заключается его особенность? Я рассказываю о работе по Федеральным государственным стандартам в нашей гимназии.Пытаюсь отметить все плюсы и минусы. Думаю, моя статья будет интересна всем,кто работа...
  • Занимательная переменка по русскому языку Занимательная переменка, посвященная неделе русского языка и литературы Соревнование между 2 командами: Гласные и Согласные ( по 7 человек) 1. Конкурс Слово – змейка. (Представителю от каждой команды предлагается за две минуты на доске записать в таком порядке слова, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь …..) 2. Конкурс Открой значение (задание раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми) Рукой подать – близко. Через час ...
  • Сценарий интегрированного мероприятия (литература + ОБЖ) «Исследовательский практикум: достоверность способов ориентирования на местности в произведениях русских писателей» Предлагаемая методическая разработка Сценарий интегрированного мероприятия проводится в форме исследовательского практикума. Объектом исследования на данном мероприятия являются произведения русской литературы. Предметом исследования являются способы ориентирования на местности в произведениях русских писателей. Целью работы на уроке является выявление достоверности изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений. Чтоб...
  • Умеем ли мы говорить с нашими детьми Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен. У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного пого...
  • Статья Приемы рефлексии на уроках русского языка и литературыОбязательным условием создания развивающей среды в процессе проблемного обучения на уроке является этап рефлексии. Он помогает студентам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка студентом целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Именно рефлексия позволяет посмотреть на учебны...
  • Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка Загадки А. С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»Эпиграф: Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Д. И. Фонвизин “Недоросль”. Цели урока: · развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение; · развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой); · помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести; · воспитывать способности к нравственному выбору. Тип урока: обобщение изученного мат...
  • Рабочая программа по дисциплине ОП. 01 Инженерная графикаРабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08. Технология машиностроения, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 18 04 2014 г. № 350 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Инженерная графика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.08. Технология машиностроения (заочная подготовка). ...
  • Статья на тему Работа со слабоуспевающими детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное времяВ последнее время я стала задаваться вопросами: Кто же такой слабоуспевающий или какой он? Каковы причины,порождающие неуспеваемость? Какого ученика можно назвать слабоуспевающим? Думаю,однозначного ответа на эти вопросы дать невозможно.У каждого ученика своя причина,но в то же время есть и общее для определенного круга школьников. На мой взгляд,слабоуспевающий-это тот,у которого отсутствуют познавательные интересы,желание учиться либо из-за дурного влияния улицы,либо семьи. В этой статье я пыт...
  • Тема «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»Цели урока: Отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах. Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. Урок русского языка в 8кл. Урок-объяснение нового материала, предполагающий объяснение нового материала с использованием алгоритма Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом и работы по составлению кластера на стадии осмысления. урок построен по про...
  • Рабочая тетрадь по дисциплине Экономика 1 курс 1 семестр Рабочая тетрадь по дисциплине Экономика выполнена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования и предназначена для закрепления и контроля знаний и практических навыков студентов, обучающихся по специальностям социально-экономического профиля. Методическая разработка является дидактическим пособием для организации индивидуальной самостоятельной работы студентов в учебной аудитории и вне ее.
  • Литературно-музыкальная композиция Надо всякую чашу пить до дна. З. ГиппиусЛитературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века. Участвуют: девушка, стилизованная под Зинаиду Гиппиус, чтецы (в зависимости от количества желающих). Все участники, кроме Зинаиды Гиппиус, застывают после сказанных реплик и стихотворений. Зинаида Гиппиус – единственное связующее живое звено в композиции. На сцене все участники поют песню Т. и С.Никитиных Помяни поэта, дева. Музыка затихает. Участники занимают места в соответствии с расположением. Музыкальный фон – Рахманинов. Концерт №2. В глубине сцены спиной к зрителям Зинаида...
  • Литературно-музыкальная композиция по творчеству И. Северянина Игорь Северянин Мой стих серебряно – бриллиантовый Живителен, как кислород. Ведущий. Конец октября 1941 года. Через оккупированную границу Эстонии, из Нарвы в Таллинн, медленно пережидая заторы и часами простаивая на полустанках, тянулся поезд. Полутемные вагоны были забиты людьми, голодными и промерзшими до костей. В углу, скрючившись и поминутно заходясь в кашле, сидел старый, и, казалось, очень больной человек. Он всю дорогу держ...
  • Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Инженерная графикаМетодические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы дисциплины Инженерная графика, по специальности СПО 151901 Технология машиностроения в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во...
  • Инсценировка по рассказу В. П. Астафьева Конь с розовой гривойОписание материала: Инсценировка по рассказу Виктора Петровича Астафьева Конь с розовой гривой небольшая по объёму, динамичная, её можно использовать как фрагмент урока, а также на классных часах, вечерах, посвящённых творчеству В.П.Астафьева. Эта инсценировка была представлена на фестивале Астафьевская весна - 2013 в городе Дивногорске, Красноярского края. В папку вложены следующие материалы: сценарий, фонограммы для музыкального сопровождения, а также фотографии с выступления моих юных а...
  • Литературно-музыкальная композиция по творчеству К. Бальмонта К.Бальмонт Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце. Чтец. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. - Отчего у тебя голубые глаза? - Оттого, что, когда пролетала гроза, Были молнии рдяны и сини, Я смотрела на пл...
  • Задания по стилистике научного текста Предлагается 12 заданий по стилистике научного текста, среди которых следующие: общая характеристика научного стиля, основные содержательные единицы научной речи, языковые особенности лексики научного стиля, особенности грамматики научного текста, орфография и пунктуация, чтение научного текста и составление конспекта. Среди заданий по видам работы с первичным текстом можно выделить составление плана, а среди заданий по созданию вторичных жанров - аннотацию и реферат.
  • Практический материал на тему: Правила русской орфографии. Правописание гласныхДанный материал поможет учителю и учащимся при изучениии правописания гласных по темам:Общие правила правописания неударяемых гласных, Неударяемые гласные в корнях слов, Неударяемые гласные в приставках,Неударяемые гласные в суффиксах,Правописание -инк- и -енк- в существительных, Гласные Ы и И после приставок,Правописание букв О и Е после шипящих(Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой...
  • Татар теле һәм әдәбиятын укытуда заманча белем бирү технологияләре: проект һәм тикшеренү эшчәнлеге (чыгыш)Татар теле һәм әдәбиятын укытуда заманча белем бирү технологияләре: проект һәм тикшеренү эшчәнлеге Татар теле һәм әдәбиятын укытуда кулланылучы заманча технологияләр арасында проектлар методы әһәмиятле урын алып тора. Бу метод белән эшләгәндә, укучылар актив рәвештә уйлау, фикерләү эшчәнлегенә тартылалар. Татар теле һәм әдәбиятын өйрәнгәндә, түбәндәге төрдәге проектларны кулланып була: • тикшеренү (хезмәтнең актуальлеген нигезләү, тикшеренүнең максаты әйтү, бурычлар кую, аларны чишү юлларын кү...
  • Задания по русскому языку на тему Грамматические нормы русского языкаЗадания по теме Грамматические нормы русского языка следующие: найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их, укажите предложения с грамматической ошибкой, укажите предложения, в которых придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом и др. Представленные задания способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся, студентов, а также всех, кто интересуется проблемами русского языка. Задания могут быть использованы не только на учебн...
  • Музыка к презентации Песни, написанные войнойМузыка к презентации Песни, написанные войной.Миллионы людей шли с песней в бой. Поют её прошедшие войну ветераны, поют внуки и правнуки, знающие войну по книгам, фильмам и песням, которые и есть наша общая память. Спустя годы и десятилетия, песни, написанные войной, будут продолжать жить в народной памяти. Сегодня песня помогает в минуты грусти и скорби, омывая душу чистыми слезами и мудрым участием, в счастливые моменты одухотворяет, сплачивает людей, остаётся востребованной, любимой, пою...
  • Урок русского языка на тему Односоставные предложения с главным членом сказуемым 8 кл. Урок-обобщение с применением сингапурской методики обученияТема урока: Урок обобщающего по теме: Односоставные предложения с главным членом сказуемым. (Слайд 1). Цель: - Обобщить изученное об односоставных предложениях; - закрепить умение различать односоставные и двухсоставные предложения; определять вид односоставных предложений; - развивать навыки самостоятельной работы учащихся; развивать навыки работы в группе; развивать мыш... вид предложения. стола свой вид предложения: Характеристика Сфера предложения. употребления. Примеры Противоположные примеры. Время выполнения 3 минуты. -Обсудите свои модели с партнёрами по плечу. Начинает тот ,кто первый в алфавитном списке в электронном журнале (30 секунд).Потом меняемся ролями. Не забудьте поблагодарит...
  • Человек и несвобода в творчестве Варлама ШаламоваШаламов, как никто другой, сумел рассказать миру обо всех ужасах лагеря, дав исчерпывающий анализ не только лагерного бытия тех лет, но и широчайший обобщенный анализ времени, - писала Ирина Павловна Сиротинская (она является исследователем его архивов и творчества).В данной разработке представлены некоторые страницы творчества писателя, прошедшего 20 лет заключения в советских лагерях. Варлам Шаламов – это Колымские рассказы прежде всего. Именно они стали грозным документом той эпохи. ...
  • Курсовая работа на тему Проектный метод как способ реализации компетентностно-ориентированного обучения литературеМинистерство образования и науки РФФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университетПриволжский межрегиональный центр повышения квалификациии профессиональный переподготовки работников образованияЕлабужский институт (филиал) КФУФакультет русской филологии и журналистики Итоговая аттестационная (проектная) работа Проектный метод как способ реализации компетентностно-ориентированного обучения литературе. Работа выполнена: Сухановой...
  • Лагерная проза в произведениях современной литературы20 век стал для русского народа веком тяжелых испытаний и неисчислимых человеческих жертв. Революция, Великий Перелом, Война – вехи крестного пути России, где судьбу человека невозможно отделить от истории народа. Лагерная проза. Возникновение этой литературы – явление уникальное в мировом искусстве. Авторы наиболее известной лагерной прозы – писатели, имеющие личный трагический опыт, они не по словам других написали свои книги, а сами прошли через унижения, издевательства, побои, голод, холод...
  • Доклад на тему: Специфика и содержание этнокультурного компонента в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся Специфика и содержание этнокультурного компонента в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся. 1.Актуальность. Воспитание не имеет срока годности. Взгляды на воспитание детей формировались и утверждались в течении тысячелетий. Воспитание возникло вместе с появлением людей на Земле. Оно меняет формы и способы, шагая в ногу с развитием человеческого общества, представляя собой совокупность и взаимозависимость общи...
  • Элективный курс по тувинскому языку Эдертигни канчаар бижиирил?Тайылбыр бижикЭдертиг – өөреникчилерниӊ аас болгаш бижимел чугаага өөредириниӊ, оларныӊ билиглерин, чаӊчылдарын хынаарыныӊ база бир аргазы.Эдертиг бижип өөренириниӊ сорулгалары:· Дылдыӊ аргаларын сөзүглелдиӊ утказын уран-чечен, солун кылдыр дамчыдарда канчаар ажыглаанын көргүзер.· Өөреникчилерниӊ чугаазын дылдыӊ фонетиктиг, лексиктиг, грамматиктиг, фразеологтуг аргалары-биле байлакшыдар.· Стиль талазы-биле дылын сайзырадыр.· Өөреникчилерниӊ логиктиг бодалын сайзырадыр...
  • Доклад на темуТворческое наследие С. П. Балдаева, этнографа и фольклориста и его роль в сохранении и развитии бурятской литературы Творческое наследие С.П.Балдаева, этнографа и фольклориста и его роль в сохранении и развитии бурятской литературы Аннотация Статья Творческое наследие С.П.Балдаева, этнографа и фольклориста и его роль в сохранении и развитии бурятской литературы состоит из трёх частей. Первая часть - краткая биография С.П.Балдаева, вторая часть повествует о творческой работе учёного по сбору фольклорного материала, о изданных и не изданных работах, а также о монографии Родословные предания и легенд... Творческое наследие С.П.Балдаева, этнографа и фольклориста и его роль в сохранении и развитии бурятской литературы Аннотация Статья Творческое наследие С.П.Балдаева, этнографа и фольклориста и его роль в сохранении и развитии бурятской литературы состоит из трёх частей. Первая часть - краткая биография С.П.Балдаева, вторая часть повествует о творческой работе учёного по сбору фольклорного материала, о изданных и не изданных работах, а также о монографии Родословные предания и легенды бурят. В третьей части сделаны выводы о том, как важно сохранить и донести до молодого поколения значимость и ценность творческого наследия С.П.Балдаева. 1 . Краткая биография. Сергей Петрович Балдаев родился 18 октября 1889 года в улусе Хохорск Боханского ведомства Балаганского уезда Иркутской губернии. С детских лет воспитывался в атмосфере народных традиций. Родители его, Пётр Семёнович и Мотон Степановна будучи зажиточными крестьянами дали своим детям образование. В 1899 году Сергей поступил в Хохорскую школу грамоты, в 1903 г.- в Боханское двуклассное училище, в 1905 г.- в Иркутскую учительскую семинарию. Учась в семинарии начал изучать научную литературу по фольклору и этнографии. Летом 1908 года во время каникул в улусе Хохорск он случайно обнаружил ритуальные предметы шаманов, тем самым положил начало своей этнографической деятельности. С. П Балдаев родился в талантливой семье: его родители и близкие родственники слыли знатоками преданий и улигеров. Он с интересом слушал предания, сказки, песни, участвовал в шаманских тайлаганах. Обладая хорошей памятью, С.П. Балдаев записывал услышанное и увиденное . В 1907 году С.П. познакомился с М.Н. Хангаловым, который стал его учителем и наставником по сбору устных преданий, и вместе с ним совершил несколько поездок в Кудинскую степь. Это был период формирования его как этнографа и ... В 1908 году окончив учительскую семинарию в течении двадцати лет работает в школах разных районов Иркутской области и Бурятии. Начинает свою деятельность в Таловском инородческом училище Верхоленского уезда( ныне Ольхонский район). В 1916-17у. г.- учитель в Корсукском начальном училище ( ныне Эхирит-Булагатский район). С 1917 г. - работает в 3 Готольском училище и Идинской школе в родном Боханском районе. В течении этих лет С.П. Балдаев увлечённо занимается сбором материала по фольклору, встречается со знатоками старины и записывает многочисленные сказки, пословицы, поговорки . В 1923 С.П.Балдаев переехал в г.Улан-Удэ, где продолжил педагогическую деятельность . В 1929 году успешно закончил Институт этнографии и национальных культур народов Востока при ЦИК СССР и поступил в аспирантуру. В 1931 году вернулся в г. Улан-Удэ и начал работать научным сотрудником Института культуры БурАССР, где проработал 5 лет. Следующие 11 лет своей жизни прослужил в Республиканском краеведческом музее. Последним местом работы стал отдел литературы и фольклора Бурятского комплексного н... Сергей Петрович Балдаев умер 29 октября 1978 года на 90 году жизни, прожив долгую счастливую жизнь, наполненную трудом и поисками, оставив благодарным потомкам великое наследие. 2. Великое наследие.
© 2010-2018