- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разбор словосочетания. Нормы разбора словосочетания
Разбор словосочетания. Нормы разбора словосочетания
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гардок Е.В. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема: Разбор словосочетания.
Цель: определить основные нормы разбора словосочетания.
Задачи:
-
обучающие:
- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания), нормы разбота;
- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;
- формирование орфографической зоркости;
2. развивающие:
- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжить развитие творческих способностей;
- формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Методы работы: устная, письменная.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
-
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
-
Актуализация знаний.
Что такое словосочетание? Пример.
Назовите виды словосочетаний? Пример.
Назовите виды подчинительной связи? Пример.
ЗАДАНИЕ 1. Определите вид словосочетания, выделяя главное и зависимое слово, определяя их части речи .
-
Далеко живет 6. Свежеиспеченный хлеб
-
Говорил улыбаясь 7. Видишь знакомого
-
Читая книгу 8. Подбрасывая мяч
-
Синева неба 9. Наш завод
-
Незаметно бросить 10. Упасть навзничь
ЗАДАНИЕ 2. Выпишите словосочетания со способом связи согласование
-
Обезображенный ожогом, влюбленный смиренно, известный адмирал, из-за религиозного фанатизма, декабристски настроенного, речь москвича, внутренне связанный, преддекабрьской эпохе.
-
Выпишите словосочетания со способом связи управление
Не пропущенная цензурой, внутри кадетского корпуса, в оккупированный Париж, на поэтическом горизонте, привлечь искренностью, неизменно блистать, программа лицея, разговаривать по-французски.
-
Выпишите словосочетания со способом связи примыкание
Читать в подлиннике, борьба с саранчой, официально обставленная, написано с умом, его эпиграмма, основано Пушкиным, подневольность положения, трагически уединенная, бичевать его.
ЗАДАНИЕ 3. Определите способ подчинительной связи слов в словосочетании
-
мешали раньше
-
выгоду образования
-
на земле крестьянина
-
туманные видения
-
крик журавлей
-
многих тысячелетий
-
прощались с Россией
-
громко кричали
-
музыкальную грамоту
-
теряет быстро
-
ветка рябины
-
читая рукопись
-
важной особой
-
мороженое мясо
-
пополняется ежемесячно
-
окутывал нас
-
молчаливо облетает
-
из солнечной чешуи
-
взмахнув руками
-
пропала усталость
-
Изучение нового материала
Порядок разбора
1. Выписать словосочетание из предложения. Указать начальную форму (по начальной форме главного слова).
2. Определить, простое словосочетание или сложное, свободное или несвободное.
3. Выделить главное и зависимое слова, указать тип словосочетания (глагольное, именное, наречное).
4. Определить тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
5. Указать грамматические средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог).
6. Определить характер смысловых отношений между словами в словосочетании (определительные, объектные, обстоятельственные).
Пример:
1. Встану я в утро туманное, солнце ударит в лицо. (А. Блок)
2. Утро туманное - начальная форма (им. п. ед. ч.).
3. Словосочетание простое, свободное.
4. Именное (главное слово утро - имя существительное, зависимое - туманное - имя прилагательное).
5. Утро (какое?) туманное - связь согласование, имя прилагательное туманный согласуется с именем существительным в ср. р. им. п. ед. ч.
6. Грамматические средства связи - окончание имени прилагательного -ое.
7. Смысловые отношения определительные.
-
Закрепление материала.
Составьте схемы словосочетаний.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)
-
Итог урока.
- с чем познакомились сегодня на уроке?
- как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?
-
Домашнее задание
_______________
_______________
Р.р.