Презентация к уроку по теме Обособление определений и приложений

Тема. Обособление определений и приложений. Цель урока: обобщить теоретические знания, проверить практические навыки по теме «Обособление определений и приложений». Задачи: -         способствовать развитию пунктуационной грамотности учащихся; -         развивать умение находить в предложении и тексте обособленные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; способствовать развитию внимания, памяти, мышления; -         воспитать чувство патриотизма, гордости за Отечество.  Оборудо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № _____ «_____»_______ 2015 г.

Тема. Обособление определений и приложений.

Цель урока: обобщить теоретические знания, проверить практические навыки по теме «Обособление определений и приложений».

Задачи:

  • способствовать развитию пунктуационной грамотности учащихся;

  • развивать умение находить в предложении и тексте обособленные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

  • воспитать чувство патриотизма, гордости за Отечество.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы.

Прогнозируемые результаты: учащиеся распознают случаи обособления определений и приложений, находят предложения с обособленными членами в тексте; учатся сами конструировать такие предложения на заданную тему.

Тип урока: урок-обобщение.

Ход урока

  1. Организационный момент. Целеполагание. (слайд 1)

  2. Проверка домашнего задания. Уплотненный опрос.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1. Вставьте пропущенную букву.

Аккуратный сюртуч..к

виртуозный ж..нглер

двигаться неуклюж..

сгущ..нное молоко

вооруж..нные формирования

ш..фер такси

обж..гся о плиту

пересеч..т дорогу

ноч..вка у костра

сверч..к за печкой

Карточка № 2. Выдели ударный гласный.

Зимовщик, ходатайство, кровоточащий, мозаичный, пиковый (король), отрочество, обеспечение, плодоносить, принудить, сливовый, холеный, генезис, жалюзи, ломота.

Карточка № 3. Вставьте пропущенные буквы.

К….нс…рв…тория, к…нц…нтрация, к….нспект, к…рдон, к…мп…н…вать, попр…ще, в…кальный, пр…п…ганда, с…пр…гать, м…нархия, проф…ль, …р…гинальный, м…б…л…з…вать, д…м…нировать, импр…в…зировать, э…кадра, э…к…дрилья, э..п…р…мент.

Карточка № 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Трос…никовый сахар, по…скользнуться, ветр…ый день, импре…ионизм, ветр…ная мельница, ин…екция, трех…этажный, бе…церемо…ый, ю…ый, инте…ект, бл…стательный, вым….кли под дождем, быть в ар…ергарде.

Карточка № 5. Распределите слова по частям речи.

Выделите все причастия красным.
Желавший, длинный, красный, простой, обучавшийся, летящий, круглый, скучающий, каменный, засыпанный, волчий, развитый, разрушенный, добрый, скучный, гуляющий, постаревший, радостный, пылающий, яблочный.


2. Взаимопроверка домашнего задания - упр. 192 (I), с. 310-311 (Антонова Е. С. Русский язык).

  1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос с опорой на «Справочный комплект» (см. экран).

1 вопрос (слайд № 3)

Выделение второстепенных членов …. называется ……..
Речевым средством обособления служит……..
Выделенные второстепенные члены называются………….
Это обособленные………….
Употребление в речи обособленных членов характерно для ……. стилей.

- Обратимся к правилу

2 вопрос (анализ языкового материала) (слайд № 4-11)

  1. Работа над темой урока.

  1. Закрепление. Упражнение на пунктуационную зоркость. (слайд № 12)

Найти соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.

1. Иван Черепанов, прекрасный архитектор, работал над созданием будущего Воскресенского собора.
2. Талантливый поэт, он (Т. Белозёров), всё своё творчество посвятил детям.

3. Одним из старейших учебных заведений Сибири является Сибирский кадетский корпус, ведущий свое начало от Войскового казачьего училища.

4. В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.
5. Освещенная лучами восходящего солнца, площадь Маяковского выглядела празднично.
6. Этот подарок мне дорог как память о посещении музея Ф.М. Достоевского.

А) определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;
Б) приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;
В) приложение обособлено, так как относится к личному местоимению;
Г) определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;
Д) определение не обособлено, так как стоит перед определяемым словом

Ключ: 1Б, 2В, 3А, 4Д, 5Г, 6Е.

  1. Практикум по теме:

  1. работа с текстом (слайд № 12).

Учащиеся получают карточки с текстом.

Задание:

  • прочитать текст, определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;

  • найти обособленные и необособленные определения, устно объяснить постановку знаков препинания.

Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нам весь серебряный между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас, и вечер сперва весь огнистый потом ясный и алый потом бледный смутно тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась мирная и кроткая как воздух окруживший нас.
(И. Тургенев)

Форма контроля - «Проверьте себя» (слайд № 14).

  1. работа по культуре речи. Отредактируйте предложения.

Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте себя ( демонстрация предложения сначала с ошибкой, затем без ошибки)

  • По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал. (слайд 15)
    (По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)

  • Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями. (слайд 16)
    (Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)

  • Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. (слайд 17)
    (Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)

2.2.) Работа по культуре речи с опорой на художественное полотно (картину К.Ф. Юона «Мартовское солнце»).

Учитель. Богатством красок и звуков весна всегда привлекала и художников и композиторов, в том числе и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите, побывав в концертном зале. Это «Март. Песня жаворонка».

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

  • Что представляете вы, когда слышите эту музыку? (Сияние солнца, бегущие ручьи, таяние сосулек.)

  • Как звучит мелодия в музыке П. Чайковского? (И грустно, и радостно, как будто зима не хочет уступить весне.)

  • Понравилась ли вам эта музыка и чем? (Живая, волнующая душу.)

  • Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского? (Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками, - пробуждение природы, наступление весны.)

Константин Федорович Юон много путешествовал, черпая в поездках впечатления и сюжеты. Бывая в старинных русских городах, он проникался их духом и красотой, воплощал образы национальной культуры на своих полотнах. Художник был увлечен суетой жизни, ее неугомонным кипением. Его привлекали места многолюдные - площади, монастыри, берега рек. Слитный гул базаров, гуляний, праздников передан на его картинах множественностью фигур, красочной пестротой одежд. В селе Лигачеве под Москвой, Юон купил участок земли на окраине, построил мастерскую не по деревенски большими, сдвоенными окнами, со временем обросшую пристройками, и провел там пятьдесят наполненных творчеством лет.

«Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него», - писал Юон. И до конца своих дней он жил с желанием дарить это счастье другим. Его работы по-настоящему удивляют свежестью взгляда и живописным темпераментом, говорят о неувядающей наблюдательности, ярком эмоциональном восприятии природы.

Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса - всё это предстаёт на полотнах К. Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Весенний солнечный день», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение. Всмотритесь в эти картины.

- В чём же счастье художника? «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него» - запишите в тетрадь.

- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить свою работу на материале пейзажа - по картине Юона «Мартовское солнце».

Вопросы классу:

  • Как строится описание?

  • Каковы задачи художественного описания?

Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать своё отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

Презентация вариантов фрагментов сочинений

Коллективное их обсуждение

  1. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное картиной К.Ф. Юона «Мартовское солнце» (используя конструкции с обособленными определениями).

  2. Итог урока.

АНКЕТА



  1. Какие члены предложения называются обособленными ?

  2. Какие члены предложения обособляются?

  3. Какие определения по способы выражения вам известны ?

  4. Чем выражаются согласованные определения ?

  5. Чем выражаются несогласованные определения ?



  1. Рефлексия.









Карточка № 1. Вставьте пропущенную букву.

Аккуратный сюртуч..к

виртуозный ж..нглер

двигаться неуклюж..

сгущ..нное молоко

вооруж..нные формирования

ш..фер такси

обж..гся о плиту

пересеч..т дорогу

ноч..вка у костра

сверч..к за печкой

Карточка № 2. Выдели ударный гласный.

Зимовщик, ходатайство, кровоточащий, мозаичный, пиковый (король), отрочество, обеспечение, плодоносить, принудить, сливовый, генезис, жалюзи, ломота.

Карточка № 3. Вставьте пропущенные буквы.

К….нс…рв…тория, к…нц…нтрация, к….нспект, к…рдон, к…мп…н…вать, попр…ще, в…кальный, пр…п…ганда, с…пр…гать, м…нархия, проф…ль, …р…гинальный, м…б…л…з…вать, д…м…нировать, импр…в…зировать, э…кадра, э…к…дрилья, э..п…р…мент.

Карточка № 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Трос…никовый сахар, по…скользнуться, ветр…ый день, импре…ионизм, ветр…ная мельница, ин…екция, трех…этажный, бе…церемо…ый, ю…ый, инте…ект, бл…стательный, вым….кли под дождем, быть в ар…ергарде.

Карточка № 5. Выделите все причастия красным.


Желавший, длинный, красный, простой, обучавшийся, летящий, круглый, скучающий, каменный, засыпанный, волчий, развитый, разрушенный, добрый, скучный, гуляющий, постаревший, радостный, пылающий, яблочный.




Проверочный лист для индивидуальных заданий

Карточка № 1. Вставьте пропущенную букву.

Аккуратный сюртуч..к

виртуозный ж..нглер

двигаться неуклюж..

сгущ..нное молоко

вооруж..нные формирования

ш..фер такси

обж..гся о плиту

пересеч..т дорогу

ноч..вка у костра

сверч..к за печкой

Карточка № 2. Выдели ударный гласный.



ЗИМОВЩИК



ПЛОДОНОСИТЬ

ХОДАТАЙСТВО

ПРИНУДИТЬ


КРОВОТОЧАЩИЙ

СЛИВОВЫЙ

МОЗАИЧНЫЙ




ПИКОВЫЙ (КОРОЛЬ)

ГЕНЕЗИС

ОТРОЧЕСТВО



ЖАЛЮЗИ



ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛОМОТА

Карточка № 3. Вставьте пропущенные буквы.

К….нс…рв…тория, к…нц…нтрация, к….нспект, к…рдон, к…мп…н…вать, попр…ще, в…кальный, пр…п…ганда, с…пр…гать, м…нархия, проф…ль, …р…гинальный, м…б…л…з…вать, д…м…нировать, импр…в…зировать, э…кадра, э…к…дрилья, э..п…р…мент.

Карточка № 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Трос…никовый сахар, по…скользнуться, ветр…ый день, импре…ионизм, ветр…ная мельница, ин…екция, трех…этажный, бе…церемо…ый, ю…ый, инте…ект, бл…стательный, вым….кли под дождем, быть в ар…ергарде.

Карточка № 5. Распределите слова по частям речи.

Выделите все причастия красным.
Желавший, длинный, красный, простой, обучавшийся, летящий, круглый, скучающий, каменный, засыпанный, волчий, развитый, разрушенный, добрый, скучный, гуляющий, постаревший, радостный, пылающий, яблочный.


Работа с текстом

Задание:

  • прочитать текст, определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;

  • найти обособленные и необособленные определения, устно объяснить постановку знаков препинания.

Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нам весь серебряный между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас, и вечер сперва весь огнистый потом ясный и алый потом бледный смутно тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась мирная и кроткая как воздух окруживший нас.
(И. Тургенев)

Работа с текстом

Задание:

  • прочитать текст, определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;

  • найти обособленные и необособленные определения, устно объяснить постановку знаков препинания.

Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нам весь серебряный между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас, и вечер сперва весь огнистый потом ясный и алый потом бледный смутно тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась мирная и кроткая как воздух окруживший нас.
(И. Тургенев)



АНКЕТА

1. Какие члены предложения называются обособленными ?

2. Какие члены предложения обособляются?

3. Какие определения по способы выражения вам известны ?

4. Чем выражаются согласованные определения ?

5. Чем выражаются несогласованные определения ?

АНКЕТА

1. Какие члены предложения называются обособленными ?

2. Какие члены предложения обособляются?

3. Какие определения по способы выражения вам известны ?

4. Чем выражаются согласованные определения ?

5. Чем выражаются несогласованные определения ?

АНКЕТА

1. Какие члены предложения называются обособленными ?

2. Какие члены предложения обособляются?

3. Какие определения по способы выражения вам известны ?

4. Чем выражаются согласованные определения ?

5. Чем выражаются несогласованные определения ?

АНКЕТА

1. Какие члены предложения называются обособленными ?

2. Какие члены предложения обособляются?

3. Какие определения по способы выражения вам известны ?

4. Чем выражаются согласованные определения ?

5. Чем выражаются несогласованные определения ?



© 2010-2022