КВН по теме Синтаксис и пунктуация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КВН по теме « Синтаксис и пунктуация», проводимый в 5 классе.

Цели:

обучающие:

· Развитие лингвистической, языковой и культуроведческой компетенции учащихся;

· Систематизация и закрепление знания о синтаксисе, умения выделять словосочетания в предложении, определять главные члены предложения, находить второстепенные члены предложения;

развивающие:

· Развитие и укрепление навыков критического мышления;

· Углубление и расширение приобретаемых на уроках знаний, расширение лингвистического кругозора,

· Развитие языкового чутья, творческих возможностей, повышение общей языковой культуры;

воспитательные:

· В игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка;активизировать познавательную деятельность детей;

· Способствовать повышению интереса к изучению русского языка, воспитанию чувства коллективизма, любви к родному языку.

Знать:

основные понятия синтаксиса;

постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях.

Уметь:

выделять словосочетания из предложения;

находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены;

безошибочно ставить знаки препинания в предложениях с обращением, прямой речью, однородными членами.

Ход игры.

Организационный момент.

Слово ведущего ( учителя)

Мы закончили изучение темы: "Синтаксис и пунктуация". Сегодняшняя игра - обобщающая, систематизирующая полученные знания. Класс поделен на две команды : "Синтаксис", "Пунктуация". Командам буден предложено несколько конкурсов. На доске - таблица подсчета результатов. Выиграет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Но имейте в виду, что играют все участники команд и поэтому все должны получить оценку. Помогут мне в этом капитаны команд, которые будут внимательно следить за вашей работой.

1 Разминка.

Начнем наше соревнование с морфологической разминки, которая и определит, какая команда вступит в борьбу первой.

Задание: Я называю слово, члены команды по очереди определяют часть речи.

Для команды "Синтаксис": дерево, зеленый, рисую, чтобы, и, школа, русский, одевается, у, быстро.

Для команды "Пунктуация": пишет, около, напряженно, тетрадь, звонкого, потому что, лампа, сказал, а, на, предложение, умный, хорошо.

2 Конкурс "Брейн-ринг"

Команды отвечают на предложенные им вопросы.

1Что изучает синтаксис и пунктуация?

2Словосочетаниями не являются …

3Какие словосочетания называются именными, а какие - глагольными?

4Назовите предложения по цели высказывания.

5Что составляет грамматическую основу предложения?

6В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?

7Назовите второстепенные члены предложения.

8Какие члены предложения называются второстепенными?

9Чем простое предложение отличается от сложного?

10Знаки препинания при прямой речи.

3Конкурс "Найди лишнего"

В подземелье, куда спускался за деньгами солдат из сказки Андерсена "Огниво", сидели три собаки. Они были уверены, что любой, зашедший в подземелье, - лишний. Вот и вам придется из группы слов выделить лишнее (то, что не является словосочетанием). Для этого воспользуемся "Раздаточным материалом. 5 кл".

Дополнительное задание: определить вид словосочетаний по главному слову.

4Конкурс "Дружная семейка"

Командам предлагаются предложения, разрезанные на части. Кто быстрее сложит предложение и сделает это правильно, тот победит.

Для команды"Синтаксис": Распустилась черемуха, и над водой позеленели кусты смородины.

Для команды"Пунктуация": Под облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

А теперь вспомните порядок синтаксического разбора предложения. Запишите составленные вами предложения в тетрадь и сделайте синтаксический разбор.

5Конкурс "Королевство ошибок" для капитанов

Следующий конкурс для капитанов. Записать предложения на доске, исправив орфографические и пунктуационные ошибки.

Задание для капитана команды "Синтаксис": Ручей в оврашке еле слышьно пает о чем-то о своем и машет белой веткой вишня Ростем товарищи ростем!

Задание для капитана команды "Пунктуация": Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шабку, оборотился ко мне и скозал Барин неприкажешь ли воротится?

6Конкурс "Выбери меня"

Конкурс проводится в форме цифрового диктанта. Учащиеся внимательно слушают предложения , которые читает учитель, и записывают номера предложений с прямой речью.

Цифровой диктант

1. "Ах ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно: во всем лесу у нас такой певицы нет!" 2. "Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит; в нем проку мало вижу я…" 3. Однажды Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись… 4. "Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську Повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе, не только что людей?" 5. Мартышка к старости слаба глазами стала. 6. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру… 7. "Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твоей, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

7Конкурс «Юный поэт»

По опорным словосочетаниям сочинить стихотворение-четверостишие.

Зелёные ёлки - острые иголки.

Колючий ёж - на репей

8Конкурс на смекалку

1 В каких словах по сто согласных? (стог, стол, стон, стоп)

2 Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

3 Что находится между утром и вечером? (союз «и»).

4 Какую строчку нельзя прочесть (швейную)

5 Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы (азбука, алфавит)

6В каком слове 40 гласных? (сорока)

9 Конкурс «Творческое задание».
Составьте как можно больше слов из слова «синтаксис»

Танк, такси, нитка, тина, сан, кант, скат.

10Конкурс «Найди вторую половину»

В два столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова.

банк
яр
вол
зал
бой
сено
кипа
вес

пол

оса
точка
кот
рот
марка
рис
окно
вал

ежи


(полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, бойкот, сеновал, кипарис, весточка.)


11 Итог КВН.

Объявление победителей. Выставление оценок активным участникам команд.



© 2010-2022