Русский язык и Литература

  • Обобщение опыта по теме Работа с текстом на уроках русского языкаАктуальность выбора методической темы обусловлена тем, что анализ результатов участия учащихся начальных классов нашей школы в эрудит – марафоне на протяжении последних трёх лет показывает, что именно работа с текстом является западающим звеном для выпускников начальной школы. Они не могут найти правильную информацию, особенно если тексты разного формата; выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению тексто...
  • Конспект урока по основам мировых религиозных культур по темеТема Мусульмане в России. Цель урока: формирование образа мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей, религий на основе представления о возникновении религий, об основателях религий. Тип урока: комбинированный урок Формы работы учащихся: фронтальная: беседа, комментированное чтение; самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, работа в группах, изготовление газет (коллажей) Оборудование: Презентационное сопровождение, выполненное в программ...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Сложноподчинённое предложение Вводная часть модуля: СПП. Вводный урок формирование знаний о СПП, его признаках, средствах связи, видах СПП по значению Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению. Цель урока формирования знаний о СПП, организация работы по усвоению знаний Задачи: образовательные: познакомить с СПП; дать представление строен...
  • Аналитеская справка профессиональной деятельности Аналитическая справка о деятельности учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Теленгит Сортогойская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Кош-Агачский район Ажикеновой Людмилы Владимировны Ажикенова Людмила Владимировна 1976 года рождения, учитель высшей квалификационной категории (2011), образование высшее, закончила Горно-Алтайский государственный педагогический университет в 1998 году. Педагогический стаж работы 16 лет и 6 месяцев. Учитель работает в данной школе с августа 2001 года по настоящее время.
  • Урок по теме Правописание НЕс причастиямиУрок по теме Правописание Не с причастиями составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, на уроке используется мультимедийный проектор. Заполнение таблицы, кластера, работа с текстом развивают в детях самостоятельность, творческое мышление и познавательную активность. На уроке используются дифференцированные задания, так как класс может быть по уровню подготовки разный, это дает возможность каждому проявить свои спсобности. Дача домашнего задания также носит тво...
  • ПроектСходство жанра фентези с русской народной сказкой Книга Татьяны Сергеевны Левановой Сквозняки написана в жанре фентези. Цель нашего проекта - доказать, что она имеет сходство с русской народной сказкой, то есть фентези является как бы современной сказкой. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Но со времён древности народ изменился и стал высокоразвитым, образованным. Обьём информации тоже стал во много раз больше. Поэтому и сказки увеличились в объё...
  • КАБИНЕТ ЛИТЕРАТУРЫ К 70-ЛЕТИЮ победы в ВОвКАБИНЕТ ЛИТЕРАТУРЫ К 70-ЛЕТИЮ ВОв Материал для оформления стенда в кабинете литературы к 70-летию победы в ВОв. Писатели-фронтовики По данным энциклопедии Великая Отечественная война, в действующей армии служило свыше тысячи писателей, из 800 членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 471 писатель с войны не вернулся. Самые достоверные произведения о войне создали писатели-фронтовики: В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, В....
  • Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М. Шолохова Данное учебно-методическое пособие представляет собой материал обучающего и проверочного характера по дисциплине Литература и предназначено для студентов, обучающихся по программам СПО и НПО. В пособие включены материалы для изучения жизни и творчества М.Шолохова. Пособие имеет следующие разделы: 1.Биография 2.Вопросы по биографии и творчеству Шолохова 3. Вопросы по роману “Тихий Дон” 4.Вопросы по рассказу “Судьба человека” 5. Планы сочинений 6. Тест по творчеству М.А.Шолохова 7. Кро...
  • «Литературное краеведение» «Диалект хутора Фомина Заветинского района» (словарь диалектов) Данная работа даёт представление о диалекте хутора Фомина Заветинского района Ростовской области. Исследование будет полезным для краеведения и изучения истории нашего хутора. Исследование диалектов – это кропотливая и долгосрочная работа, итогом которой стали собранные мною слова – диалектизмы, позволяющие проникнуться уважением и любовью к родному языку и лучше узнать корни и происхождение слов, отделённых от нас большим промежутком времени. Проведённый социологический опрос позволил не тол...
  • «Литературное краеведение» «Диалект хутора Фомина Заветинского района» Данная работа даёт представление о диалекте хутора Фомина Заветинского района Ростовской области. Исследование будет полезным для краеведения и изучения истории нашего хутора. Исследование диалектов – это кропотливая и долгосрочная работа, итогом которой стали собранные мною слова – диалектизмы, позволяющие проникнуться уважением и любовью к родному языку и лучше узнать корни и происхождение слов, отделённых от нас большим промежутком времени. Проведённый социологический опрос позволил не тол...
  • Аналитический отчет по теме: тема: «Формирование коммуникативной компетентности на уроках развития речи как условие успешной реализации личности ученика» Необходимым условием успешной реализации личности является, прежде всего, коммуникативная компетентность, представляющая собой овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, а также при создании текста, при его восприятии и понимании. Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения ...
  • Выпускная работа слушателя дополнительной профессиональной программы «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: идеология, содержание, технология ведения» Тема: Реализация программы развития коммуникативных универс Актуальность исследования данной работы связана, прежде всего, с наличием серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности. Предмет Речь и культура общения на ступени основного общего образования носит надпредметный характер, так как обучает речевой деятельности, умения и навыки которой необходим...
  • Урок по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин Внеклассное мероприятие по литературе. 9 класс. Тема: Изображение русской зимы в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин Образовательная цель: формирование навыков осознанного чтения художественного произведения при изучении романа А.С.Пушкина Евгений Онегин; Развивающие цели: формировать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач; развивать творческое воображение, память, внимание учащихся; формировать навыки целостного восприятия художественного произведения; Воспита...
  • Портфолио учителя о профессиональной деятельностиПортфолио учителя представляет собой собрание всех достижений в профессиональной деятельности,также анализ работы за последние 5 лет, мониторинг знаний по русскому языку и литературе. В портфолио сосредоточен материал по работе не толькоь учителя,но и классного руководителя, прохождение курсов учителя, публикации, а также работа по распространению опыта работа, также все грамоты, благодарности, которыми награждался учитель в последние годы работы.В портфолио сосредоточены и достижения учеников, ...
  • Урок по русскому языку на темуНесклоняемые имена существительные Конспект урока русского языка в 6 классе Учитель Осколкова Татьяна Михайловна Цели урока: знать, что категории числа, падежа и рода несклоняемых существительных выражаются синтаксически, с помощью форм согласуемых с ними слов; уметь определять род, падеж и число несклоняемых существительных. Ход урока 1. Повторение - Как мы определяем тип склонения имени существительного? - Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? - Зачем нам нужно знат... 1 скл. 2 скл. 3 скл. Род. пад. Дат. пад. Пред. пад. - Что ещё вы знаете о склонении имён существительных? (разносклон.) - Как они склоняются? - Перечислите разносклоняемые существительные. - Просклоняйте существительное знамя. - Работа на карточках: Злой плачет от завист.. , а добрый от жалост.. . Книга в счасть.. украшает, а в несчасть.. утешает. По одёжк.. встречают, по уму провожают. Создание проблемной ситуации - На доске вы видите записанные...
  • Система подготовки учащихся К Единому Государственному экзамену по русскому языкуМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа имени И.Я.Нелюбина с. Ильино-Поляна муниципального района Благовещенский район Отчёт по теме самообразования Система подготовки учащихся К Единому Государственному экзамену по русскому языку Учитель Осколкова Т.М. 2012 год Единый государственный экзамен по русскому языку – один из двух обязательных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных учреждений РФ, а его результа...
  • Дидактический материал Орфограммы в суффиксах словПри подготовке к ЕГЭ по русскому языку учителю предстоит обобщить изученный учащимися теоретический материал по ряду тем. Задания ЕГЭ №10,11,14 предполагают знание следующих тем: Правописание гласных в суффиксах имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастий, Одна и две Н в суффиксах имен прилагательных и причастий. Данный дидактический материал представляет собой систематизацию материала по перечисленным темам. Составл...
  • Урок по литературе на темуСудьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина Мы)Конспект урока литературы в 11 кл.Учитель: Осколкова Татьяна МихайловнаЦели урока: показать гуманистическую направленность произведения Е.Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей.Оборудование: магнитофон с аудиозаписью музыки Скрябина А.Н.Эпиграф к уроку: Своя воля лучше. Ф.М.Достоевский1. Вступительное слово учи...
  • Технологическая карта урока на тему: Разряды местоимений (обобщающий урок)Тема урока: Разряды местоимений. Тип урока: обобщение и систематизация. Имя урока: Мы вместе! Цели урока: Образовательные: расширить представления о значимости местоимений в межличностном общении, показать богатые возможности использования местоимений разных разрядов в речи. Развивающие: развивать навыки аудирования, умения толковать смысл пословиц, речь учащихся. Воспитательные: формировать толерантное отношение друг к другу, умение жить в дружбе и согласии. Для урока потребуются интеракт...
  • Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку и английскому языку Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 1-2 курсов техникумов и профессиональных училищ (можно использовать и для 10-11 классов) и представляюет собой интеллектуальную игру по русскому и английскому языкам. Мероприятие разработано на основе краеведческого материала (Архангельская область), а также антропонимических особенностей английского языка. Направлено на то, чтобы воспитывать у учащихся любовь к малой родине, вызвать интерес к изучаемому изыку. Апробация - 2013-20...
  • Лирические бытовые песни. СимволикаТема: Лирические бытовые песни. Символика. Цель урока: Образовательная: дать знания учащимся о лирической бытовой песне, ее классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами создания композиции протяжной песни; повторить изученное о художественных средствах в поэзии. Развивающая: развивать интерес к учению , творчества; развивать чувство прекрасного через общение с музыкой, поэзией; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать содержательные и орган...
  • Статья Диалог как главная характеристика гуманитарного образованияДиалог как главная характеристика гуманитарного образования. О диалоге как характеристике и признаке гуманитарности говорят и пишут политики, экономисты, философы, педагоги, юристы, филологи, психологи. Но зачастую в понятие диалога вкладываются разные смыслы. Диалог в обыденном сознании чаще всего трактуется как разговор, вопросно-ответные отношения, дискуссия, общение, согласие и т.п. В научных исследованиях его выделяют как форму общения, как способ познания, как личностную пози...
  • Тема: Обобщающий урок по теме «Имя существительное как часть речи» Русский язык. 6 класс.Тема: Обобщающий урок по теме Имя существительное как часть речи Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме Имя существительное как часть речи, учить грамотно говорить и писать по- руссски, видеть красоту и образность слова и использовать в речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; воспитывать чувство прекрасного посредством музыки и живовописи. Ход урока. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. Всему название да...
  • Внеклассное мероприятие. Литературный турнир по сказкам А. С. ПушкинаЦель:1. Продолжить знакомство учащихся с тврчеством А.С.Пушкина. 2.Проверить знания учащихся о сказках Пушкина, расширять их кругозор. 3. Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина Материал дается в виде конспекта для проведения внеклассной работы по сказкам А.С. Пушкина.Форма проведения-турнир между двумя командами.Команды соревнуются в знании произведенийА.С.Пушкина.Использованы отрывки из сказок, характеристики героев,шуточные загадки. Литературный турнир дает возможность у...
  • Дидактический материал для работы над комедией Н. В. Гоголя Ревизор (Вопросы для внимательного читателя) Пояснительная записка к дидактическому материалу Работая над художественными произведениями на уроках литературы, пришла опытным путем к интересному методическому приему, который очень помогает развивать вдумчивость и внимательность к деталям текста у учащихся во время чтения. Кропотливая работа над деталями произведения ведет к более глубокому пониманию прочитанного. А как научить школьников видеть эти детали? Ведь у писателей-классиков нет ни одного малозначительного или ...
  • Казахские народные сказки. Волшебная сказка «Ер-тостiк». Типологические черты и национальные особенности сказки «Ер-тостiк»Тема: Казахские народные сказки. Волшебная сказка Ер-тостiк. Типологические черты и национальные особенности сказки Ер-тостiк Цель: Развивающая: -ознакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа; -отрабатывать умение работать с текстом; -продолжить работу по усовершенствованию техники чтения; Образовательная: Ознакомление с произведениями устного народного творчества Воспитательная: Привить интерес к чтению казахских народных сказок, чувство патриотизма, чувство взаимовыру...
  • А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»Тема: А.С.Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Смысл сопоставления Олега и волхва-кудесника. Причины смерти и бессмертия человека. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в Песне…. Цель: Образовательная: Познакомить учащихся с историей написания стихотворения Песнь о вещем Олеге Развивающая: раскрыть перед школьниками особенности художественно-поэтического изображения событий у А.С.Пушкина по сравнению с летописным повествованием. Воспитательная: создать определённый эмо...
  • Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в текстеСовершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте. Цели: Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с многозначными словами, ролью слов в переносном значении, выяснению причины появления у слова нескольких значений, формирования умений работать с толковым словарём; Развивающая: способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи; Воспитательная: содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию...
  • Текст-рассуждение: логическая структура, особенности функционирования языковых средствТема: Текст-рассуждение: логическая структура, особенности функционирования языковых средств ЦЕЛИ УРОКА: Развивающая: обобщение знаний по теме “Типы речи”; выявление отличий рассуждения от описания и повествования; Образовательная: совершенствование устной и письменной речи учащихся; Воспитательная: совершенствование умения доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, постановка цели урока. 2. Актуал... В море много рыб и животных. Вступление Акул называют морскими разбойниками. ПОЧЕМУ? Что нужно доказать? ПОТОМУ ЧТО Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Доказательства ТАКИМ ОБРАЗОМ, не случайно акул считают опасными рыбами. Вывод 7. Подведение итогов и задание на дом Сегодня мы узнали, как составить текст-рассуждение. Из каких частей состоит текст-рассуждение? Какие слова можно использовать в таком тексте? особенности разных типов речи в языке д/з: написать небольшое рассуждение на тему: 1 вариант ДЛЯ ЧЕГО НАДО ХОРОШО ЗНАТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК? 2 вариант ДЛЯ ЧЕГО НАДО ХОРОШО ЗНАТЬ ЛИТЕРАТУРУ? Можно в качестве примера прочитать текст В.Непомнящего: “Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы,...
  • Методический опыт Уроки развития речи Мой педагогический стаж работы в качестве преподавателя литературы и русского языка –21 год. За эти годы выработан свой подход к преподаванию предметов. Об этом я и хочу рассказать. По методам и форме проведения уроки разнообразны. Это и классические уроки по анализу поэтического, прозаического, драматического текста, это и уроки-путешествия, уроки-суды, КВНы и литературные гостиные, и другие нестандартные занятия. В своей работе исхожу из того, что обучение – это, по сути дела,...
  • Рабочая программа по курсу «Школьная риторика» для 7А классаПрограмма по риторике составлена для учащихся 7А класса. Особенностью 7А класса является то, что большая часть учащихся мотивирована на получение качественных знаний, что поддерживается заинтересованностью родителей. Учащиеся (90%)проявляют выраженный интерес к изучению риторике, понимают значимость знаний по предмету. Эти учащиеся имеют широкий кругозор , достаточно сформированные универсальные учебные действия, навыки самостоятельной работы с информационными источниками.Наряду с этой гр...
  • УРОК-СУД «Наказание за преступление. Возрождение души Родиона Раскольникова»Урок является продолжением в изучении романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание. Цель – закрепить знания учащихся по творчеству Достоевского; подчеркнуть, что наказание преступник несёт в самом себе, помочь учащимся разобраться в мыслях, впечатлениях, мнениях, оценках, которые накопились в работе над романом Преступление и наказание.Урок имеет важное мировоззренческое значение, так как направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый ...
  • Выпускной утренник в ДООВыпускной утренник Путешествие на машине времени Оформление зала: зал украшен цветами; на центральной стене панно Звездное небо; возле центральной стены — машина времени. Нарядные дети входят в зал, становятся полукругом и поют песню Детский сад — дом радости (муз. и сл. Олифировой). Дети читают стихи о детском саде Е. Шаламоновой: Даша Атнабаева Сегодня мы — выпускники. Прощай, наш детский садик! Нам мамы купят дневники, Учебники, тетради. Даша Акмуллина: Портфели новые возьмем И с яр...
  • Конспект мастер - класса «Написание сочинение в формате ЕГЭ»Цель: организовать деятельность участников мастер-класса в умении определять тему текста, его главную мысль, выявлять проблемы, поднятые автором, комментированию проблемы и высказыванию своей точки зрения. Задачи: 1) Предметные: создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов о анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С. 2) Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков работы с текстом в...
  • Развитие лингвистических способностей учащихся через исследовательскую деятельность (из опыта работы по предмету русский язык и литература)Любить науку, заниматься одной из ее отраслей - это одно. А вот взращивать любовь к научным исследованиям, показывать - как это интересно, искать что-то новое, учить азам научной работы - это совершенно другое. Как правило, с научной работой, с методами научного поиска человек знакомится в основном при обучении в высшем учебном заведении. Но в этот период перед нами совершенно или почти состоявшаяся личность, которая сознательно занимается тем, что возможно будет основой его будущей работы. Зан...
  • Веб-сервисы на уроках русского языка и литературы как фактор повышения эффективности урока (из опыта работы по предмету русский язык и литература) Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра. Дж. Дьюи Эти слова заставляют задуматься любого учителя, которому небезразличны его выпускники. Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. ...
  • «Технология проектирования на уроках литературы. » (из опыта работы по предмету)В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, ценностносообразность, акцент на усвоение учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источник...
  • Конспект урока по теме Причастный оборотКонспект составлен для учащихся 6 класса в виде нетрадиционного урока - урок-путешествие в заснеженный лес. Это первый урок по причастным оборотам. Ученикам дается понятие причастного оборота, знакомятся с условиями постановки запятых в предложениях с причастным оборотом. В начале урока предлагается игра Веришь или нет, по развитию речи - подбор причастий к иллюстрациям. На урокеи детям предлагается работа с текстом, это поможет им развивать навыки нахождения причастий и причастных оборотов. Н...
  • Сборник стихов Мои ученики -поэты. Творческая мастерскаяУчащийся - самый важный субъект целостного педагогического процесса. Вся система образования существует для того, чтобы учащиеся получили должное развитие. Каждый человек уникален и уникален его взгляд на то, что происходит с ним и вокруг него. Посмотреть на мир глазами ребёнка, чтобы понять его мир, для учителя очень вжно. Не менее важно, чтобы ученик раскрылся и доверился нам. На урках я провожу творческие минуты, на которых ребята пишут стихи. Многие дорабатывают их дома. Приносят и ждут, за...
  • М. М. Пришвин Кладовая солнца. Нравственная суть взаимоотношений Насти и МитрашиЭтот урок литературы построен на основе дифференцированного обучения. Анализируется эпическое произведение, продолжена работа с текстом сказки-были М.Пришвина Кладовая солнца.Задачами урока являются: научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора;излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать. В центре внимания главные герои произведения-Настя и Митраша.Они разные.Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передается...
  • Наполним музыкой сердца Ю. ВизборДанная литературная гостиная из серии Поэтическая Россия проводилась с учащимися 8 - 11 классов, посвящается жизни и творчеству поэта - барда, композитора, журналиста, путешественника, актёра Ю.Визбору. Литературно - музыкальная композиция представляет собой богатый и интересный материал о творчестве этого замечательного человека, песни которого мы слышим с экрана телевизора, поём сами. Учащиеся совместно с педагогами читали стихи, исполняли под гитару песни, были показаны слайд - фильмы, отры...
  • Литературная гостиная Болдинская осеньДанная литературная гостиная из серии Поэтическая Россия для учащихся 8 - 11 классов посвящена творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина в период Болдинской осени. А.С.Пушкин называл его Обитель дальняя трудов. Литературно - музыкальная композиция представляет собой интересный и богатый материал по произведениям поэта. Учащиеся школы посетили Болдино, на этом материале создали слайд - фильм, который представлен в виде заочной экскурсии для присутствующих учащихся школы, во время гостино...
  • Статья О, дорогой учитель! (из личного опыта работы)О, дорогой учитель…. Педагог, учитель… Кто же это? Какая у него должна быть педагогическая философия? У каждого из нас рано или поздно возникает этот вопрос. Почему же нужно любить свое дело… Да потому что лишь педагог, увлеченный своим делом, занимающийся самообразованием ради увлечения и обучения детей, достоин истинного звания Учитель. Это, конечно, моё мнение. Но если ты идешь на занятие и думаешь уже о его завершении, значит ты выбрал не то дело, значит не будет этого блеска в глазах, ...
  • Открытый урок по русскому языку «Имя существительное. Категория рода» Класс: 5Цели: 1. Формировать понятие о роде имен существительных.. 2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать вывод. 3. Познакомить с историей олимпийских игр Задачи: - обучающие: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных, научить применять их на практике; -развивающие: развивать и обогащать речь учащихся; развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки, орфографическую зоркость; -воспитательные: пробудить интерес к соблюдени...
  • Доклад исследовательской работы Сортоизучение петунии Радостные краски дарит нам мир цветочных культур. Петунии – непременные обитательницы цветников, клумб, балконов и окон. Они дарят яркие душистые каскады цветков всех оттенков радуги с начала лета до заморозков. Петуния в ассортименте цветочных культур известна всем. Родиной является Бразилия и Аргентина. Цветоводы стали выводить культурные сорта со второй половины XIX столетия. Первый культурный гибрид растения появился в результате скрещивания двух видов: Петунии пазушной и Пет...
  • Практикум по русскому языку на тему ГлаголТема Глагол является одной из самых сложных в учебном курсе Русский язык (6 класс) и требует особого контроля за усвоением данного материала учащимися. В связи с этим предлагаю разработку практических заданий на данную тему, которая поможет учителю выявить уровень усвоения материала по теме. Задания изложены в том порядке, в котором изучаются темы в разделе Глагол: Возвратные глаголы. Виды глаголов. Налонения глаголов. Времена глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах во вторм лице ед...
  • Сочинения на конкурс по Великой Отечественной войнеНаше поколение живёт в двадцать первом веке. Мы можем радоваться жизни, получать образование, работать, видеть только мирное, светлое небо над головой. Но благодаря кому все это? Благодаря кому наша страна осталась могучей, величественной и свободной державой? В школе, на классных часах, посвящённых Дню Победы, мы подписывали поздравительные открытки для ветеранов. Кто- то желал им здоровья и мирного неба над головой, а кто- то с грустью в глазах писал письма солдатам, котор...
  • Исследовательская работа Нужна ли буква ЁРеферат по номинации Научные открытия, перевернувший мир на тему Нужна ли буква Ё ? Автор: Гильманов Тимур , ученик 9 А класса МБОУ Школа № 5 (г. Муравленко ул. Новосёлов ,д. 2 кв. 18 ) Руководитель: Акылбекова Гулмира Абылгазыевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Школа № 5 . 2015 год. Введение II. Основная часть. История воз...
  • Статья: Происхождение слова «Русь»Русь (Русская земля) – название государственно-политического образования восточных славян IX – XIII в. создавших древнерусское государство. Тогда, понятие Русь относилось не столько к названию целого народа, сколько к обозначению территорий — земель и княжеств. Термин Русь прочно закрепился за северо-восточными территориями бывшего древнерусского государства и стал основой понятия русские. Уже в начале 12 в. под термином Русская земля понимались все славянские племена, населявшие Восточную Европу. По данным 11-12 вв., в состав Русской земли, кроме крупных городов Киев, Чернигов и Переяславль, входили Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это были исконные племенные территории полян, части территорий северян и радимичей, возможно, сюда входили некоторые земли уличей и вятичей. В начале 13 в. название Русь, Русская земля стали применяться к северо-восточным землям Древнерусского государства: Ростово-Суздальской и Новгородской. После монголо-татарского завоевания 1237-41 термин Русь закрепился за этой территорией, хотя в памятниках 13-14 вв. он встречается со значением более широким, имеющим в виду все земли, населённые восточными славянами. Уже в 13 веке и позднее, когда связь между различными территориями Древнерусского государства сильно ослабла, появляются новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Чёрная Русь, Червонная Русь. Происхождение слова Русь, давшее название одному из древнейших государств, до сих пор обсуждается и имеет ряд научно обоснованных версий. Одна из версий, говорит о том, что Русь, - это название варяжского племени, из которого вышли древнейшие русские князья (Рюрик и Вещий Олег). Другая версия указывает на то, что слово Русь славянского происхождения и обозначает ложбину, русло реки, глубь, вир. Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на реках. Именно река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах… Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян. Знаменитый русский историк XIX века Д. И. Иловайский писал: Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге. От того же праславянского корня рус образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий. В. И. Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня рус: руслень - приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина - быстрина, стрежень; руст - вода идет рустом, это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус - сказочное чудовище днепровских порогов; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме. Главным же путеводным словом для нас остается русло, присущее только русскому языку и образованное от корня рус с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее. Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей - ан калын (морские жители), бедуины - жители пустынь, селькупы - шеш куль (таежный человек), индейцы сенека - нунда-вэ-о-но (великий народ холмов). Приступим к основному выводу: Если руса - это река - извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, рус - праславянский корень, образовавший большое гнездо слов только в русском языке, Рус - уже полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним русы или руссы - издревле значило живущие на реках, жители рек, речной народ. В Авесте, священной книге древних персов, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии. Скрупулезным филологическим анализом Ф.Кнауэр доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги - Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян. Таким образом, Ф.Кнауэр считает, что ...имя народа Русь чисто славяно-русского происхождения и в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ. Существует несколько версий значения слова “Русь”. За многие десятилетия изучения этимологии слова “Русь” было сформулировано множество гипотез. Предполагались славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские, яфетические и прочие варианты происхождения имени, традиционно связываемого с древнейшими восточнославянскими государствами, и также с этносом (этносами), населявшими их. Существует множество исследований и гипотез относительно возникновения наименования Русь, русский. Версия 1 Исследователи (чаще всего те, для кого лингвистика не является основным занятием, а вопрос о происхождении слова русь имеет не только сугубо научное значение) продолжают искать собственные славянские корни загадочного имени. Большинство “славянских” гипотез происхождения слова “русь” привязывают его к известным топонимам. Чаще всего его выводят из гидронима Рось (Ръсь) - названия правого притока Днепра, впадающего в него южнее Киева. Так, по мнению М.Н. Тихомирова: “среди восточных славян в VIII-IX вв. стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра, в области полян, в древней культурной области, где когда-то была распространена трипольская культура. Но где первоначально находились поселения полян, самое имя которых обозначает людей, сидевших “в полях”, тогда как окрестности Киева были лесистыми и город был окружен “великим бором”, о чем еще помнил летописец? Трудно сомневаться в том, что основная масса полян жила к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню “на устьи Роси” бежит Ярополк из Киева, убегая от своего брата Владимира Святого. Рось, Россава, Родня соединены в одном месте. Река Рось - только небольшой приток Днепра, впадающий в него с правой стороны. Однако весь бассейн Роси обильно усеян городищами... Быть может, первоначальное название Роси распространилось на все среднее течение Днепра, а корень Рось, возможно уже заключен в геродотовском названии Днепра - Борисфен. В области полян, по которой протекала река Рось находим в IX-XIII вв. Русь, как об этом согласно свидетельствуют летописи. Не варяги назвали страну полян Русью, а осевшие в Киеве “словени и варязи и прочие прозвашася Русью”. Приведем еще один, более “свежий” пример. Как считает Б. А. Рыбаков, “...древности V-VII вв., обнаруженные по р. Рось, несколько севернее ее (до Киева) и южнее ее (до начала луговой степи), следует связать с конкретным славянским племенем - русами или росами. Распространение имени росов-русов на соседнее антское племя северян произошло, очевидно, в VI в. в связи с совместной борьбой против авар и Византии, когда анты Посемья, верховьев Сулы, Псла, Ворсклы и Донца вошли в союз с могущественными и богатыми росами-русами Среднего Приднепровья. Древнейшей формой самоназвания русских было, очевидно, “рос”, засвидетельствованное и Псевдо-Захарием Ритором для VI в., и топонимикой, и византийскими авторами. Смена “о” на “у” могла произойти позднее (в VIII-IX вв.), когда в Приднепровье появилось много выходцев из северных славянских племен, для которых более характерно “у” - “рус”. Смену “о” на “у” мы видим и в названиях соседних народов: булгары и болгары. “Русская Правда” в ее древнейшей части носит название “Правда Роськая”. Арабоязычные и персоязычные авторы всегда употребляли форму “рус”, а греки “рос”. К этому можно добавить, что имя антского вождя звучит у автора VI в. - Боз, а у автора XII в. - Бус”. Однако подобные гипотезы неудовлетворительны по нескольким основаниям. Во-первых, по всем законам словообразования, этнокатойконим из этого гидронима должен иметь форму “Ръшане”, а не русь/рось. Во-вторых, филологи уже неоднократно обращали внимание на то, что чередование звуков О/У или Ъ/У в восточнославянских диалектах практически невероятно, о чем Г.А. Хабургаев в частности пишет: “Нет для этого этнонима опоры на восточнославянской почве и в плане этимологическом: известные попытки связать Русь с названием реки Рось (или Ръсь?) лингвистически несостоятельны - для славянских диалектов рассматриваемого времени чередования о/у и даже ъ/у невероятны (учитывая, что термин русь появляется около IX столетия!); а сам этноним в славянской среде известен только с у в корне. (Новое Россия - книжное образование, исходящее из греческой огласовки ‘, где соответствие  славянскому у закономерно). И вообще этот термин на Киевщине не обнаруживает никаких ономастических соответствий, и его появление здесь явно было связано с необходимостью общего наименования для нового территориально-политического объединения, которое непосредственно не соотносилось ни с одним из прежних племенных объединений, а потому не могло использовать ни одно из прежних местных наименований”. Другими словами, название русь не могло быть производным от корня рос-. Наконец, в-третьих, последние историко-географические изыскания В.А. Кучкина бесспорно доказали, что бассейн реки Рось вошел в состав Русской земли (в узком смысле этого словосочетания) лишь при Ярославе Мудром, т.е. во второй четверти XI в. До этого южная граница Киевской Руси проходила севернее, что хорошо подтверждается археологическими материалами. В частности В.В. Седов отмечает, что южной границей территории, населенной летописными племенами полян (а именно с нею идентифицируется летописная Русская земля в узком смысле), “служил водораздел между правыми притоками Днепра - Ирпенью и Росью. На юго-востоке полянам принадлежали окрестности Переяславля. Бассейн Роси имел смешанное население. Здесь наряду со славянскими курганами известны многочисленные могильники тюркоязычного населения”. Другим примером попытки “славянизации” названия русь может служить возведение этого этнонима (естественно, это определение - условно) к топониму Руса (Старая Русса). Однако и здесь данные лингвистики не подтверждают такой возможности: производной от Русы могла быть только форма рушане, что хорошо подтверждается источниками: “выеха Федор посадник с рушаны и с Литвою”. (Курсив мой. - И.Д.) Не исключено, однако, что топоним Руса и этноним (этнотопоним) Русь могли иметь общее происхождение. Версия 2 Существует много гипотез, выводящих наименование Русь из иностранных источников: а) Во II-III веках н.э. меж балтами, славянами и германцами жили какие-то руты (руги), которых еще Тацит называл Reudignii (реудигнии). Ученые возводят это племенное имя к термину, означающему корчеватели леса; б) некоторые исследователи выводят имя русь от латинского слова rus, означающего сельскую местность; в) В.З.Завитневич получал слово Русь от греческого (русиос), что означает красный, пурпурный, т. е. напоминающий кровь. По его мнению, так называло русских греческое простонародье после нападения на Константинополь, а русские приняли это имя при подписании договора с греками в 907 г., поскольку другого собственного имени у них к тому времени еще не было. Неубедительность этих объяснений настолько очевидна, что следует согласиться с антинорманистом Ю.С.Юшковым, который считает, что объяснение происхождения названия Русь является камнем преткновения для всех антинорманистов. Версия 3 Есть предложение взять за исходное понятие, образовавшее этноним русь, слово медведь, которое во многих западноевропейских языках имеет общий корень urs; а в русском отсутствует прямое название этого животного, есть только иносказательное медведь, т.е. описание через один из признаков животное, которое ведает мед. Обычно такое отношение было к животным, выступавших в роли тотемов. Называть их напрямую было запрещено. Версия 4 Интересную и достаточно обоснованную версию высказывает писатель Владимир Чивилихин в книге Память, Книга 2-я, глава 28, по которой она здесь излагается. Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на реках . Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах... Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян. Знаменитый русский историк прошлого века Д.И.Иловайский писал: Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге. ( Иловайский Д. Разыскания о начале Руси, М. 1882, с. 70-71) От того же праславянского корня рус образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии. В.И.Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня рус: руслень - приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина - быстрина, стрежень; руст - вода идет рустом, это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус - сказочное чудовище днепровских порогов; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме; Главным же путеводным словом для нас остается русло, присущее только русскому языку и образованное от корня рус с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее. Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей - ан калын (морские жители), бедуины - жители пустынь, селькупы - шеш куль (таежный человек), индейцы сенека - нунда-вэ-о-но (великий народ холмов). Приступим к основному выводу: Если руса - это река - извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, рус - праславянский корень, образовавший такое большое гнездо слов только в русском языке, Рус - уже полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним русы или руссы - издревле значило живущие на реках, жители рек, речной народ. Дополнение к версии 4 В публикации профессора Ф.И.Кнауэра О происхождении имени народа Русь (в сборнике Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве, 1899, М. 1902) отмечается, что в древиндийских гимнах Ригведы упоминается мифическая река Rasa, великая матерь, текущая на дальнем северо-западе, на старой родине (См. О происхождении славян). А в Авесте, священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии. Скурпулезным филологическим анализом Ф.Кнауэр доказывает этимологичское тождество этих названий с древним именем Волги - Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян. Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности на свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы, переселившиеся с нее на дальний юго-восток, назвали один из притоков Инда именем той же реки-прародительницы Rasa. Таким образом, автор считает, что ...имя народа русь чисто славяно-русского происхождения и в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ. Версия 5 Вернадский, приверженец теории двойной экспансии, объясняет происхождение и распространение слова Русь следующим образом Название племен алан или асов (по происхождению иранских, предков современных осетин), проживавших в Приазовье и на Северном Кавказе, вместе с названием племени роксалан (ирано-славянское), проживавших по северному побережью Черного моря, могло звучать как рукс или рохс со смыслом белый, т. е. рукс-алане - светлые алане, что могло сохраниться в географических названиях, как рос или рус, например, в названии города Малороса на Таманском полуострове. Название Русь приняли как свое собственное имя первые датчане (скандинавы, викинги), создавшие колонию на Таманском полуострове под названием Русский каганат. Торгуя по речным путям Восточно-Европейской равнины, они передали это имя шведам, которые, основав город Старая Руса, стали называться русами для отличия от других торговцев Балтийского моря. Затем они перенесли это название в Новгород и Киев. Версия 6 Этот путь приводит к довольно любопытным выводам. Уже давно было отмечено, что словообразовательная структура этнонима “русь”, (если, конечно, это действительно этноним) тождественна структуре собирательных этнонимов, заканчивающихся на смягченный конечный согласный (графически передается конечным -Ь): корсь, либь, чудь, весь, пермь, ямь, сумь, и др. Однако все эти названия связаны с неславянскими (балтскими и финно-угорскими) народами, что как будто доказывает изначально неславянское происхождение руси. Действительно в “Повести временных лет” подобные собирательные этнические термины “являются славянской передачей самоназваний” и “не выходят за пределы лесной зоны” (Г. А. Хабургаев). Еще А.А. Шахматов отмечал: “Форма Русь... так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь... к финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические соображения не позволяют отделить современное финское Ruotsi от имени Русь”. Следовательно, можно сделать вывод, что в основе летописного “Русь” должен лежать финно-угорский корень. Однако сколько-нибудь убедительной финно-угорской этимологии слова ruotsi лингвисты предложить так и не смогли. Настораживает и то, что в собственно финно-угорской языковой среде этот термин использовался для наименования представителей различных этносов: шведов, норвежцев, русских и, наконец, самих финнов (ср.: финск. -суоми Ruotsi “шведы”, Ruotsalsinen “Швеция”; эст. Roots “шведы”, Rootslane “Швеция”; водск. Rotsi “шведы”; литовск. Ruoli “Швеция” и т.п.). Некоторые языковеды предлагали компромиссные варианты, которые, однако, не снимали проблему по существу. Приведу типичный пример. И.П. Шаскольский пишет: “Остается предположить, что это слово (ruotsi. - И.Д.) относится к общему первоначальному словарному составу данной языковой семьи, т.е. к словарному составу прибалтийско-финского праязыка, существовавшего во II-I тыс. до н.э. и являвшегося общим предком всех прибалтийско-финских языков”. Итак, приходится констатировать, что до сих пор происхождение имени “русь” продолжает во многом оставаться столь же загадочным, как и двести лет назад. Кроме лингвистических “странностей” с его употреблением в источниках связан и ряд логических несообразностей: Почему термин русь сплошь и рядом используется для номинации представителей разных народов? Если согласиться с тем, что это имя славяне получили от варягов (что, повторяю, сейчас представляется наиболее вероятной гипотезой), то почему оно не встречается в скандинавских источниках? Почему восточными славянами было заимствовано именно это имя, а не имя варяги (кстати тоже неизвестное скандинавским источникам)? Если это название действительно скандинавское, то почему на восточнославянской почве оно приняло форму русь, а не русы? Ведь для наименования остальных европейцев восточные славяне использовали исключительно формы множественного числа, а не собирательные существительные... Многие из перечисленных вопросов снимаются, если признать, что слово “русь” не рассматривалось авторами древнерусских источников как этноним. Видимо, этот весьма сильный аргумент лег в основу гипотезы о том, что русь - термин, относящийся не к этническому, а к социальному тезаурусу восточных славян. Действительно, если он обозначал какую-то социальную группу, то мог относиться к представителям различных этнических групп: датчанам, шведам, норвежцам, финнам, восточным славянам и славянам Восточной Прибалтики. Но какие социальные функции могли объединять этих людей? Приведем мнение Г.Ф. Ковалева по данному вопросу: “Если вспомнить термин “полюдье” - сбор дани, то можно предположить, что люди - те, кто вынужден был платить дань, а русь - те, кто эту дань собирал. Среди сборщиков дани было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название скандинавов-германцев”. Действительно, финно-угорские народы еще долгое время названия, восходящие к корню рус-, использовали для обозначения разных народов, бравших с них дань, а также местной финской знати, тогда как слово “люди” стало даже самоназванием одной из финно-угорских народностей (Ljudi). Здесь к месту вспомнить чрезвычайно интересное наблюдение выдающегося слависта П. Шафарика: “...У эстонцев сакс, т.е. саксонец, значит господин, а у чухонцев - купец, у итальянцев и французов-“francusingenuus”, а у древних французов прилагательное “norois”, образовавшееся от слова “норманн”, значило “superbe” [гордо, надменно]. У древан полабских прежде их истребления слово nemtjemka (т.е. немка) означало госпожу высокого рода, а nemes (т.е. немец) молодого господина”. Предлагаемая трактовка “термина” русь как социального обозначения, действительно, довольно привлекательна. Она позволяет согласовать п_о_ч_т_и все разночтения в ранних источниках, в которых они встречаются. Тогда русь может в одних текстах связываться с варягами (если они входят в состав социальной верхушки, собирающей дань), а в других отличаться от них (если речь идет о наемных отрядах скандинавов, приглашенных на время). Так В.Я. Петрухин пишет: “Историческая ономастика безусловно свидетельствует о том, что русь - более древнее слово, чем варяги: первое отражено в источниках IX в., второе встречается впервые в византийской хронике под 1034 г... Первоначальное значение слова варяг - “наемник, принесший клятву верности”: это название отличало наемников от руси - княжеской дружины - и распространилось в русской традиции с XI в. на всех заморских скандинавов”. В него могут включаться представители разных славянских племен (также входивших в государственные структуры), но они могут и противопоставляться ему (поскольку речь шла о “рядовых” подданных). В какой-то степени такое предположение, считает В.Я. Петрухин, подтверждается и предлагаемыми скандинавскими этимологиями этого слова: “Народа “русь” не существовало среди скандинавских народов - так назывались скандинавские дружины “гребцов” (*robs-), участников походов на гребных судах, проникавших в Восточную Европу, получившие в славянской среде название русь, которое распространилось на земли и народ нового русского государства”. Есть, однако, и вопросы, на которые даже такая “удобная” гипотеза не в состоянии ответить. Например, почему русь часто помещается в перечне этносов? Конечно, быть может прав Г.Ф. Ковалев, который полагает, что социальный термин был впоследствии перенесен на скандинавов, составлявших большинство княжеских дружин? И, быть может, позднее он был действительно распространен на все население, платившее дань этой - “новой”- руси... Некоторые итоги изучения интересующей нас проблемы были подведены в коллективном труде ученых ГДР, СССР, Польши, Дании и Восточной Германии (1982 г.), а через несколько лет - на русском в СССР. В нем, в частности отмечалось: “Советские лингвисты за последние двадцать лет детально исследовали происхождение этого северного названия... Выводы их едины: название “русь” возникло в Новгородской земле. Оно зафиксировано здесь богатой топонимией, отсутствующей на юге: Руса, Порусье, Околорусье в южном Приильменье, Руса на Волхове, Русыня на Луге, Русська на Воложбе в Приладожье. Эти названия очерчивают первичную территорию “племенного княжения” словен, дословно подтверждая летописное: “прозвася Руская земля, новогородьци” По содержанию и форме в языковом отношении “русь” название, возникшее в зоне интенсивных контактов славян с носителями “иних языцев” как резулльтат славяно-финно-скандинавских языковых взаимодействий, в ходе которых возникла группа первоначально родственных и близких по значению терминов, позднее самостоятельно развивавшихся в разных языках, наиболее полно и многообразно - в древнерусском. Первичное значение термина, по-видимому, “войско, дружина”, возможна детализация - “команда боевого корабля, гребцы” или “пешее войско, ополчение”. В этом спектре значений летописному “русь” ближе всего финское ruotsi и древнеисландское robs, руническое rub. Бытовавшие на Балтике у разных народов для обозначения “рати, войска”, на Руси это название уже в IX в. жило самостоятельной жизнью, оторвавшись от прибалтийско-финского, и от близкого от первичного значения скандинавского слова. На ранних этапах образования Древнерусского государства “русь” стала обозначением раннефеодального восточнославянского “рыцарства”, защищавшего “Русскую землю”, нового, дружинного по формам своей организации общественного строя, выделившегося из племенной среды. В XI в. “русин”, полноправный член этого слоя, по “Русской Правде” Ярослава Мудрого, - это “гридин, любо коупчина, любо ябетник, любо мечник”, то есть представитель дружины, купечества, боярско-княжеской администрации. Он был членом выделившейся из племенных структур и поднявшейся над ними социальной организации: происходит ли он из местной новгородской (словенской) среды либо со стороны, княжеская власть гарантирует ему полноценную виру, штраф за посягательство на его имущество, достоинство и жизнь. Восстановление в качестве одного из звеньев развития названия “русь” социального термина в значении “войско”, “рать”, “ополчение” позволяет как будто с учетом возможности существования не дошедшего до нас, созданного на древнесеверном языке источника летописного “Сказания о призвании варягов” понять суть искажений этого источника в последующей письменной традиции. Анализ условий, бытования “легенды о призвании” в смешанной, скандинаво-славянской среде привел современных советских исследователей Е. А. Мельникову и В.Я. Петрухина к солидно обоснованным выводам, во-первых, о фольклорно-легендарном характере “триады братьев”, (мнение, уже ранее утверждавшееся в советской историографии), имена которых (Синеус и Трувор) при “скандинавоподобном” облике не имеют убедительных скандинавских этимологий и, в отличие от Рюрика, не являются именами исторических лиц; во-вторых, в составе окружения Рюрика и “братьев” летописная версия предания использует термины “русь” и “дружина”, как взаимозаменяемые. Связь первоначального значения названия “русь” с понятием “войско, дружина” объясняет и летописную формулу “пояша по собе всю русь”: по нашему мнению, в реконструируемом источнике ей могло точно соответствовать нечто вроде allan rop, типа известных формул allan ledungr, allan almenningr, в значении “все войско”. Речь идет о том, что согласившийся на роль служилого князя варяжский конунг (как и позднее делали князья, приглашавшиеся в Новгород) прибыл на службу, мобилизовав все доступные ему силы, куда входила и его личная дружина, и вооруженное ополчение для похода, “русь”. Видимо, именно так понималось первоначальное место и в летописи. Позднее, когда к началу XII в. название “русь” утратило первоначальное значение социального термина, замененного развитой и дифференцированной социальной терминологией для обозначения феодального господствующего слоя, и когда дальнейшее развитие получило государственно-территориальное понятие “Русь”, “Русская земля”, обозначавшее государство, возглавляемое этим феодальным строем, объединившим “великих князей” и “светлых князей” и “всякое княжье”, “великих бояр”, “бояр” и “мужей”, от которых уже отделились купцы-гости (эта развитая феодальная иерархия отчетливо выступает уже в составе социального слоя “руси” по источникам, характеризующим ее еще в начале IX в.), при изложении “Сказания о призвании варягов” упоминание в новгородских летописях о “руси” Рюрика потребовало пояснений, что и вызвало ошибочную этническую интерпретацию. До определенного времени употребление слова “русь” в социальном, а не этническом значении не вызывало сомнений. Последние следы этой надплеменной природы военно-дружинной “руси” зафиксированы в начале XI в. “Русской Правдой” Ярослава. “Русь” как название широкого, надплеменного дружинно-торгового общественного строя, консолидирующегося вокруг князя, образующего его дружину, войско, звенья раннефеодального административного аппарата, наполняющего города “Русския земли”, безотносительно к племенной принадлежности, защищенного княжеской “Правдой роськой”, - это понятие, несомненно, восточноевропейское. Название этого по происхождению и составу своему прежде всего славянского общественного строя родилось на славяно-финно-скандинавской языковой почве, но в развитии своем полностью подчинено закономерностям развития восточнославянского общества и Древнерусского государства. В силу этих закономерностей происходило и перерастание уже в IX-X вв. социального значения в этническое: “русь” становится самоназванием не только для новгородских словен и киевских полян, “прозвавшихся русью”, но и для варяжских послов “хакана росов”, а затем посланцев Олега и Игоря, гордо заявлявших грекам: “Мы от рода русскаго”. Таковы результаты историко-лингвистического анализа проблемы происхождения названия “русь””. Не исключено, что мы имеем здесь дело с контаминацией, своеобразным наслоением омонимичных слов разного происхождения, обозначавших изначально разные группы людей - социальные и этнические. Во всяком случае, судя по всему, именно так обстоит дело с многочисленными упоминаниями разных народов, называемых почти или совершенно
  • Отчёт по внедрению в обучающий процесс бально - рейтинговой системы оценивания знаний К прогрессивным технологиям контроля относится рейтинговая система. Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества обучающегося, как-то: участие в исследовательской работе, написание реферата, участие в конкурсах научно-технического творчества, выступление с докладом на студенческой научной конференции и др. Главными задачами рейтинговой системы контроля умений, знаний ...
© 2010-2018