Урок: Однородные члены предложения 7 класс для каз. школы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок

№10

Дата

18.11.2015

Класс

Присутствовало:

Ф.И.О. учителя

Алпысбаева Р.Д.

Не присутствовало:

Тема урока

Однородные члены предложения

Цельурока

1) сформировать знания учеников об однородных членах; углубить и расширить знания по теме;
2) формирование пунктуационного навыка;
3) развивать логическое мышление, умение делать вывод;
4) развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;
5) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.

Ожидаемый результат

Всем ученикам

Умеют находить однородные члены предложения, умеют расставить знаки препинания при однородных членах и начертить их схемы

Большей половине

Умеют самостоятельно находить однородные члены предложения, умеют расставить знаки препинания при однородных членах и начертить их схемы, умеют определять члены предложения

Некоторым ученикам

Умеют самостоятельно находить однородные члены предложения, умеют расставить знаки препинания при однородных членах и начертить их схемы, по схеме составляют предложения, умеют определять члены предложения и самостоятельно делать вывод

Тип урока

изучение нового материала

Форма обучения

индивидуальная, групповая, парная.

Ресурсы

учебник «Русская речь» 7 класс, раздаточный материал для групповой работы, мультимедийный проектор.


План

Этапы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Начало:

(Орг.момент)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.


1.Деление на подгруппы.1 группа- Город; 2 группа - Плодовые деревья; 3 группа - Писатели

(красивый, большой, современный) (яблоня, груша, слива)

(Пушкин, Лермонтов, Есенин)

2.Опрос пройденной темы:

«Простые предложения. Главные члены предложения.

3.Учитель предлагает составить с этими словами предложения.

Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:

  1. красивый, большой, город, современный

  2. яблоня, груша, слива плодовое дерево

  3. писатели, Пушкин, Лермонтов, Есенин

Подготовка класса к работе.

Приветствует учителя, проверяют готовность к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Учащиеся подбирая подходящие слова к названиям груп, делятся на подгруппы.Листок оценивание.





Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.








Стратегия

«Горячий стул»

ИД

Середина:

(Новая тема)













Исследовательская работа









Разминка

(Работа в парах)

Организация деятельности по применению новых знаний


4.Создает проблемную ситуацию

-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)?

- Составьте устно предложения, используя данные слова?

- Что вызвало затруднение?

- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?

- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?

-Какую тему мы открыли для себя?

Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки препинания о при однородных членах.

- Какие учебные задачи мы перед собой поставили

5.Формирование новых знаний .
Для определения темы урока каждому индивидуально раздаются карточки с «Верю-не верю», где напротив каждого вопроса необходимо поставить «да» или «нет»
Вопросы для карточек:
1.Однородные члены выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.
2.К ним нельзя поставить один и тот же вопрос.
3.Они соединяются бессоюзной связью
4.Произносятся с интонацией перечисления.


6.Каждая группа получает тему, которую они должны раскрыть.

1.Группа - раскрыть тему однородные члены предложения:

2. группа - обобщающее слово при однородных членах:

3. группа - знаки препинания при однородных членах.

7.Делают визитную карточку однородным членам предложения

8.Учитель возвращает учеников к карте предположений «Верю-Не верю»
Проверьте ваши предположения. Изменилась ли ваша позиция?


9.Игра «Угадай, что это?

Облако, яблоко, дождь, мама

11. Схематический диктант. ( Слайд )

От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.

Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах - ничто не укрылось от наблюдательного гостя.

Вся мебель: диваны, столы и стулья были сделаны из красного дерева.

12. Индивидуальная работа.

- Сейчас вам даны карточки с разноуровневыми заданиями. Вы сами выбираете тот уровень, на котором вы хотите остановиться. Приложение1

Молодцы! Хорошо справились.

13. Работа с текстом.
- Ребята. Обратите внимание на текст. Выпишите в тетрадь предложения с однородными членами и объясните расстановку знаков препинания.
Берёзка.
Выросла стройная и кудрявая берёзка. Белел её стройный, тоненький ствол. Пришли на опушку дети, подошли к берёзе и вонзили топор в её ствол. Берёзка дрогнула. По дереву побежал прозрачный, сладкий сок.
(Первое предложение проверяется на доске, осуществляется разбор по членам и частям речи, второе в устной форме с места учеником.)
14.Творческая работа учеников.
Ученики в группах самостоятельно составляют тонкие и толстые вопросы.

Затем задают вопросы другим группам учеников.
Например:
Тонкие вопросы :Какой росла береза? Опишите.
Зачем пришли дети ? и.т.д
Толстые вопросы: Как вы думаете почему дрогнула береза?
Правильно ли поступили дети? А как бы вы поступили на месте детей?

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

1.Должны уметь выделять однородные члены предложения и находить обобщающие слова.

2. Ставить знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих слова).



Отвечают на вопросы к которым возвращаются после актуализации новой темы













Развивает словарный запас ученика.

Ученик должен описать предмет или явление, а другой- отгадать.









Читают текст с ИД

Разбирают по членам предложения.

Проблемная ситуация







Стратегия

«Верю-не верю»





Метод

исследования



Прием:

Визитная карточка





КМ

Работа в парах



Интерактивная доска









ИД

Конец:

Рефлексия

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся (упражнение


Осуществляют оценку урока и самооценку методом « Две звезды и одно желание»

Отвечают на вопросы:

- Какую цель ставили?

-Удалось достичь поставленной цели?

-Какие получили результаты?

-Называют ключевые слова темы.

Метод

« Две звезды и одно желание»






Қосымша ақпарат

Саралау - Сіз қосымша көмек көрсетуді қалай жоспарлайсйз

Бағалау- оқушылардың үйренгенін тексеруді қалай жоспарлайсыз?

Пән аралық байланыс. АҚТ мен байланыс құндылығы

уақытты үнемдейді. Флипчартпен жұмыс жасалды

А карточка арқылы

В карточка арқылы

С карточка арқылы

Қатыспаған оқушылармен жұмыс

жоқ

.

.

Сабақтың оқу мақсаты шынайы ма?

Иә

Бүгін оқушылар не білді?

Однородные члены предложения находят в предложении и в тексте. Умеют делать схему.

Составляют предложения с обобщающими словами и ОЧ.

Сыныптағы ахуал қалай болды?

Жақсы

Мен орындаған саралау шаралары тиімді болды ма?

Иә

Мен бүкіл уақыт ішінде үлгердім бе?

Иә

Мен өз жоспарыма қандай түзетулер енгіздім және неліктен?

Визитканы басқа үлгіде жасаттым, менімше осылай тиімді.

Қорытынды бағамдау

Қандай екі нәрсе табысты болды? ( оқытуды да, оқуды да ескеріңіз)

1 Визитка жасау

2 Үш тақырыпты бірақ өткізу.

Қандай екі нәрсе сабақты жақсарта алды? (Оқытуды да, оқыды да ескеріңіз)

1 Диалогқа түсу.

2 Деңгейлік карточка

Сабақ барысында мен сынып немесе жекелеген оқушылар туралы менің келесі сабағымды жетілдіруге көмектесетін не білдім?

1











Основное назначение диалоговой технологии в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.
Диалог на уроке - это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности

На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом - это личностный уровень.
На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) - это межличностный уровень.
Третий уровень диалога - мультидиалог - множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».

Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Организация уроков-диалогов связана с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов:

информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и

интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).
Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).

постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.

В начале моей практики в школе сложно было научить учащихся правильному диалогу, так как присутствовали барьеры в обучении, во-первых, это речь учащихся, понимание и воспроизведение своих мыслей, нерешительность учеников.

Ученики постоянно ожидали, какой - то оценки со стороны одноклассников и учителя и было заметно скованность учащихся, что в начале мешало их услышать. Поэтому, я старалась имитировать интерес к известной им информации так и к новой, чтобы стимулировать их собственные отношения к изучаемой теме. В результате я увидела новое видение своих учеников возможно не совсем сформированное, но уже информацию, которую они излагали, вызывал интерес у них самих. К концу уроков появлялся живой диалог. На появление диалога в классе повлиял психологический настрой, постоянная разбивка на группы, поощрение, взаимооценивание так же систематический диалог на каждом уроке. Диалог наиболее желателен был в моем классе для стремления их к активному самоопределению. Диалог между учителем и учеником помог лучше понять понимание темы, диалог ученик- ученик понять их взаимоотношения в группе, диалог ученик- компьютер как ученик может владеть информацией и работать с техникой.

Я поняла, что диалог состоит из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Тихие голоса работали пока в полголоса или просто сидели, слушая остальных участников. Хотелось услышать их мнения их недовольство их умение рассуждать именно в нужном русле. Некоторые ученики решили где- то просто промолчать. На первом уроке диалог у меня начался с создания коллаборативной среды «Хочу пожелать…» учащиеся в обращении друг к другу желали различные пожелания, здесь возник диалог учитель - ученик-ученик- учитель. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

На первом уроке по теме: «Указательные местоимения» в диалоге показали себя в основном сильные учащиеся. Прием критического мышления «Ассоциация» помогла осуществить диалог учитель - ученик. В начале урока возникает проблемная ситуация, дальше - побуждающий диалог. Основная задача таких уроков заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями.

Сравнивая работу учеников в стандартной обстановке и в работе в паре можно ощутить разницу. Если в обычной работе каждый ученик работал сам за себя, или же отрешено сидел за последней партой то в паре работали сообща, помогая друг другу, оказывая поддержку. Сильные ученики, помогая слабым, тем самым повышали самооценку себе и уверенность в себе в слабых учениках. Уровни ответов учащихся, конечно, отличались, ведь каждый ученик познает мир по - своему и когнитивные способности разные.

На моих уроках диалоговое обучение проходило сквозь использование методов и приемов критического мышления. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться.

Я, проведя серию последовательных уроков, для себя отметила то, что в диалоге большое значение имеет возрастные, профессиональные, индивидуальные, особенности партнера по общению. Ведь как проходит диалог зависит от всех участников и при этом диалог является средством обучения, воспитания и отправной точкой для упражнения речевых способностей и с вытеканием отсюда ясности изложения мысли умением слушать партнера и адекватной самооценки в ходе диалога.

Таким образом, эффективность учебного диалога определяется с точки зрения достижения тех обучающих и воспитательных целей, которые стоят перед процессом обучения.

Диалог помог мне в классе объединить учащихся в группе. Речь учащихся стала приобретать связь. Из опыта работы можно отметить как положительные результаты, так и трудности, связанные с организацией диалогового обучения
Трудности:
- нет навыков самостоятельной работы у учащихся;

- речевой барьер

- низкий уровень когнитивных способностей
Положительные моменты:
- самостоятельное обучение в паре;

- совместное обучение в группе
- критическое осмысливание проблемы.

Процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся и учителя. Без контакта с другими людьми нет профессионального роста и обучения. Все этапы урока были пропитаны диалоговым обучением, но вкралось сомнение в один из форм диалога ученик-компьютер, если вдуматься в слова Чарльза Диккенса: «Электронная связь никогда не будет заменой реальному общению с человеком, который своей душой побуждает другого человека быть смелым и правдивым» Предлагая ученику, диалог с компьютером я увидела его работу, но мысли остались при нем. По этой причине посчитала эффективный диалог ученик-учитель и ученик - ученик так как здесь проявляются те положительные качества, которые я описала выше.

Обучая учащихся вести диалог, мы должны научить их выполнять определенные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации. В процессе диалогового обучения, на занятиях организуется индивидуальная, парная работа, в процессе которой изучаются различные источники информации, создаются условия для творческой деятельности.

Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Так было и в моей педагогической практике. Прослушав первый этап курсов, я увидела свои минусы в педагогической деятельности. Я научилась критически оценивать свою деятельность. В серии последовательных уроков я, применив модуль «Новые подходы в обучении», а именно - диалогическое обучение, пришла к выводу, что обучение через продуктивный диалог дает ученикам больше возможностей получить результативные знания, умения и коммуникативные навыки.

Как сказал Конфуций: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький»

Чтобы дойти до результата, пусть выбранный вами путь будет благородным и легким с отсутствием в нем горечи в победе.



© 2010-2022