Технологическая карта урока по русскому языку (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание союзов»

УМК: русский язык под ред.Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Совершенствование правописных умений, основанных на умении различать омонимичные части речи.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

    • Знать теоретические сведения о союзе.

    • Уметь находить союзы в предложении.

    • Уметь правильно писать союзы, определять их значение, роль в предложении; правильно применять в речи.

  • Личностные:

  • Освоение и приятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла ученика.

  • Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях.

  • Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

  • Межпредметные:

  • Делать выводы о совместной работе класса и учителя.

  • Производить логические операции.

  • Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Освоить умение находить союзы в тексте.

  • Уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу.

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.






Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (5 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Ребята, вы любите смотреть на звёзды? Почему?

- Давайте представим себе бездонное ночное небо, усыпанное яркими звёздами…

Девизом нашего урока я предлагаю взять пословицу: «Много звёзд - украшение неба, много знаний - украшение ума». Мы тоже постараемся сегодня украсить себя знаниями. В то же время стремление к победе не помешает. (Слайд 1)

- Я неслучайно поместила на слайд два последних сказанных мною предложения, какая трудность может возникнуть при их написании?

- Почему одно и то же слово пишется по-разному (определите части речи выделенных курсивом слов)?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание союзов) Запишите. (Слайд 2)

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, вид работы и тему урока. А пока вы это делаете, подумайте, какая цель стоит сегодня перед нами? (слайд 3)

- Ребята, раз сегодняшний урок мы начали с разговора о звездах, все, кто будет в дальнейшем активно работать и правильно отвечать, получат звезду. В конце урока узнаем, кто оказался самым активным.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Дети сидят по группам.

Целеполагание (принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества).

Регулятивные:

научиться выделять главное и фиксировать информацию в краткой форме.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. (14 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с особенностями союзов. А что такое союз? На какие группы делятся союзы по структуре? А какие бывают по значению?

- Предлагаю провести лингвистическую разминку. (слайд 4). Вам нужно разложить союзы в корзинки: сочинительные в одну, подчинительные в другую.

- Мы помним, что в свою очередь соч. и подч. союзы делятся на разряды, их знание пригодится вам для следующей игры «Найди четвертое лишнее». Запишите лишние слова в тетрадь, через запятую.

  1. То-то, тоже, или, либо.

  2. Чтобы, зато, будто, если.

  3. Как будто, потому что, чтобы, лишь только.

  4. Также, когда, лишь, едва.

- Давайте проверим, какие слова вы выписали и почему.

- Мы неслучайно выписали именно эти союзы, сегодня они станут объектом нашего внимания. Как же различить эти союзы от созвучных им написаний?

Поиск решения. (Слайд 7)

- Я предлагаю вам самим разобраться в столь нелегкой ситуации, для этого вам необходимо объединиться в группы и попробовать себя в роли экспертов. Проанализируйте таблицы учебника с.168-170: 1 гр. - упр.№310, 2 гр. - упр.№312, 3 гр. - упр.№314, и сформулируйте правило или алгоритм отличия союзов от омонимичных сочетаний. На эту работу у вас две минуты. Выберите в группе двух экспертов, которые уйдут затем с этой информацией в другие группы, и того, кто будет рассказывать её гостям...

- Время вышло, обменяйтесь экспертами, и поделитесь имеющейся у вас информацией.

- Возвращайтесь в свои группы. Теперь вы все одинаково владеете информацией, как отличать союзы тоже, также, чтобы, зато от самостоятельных частей речи.

- И сейчас я предлагаю вместе составить общую таблицу отличия этих союзов от омонимичных сочетаний.

Как отличить союзы от самостоятельных ЧР

- Какой общий приём можно использовать, чтобы правильно определить часть речи?

Союзы

Омонимичные сочетания

  1. Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

  1. Можно переместить часть на др.место или убрать.

  1. Нельзя поставить вопрос.

  1. Можно поставить вопрос.

  1. Не явл-ся ЧП. Играет связующую роль.

3.Явл-ся ЧП.

  1. Можно заменить др.союзом:

Тоже, также = и.

Чтобы = для того чтобы.

Зато = но.

Вывод:

Пишутся всегда слитно.

Пишутся раздельно.

На полях нашего учебника, есть советы помощника, которые помогут отличать вам некоторые союзы от сам.ЧР.

Коллективная работа - обзорное повторение сведений по теме «Союз»


Фронтальная работа.





Работа в группах.





Учащиеся в тетрадях записывают таблицу.

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; целеполагание; планирование; оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные: нравственно-этическая ориентация (оценивание работы одноклассника по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища)

3. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

- Сейчас каждая пара должна будет записать два предложения. Перед всеми стоит одна и та же задача - правильно определить часть речи и обозначить орфограммы. Если это союз, то соединяем, обводим в кружочек, если это не союз, определяем, какая это часть речи и подчёркиваем орфограмму-пробел.

1) Что бы мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.

2) Надо верить в возможность счастья, что бы быть счастливым.

3) Умелый то же ошибается, да скоро поправляется.

4) Характер человека - это то же, что запах цветка.

5) Что бы писать грамотно, надо знать теорию.

6) Молчание то же ответ.

7) Что бы ни случилось, не теряй бодрости.

8) Мои друзья уже справились с заданием, я также не отстал

Учащиеся работают в парах.
После выполнения задания ученики обсуждают, комментируют, оценивают.

Познавательные:

научиться выделять признаки для сравнения и сопоставления разных объектов,

научиться работать с открытыми источниками информации (искать информацию)

Регулятивные:

научиться выделять главное и фиксировать информацию.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме.

«Минута отдыха» (1-1,5 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Мы с вами хорошо потрудились. Украсили себя знаниями. А теперь пора посмотреть и на звёзды. Прошу вас сесть поудобнее, расслабиться. Я приглашаю вас в мир сказки! Слайд - шоу «Маленький принц».

Релаксация.

4. Включение изученного в систему знаний (15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий















5. Домашнее задание.

(1 мин.)



6. Подведение итогов урока и рефлексия. (3 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания

- Мы побывали в чудесном мире сказки. Вспомнили Маленького принца.

Задание 1. А теперь представьте, что ваша группа - это маленькая планета. (СЛАЙД) А вдруг Маленький принц захочет посетить вашу планету? Перед вами стоит задача - определить формулу своей планеты. Вам нужно отметить номера тех предложений, в которых есть союзы тоже, также, чтобы, зато. ( Раздаточный материал). Сначала каждый работает индивидуально, затем в паре и после этого всей группой приходят к единому мнению)

Планета 1358

1. Мы пришли в школу, что(бы) учиться.

2.Что (бы) вы мне посоветовали?

3. Мы то( же) советуем вам отдохнуть.

4.Я читаю то (же), что и он.

5. Эта дорога длиннее, за(то) безопаснее.

6.Мы любили его за (то), что он был верным товарищем.

7. Он говорит по-испански так (же) хорошо, как по-русски.

8.Он хорошо говорит по-испански, а так (же) по-французски.

Планета 2567

1) Он исчез за поворотом так (же) внезапно, как и появился.

2) Я то (же) собираюсь летом на юг.

3) Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за (то) дерево.

4) Что(бы) я делал без помощи своих друзей.

5) Незнакомец был невысок ростом, за (то) плечист

6) Мы так(же) отправились домой.

7)Необходимо выйти рано, что(бы) вовремя достичь перевала.

8) Выполни то(же) задание.

Планета 3478

1.Сегодня получилось то (же) самое, что было вчера.

2. Ребёнок делал всё так (же), как взрослые.

3.Вы то (же) были вчера на спектакле?

4.Работайте так (же) добросовестно.

5.Что бы ни случилось, он всё равно придёт.

6.Берись за (то), к чему ты годен.

7. В наше время, что (бы )дружить, надо или жить вместе, или вместе работать.

8. Она не очень красива, за (то) добра и умна.

Задание 2. Надеюсь, при определении кода вы пришли к обоюдному решению. Запишите свои формулы на вот этих импровизированных планетах и попробуйте придумать оригинальное представление, буквально на 1 минутку.

Задание 3. Цифровой диктант. Взаимопроверка. Должен получиться код.

1- предложения с союзом, 2 - предложения с местоимением (СЛАЙД).

  1. От дождя женщины спрятались под дубом, нам также пришлось искать пристанища.

  2. Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

  3. Трудно себе представить, что бы со мной случилось, если бы пароход опоздал.

  4. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

  5. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

  6. Корень учения горек, зато плод его сладок.

Код: 1, 2, 2, 1, 2, 1.

Оценивание - звёздочка.

СЛАЙД. Домашнее задание по группам: написать сочинение - миниатюру с использованием союзов и омонимичных частей речи.

1 группа - «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

2 группа - «Проснулся, приведи в порядок свою планету»:

3группа - «Сказка в моей жизни»;

4 группа - «Письмо Маленькому принцу».

Наш урок подходит к концу. Сегодня, несмотря на то, что вы в основном работали в группах, все мы были одной командой.

Мы достигли поставленной цели: украсили небо звёздами, а себя - знанием.

Поднимите вверх все свои звезды… Посмотрите, какое красивое созвездие у нас получилось. Есть те, кто получил несколько звезд….

Закончить наш урок я хочу словами автора «Маленького принца»: «Я писал, чтобы сказать моему поколению: «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля».

Рефлексия. А теперь сами оцените результаты своей работы. Зная, какие вы все у меня «разговорчивые», предлагаю это сделать с помощью пантомимы.

Например, руки вверх - довольны, голова вниз - не довольны, закрыть лицо руками - безразлично. Что-то непонятно, есть вопросы - указательный палец вверх. Готовы? По моей команде: раз, два, три, результаты покажи!

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.


Учащиеся выполняют тестовую работу.




















Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (осуществление итогового и пошагового контроля по результату, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение выражать свои мысли (понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.









Рефлексия (структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



© 2010-2022