Урок литературы. Тема: П. П. Бажов «Каменный цветок». Тема искусства, труда и любви в сказе

Тема: П.П.Бажов «Каменный цветок». Тема искусства, труда и любви в сказе. Цель урока: Обучающий аспект: проверить знания учащихся по содержанию сказа, его композиции. Развивающий аспект: развивать монологическую речь учащихся, творческого мышления. Воспитательный аспект: воспитание уважения к труду и людям труда.                                        СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I Организационный этап. II Актуализация. - Расскажите о П.П.Бажове. - В чем особенности его сборника «Малахитовая шкатулка»? Поче...                                      Сказка                    Сказ Есть традиционный зачин. Нет образа рассказчика. Волшебные герои или добрые или злые. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание. Не имеют реальной основы. 1.   Зачина нет. Есть образ рассказчика. Нет деления на добрых и злых. Волшебная сила присуща героям изначально. Имеют реальную основу.   III Формирование новых знаний и способов действия. 1. Слово учителя.             Большинство жителей уральских посел­ков занято камнем: кто добывает его, кто об­рабатывает, кто каменную кр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: П.П.Бажов «Каменный цветок». Тема искусства, труда и любви в сказе.

Цель урока:

Обучающий аспект: проверить знания учащихся по содержанию сказа, его композиции.

Развивающий аспект: развивать монологическую речь учащихся, творческого мышления.

Воспитательный аспект: воспитание уважения к труду и людям труда.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I Организационный этап.

II Актуализация.

- Расскажите о П.П.Бажове.

- В чем особенности его сборника «Малахитовая шкатулка»? Почему автор его назвал фольклорным сборником?

- Кто выступает в роли рассказчика?

- Для чего автор использует народные обороты речи?

- Чем сказ отличается от сказки?

Сказка

Сказ

  1. Есть традиционный зачин.

  2. Нет образа рассказчика.

  3. Волшебные герои или добрые или злые.

  4. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

  5. Не имеют реальной основы.

1. Зачина нет.

  1. Есть образ рассказчика.

  2. Нет деления на добрых и злых.

  3. Волшебная сила присуща героям изначально.

  4. Имеют реальную основу.


III Формирование новых знаний и способов действия.

1. Слово учителя.

Большинство жителей уральских посел­ков занято камнем: кто добывает его, кто об­рабатывает, кто каменную красоту творит. Однако настоящих мастеров не так много - больше ремесленников, имена искусных камнерезов у всех на слуху, работа их ценит­ся особенно высоко. И это не удивительно: разве могут быть целые армии настоящих художников? Вот потому-то и был на виду ма­стер Прокопьич: «По этим делам первый. Лучше его никто не мог».

2. Беседа по прочитанному.

- Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков?

(Хотело заводское начальство, чтобы не ушло его мастерство вместе с ним, чтобы передал он его молодым мастерам,)

- Только не держались у него ученики. Почему? Дело было только в том, что Прокопьич не умел их учить, или еще в чем-то?

Учил Прокопьич «шибко худо»: «Все у него с рывка да с тычка». Но, вероятно, дел было не только в том. что Прокопьич не умел научить. Не хотели ребятишки учиться этом ремеслу, некоторые нарочно портили работу, «чтобы Прокопьич их прогнал». Видел сразу старый мастер, у кого - глаз… неспособный, рука не несет», да и не старался особо учить этих парнишек.

- Только Данило Недокормыш пришел ему по душе. Почему? Чем выделялся Данило среди других ребятишек? Что подчерки­вает Бажов в его характере?

Уже в детстве проявилась художническая натура Данилушки. Там, где другие мальчиш­ки проявляли рвение и сноровку, он был «ти­хоходом». Его влекла красота: «Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у нее желтенько выглядывает, а ли­сток широконький... по краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сей­час выкрасили...» Бажов подчеркивает в сво­ем герое поэтичность, умение видеть красоту.

- Почему из всего, чему учили Данилку, по душе ему пришлась только игра на рожке?

Музыка несла в себе красоту, дарила ра­дость творчества и гармонию с природой, поэтому и играл пастушок с самозабвением: «И песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит». Отдаваясь игре, Данилушка забывал обо всем на свете, «ровно и коров нет», Так и приключи­лась с ним беда: потерялись несколько ко­ров, а пастухам - наказание за это.

- Почему приказчик после этого случая ре­шил отдать Данилку на ученье к Прокопьичу?

Необыкновенное терпение, волю и муже­ство проявил Данилке в сцене наказания: «Данилушко дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечка от него не слыхали». Вот и решил приказчик, что снесет этот пар­нишка все шишки и тумаки от Прокопьича, пока будет у него в ученье.

- Но шишек и побоев ни разу не получил Данилушка от учителя, потому что понравил­ся старому мастеру новый ученик. Чем?

Прокопьич сразу увидел, что у него зор­кий и точный взгляд художника: ведь мальчик, только подойдя к рабочему месту камне­реза, заметил ошибку, допущенную старым мастером. А искренность и простота Данилки еще больше расположили старика к нему.

- Почему Прокопьич стал отцом для сиро­ты? Как это выражается в его отношении к мальчику?

Он решил прежде всего откормить его, поправить его здоровье («С его ли здоровьишком нашему мастерству учиться. Пыль, от­рава - живо зачахнет. Отдохнуть бы ему сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать, будет»). Одел его, обул, «а к де­лу своему не подпускал до времени». Однако Данилушко «к мастерству… присматривался».

- Почему все ученье получалось теперь у Прокопьича без побоев, легко?

(Прокопьич видел интерес ученика к его ремеслу, и ему было приятно его учить.)

- Как Прокопьич пытался уберечь своего названого сыне от тяжелого труда? Почему ему это не удалось?

Прокопьич старался выговорить для Данилушки большие сроки для работы, чтобы тот не перетруждался, иногда сам пытался что-то сделать за него, но уберечь своего талантливого ученика от тяжелой работы не смог, так как молодость и энергия Данилушки выдали его сноровку и умение. Вот тогда и посыпались Данилушке заказы, а среди них и замысловатая чаша по барскому черте­жу, над которой долго бился молодой мастер и которая пришлась ему не по душе: «Одно ему не по нраву - трудности много, а красо­ты ровно и нет».

- Почему Данило не мог отказаться от ра­боты, которая ему не нравилась?

(Он - кре­постной мастер, а значит, обязан подчинять­ся приказу барина.)

- Что особенно тягостно для талантливого художника в данном случае?

(Он лишен свободы творчества, он закован крепостным правом в рамки заказа и прихоти, что особенно угнетает талантливого человека.)

В случае с барской чашей Данило видит надуманность замысла, сложность работы, ко­торая в конечном итоге не покажет «полной силы» камня, то есть его красоты. Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена, Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ на похвалы мастеров говорит: -То и горе, что похаять нечем. Гладко да ров­но, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок… самый что ни есть плохонь­кий, а глядишь на него - сердце радуется. Ну. а эта чаша кого обрадует? На что она?..»

- Что важно для Данилы в его изделиях?

(Не сложность, удивляющая других, а красо­та, которой будет радоваться сердце.)

- Почему Данило решает делать чашу по своему замыслу?

(Он хочет сделать такое из­делие, «чтобы камень полную силу имел» и приносил людям радость.)

- Как он старается найти образ чаши?

(Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать «живую» чашу. И в конце концов решает создавать ее по образцу дур­ман-цветка.)

- Кто помогает ему в осуществлении за­мысла?

(Медной горы Хозяйка, которая по­дарила ему замечательный камень: «Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется...»)

- Как показывает Бажов мастерство Дани­лы в работе над чашей?

«Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко. куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки - все пришлось лучше нельзя, Прокопьич и то говорит - живой цветок-от хоть рукой пощу­пать».

Изящная, красивая получается чаша, но закончить ее Данило не может: «Ну, а как до верху дошел - тут заколодило. Стебелек вы­точил, боковые листики тонехоньки - как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то… Не живой стал и красоту потерял».

- Почему не получилась у Данилы дурман-чаша?

Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню, а сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его об­раз никакой фантазии, не придал ему части­чку самого себя, а то, что является слепым подражанием (даже самому красивому), ос­тается только подражанием и не несет души.


IV Применение. Формирование умений и навыков.

- Похож ли сказ на сказку? Чем отличается от нее?

- Какие предания лежат в основе сказок Бажова?

- Что вы узнали о труде камнерезов?

- Как представляете себе рассказчика?


V Этап информации о домашнем задании.

1. Ответить на вопросы 3-8 на стр.285.

2. Описание Хозяйки Медной горы.

3. Описание каменного цветка. (Можно рисунки).

VI Этап рефлексии.


© 2010-2022