Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

Целью урока является знакомство с искусством эпистолярного жанра. Задачи урока: - развитие общительности; - развитие навыков выделять смысловые части письма; - приобретение навыков соблюдения стилевого единства письма. Оборудование: • Ксерокопии видов писем; • Персонаж богини Клио (переодетая ученица); • Распечатки писем Тургенева, Гоголя и Соколова- Микитова. Ход урока: I. Организационный момент. II. Исследовательская работа. 1. Видовое подразделение писем, их отличительные особенности (приложение). 2. Анализ образцов разговорного стиля речи. 3. Работа с текстами. 4. Творческая работа. 5. Итог урока.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

Гусь- Хрустального района Владимирской области.



Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»


Урок русского языка

в 11 классе


Тема: «Разговорный стиль речи.

Особенности письма как эпистолярного

жанра (частное письмо)»



Автор методической разработки

учитель русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

Ковылова Г.В.


Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Задачи:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;

  • соблюдение стилевого единства письма;

  • умение выделять смысловые части письма.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • Ксерокопии видов писем.

  • Персонаж богини Клио (переодетая ученица).

  • Распечатки писем Тургенева, Гоголя и Соколова- Микитова




Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Исследовательская работа.

1. Видовое подразделение писем, их отличительные особенности (приложение).

- Перед вами несколько видов писем:

1.Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»2. Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)» 3. Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)» 4Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

- К какому виду писем они относятся?

электронное, информационное, благодарственное, рекомендательное - это служебные письма.

- К какому стилю речи относятся?

Официально- деловому

2.Знакомство с темой урока.

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно- разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме - записками, частными письмами.

(Запись темы)

-Что же такое эпистолярный жанр? Это жанр письма

Обращение Богини истории Клио к современному читателю

(переодетая ученица): Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»


«…Словечком "эпистолярный" мы обязаны грекам. Они же подарили миру и первого классика жанра, афинянина Эпикура. Правда, всего три его письма дошло до нас, и то в изложении Диогена Лаэртского, который, как известно, был великим путаником. Зато какие письма! Особенно - третье, к Менекею. Это ведь здесь впервые сформулировано: "Когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет". Или: "Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука". Ах, если бы, подобно Библиотеке всемирной литературы, издать Библиотеку литературы эпистолярной, от Эпикура и Цицерона до, скажем, Томаса Манна! История человеческого духа предстала б в такой Библиотеке во всём своём величии. Свидетелями каких страстей стали б мы! Какой любви! Какой преданности идеалам! Каких трагедий и каких триумфов!

Сенека и Спиноза, Гёте и Гейне, Мюссе и Честерфилд... Грозный, Карамзин, Тургенев, Блок, Горький... Ну и, конечно, Чехов. Но разве все эти люди писали не принципиально разные письма? Одни изначально предназначались для публики, другие - для одного-единственного лица, но всё-таки чёткой границы между ними нет

"Все предметы он называл своими именами, - сообщает Диоген Лаэртский об Эпикуре, отце эпистолярного жанра и его классике. - Ясность у него была такая, что и в сочинении своём «О риторике» он не считает нужным требовать ничего, кроме ясности. А в письмах своих он обращается... «желаю благополучия» или «желаю добра»". Ах, как не хватает мне письма в современной литературе! Его родовых, что ли, признаков...

И не только в литературе. Не только... Пусть же это моё скромное послание будет низким поклоном жанру, который, увы, уходит в небытие».

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

3. Анализ образцов разговорного стиля речи.

- Перед вами письма великих писателей, прочитайте их, обратите внимание на структуру этих писем, на речевые обороты.

а) Отрывок из письма И.С.Тургенева Полине Виардо.

Спасское. 1868."…Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда - нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье. Посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво. Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглята и множество воробьев и ворон; Это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи…"

- Каким стилем оно написано?

- Какие обороты речи вам понравились? Зачитайте их.

б) Письмо Н.В.Гоголя матери 1830 г.

"Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами. Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни! Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…".

Докажите, что это письмо написано художественным стилем (найдите эпитеты, олицетворения и другие художественные средства).

Какие это письма?

личные

Каким стилем нужно писать личные письма?

желательно художественным.

А деловые?

официально - деловым.

в) Прочитайте письма И.С. Соколова- Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста В.Я.Лакшину, писателю, публицисту.

23 июня 1969. Карачарово.



Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю последнюю страничку «Вертушинки» с очень не­многими добавлениями. Благодарю за доброту, дружеское пись­мецо. По-прежнему сижу в моей карачаровской норе, обрастаю барсучьей шерстью. На свет почти не выползаю. Ночами почти не сплю. Живу воспоминаниями. Но как тяжки подчас эти вос­поминания!

От Трифоныча получил недавно бодрое письмецо. Рад, что все кончилось благополучно. Радуюсь и тому, что Ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать наш привет друзьям - новомировцам. Дру­жески обнимаю.

И. Соколов-Микитов

P.S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седь­мую книжку «Нового мира», когда она появится на Божий свет.

8 августа 1968. Карачарово

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала, кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье.Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли? Крепко жму руку. И. Соколов-Микитов.

3. Работа с текстами.

1.Обратите внимание на основные компоненты письма:

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);

б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);

в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма - если они не были указаны в самом начале).

2.Выделите признаки разговорного стиля: в лексике, словосочетаниях, устойчивых оборотах речи, структуре предложений.

п/п


В лексике

В словосоче

таниях

В устойчивых оборотах речи.

В структуре предложений.


1

Письмецо, не выползаю, тяжки, от Трифоныча.

Сижу в норе.

Появится на свет Божий, обрастаю барсучьей шерстью.

Наличие односоставных предложений (неполные):

-посылаю последнюю страницу…;

-благодарю за доброту, дружеское письмецо;

-на свет почти не выползаю..;

- дружески обнимаю.. и т. д.

Все глаголы стоят в форме 1 л., ед.ч., наст.вр., изъявит. накл.- это определенно- личные предложения

Наличие обращений:

Дорогой Владимир Яковлевич!

Вопросительные и побудительные предложения:

Прошу передать наш привет(побудит)

Удастся ли?( вопросит.)


2

Просторечные слова: рассказики, житьё- бытьё

3.

Эмоционально окрашенные слова и выражения:

Дорогой Владимир Яковлевич!

Дружески обнимаю. Крепко жму руку. Ваш славный корабль продолжает свой путь.

3. Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, интимным, а какое к деловым и в то же время дружеским? Почему?

1-е письмо - сугубо личное, дружеское.

2-е письмо - деловое, с элементами дружеского.

4. Что такое постскриптум?

Постскриптум (< лат.post scriptum после написанного)- приписка к оконченному и подписанному письму, обыкновенно обозначаемая латинскими буквами P. S.)

Сегодня мы будем говорить об особенности письма как эпистолярного жанра.

4. Попытайтесь передать отношения И. Соколова-Микитова и В. Лакшин­а на основе первого письма и второго. Какие стороны их отношений в большей мере раскрываются в первом письме, какие - во втором? Подтвердите это фактами из писем.

Вывод - обобщение: письма, представляющие разговорный стиль, имеют много слов и фразеологизмов с экспрессивно- эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических). Письмам присущи общеупотребительные, нейтральные слова.

5. Творческая работа.

Напишите письмо близкому для вас человеку. Подумайте над формой и содержанием письма, какое оно будет. Обратите внимание на соблюдение требований к основным компонентам письма.

6. Итог урока.


© 2010-2022