Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

«Турнир знатоков русского языка»

Цель: формирование положительной мотивации изучения русского языка, повышение культуры речи и чистоты языка.

Задачи:

  • повторить в занимательной форме разделы науки о языке; закрепить полученные знания, умения, навыки;

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их интеллект, внимание, память, воображение, любознательность, речь;

  • способствовать развитию любви к родному языку, сформировать у учащихся желание самостоятельно заниматься языком;

  • воспитывать в детях чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: мультимедийная презентация, плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах - листочки бумаги, ручки.


Ход внеклассного мероприятия


Учитель: Добрый день, дорогие гости и участники нашего мероприятия. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка. Он проводится в рамках Недели филологических наук. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. А открыть наше мероприятие хотелось бы словами поэта М.Крюкова

(Чтение стихотворения учащимися)

Учитель: Сегодня за звание знатоков русского языка предстоит бороться двум командам. Итак, поприветствуем всех участников турнира, а также юных любителей слова, то есть команды: «Грамотеи» и «Юные лингвисты».

Сегодня мы выясним, кто же является сильнейшей командой среди вас, а также попытаемся доказать, что предмет русский язык не просто скучный и порой сложный для написания, но очень даже полезный в нашем с вами человеческом общении.

Как и положено в любой конкурсной игре, нужно выбрать жюри (выбирается жюри ).

Эпиграф: Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским величавым языком. (С. Данилов)

Девиз: Любите, цените и изучайте великий русский язык!

Приветствие команд

Команда «Грамотеи» Команда «Юные лингвисты»

Девиз команды: Девиз команды:

Мы отвечаем дружно, И пусть острей кипит борьба,

И здесь сомнений нет: Сильней соревнование:

Сегодня будет дружба Успех решает не судьба,

Владычицей побед. А только наши знания.

Учитель: - Наш турнир будет состоять из семи туров:

  • Разминочный

  • Орфоэпический

  • Лексический

  • Фразеологический

  • Фонетический

  • Морфологический

  • Грамматический

- За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.


1-й тур - Разминочный (Вопросы задаются командам по очереди)

  • Как называются звуки, состоящие только из голоса?

  • Есть ли буква "фэ" в русском алфавите?

  • Что ставится перед союзом А?

  • Как каплю превратить в цаплю?

  • Как называется часть слова между корнем и окончанием?

  • Назовите главные члены предложения.

  • Как проверить безударную гласную в корне слова?

  • Сколько гласных звуков в русском языке?

- Это были серьёзные вопросы, а теперь шутливые:

  • Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)

  • Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)

  • У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это?
    (буква «о»)

  • Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)

  • Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)

  • Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
    (Имя)

2-й тур - Орфоэпический

ПОВТОРИМ: Орфоэпия (от греч. правильная речь) - раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах. Орфоэпия - законодатель произносительных норм литературного языка.

(Задание на карточках. Первой отвечает та команда, выполнившая это задание быстрее. Жюри собирают и проверяют работы).


Ученик читает стихотворение «Орфоэпия» Ф.Кривина

Не зная орфоэпии во всем великолепии, не ощутишь волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром, когда одним ударом
Не тo, что нужно ставишь под удар.
Ошибка в ударении граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.

Возил не шифер, а шофёр, не форфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор судебный приговор.
Строгал не столяр, а столяр, но доску, не доску.
И слушал в одиночестве не тоску, а тоску.

Задание: поставьте ударение в словах: алфавИт, звонИт, досУг, повторИть, квартАл, магазИн, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхонный, красИвее

(Игроки проверяют себя по экрану).

3-й тур - Лексический

(Задание на карточках для каждой команды индивидуальное. Выигрывает команда, которая быстрее найдёт в толковом словаре лексические значения слов. Оценивается чистая, правильная речь при чтении вслух).

ПОВТОРИМ: Слово лексика в переводе с греческого «относящийся к слову», изучает словарный состав языка.

Задание: по лексическому значению узнать слова и записать их.

1. Спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке («поле») соперника за лицевой линией или забить в ворота.(регби)

2. Короткий рекламный или музыкальный фильм, преимущественно для показа по телевидению.(видеоклип)

3. Сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.(сенсация)

4. Цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.(мулине)

Задание для зрителей: Игра со зрителями.

Ответьте на вопросы. Ответы.

Как из столба при помощи досок сделать стол? (стол/б - стол)

Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня - пашня)

Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик - бантик)

Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь - я)

Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (сто - п)

В каком слове сорок гласных? (сорок - а)

Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена - урок)

Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)

Что стоит в середине земли? (буква м)

Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и)

Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница - станица)

Какой предмет утверждает, что он - детская болезнь? (я - корь)

Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто - па)

Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меня их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент? (кочегар - кочерга)

Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик)

Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

Какую строчку не может прочесть ни один учёный? (строчка - "сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи")

4-й тур - Фразеологический

ПОВТОРИМ: Фразеология (от греч. выражение + учение) - это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Задание: определите род занятий людей по следующим выражениям:

1. Стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя.

2. Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет.

3. Разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа.

4. Шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку.

5. Через час по чайной ложке, позолотить пилюлю.

6. Стричь под одну гребенку.

7. Сбоку припеку.

8. Мертвая хватка.

(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)

Игра для зрителей. Задание: « Исправь пословицу»:

Одна голова хорошо, а две некрасиво.

Чтение - вот лучшее мучение.

Одна нога здесь, а другая в гипсе.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

Кто мало говорит, тот больше съедает.

Друзья познаются на контрольной.

Мал ноутбук, да дорог.

Тяжело в учении - легко на каникулах.

- А теперь ответьте на шуточные вопросы:

  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше (со всех ног)

  • В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)

  • Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)

  • Говорят «искать по горячим следам». Может ли след быть холодным? (и след простыл)

  • Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)

  • Есть ли глаза у опасности, смерти, правды? (смотреть опасности, смерти, правде в глаза)

  • В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в

карман не полезет).

(Выигрывает команда, набравшая большее количество правильных ответов)

5-й тур - Фонетический (Кто быстрее даст правильный ответ)

ПОВТОРИМ: Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон» - звук. Таким образом фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

Задание:

- Сколько звуков в названии второго месяца весны? (апрель - 5 звуков)

- Определите количество звуков в ответе на загадку: «Зимой и летом одним цветом» (ель - 3 звука)

6-й тур - Морфологический (Вопросы задаются командам по очереди)

ПОВТОРИМ: Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и логия - наука, таким образом морфология - это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи…

Задание: - Вспомните пословицы и поговорки по их началу. Определите, какая часть речи повторяется в каждой из них:

  • Что посеешь,… ; У кого что болит,… (Что посеешь, то и пожнешь; У кого что болит, тот о том и говорит) - местоимение.

  • Ум хорошо,…; Семь бед,… (Ум хорошо, а два лучше; Семь бед, один ответ) - числительное.

  • Сам пропадай,…; Нет друга, ищи,… (Сам пропадай, а товарища выручай; Нет друга, ищи, а нашёл, береги) - глагол в повелительном наклонении.

  • Горя бояться,… Мы пахать,… ( Горя бояться, счастья не видать; Мы пахать, а он руками махать) - неопределённая форма глагола.

7-й тур - Грамматический

(Командам раздаются карточки с предложениями. Задание: исправить речевые ошибки, помня правила грамматики и прочитать предложения в в исправленном виде)

Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (надела шубу)

К праздничному столу купили пять кило банан. (пять килограммов бананов)

Врачиха выписала мне лекарство. (врач)

Я познакомился с ужасно красивой девушкой. (ужасно - лишнее)

В Индии живут индейки, а в Корее - корейки. (индианки, кореянки)

На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные. (их, потрясающие)

Отсюдова было хорошо видно море. (отсюда)

Учитель: Закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка.

Итак, друзья, пришла пора

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с желанием трудиться,

Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать!

Чтение стихотворения учащимся о русском языке.

Заключительное слово предоставляется председателю жюри. Подведение итогов турнира. Награждение победителей.

































© 2010-2022