Сочинение о лесе - урок развития речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык - 8 класс

Тема: Сочинение о лесе.

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения.

Воспитательная цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к лесу,

как к части природы своей Родины;

Коррекционная цель: а) развивать и обогащать речь учащихся;

б) развивать операции анализа и синтеза.

Ход урока:

1.Рапорт.

2. Подготовительная беседа. Мотивация.

1) Выберите из предложенных цветов тот, который преобладает на карте природных зон России.

- Какой это цвет? (зеленый)

Слайд «Карта природных зон России».

- Что изображается зеленым цветом на карте? (лес, зона лесов)

Слайд «Тайга. Смешанный лес. Лиственный лес.»

- Из предложенных на карточке определений выберите «Что такое смешанный лес?»

а) … - лес, составленный преимущественно из хвойных деревьев: ели, пихты, лиственницы, сосны с небольшой примесью лиственных пород.

б) … - лес из хвойных и лиственных деревьев.

в) … - лес, состоящий из деревьев и кустарников с крупными или мелкими листьями.

Слайд «Определение - смешанный лес».

- А в какой лесной зоне расположена Ивановская область? ( Область расположена на стыке двух зон: европейской тайги и смешанных лесов.).

2) Лес… Чудесен он своей красотой, добротой и приветливостью… Лес красив во все времена года: и суровой морозной зимой, и тёплым ласковым летом, печальной золотистой осенью и ранней голубой весной. Его красота во все времена привлекала художников. А И.И.Шишкин все свое творчество посвятил русскому лесу(Альбом).

И эти фотографии леса говорят сами за себя.

- Слайды «Зимний лес»

«Лес весной»

«Осенний лес»

«Лето в лесу»

3. Сообщение темы и цели урока.

Таинственная красота леса издавна привлекала к себе внимание человека.

Сегодня мы еще раз вспомним о нашем «зеленом друге», об отношении людей к лесу, о той пользе, которую он нам приносит и подготовимся к написанию сочинения о лесе.

4. Краткая заочная экскурсия в лес.

1)Итак, свое путешествие в лес начнем со стихотворения:

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твою, так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широких ёлок

Сливается с листвой рябины и берёз.

2) Если бы лес мог говорить, то он мог бы поведать о далекой старине, о делах давно минувших дней, потому что в нем растут деревья-долгожители.

К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели - 9550 лет, произрастает она в Швеции. Слайд «Ель обыкновенная».

Дуб обыкновенный, тополь серебристый, липа крупнолистая замыкают список деревьев-долгожителей. Их возраст может достигать 1000 лет. Слайд «Дуб-долгожитель».

Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Слайд «Годовые кольца».

3) А в чем же заключается польза леса? Чем лес является для человека?

Давайте скажем об этом, читая и слушая стихотворение:

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

4) Беседа по стихотворению:

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?(Между человеком и лесом)

- Чем является лес для человека? (Лес - место отдыха человека, потому что человеку "нет ничего милее бродить и думать здесь"…) Карточка «Место отдыха»

- А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит .) Карточка «Аптека»

- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: "накормит русский лес", "Нагнулась к нему напиться…" Карточка «Источник чистой воды и пищи»

-А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова - это деревья, которые росли в лесу.)

- Значит, лес для человека - это источник топлива. Карточка «Источник топлива»

- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? Карточка «Источник древесины»

- Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. "Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…"

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)

- Чем для них является лес? (Домом.)

- Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)

- Значит, лес - это ещё и дом для растений, животных, грибов. Карточка «Дом для растений, животных, грибов»

- Посмотрите, сколько пользы приносит лес, но это ещё не всё!

Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

- Чем является лес для воздуха? (Защитник)

- Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв). Карточка «Защитник воздуха, водоёмов и почв»

- Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)

- Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

5. Физминутка. Слайд «Лес-анимация»

А сейчас сядьте поудобней. Сделайте глубокий вдох и выдох (2р.), закройте глаза. Представьте, что вы на берегу лесной реки… Тихо журчит вода, легкий ветерок освежает ваше лицо, чудесный чистый воздух наполняет грудь, а кругом поют лесные птицы…

Покорила ли вас лесная красота?

6.Отношение человека к лесу.

- Но всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Какие действия человека приносят лесу вред? Слайд «Действия человека»

( 1.Вырубка деревьев на берегах водоёмов.

2.Загрязнение леса бытовым мусором.

3.Разведение костров.)

7.Подготовка к написанию сочинения.

1) - Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.

Поэтому, помня о чем мы говорили на уроке, давайте обратимся к упражнению №98. Оно содержит план к сочинению о лесе. Прочитаем его.

2) Давайте выберем подходящий заголовок к нашему сочинению. Слайд «Заголовки»

3) К каждому пункту плана подберите нужные словосочетания. Заполните таблицу.

План

Словарь

1.Вступление.

Деревья - долгожители планеты.

2.Главная часть.

Красота и тайна леса.

3. Заключение.

Спасибо тебе, лес!

8. Запись сочинения на черновиках.

9. Чтение составленного сочинения.

10. Итог урока.

- Как же надо относиться к лесу, чтобы будущие поколения нас не проклинали, а вспоминали добром?





© 2010-2022