Предложения с прямой речью. Диалог

Планируемые образова­тельные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности монологической и диалогической речи, пунк­туационное оформление диалога на письме. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать инфор­мацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; сво­бодно пользоваться словарями различных типов, спр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

Класс 5

Тема

Предложения с прямой речью. Диалог.

Цепь деятельности учителя

Познакомить с понятиями «диалог» и «монолог», знаками препинания при диалоге

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html zavuch.info festival.lseptember.ru/subjects intergu.ru som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

















Ход урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимо

действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-

точный

контроль.

Оценивание

1. Актуализация и пробное учебное действие

Инсценировка сказки Дж. Ро- дари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»

  • Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно посмотреть наш мини-спектакль и ответить на вопросы:

  • Сколько персонажей участвует в разговоре?

  • Можно ли назвать эту сказку юмористической и почему?

Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка, - начал свой рассказ дедушка.

  • Не Желтая, а Красная! - перебил его внук.

  • Ах да! Красная Шапочка... Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка...», - продолжал дедушка.

  • Да нет же, Красная! - воскликнул мальчик.

  • Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху...

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индиви-

дуальная,

фрон-

тальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают прич инно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные

ответы

2. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

  • Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

  • А кто заметил еще одно действующее лицо в этой сценке? (Это автор.)

  • Для чего используются слова автора в диалоге? (Поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев.)

  • А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (Вразговорном стиле, обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома.) Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

  • Составьте словосочетание и предложение с данным термином. (Запись и разбор словосочетания и предложения.)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следст- венные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные

ответы

3. Целепо- лагание и построение проекта выхода

из затруднения

Просмотр мультимедийной презентации «Диалог и монолог. Знаки препинания при диалоге и прямой речи». Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

  • Что говорится о диалоге и монологе в презентации?

  • Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

  • Чем отличается пунктуационное оформление прямой речи и диалога?

Наблюдение над языком.

  • А помимо разговорного стиля где еще мы можем встретить диалог?

Дополняет ответы

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Вопросы для уточнения информации

4. Практическая деятельность

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языко-

  • Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шуточным стихотворением, и вы должны подумать и ответить: есть ли в этом стихотворении диалог и в каком стиле речи он встречается?

  • Согласны ли вы с героем стихотворения?

  • Почему он не прав?

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы с заданиями

Фрон

тальная,

индиви

дуальная

Личностные приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную

Устные

ответы.

Выпол

нение

письмен-

1

2

3

4

5

6

7

вого явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. Игра

Выразительное чтение стихотворения Г. Г раубина «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина: Предложный ненавижу я:

  • А ну-ка расскажи, Чтоб не учить урок,

За что так ненавидишь ты, Приходится выдумывать Не любишь падежи? Какой-нибудь предлог. Давным-давно все школьники А на падеж Винительный Их знают назубок. И вовсе я сердит,

Из за два года выучить Отец во всякой шалости Лишь ты один не смог. Всегда меня винит.

Ответил он рассерженно: - Да, переделка, кажется,

  • В том не моя вина. Серьезная нужна.

Пусть им сперва ученые А сам бы смог ты новые Изменят имена. Придумать имена?

Ведь я падеж творительный - Давно придумал:

Нарочно не учу: Взятельный,

Трудиться, а тем более Грязнительный,

Творить я не хочу. Лежательный,

Такой падеж, как Дательный, Грубительный,

Я с детства не терплю. Ленительный Давать, делиться чем-нибудь И, наконец,

С друзьями не люблю. Простительный!

  • Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

  • Давайте проверим, как вы умеете строить диалог в группах. Составьте диалоги на тему «Зачем нужно знать русский язык» и запишите их, правильно расставляя знаки препинания. (Пунктуационная схема представлена на слайде.)

информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

ных упражнений

  1. Первичное закрепление.

  2. Самостоятельная работа

Беседа по вопросам.

Письменная работа. Игра

Проверка диалогов, обсуждение.

Лингвистический эксперимент.

- А сейчас мы проведем небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.

Перед вами карточки (составляютсяучителем в соответствии с уровнем подготовки класса и отдельных групп обучающихся). Вы должны вставить, где необходимо, нужные знаки препинания. Составьте схемы 2-3 предложений.

Проверка.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Индиви

дуальная,

фупповая

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их причины и пути преодоления

Вопросы для уточнения информации

1

2

3

4

5

6

7

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

  • А теперь дружно поработаем в парах. Каждая группа получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его. Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (Есть только вопросы, но нет ответов.)

  • Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? - спросил Андрей.

-, - ответил Витя.

  • А почему? - спросил Андрей.

-, - ответил Витя.

  • Какие черты характера Руслана ты хотел бы видеть в себе? - спросил Андрей.

-, - ответил Витя.

Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.

  • Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог.

  • А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки?

  • Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова.

Как мы можем это исправить? (Подобрать слова, близкие по значению (синонимы).)

  • А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.

  • Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

  1. Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

  2. Диалог состоит из реплик и слов автора.

  3. Каждая реплика пишется с новой строчки с тире.

  4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

  5. Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

  6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов

Решают задания теста на карточке

Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации



© 2010-2022