- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Предложения с прямой речью. Диалог
Предложения с прямой речью. Диалог
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трубач А.М. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык | Класс 5 |
Тема | Предложения с прямой речью. Диалог. |
Цепь деятельности учителя | Познакомить с понятиями «диалог» и «монолог», знаками препинания при диалоге |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html zavuch.info festival.lseptember.ru/subjects intergu.ru som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192 |
Ход урока
Этапы
урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации
взаимо
действия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежу-
точный
контроль.
Оценивание
1. Актуализация и пробное учебное действие
Инсценировка сказки Дж. Ро- дари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»
-
Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно посмотреть наш мини-спектакль и ответить на вопросы:
-
Сколько персонажей участвует в разговоре?
-
Можно ли назвать эту сказку юмористической и почему?
Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка, - начал свой рассказ дедушка.
-
Не Желтая, а Красная! - перебил его внук.
-
Ах да! Красная Шапочка... Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка...», - продолжал дедушка.
-
Да нет же, Красная! - воскликнул мальчик.
-
Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху...
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания
Индиви-
дуальная,
фрон-
тальная
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают прич инно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные
ответы
2. Выявление места и причины затруднения
Эвристическая беседа, ответы на вопросы
-
Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.
-
А кто заметил еще одно действующее лицо в этой сценке? (Это автор.)
-
Для чего используются слова автора в диалоге? (Поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев.)
-
А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (Вразговорном стиле, обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома.) Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.
-
Составьте словосочетание и предложение с данным термином. (Запись и разбор словосочетания и предложения.)
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
Индиви
дуальная,
групповая
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следст- венные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Устные
ответы
3. Целепо- лагание и построение проекта выхода
из затруднения
Просмотр мультимедийной презентации «Диалог и монолог. Знаки препинания при диалоге и прямой речи». Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах
-
Что говорится о диалоге и монологе в презентации?
-
Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?
-
Чем отличается пунктуационное оформление прямой речи и диалога?
Наблюдение над языком.
-
А помимо разговорного стиля где еще мы можем встретить диалог?
Дополняет ответы
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения
Индиви
дуальная,
групповая
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания
Вопросы для уточнения информации
4. Практическая деятельность
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языко-
-
Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шуточным стихотворением, и вы должны подумать и ответить: есть ли в этом стихотворении диалог и в каком стиле речи он встречается?
-
Согласны ли вы с героем стихотворения?
-
Почему он не прав?
Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы с заданиями
Фрон
тальная,
индиви
дуальная
Личностные приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную
Устные
ответы.
Выпол
нение
письмен-
1
2
3
4
5
6
7
вого явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. Игра
Выразительное чтение стихотворения Г. Г раубина «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина: Предложный ненавижу я:
-
А ну-ка расскажи, Чтоб не учить урок,
За что так ненавидишь ты, Приходится выдумывать Не любишь падежи? Какой-нибудь предлог. Давным-давно все школьники А на падеж Винительный Их знают назубок. И вовсе я сердит,
Из за два года выучить Отец во всякой шалости Лишь ты один не смог. Всегда меня винит.
Ответил он рассерженно: - Да, переделка, кажется,
-
В том не моя вина. Серьезная нужна.
Пусть им сперва ученые А сам бы смог ты новые Изменят имена. Придумать имена?
Ведь я падеж творительный - Давно придумал:
Нарочно не учу: Взятельный,
Трудиться, а тем более Грязнительный,
Творить я не хочу. Лежательный,
Такой падеж, как Дательный, Грубительный,
Я с детства не терплю. Ленительный Давать, делиться чем-нибудь И, наконец,
С друзьями не люблю. Простительный!
-
Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?
-
Давайте проверим, как вы умеете строить диалог в группах. Составьте диалоги на тему «Зачем нужно знать русский язык» и запишите их, правильно расставляя знаки препинания. (Пунктуационная схема представлена на слайде.)
информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
ных упражнений
-
Первичное закрепление.
-
Самостоятельная работа
Беседа по вопросам.
Письменная работа. Игра
Проверка диалогов, обсуждение.
Лингвистический эксперимент.
- А сейчас мы проведем небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.
Перед вами карточки (составляютсяучителем в соответствии с уровнем подготовки класса и отдельных групп обучающихся). Вы должны вставить, где необходимо, нужные знаки препинания. Составьте схемы 2-3 предложений.
Проверка.
Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий
Принимают участие в работе, выполняют упражнения
Индиви
дуальная,
фупповая
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их причины и пути преодоления
Вопросы для уточнения информации
1
2
3
4
5
6
7
7. Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий
-
А теперь дружно поработаем в парах. Каждая группа получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его. Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (Есть только вопросы, но нет ответов.)
-
Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? - спросил Андрей.
-, - ответил Витя.
-
А почему? - спросил Андрей.
-, - ответил Витя.
-
Какие черты характера Руслана ты хотел бы видеть в себе? - спросил Андрей.
-, - ответил Витя.
Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.
-
Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог.
-
А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки?
-
Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова.
Как мы можем это исправить? (Подобрать слова, близкие по значению (синонимы).)
-
А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.
-
Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?
-
Диалог - разговор двух или нескольких лиц.
-
Диалог состоит из реплик и слов автора.
-
Каждая реплика пишется с новой строчки с тире.
-
Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
-
Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
-
Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов
Решают задания теста на карточке
Индиви
дуальная,
групповая
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Вопросы для уточнения информации