Урок литературы в 9 классе: А. П. Чехов. Мелюзга

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе: А.П. Чехов. "Мелюзга"

Предметная тема: "От маленького человека к "мелюзге" (анализ рассказа А.П. Чехова "Мелюзга").

Цель: совершенствование умений, связанных с анализом художественного текста, определение стилистических особенностей творчества А.П. Чехова.

Метапредметная тема: "Приемы определения авторской позиции".

Ход урока

Деятельность учителя. Этап урока

Деятельность ученика

1. Мобилизующий этап.

Задачи: включение в деятельность, актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся решить кроссворд, вписав в него имена героев произведений, изученных ранее. Задания кроссворда помогут учащимся вспомнить авторов и произведения, в которых отразилась тема «маленького человека»

Собрав кроссворды, учитель предлагает проверить правильность ответов, просмотрев презентацию.

Задание учителя: "Ответьте на вопрос, что объединяет этих героев русской литературы (к кому типу героев они относятся) и определите тему урока. (В презентации появляется слайд с формулировкой темы).

Учитель: - Сформулируйте цели урока.


Учитель показывает слайд со словами Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".

- Кому из русских писателей принадлежат и слова, и как вы понимаете их?

Учащиеся решают кроссворд и вспоминают произведения, в которых рассматривалась тема "маленького человека": Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза", Н.В. Гоголь. "Шинель", А.С.Пушкин. "Станционный смотритель", "Медный всадник", Ф.М. Достоевский. "Прес­тупление и наказание".

Дети сверяют свои ответы и вспоминают изученные произведения и их главных героев

- Все эти герои - "Маленькие люди".

Следовательно, тема урока - "Маленькие люди" в русской литературе".

Сегодня мы должны вспомнить, как развивалась эта тема в литературе начала и середины XIX века и, видимо, узнать, как она продолжилась в литературе конца столетия.

Эти слова принадлежат Ф.М. Достоевскому
Он имел в виду, что русские писатели, его
современники, следуя гоголевской традиции
изображения "маленького человека", стремятся пробудить в читателе сочувствие к нему, убедить в том, что сколь бы незначителен ни был герой, он все равно "брат твой".
Другая интерпретация цитаты Достоевского:

- Писатель обращается к читателям-современникам с гоголевским призывом увидеть самой ничтожной личности - "брата", т.е. такого же "маленького человека", как и они.

2. Мотивационный этап.

Задача: поставить проблему, в ходе решения которой дети будут осваивать новые приемы понимания и совершенствовать то, чем они уже владеют.

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще од­ним рассказом, в котором героем является "маленький человек", - это рассказ А.П. Чехо­ва "Мелюзга" - и проверим, вышел ли и Антон Павлович из "Шинели" Гоголя. Прочитайте рассказ и запишите, как вы поняли его смысл.



Учащиеся, прочитав рассказ, зачитывают свои смысловые версии:

3. Диагностика уровня понимания.
Задача: мониторинг уровня развития способ­ности понимания текста у учащихся с целью
коррекции содержания урока и организации
работы по совершенствованию способности
понимания художественного текста.
Учитель записывает версии учащихся на дос­ке и диагностирует уровни понимания текста: от нулевого -1-я версия - до высокого - 4-я версия:

1. автор сочувствует герою - «маленькому человеку», сожалеет о его неудавшейся жизни, показывая безвыходность ситуации.

2. Автор призывает читателя посочувствовать
герою.

3. Автор не сочувствует герою, иронизирует над

ним.

1-я версия - произвольный пересказ текста или характеристика героя:

- Смысл рассказа в том, что герой томится на службе во время дежурства и мечтает вместе

Со всеми праздновать: сесть за стол с семьей в уютной комнате. Потом он мечтает о повы­шении по службе, о новой коляске, о новом вицмундире. Автор изображает страдания "маленького человека", его стремление к луч­шей жизни: "Потребность новой, лучшей жиз­ни невыносимо защемила сердце".

2-я версия:

- Автор сочувствует герою - "маленькому
человеку", страдающему от несвободы, отсут­ствия средств, радости жизни.

3-я версия:

- Автор призывает читателя посочувствовать герою.

4-я версия:

- Автор не сочувствует страданиям героя, сравнивая его с тараканом, он иронизирует над ним.

4. Коммуникативный этап.

Задача: организация коммуникации учащихся, в процессе которой происходит расширение, уточнение или изменение первичной

смысловой версии. Возможен вариант подтверждения первичной версии.

Учитель просит просмотреть версии и найти похожие.

Учитель предлагает учащимся аргументировать свою версию текстом.


Учитель просит найти в тексте слова или

детали, в которых выражено авторское сочувствие герою.


Учащиеся предлагают объединить вторую и третью версии.

Аргументация 2-3 версий:

В начале рассказа герою стало жалко себя,
он называет себя "несчастным человеком",
завидуя людям, которые празднуют Пасху, жа­луется на нужду, у него неуютная квартира,
еще хуже, чем дежурная комната. Герой жаждет "новой лучше жизни". Он ломает голову
над тем, как выйти "из безвыходного положения" и не находит выхода".
Аргументация 4-й версии:

Автор сравнивает героя с тараканом, которого жалеет герой.

Дети убеждаются, что таких слов нет. 1-я версия не находит подтверждения.

5. Ситуация непонимания

Затем учитель задает вопрос:

- Как герой относится к таракану?



- Давайте подумаем: таракан встречается в рассказе три раза, следовательно, автору очень важно, чтобы читатель обратил внимание на эту подробность, и действительно, она помогает нам понять отношение автора к герою. Может, вы объясните, каким образом?

Учащиеся выдвигают свои версии:

1-я версия:

- "Я-то отдежурю и выйду отсюда, а он весь свой тараканий век здесь продежурит". Здесь читается сочувствие к таракану.

2-я версия:

- Скорее здесь звучит превосходство и злорадство по отношению к насекомому: я-то уйду, а ты здесь навек останешься. В конце ге­рой убивает таракана, и ему становится легче. Поэтому никакого сочувствия к таракану нет.

- Автор сравнивает героя с тараканом: в на­чале рассказа герою жалко "заблудившееся» насекомое. Затем таракан, так и не нашедший пристанища, раздражает Невыразимова, и в конце рассказа тот его убивает, и герою стано­вится легче. Показ состояний героя и таракана развертывается параллельно, следовательно автор хочет через это непрямое сравнение под­черкнуть ничтожность Невыразимова и бес­смысленность его существования.

6. Освоение нового средства выражения авторской позиции

Задача: организовать работу по освоению учащимися новых средств выражения авторс­кой позиции в художественном тексте.

- Такая подробность, выражающая авторское отношение к герою, авторскую мысль, называ­ется художественной деталью. Деталь повто­ряющаяся несет особенно важный смыл.

Гоголь тоже сравнивает своего героя с мухой. Найдите это место в ваших заданиях крос­сворда, перечитайте и ответьте на вопрос, одинаково ли отношение авторов к своим ге­роям, выраженное в этих сравнениях? Давай­те сопоставим их.



У Гоголя слышится упрек швейцарам, которые не замечают Акакия Акакиевича, как ж замечают муху, хотя он, как говорится в текст( рассказа, "брат" им. Здесь ощущается сочувствие герою и упрек бездушным людям. У Чехова чувствуется презрение к герою - "заблудившемуся таракану".

7. Ситуация непонимания. Освоение ново­го приема понимания

Задача: организовать работу по освоению учащимися новых приемов понимания худо­жественного текста.

- Что сближает Акакия Акакиевича и Невы-разимова, помимо их незначительного соци­ального положения и нищеты?

- Давайте составим список желаний Невыра-зимова. О чем он мечтает в начале рассказа? Запись на доске:

1. Поучаствовать в "празднике жизни". Стать
"участником торжества".

2. Иметь семью, домашний уют.

3. Коляску.

4. Пальто, золотую цепочку, теплую постель.

5. Новые сапоги, вицмундир без протертых
локтей.

- Посмотрите, что происходит с мечтами Не-выразимова.

- Какими средствами герои Гоголя и Чехова хотят достичь желаемого?



- Одинаково ли относятся Гоголь и Чехов к своему герою - "маленькому человеку"?

- Какие чувства испытывает Чехов к своему герою? Обратите внимание на его фамилию, как вы поняли ее смысл?

- Как вы объясните убийство таракана, отчего герою стало легче после этого?

- Чехов как-то высказался: "Всю жизнь я по
капле выдавливал из себя раба". Это высказывание может как-то прояснить финал рассказа?

- Тогда давайте подумаем, почему рассказ
называется "Мелюзга"?


- Оба героя имеют мечту, цель, к которой от стремятся, только у Акакия Акакиевича это шинель, а у Невыразимова мечты масштабнее их больше.

Учащиеся, опираясь на текст, перечисляют то, о чем мечтает герой рассказа.


- Мечты Невыразимова мельчают, и в конечном итоге все сводится к той же скромной
"шинели" - вицмундиру без протертых локтей. Получается, что мечты Невыразимова
вовсе не "масштабнее" шинели Башмачкина.

- У Гоголя Акакий Акакиевич сшил шинель
благодаря сверхурочной работе и жестокой
экономии на свечах, чае, сахаре, т.е. он честными путями добивался цели. А Невыразимов думает о том, чтобы удрать со службы, обокрасть или написать донос, чтобы выслу­житься. Поэтому герой Гоголя более симпати­чен: он благороднее, рассчитывает только на свои труды, добросовестно относится к служ­бе. Герой Чехова подл, двуличен, завистлив. Та­ким образом, поступки героев, их мотивация помогают понять авторское отношение к геро­ям.

- Гоголь не только сочувствует герою, но и
призывает читателя признать в нем "брата".

- Невыразимов - невыразительный чело­век, никакой, ничтожный. Еще и сравнение его с "заблудившимся тараканом" подчерки­вает ничтожество героя.

- Герой выместил на таракане свою неудовлетворенность жизнью и озлобление и убил его, доказав свое превосходство над ним.

- А, может, убивая таракана, герой убивает
свою ничтожную жизнь?

- Может, автор призывает читателя убить в
себе таракана.

- Нет, это герой совершил поступок и убил в
себе ничтожество.

- Этим словом автор характеризует своего ге­роя, всю неприглядную сущность которого он
описал в рассказе. И тогда скрытый призыв
автора убить в себе таракана относится к чи­тателям. Хотя и звучит эта мысль намеком.
Вряд ли герой способен переродиться в свете
самохарактеристики, которую он дает в рас­
сказе.

8. Итог урока.

Задача: помочь учащимся сделать выводы из обсуждения рассказа.

- Так каково же отношение Чехова к герою рассказа "Мелюзга"?

- За что автор презирает героя?

- Можно ли сказать, что Чехов "вышел из Шинели" Гоголя"? Как вы думаете, Чехов продолжает традиции освещения темы "маленького человека", сложившиеся в XIX веке, или он стал новатором в раскрытии этой темы?


- Кто виноват, что судьба Невыразимова горь­ка и бесперспективна?

9. Рефлексия.

Задача: помочь детям осознать, каким новым способом они овладели. В конце урока учитель просит учащихся по­думать, изменилось ли их представление о смысле рассказа:

- Какие моменты работы на уроке помогли вам изменить свое мнение или утвердиться в нем?

- Чехов презирает своего героя, сравнивая его с тараканом.

-Невыразимов завистлив, всех людей счита­ет плохими, сам ни на что не способен.

- У него отсутствуют духовные ценности.
Дети высказывают свою точку зрения.
Большинство из них к концу урока осознают,
что А. П. Чехов, рассматривая традиционную
тему, высказывает неожиданный взгляд на
маленького человека
: он не достоин сочувствия, потому что духовно низок и смирился со своим ничтожеством, доказательством чему является момент текста, где герой сетует на свою фамилию, необразованность и беста­ланность.

- Сам Невыразимов: сторож ему говорит, что
он сам напрашивается на праздничные дежурства.


Учащиеся отвечают на вопросы.

7


© 2010-2022