- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 9 классе: А. П. Чехов. Мелюзга
Урок литературы в 9 классе: А. П. Чехов. Мелюзга
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пожарская З.А. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 9 классе: А.П. Чехов. "Мелюзга"
Предметная тема: "От маленького человека к "мелюзге" (анализ рассказа А.П. Чехова "Мелюзга").
Цель: совершенствование умений, связанных с анализом художественного текста, определение стилистических особенностей творчества А.П. Чехова.
Метапредметная тема: "Приемы определения авторской позиции".
Ход урока
Деятельность учителя. Этап урока
Деятельность ученика
1. Мобилизующий этап.
Задачи: включение в деятельность, актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся решить кроссворд, вписав в него имена героев произведений, изученных ранее. Задания кроссворда помогут учащимся вспомнить авторов и произведения, в которых отразилась тема «маленького человека»
Собрав кроссворды, учитель предлагает проверить правильность ответов, просмотрев презентацию.
Задание учителя: "Ответьте на вопрос, что объединяет этих героев русской литературы (к кому типу героев они относятся) и определите тему урока. (В презентации появляется слайд с формулировкой темы).
Учитель: - Сформулируйте цели урока.
Учитель показывает слайд со словами Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".
- Кому из русских писателей принадлежат и слова, и как вы понимаете их?
Учащиеся решают кроссворд и вспоминают произведения, в которых рассматривалась тема "маленького человека": Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза", Н.В. Гоголь. "Шинель", А.С.Пушкин. "Станционный смотритель", "Медный всадник", Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание".
Дети сверяют свои ответы и вспоминают изученные произведения и их главных героев
- Все эти герои - "Маленькие люди".
Следовательно, тема урока - "Маленькие люди" в русской литературе".
Сегодня мы должны вспомнить, как развивалась эта тема в литературе начала и середины XIX века и, видимо, узнать, как она продолжилась в литературе конца столетия.
Эти слова принадлежат Ф.М. Достоевскому
Он имел в виду, что русские писатели, его
современники, следуя гоголевской традиции
изображения "маленького человека", стремятся пробудить в читателе сочувствие к нему, убедить в том, что сколь бы незначителен ни был герой, он все равно "брат твой".
Другая интерпретация цитаты Достоевского:
- Писатель обращается к читателям-современникам с гоголевским призывом увидеть самой ничтожной личности - "брата", т.е. такого же "маленького человека", как и они.
2. Мотивационный этап.
Задача: поставить проблему, в ходе решения которой дети будут осваивать новые приемы понимания и совершенствовать то, чем они уже владеют.
- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом, в котором героем является "маленький человек", - это рассказ А.П. Чехова "Мелюзга" - и проверим, вышел ли и Антон Павлович из "Шинели" Гоголя. Прочитайте рассказ и запишите, как вы поняли его смысл.
Учащиеся, прочитав рассказ, зачитывают свои смысловые версии:
3. Диагностика уровня понимания.
Задача: мониторинг уровня развития способности понимания текста у учащихся с целью
коррекции содержания урока и организации
работы по совершенствованию способности
понимания художественного текста.
Учитель записывает версии учащихся на доске и диагностирует уровни понимания текста: от нулевого -1-я версия - до высокого - 4-я версия:
1. автор сочувствует герою - «маленькому человеку», сожалеет о его неудавшейся жизни, показывая безвыходность ситуации.
2. Автор призывает читателя посочувствовать
герою.
3. Автор не сочувствует герою, иронизирует над
ним.
1-я версия - произвольный пересказ текста или характеристика героя:
- Смысл рассказа в том, что герой томится на службе во время дежурства и мечтает вместе
Со всеми праздновать: сесть за стол с семьей в уютной комнате. Потом он мечтает о повышении по службе, о новой коляске, о новом вицмундире. Автор изображает страдания "маленького человека", его стремление к лучшей жизни: "Потребность новой, лучшей жизни невыносимо защемила сердце".
2-я версия:
- Автор сочувствует герою - "маленькому
человеку", страдающему от несвободы, отсутствия средств, радости жизни.
3-я версия:
- Автор призывает читателя посочувствовать герою.
4-я версия:
- Автор не сочувствует страданиям героя, сравнивая его с тараканом, он иронизирует над ним.
4. Коммуникативный этап.
Задача: организация коммуникации учащихся, в процессе которой происходит расширение, уточнение или изменение первичной
смысловой версии. Возможен вариант подтверждения первичной версии.
Учитель просит просмотреть версии и найти похожие.
Учитель предлагает учащимся аргументировать свою версию текстом.
Учитель просит найти в тексте слова или
детали, в которых выражено авторское сочувствие герою.
Учащиеся предлагают объединить вторую и третью версии.
Аргументация 2-3 версий:
В начале рассказа герою стало жалко себя,
он называет себя "несчастным человеком",
завидуя людям, которые празднуют Пасху, жалуется на нужду, у него неуютная квартира,
еще хуже, чем дежурная комната. Герой жаждет "новой лучше жизни". Он ломает голову
над тем, как выйти "из безвыходного положения" и не находит выхода".
Аргументация 4-й версии:
Автор сравнивает героя с тараканом, которого жалеет герой.
Дети убеждаются, что таких слов нет. 1-я версия не находит подтверждения.
5. Ситуация непонимания
Затем учитель задает вопрос:
- Как герой относится к таракану?
- Давайте подумаем: таракан встречается в рассказе три раза, следовательно, автору очень важно, чтобы читатель обратил внимание на эту подробность, и действительно, она помогает нам понять отношение автора к герою. Может, вы объясните, каким образом?
Учащиеся выдвигают свои версии:
1-я версия:
- "Я-то отдежурю и выйду отсюда, а он весь свой тараканий век здесь продежурит". Здесь читается сочувствие к таракану.
2-я версия:
- Скорее здесь звучит превосходство и злорадство по отношению к насекомому: я-то уйду, а ты здесь навек останешься. В конце герой убивает таракана, и ему становится легче. Поэтому никакого сочувствия к таракану нет.
- Автор сравнивает героя с тараканом: в начале рассказа герою жалко "заблудившееся» насекомое. Затем таракан, так и не нашедший пристанища, раздражает Невыразимова, и в конце рассказа тот его убивает, и герою становится легче. Показ состояний героя и таракана развертывается параллельно, следовательно автор хочет через это непрямое сравнение подчеркнуть ничтожность Невыразимова и бессмысленность его существования.
6. Освоение нового средства выражения авторской позиции
Задача: организовать работу по освоению учащимися новых средств выражения авторской позиции в художественном тексте.
- Такая подробность, выражающая авторское отношение к герою, авторскую мысль, называется художественной деталью. Деталь повторяющаяся несет особенно важный смыл.
Гоголь тоже сравнивает своего героя с мухой. Найдите это место в ваших заданиях кроссворда, перечитайте и ответьте на вопрос, одинаково ли отношение авторов к своим героям, выраженное в этих сравнениях? Давайте сопоставим их.
У Гоголя слышится упрек швейцарам, которые не замечают Акакия Акакиевича, как ж замечают муху, хотя он, как говорится в текст( рассказа, "брат" им. Здесь ощущается сочувствие герою и упрек бездушным людям. У Чехова чувствуется презрение к герою - "заблудившемуся таракану".
7. Ситуация непонимания. Освоение нового приема понимания
Задача: организовать работу по освоению учащимися новых приемов понимания художественного текста.
- Что сближает Акакия Акакиевича и Невы-разимова, помимо их незначительного социального положения и нищеты?
- Давайте составим список желаний Невыра-зимова. О чем он мечтает в начале рассказа? Запись на доске:
1. Поучаствовать в "празднике жизни". Стать
"участником торжества".
2. Иметь семью, домашний уют.
3. Коляску.
4. Пальто, золотую цепочку, теплую постель.
5. Новые сапоги, вицмундир без протертых
локтей.
- Посмотрите, что происходит с мечтами Не-выразимова.
- Какими средствами герои Гоголя и Чехова хотят достичь желаемого?
- Одинаково ли относятся Гоголь и Чехов к своему герою - "маленькому человеку"?
- Какие чувства испытывает Чехов к своему герою? Обратите внимание на его фамилию, как вы поняли ее смысл?
- Как вы объясните убийство таракана, отчего герою стало легче после этого?
- Чехов как-то высказался: "Всю жизнь я по
капле выдавливал из себя раба". Это высказывание может как-то прояснить финал рассказа?
- Тогда давайте подумаем, почему рассказ
называется "Мелюзга"?
- Оба героя имеют мечту, цель, к которой от стремятся, только у Акакия Акакиевича это шинель, а у Невыразимова мечты масштабнее их больше.
Учащиеся, опираясь на текст, перечисляют то, о чем мечтает герой рассказа.
- Мечты Невыразимова мельчают, и в конечном итоге все сводится к той же скромной
"шинели" - вицмундиру без протертых локтей. Получается, что мечты Невыразимова
вовсе не "масштабнее" шинели Башмачкина.
- У Гоголя Акакий Акакиевич сшил шинель
благодаря сверхурочной работе и жестокой
экономии на свечах, чае, сахаре, т.е. он честными путями добивался цели. А Невыразимов думает о том, чтобы удрать со службы, обокрасть или написать донос, чтобы выслужиться. Поэтому герой Гоголя более симпатичен: он благороднее, рассчитывает только на свои труды, добросовестно относится к службе. Герой Чехова подл, двуличен, завистлив. Таким образом, поступки героев, их мотивация помогают понять авторское отношение к героям.
- Гоголь не только сочувствует герою, но и
призывает читателя признать в нем "брата".
- Невыразимов - невыразительный человек, никакой, ничтожный. Еще и сравнение его с "заблудившимся тараканом" подчеркивает ничтожество героя.
- Герой выместил на таракане свою неудовлетворенность жизнью и озлобление и убил его, доказав свое превосходство над ним.
- А, может, убивая таракана, герой убивает
свою ничтожную жизнь?
- Может, автор призывает читателя убить в
себе таракана.
- Нет, это герой совершил поступок и убил в
себе ничтожество.
- Этим словом автор характеризует своего героя, всю неприглядную сущность которого он
описал в рассказе. И тогда скрытый призыв
автора убить в себе таракана относится к читателям. Хотя и звучит эта мысль намеком.
Вряд ли герой способен переродиться в свете
самохарактеристики, которую он дает в рас
сказе.
8. Итог урока.
Задача: помочь учащимся сделать выводы из обсуждения рассказа.
- Так каково же отношение Чехова к герою рассказа "Мелюзга"?
- За что автор презирает героя?
- Можно ли сказать, что Чехов "вышел из Шинели" Гоголя"? Как вы думаете, Чехов продолжает традиции освещения темы "маленького человека", сложившиеся в XIX веке, или он стал новатором в раскрытии этой темы?
- Кто виноват, что судьба Невыразимова горька и бесперспективна?
9. Рефлексия.
Задача: помочь детям осознать, каким новым способом они овладели. В конце урока учитель просит учащихся подумать, изменилось ли их представление о смысле рассказа:
- Какие моменты работы на уроке помогли вам изменить свое мнение или утвердиться в нем?
- Чехов презирает своего героя, сравнивая его с тараканом.
-Невыразимов завистлив, всех людей считает плохими, сам ни на что не способен.
- У него отсутствуют духовные ценности.
Дети высказывают свою точку зрения.
Большинство из них к концу урока осознают,
что А. П. Чехов, рассматривая традиционную
тему, высказывает неожиданный взгляд на
маленького человека: он не достоин сочувствия, потому что духовно низок и смирился со своим ничтожеством, доказательством чему является момент текста, где герой сетует на свою фамилию, необразованность и бесталанность.
- Сам Невыразимов: сторож ему говорит, что
он сам напрашивается на праздничные дежурства.
Учащиеся отвечают на вопросы.
7