- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока в 6 классе на тему Фразеологизмы
Технологическая карта урока в 6 классе на тему Фразеологизмы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевяхова Э.Ш. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФГОС. Технологическая карта урока. Шевяхова Эльза Шамилевна, учитель МБОУ СОШ №4 с. Раевский
СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учебный предмет
Класс
Автор УМК
Тема урока
Тип урока
Цели урока
Деятельностные
Содержательные
Русский язык
6
Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С. Антонова
Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. часть 1. - М.: ООО «Русское слово», 2013
ФГОС. Инновационная школа
«Стилистические свойства фразеологизмов»
Урок «открытия» нового знания.
Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
формировать навык определения стилистической окраски фразеологизмов и употребления их в разных стилях речи;
совершенствовать умение составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать её.
развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;
воспитывать чувство ответственности по отношению к языку.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Вижу по глазам ребят: огоньки в глазах горят, приступаем, чтоб успели все внести весомый вклад.
- дорисуйте смайлика, чтобы показать своё настроение (на рабочем листе - кружочки) А вот моё настроение (магнитный смайлик)
Начнём мы урок с лингвистической задачи (на доске и в рабочих листах).
Перед вами два предложения с похожими сочетаниями слов. Что в них общего и чем они (сочетания) различаются? (к доске приглашаются два ученика; они отвечают на ??, выполняют синтаксический разбор предложений) Аргументируйте свой ответ.
Он допустил три ошибки в двух словах.
Расскажите обо всём в двух словах.
Вопрос классу: Для чего необходимы вам эти знания? (умение различать свободные и устойчивые сочетания слов)
2. По следам домашнего задания
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. По мнению учёного, фразеологизмы создают как бы особый пласт в языке, по-своему отражающий жизнь народа с очень далёких времён.
Каковы пути появления в языке фразеологизмов?
Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Интрига.
я предлагаю вам составить бином, в котором одно слово уже известно (оно звучало много раз) - фразеологизм, а второе надо найти самим по аналогии:
Картон - тонна - фонарь
Пасти - ……….. - полька (это слово стиль)
Какой получился бином? Стиль и фразеологизм. Можно ли соединить эти понятия?
Выполняют задание, определяя спрятанное слово по аналогии, анализируют бином с точки зрения сочетаемости составляющих его слов.
Метапредметные результаты
Поиск закономерностей
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П - логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?).
Создаёт проблемную ситуацию
- Так какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте проблемный вопрос.
(как связаны стиль и фразеологизм? зависит ли выбор фразеологизма от стиля речи?)
Рассмотрим такие предложения:
А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него.
Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с ними и поэтому оказалась за кадром.
В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой.
- Всё ли здесь верно сформулировано?
Что вызвало затруднение?
Так над чем сегодня надо поработать? Какую цель вы поставите перед собой?
А вот моя цель: совершенствовать умение учащихся уместно употреблять фразеологизмы в разных стилях речи,
Совпали наши цели?
Как вы назовёте наш урок? Запись темы урока.
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П - общеучебные)
Формулирование проблемы (П - лог.)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
Но, прежде чем вы приступите к выполнению заданий, нам необходимо разработать алгоритм действия. (работа в парах)
Для этого вспомним, как вы определяли стилистические свойства слова. Возьмём три слова: говорить, докладывать, мямлить. Как определите их стилистическую окраску?
Алгоритм: определить значение слова, выражает ли слово отношение, оценку, в какой речевой ситуации можно употребить слово, в каком стиле может встретиться и сделать вывод.
Какое из этих слов ярко, образно выражает отношение к человеку? (мямлить…)
Каких слов больше в русском языке - стилистически нейтральных или стилистически окрашенных? (ответ сверьте по учебнику, стр. 100 )
Вариант вопроса: Какие слова составляют основную часть словарного состава лексики? - общеупотребительные, стилистически нейтральные.
Составляют план достижения цели.
На основе ранее изученного материала определяют стилистические свойства слова и составляют алгоритм:
-
определяю значение слова, выражает ли оно оценку.
-
выясняю, в какой речевой ситуации оно употребляется.
-
определяю стилистическую принадлежность слова.
.
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)
Самостоятельная исследовательская работа
Цель этапа: усвоение учащимися правил работы с фразеологизмами для определения их стилистических свойств
Организует деятельность в группах
Группа 1 (выявление стилистически нейтральных фразеологизмов, особенности их употребления)
Группа 2 (подбор разговорных фразеологизмов, анализ текста )
Группа 3 (сопоставление синонимичных фразеологизмов, определение их роли в речи, создание текста)
Группа 4 (выяснение роли фразеологизмов-антонимов)
Группа 5 (определение значения книжного фразеологизма, выявление соотношения между фразеологизмами разной стилистической окраски)
Самостоятельная творческая, поисковая работа с фразеологизмами по группам
Ученики выполняют работу в группах, защищают свои минипроекты, делают выводы, составляю кластер
Метапредметные результаты
Выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся Упр.1 (стр.122)
Задание на выбор: 1) вопросы 2, 4 (выписать фраз., объяснить значение 2-3 фраз.)
2) вопросы 5,6 (проанализировать текст)
3) вопрос 7 (написать сочинение-рассуждение о роли фраз.)
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
-
Какую цель ставили?
-
Удалось достичь поставленной цели?
-
Каким способом?
-
Какие получили результаты?
-
Что вызвало особые затруднения?
-
Где можно применить новые знания?
-
Называют ключевые слова темы.
Поднимают тучку(синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)