Технологическая карта урока в 6 классе на тему Фразеологизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС. Технологическая карта урока. Шевяхова Эльза Шамилевна, учитель МБОУ СОШ №4 с. Раевский

СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебный предмет

Класс

Автор УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский язык

6

Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С. Антонова

Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. часть 1. - М.: ООО «Русское слово», 2013

ФГОС. Инновационная школа

«Стилистические свойства фразеологизмов»

Урок «открытия» нового знания.

Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

формировать навык определения стилистической окраски фразеологизмов и употребления их в разных стилях речи;

совершенствовать умение составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать её.

развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;

воспитывать чувство ответственности по отношению к языку.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Вижу по глазам ребят: огоньки в глазах горят, приступаем, чтоб успели все внести весомый вклад.

- дорисуйте смайлика, чтобы показать своё настроение (на рабочем листе - кружочки) А вот моё настроение (магнитный смайлик)

Начнём мы урок с лингвистической задачи (на доске и в рабочих листах).

Перед вами два предложения с похожими сочетаниями слов. Что в них общего и чем они (сочетания) различаются? (к доске приглашаются два ученика; они отвечают на ??, выполняют синтаксический разбор предложений) Аргументируйте свой ответ.

Он допустил три ошибки в двух словах.

Расскажите обо всём в двух словах.

Вопрос классу: Для чего необходимы вам эти знания? (умение различать свободные и устойчивые сочетания слов)

2. По следам домашнего задания

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. По мнению учёного, фразеологизмы создают как бы особый пласт в языке, по-своему отражающий жизнь народа с очень далёких времён.

Каковы пути появления в языке фразеологизмов?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Интрига.

я предлагаю вам составить бином, в котором одно слово уже известно (оно звучало много раз) - фразеологизм, а второе надо найти самим по аналогии:

Картон - тонна - фонарь

Пасти - ……….. - полька (это слово стиль)

Какой получился бином? Стиль и фразеологизм. Можно ли соединить эти понятия?

Выполняют задание, определяя спрятанное слово по аналогии, анализируют бином с точки зрения сочетаемости составляющих его слов.

Метапредметные результаты

Поиск закономерностей

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П - логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?).

Создаёт проблемную ситуацию

- Так какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте проблемный вопрос.

(как связаны стиль и фразеологизм? зависит ли выбор фразеологизма от стиля речи?)

Рассмотрим такие предложения:

А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него.

Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с ними и поэтому оказалась за кадром.

В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой.

- Всё ли здесь верно сформулировано?

Что вызвало затруднение?

Так над чем сегодня надо поработать? Какую цель вы поставите перед собой?

А вот моя цель: совершенствовать умение учащихся уместно употреблять фразеологизмы в разных стилях речи,

Совпали наши цели?

Как вы назовёте наш урок? Запись темы урока.

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П - общеучебные)

Формулирование проблемы (П - лог.)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Но, прежде чем вы приступите к выполнению заданий, нам необходимо разработать алгоритм действия. (работа в парах)

Для этого вспомним, как вы определяли стилистические свойства слова. Возьмём три слова: говорить, докладывать, мямлить. Как определите их стилистическую окраску?

Алгоритм: определить значение слова, выражает ли слово отношение, оценку, в какой речевой ситуации можно употребить слово, в каком стиле может встретиться и сделать вывод.

Какое из этих слов ярко, образно выражает отношение к человеку? (мямлить…)

Каких слов больше в русском языке - стилистически нейтральных или стилистически окрашенных? (ответ сверьте по учебнику, стр. 100 )

Вариант вопроса: Какие слова составляют основную часть словарного состава лексики? - общеупотребительные, стилистически нейтральные.

Составляют план достижения цели.

На основе ранее изученного материала определяют стилистические свойства слова и составляют алгоритм:

  1. определяю значение слова, выражает ли оно оценку.

  2. выясняю, в какой речевой ситуации оно употребляется.

  3. определяю стилистическую принадлежность слова.

.

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)


Самостоятельная исследовательская работа

Цель этапа: усвоение учащимися правил работы с фразеологизмами для определения их стилистических свойств

Организует деятельность в группах

Группа 1 (выявление стилистически нейтральных фразеологизмов, особенности их употребления)

Группа 2 (подбор разговорных фразеологизмов, анализ текста )

Группа 3 (сопоставление синонимичных фразеологизмов, определение их роли в речи, создание текста)

Группа 4 (выяснение роли фразеологизмов-антонимов)

Группа 5 (определение значения книжного фразеологизма, выявление соотношения между фразеологизмами разной стилистической окраски)

Самостоятельная творческая, поисковая работа с фразеологизмами по группам

Ученики выполняют работу в группах, защищают свои минипроекты, делают выводы, составляю кластер


Метапредметные результаты

Выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.



Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся Упр.1 (стр.122)

Задание на выбор: 1) вопросы 2, 4 (выписать фраз., объяснить значение 2-3 фраз.)

2) вопросы 5,6 (проанализировать текст)

3) вопрос 7 (написать сочинение-рассуждение о роли фраз.)

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  • Какую цель ставили?

  • Удалось достичь поставленной цели?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что вызвало особые затруднения?

  • Где можно применить новые знания?

  • Называют ключевые слова темы.

Поднимают тучку(синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


© 2010-2022