Сообщение на тему Тема подвига народа в Великой Отечественной войне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА ПОДВИГА НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

И когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,

И когда наши кони устанут под нами скакать,

И когда наши девочки сменять шинели на платьица,

Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.

В.Высоцкий

Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или одного поколения. Это память народа. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим.

Поэтому тема подвига народа в Великой Отечественной войне занимает особое место в литературе. Виктор Астафьев сказал: «О достойных людях надо и писать достойно… И как надо написать о них, тихо спящих в родной земле российских солдатах! Какими высокими словами, каким пространственным звуком, какой высокой правдой и пронзительной печалью!» Именно с этих позиций писателя изучается поэзия о Великой Отечественной войне в 5 - 8 классах, художественные произведения в старших классах.

Тем, кто познакомился с творчеством писателей-классиков, кто узнал и полюбил их героев, наверняка наряду с миром Льва Толстого и Федора Достоевского, Михаила Булгакова и Александра Солженицына будет существовать мир Юрия Бондарева, Василя Быкова, Константина Симонова, Виктора Астафьева и других, мир неповторимый, распахнутый, отразивший драматические противоречия военной истории. Сила воздействия их книг на школьников заключается в мощном, истинно народном таланте художников, в том, что героями их являются «главные герои человеческого бытия - Личность, История, Борьба, Время, Нравственность как социальная совесть, освещенные надеждой» (Ю.Бондарев). Книги этих художников несут в себе и огромный воспитательно-патриотический потенциал. За каждой их строкой - беззаветный героизм людей, отвага и стойкость. И это не случайно. Ведь сегодняшние юноши-старшеклассники - это завтрашние воины, которым предстоит встать на страже мирной жизни. А если понадобится - отстоять ее в боях с врагом, как сделали это их деды. Поэтому в своих сочинениях учащиеся пишут, что хотят быть достойными тех, кто отстоял свою Родину в тяжелые военные годы: «Время неумолимо движется вперед. Уходят из жизни солдаты войны, спасшие нашу Родину от фашизма. Остается все меньше и меньше ветеранов. И мы должны помнить, какой ценой досталась долгожданная победа. Это нужно всем живущим на земле, чтобы не зачерствели их сердца, чтобы потомки помнили подвиги своих отцов и дедов. Поэтому так запала мне в душу встреча с ветераном Великой Отечественной войны, моим односельчанином Созыкиным Николаем Васильевичем, его рассказ о тяжелом ратном труде, его простые слова: «И вот уже 65 лет мы живем под мирным небом! Я, как участник войны, горжусь, что отвоеванный нами мир так самоотверженно охраняется миллионами простых людей и благодарю наше российское правительство за заботу о нас, ветеранах… Оценивая свою жизнь с расстояния прожитых лет, могу сказать, что прожита она не впустую». Я хочу служить в армии, защищать свою Родину, как мой дед, как мои односельчане». (Ученик 8класса).

Учащимся нужно показывать на примере произведений, которые «несли заряд жестокого драматизма», что война - это не столько героические подвиги и выдающиеся поступки, а утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. Поэтому о книгах писателей К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева, В.Некрасова можно сказать словами Л.Н.Толстого: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен - ПРАВДА».

Уроки литературы о Великой Отечественной войне оставляют свой след в душах учеников. Об этом говорят их сочинения: «Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова, Ю. Бондарева, В. Кожевникова, В. Быкова и многих других. Мы видим войну то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полёта, то какой-нибудь окоп, где собирались бойцы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров. Да разве можно хотя бы перечислить всё великое разнообразие литературы о войне. Но для меня любимыми остаются произведения Б. Васильева. Трогательна до слёз повесть «А зори здесь тихие…», трагична - «В списках не значился». Почему? Помните, как у Твардовского: «Но сыну было, пусть узнает мать, лицом на Запад легче умирать». А лицом на Восток? Это были герои из героев, которые боролись с врагом до последнего. Произведение «В списках не значился» рассказывает о том, какой путь зрелости проходит за короткий срок обороны Брестской крепости 19-летний лейтенант Николай Плужников».

Такие уроки требуют продолжения. Поэтому совсем не случайно активизировалась в школе поисковая деятельность обучающихся. В этом учебном году они собирали краеведческого материала по темам: «Самая длинная память» (Дороги войны поколений 40-х и 80-х годов) и «Женщина и война». Их исследовательские работы говорят о важности изучения военной темы. Вот некоторые выдержки:

«Женщина и война. Эти два понятия несовместимы, как несовместимы жестокость и мужество, трусость и гуманизм. Но в годы войны на защиту своей Родины вставали и женщины, пройдя пыльными дорогами войны до Берлина, приближая день Победы. Мы узнали, что с началом Великой Отечественной войны сотни тысяч женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы, утверждать за собой право на защиту Отечества. Так кто же они, эти девчонки, которые в 41-м году уходили с отступающими частями, осаждали военкоматы, всеми правдами и полудетскими неправдами прибавляя себе года, осаждали военкоматы, рвались на фронт?

Сами они вспоминали, что были обыкновенными школьницами, студентками. Но в один день мир для них разделился на прошлое, то, что было еще вчера - последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, каникулы, студенческая практика в сельской больнице, первая любовь, мечты о будущем, и на настоящее - войну. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии.

Из нашего небольшого зауральского села Чиркова Ксения Михайловна ушла на фронт с первых дней войны туда, где особенно нужны были её маленькие девичьи руки - в военный госпиталь. Работать пришлось в самой напряженной точке войны - Ленинградском фронте. Среди крови и огня, под градом пуль бежала медсестра на зов раненых, прикрывала их своим маленьким телом. И каждый из спасённых ею солдат, спустя некоторое время, возвращался в строй…».(Ученица 10класса.)

«… Выжженные нещадным солнцем чахлые кустики на каменистых склонах, дорога, изрытая воронками, серпантином уходящая в горы, в горле сухо, горчит. И жара, жара, жара…Таким предстал молодому актабанцу Игорю Шестакову Афганистан. Это потом он научился не обращать внимание на палящий зной, на однообразный пейзаж, на то, что гимнастёрка уже в который раз взмокла от пота и в который раз высохла, потом он станет отличать булыжник от искусно замаскированной мины. Горький опыт товарищей поможет…

Да, солдатская служба многому научила Игоря. В этой школе экзамены принимала сама жизнь. Армия для него стала отличной возможностью испытать себя, проверить на мужество и прочность. Два года службы в «горячей точке» «вросли» в его судьбу. Отныне жизнь стала измеряться «до Афганистана» и «после». И никак иначе…» (Ученик 10класса.)

« Война… Она навсегда вошла в память не только ветеранов, но и тех, кто в тылу приближал долгожданный День Победы. Поистине золотыми буквами вписан в историю страны подвиг тружеников тыла. На хрупкие детские и женские плечи легла тяжелая мужская работа. Районная газета «Сталинский путь» писала в 1941 году: «В ответ на провокационные действия фашизма… колхозники отвечают практическими делами, поднятием производительности труда».

В далеком 1941 году из села Актабан 186 мужчин были призваны на защиту Родины. Они уходили на фронт, оставляя своих жен и детишек, не ведая, вернутся ли назад к своим семьям. Надеялись, что вернутся. А еще больше верили в это сами женщины, заменившие мужчин в изнурительной крестьянской работе. Ведь армию нужно было кормить, приближая победу.

Звено Н. Шитиковой из колхоза «Ударник» Петуховского района вместо намеченных 75 пудов пшеницы получило 103 пуда пшеницы и вместо 600 пудов картофеля - 800 пудов с гектара. Наташа была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В 1941 - 1944 годах было сдано государству около 1 миллиона тонн зерна, 131 тысяча тонн картофеля, более 57 тысячи тонн мяса, 214 тысячи тонн молока.

Женщины садились за рычаги трактора. В области было создано 108 женских тракторных бригад, работало 5469 трактористок. Среди них мы можем назвать своих односельчан: Меньщикова Ульяна Никитична, Меньщикова Валентина Алексеевна, Мамина Клавдия Ивановна, Созыкина Зоя Ивановна, Попова Пелагея Викторовна, Астафьева Таисья Егоровна, Частухина Марфа, Макаринина Елизавета Демидовна, Южанина Мария Ивановна.

Сегодня в живых не осталось никого. Но в краеведческой комнате хранятся воспоминания и тех удивительных женщин, кого нет с нами, но кто вынес на своих плечах тяготы военного времени.

Вглядимся в них, таких родных и близких,

Таких простых в величии своем,

И до земли поклонимся им низко

За подвиг их, за то, что мы живем». (Ученица 9 класса)

Поразительно точные и удивительно современные слова сказал в далеком прошлом Александр Герцен, которые отражают главную суть литературы вообще и военной в том числе: «Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет … юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему его место».



































































10



© 2010-2022