Сценарий для проведения читательской конференции для учащихся старших классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. ХУСНУТДИНОВА А.Г.

С. УЧАЛЫ

МР УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН РБ





Методические рекомендации по проведению читательской конференции по книге Анатолия Генатуллина «Мать и дитя» .









Учалы

2015 г.

Читательская конференция

Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

Цель конференции - привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Основная функция ЧК и дискуссий - привлекать к чтению, выявлять мнения и оценки широких кругов читателей вне зависимости от их присутствия на итоговом обсуждении. Поэтому неверно оценивать проведение ЧК только по числу присутствующих и выступивших в публичном обсуждении книги или проблемы.

Методика подготовки и проведения читательской конференции

  1. Выбор книги.

  2. Определение категории участников, выбор места проведения.

  3. Привлечение к участию в конференции литературоведов, преподавателей литературы, классных руководителей, представителей средств массовой информации (газеты, радио, телевидения), писателей, поэтов, представителей СМИ.

  4. Пропаганда произведения, литературы о нем и о творчестве автора.

  5. Разработка вопросов к читательской конференции.

  6. Подготовка аудитории к мероприятию.




ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КНИГЕ

А. ГЕНАТУЛИНА «МАТЬ И ДИТЯ»

Цели:

Обучающая: формирование умения анализировать художественный текст произведения;

- пробуждать у учащихся желание читать

Развивающая: развитие речи - усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка;

I. Вступительное слово.

Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, друг, и самое высокое - мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы.

Богоматерь (также Мадонна, Богородица, Дева Мария) в христианской религии - мать Иисуса Христа, одна из наиболее почитаемых фигур. Она являет собой ещё одно символическое значение слова «мать».

Сколько благодарных, высоких слов сказано о матери и материнстве! Мужество матери…Привычные для нас словосочетания. От кого же и ждать верности в любви, если не от матери? От кого требовать больше терпеливости, чуткости, бесстрашия?

Да, это так. Это было так и два, и пять, двадцать веков назад. Но почему же вновь и вновь обращаются к этой вечной теме художники и писатели, режиссёры и философы? Почему она остаётся злободневной? Да потому, что злобой дня, тревогой дня, болью дня остаётся совершенствование человека.

А у истоков совершенствования личности стоит Мать. Каждый человек - будь он учёный, космонавт, хлебороб, простой рабочий - берёт своё начало с Матери.

Произведений, посвящённых матерям, очень много. Ну а мы сегодня, в преддверии праздника Дня Матери обсудим именно этот рассказ Анатолия Генатуллина «Мать и дитя».

2Сценарий для проведения читательской конференции для учащихся старших классов.. Краткий рассказ об авторе.

Анато́лий Юмаба́евич Генату́лин (имя при рождении - Талха́ Гинияту́ллин (башк. Талха Йомабай улы Ғиниәтуллин; р. 20 апреля 1925) - советский и российский писатель, Народный писатель Башкортостана, башкир по национальности. Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.

Родился в деревне Уразово в Учалинском районе республики Башкортостана. Рано потерял родителей и вырос сиротой. Учился в ФЗУ в Ташкенте, русскому языку начал учиться только с 16 лет. Во время Великой Отечественной войны до 1943 года работал на Урале фрезеровщиком, с 1943 года на фронте. Награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-й степени и боевыми медалями. Был несколько раз ранен. Анатолий Генатулин после войны сменил много профессий.

С 1955 года живет в Москве. Лето, а в последнее время в основном живет на родине, в селе Уразово Учалинского района РБ. В начале 50-х под впечатлением чтения Э. М. Ремарка, Л. Толстого и А. Чехова стал писать рассказы о войне, которые, однако, из-за открытого изображения страданий, жестокости и трагизма не принимались к публикации. Первая публикация состоялась в 1961 в журнале «Дружба народов». В 1969издал первый сборник рассказов, но только повестью «Атака», написанной примерно за 15 лет до публикации (1982), обратил на себя внимание как значительный военный писатель. «Приверженностью к правде и реализмом его творчество близко прозе В. Кондратьева и К. Воробьева» (Вольфганг Казак). В 2000-х годах произведения Анатолия Генатулина активно переводятся на башкирский язык.

В основе его данного рассказа по словам писателя лежит лежит реальный факт.

3. Восстановим основные моменты сюжета повести:

Сюжет - последовательность событий, происходящих в художественном произведении.

• ранение мужа;

•поездка в госпиталь;

• отчаяние, страх потерять ребенка;

• борьба за сына

• возвращение сына;

• вновь «потеря» сына;


ВОПРОСНИК:

1. Что вы знаете об участии женщин в военные и после военные годы?

(Женщины воевали плечом к плечу с мужчинами, совершали подвиги).

Проводив на фронт мужа, сына, брата, они по 10-12 часов работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей.

2. С чего начинается рассказ?

( С рассказа автора о тете Сафие).

3. Почему ее прозвали Ир - Сафия (Мужик -Сафия). Почему Сафие так досталось?

( она делала всю мужскую работу)

4. Какие чувства вы испытали к Сафие , когда читали это рассказ ?

Такие женщины-матери, как Сафия, достойны поклонения ?

(потрясение, жалость, вера в добро, восхищение главной героиней или наоборот злость) 5. В чем была ошибка героини в воспитании сына?

Ведь она была такая трудяга, работала, как мужчины, не курила и не пила, вела достойный образ жизни? Что не удалось в ее жизни?

(слепая любовь матери к сыну, избалованность ребенка, из - за страх вновь потерять его)

7. Откуда в матери было столько сил в борьбе за своего сыночка?

(…..не думала покориться жестокости жизни, ее руки держали поручень, так, словно прикипели к ним), ( животная сила материнства, которая бросает спасать своих птенцов даже маленькую пичужку против хищника)

8. Встречаются ли в жизни в наше время такие сыновья?

(конечно встречаются, может быть еще в жестокой форме обращаются с родным человеком)

9.отрывок на стр. 191. Прочитать. Можно ли встретить таких людей в наше время?

(да, времена меняются, но люди тоже остаются разные: отзывчивые или наоборот)

10. Какую оценку вы дадите сыну Сафии? И насколько заметно отношение самого автора к этому герою рассказа?

11. А ведь у нее могло и не быть сына…..(прочитать отрывок на странице 187). Что вы скажете по этому поводу?

12. Какие чувства вызвала женщина, которая украла сына у Сафии?

Можно ли ее оправдать?

Стр. 198. Положительно к ней отнестись нельзя наверное, ведь женщина умышленно шла на это, зная что Сафия не обнажит грудь , она это сделала сама наверняка и коварно. Но не надо забывать и о том, что женщина хотела просто женского счастья любыми путями: ведь после войны мужчин было мало, т.е. без детей никто бы не хотел брать ее в жены) можно предположить очень многое)

13. Можно ли считать мужа этой женщины основным виновником этого преступления?

(ведь именно он хочет бросить сою жену, если она не родит ему ребенка или можно было поступить по - другому?

14.Как вы охарактеризуете милиционера, который оказался башкиром?

15. Какие чувства вы испытали, когда читали это рассказ "Мать и дитя"? (потрясение, жалость, вера в добро, восхищение главной героиней, обида за мать, ненависть к сыну или жалость….)

16.Что вас поразило или назовите самые яркие моменты в рассказе ? (Стр. 199, 198, стр. 187 внуки Сафии)

17. Как вы думаете, какова была основная мысль писателя, что он хотел сказать?

(Мы увидели, на какой подвиг, не побоюсь этого слова способна настоящая мать. Дети должны помнить о самых родных людях, которые дали им жизнь, и быть благодарными им за это)

Доброта и гуманность делают человека человеком. Люди должны быть добрее, щедрее душой, милосерднее к окружающим.

- Эта книга об огромной любви матери к сыну, можно даже сказать слепой любви.

- Рассказ заставляет нас задуматься над тем, на что способна настоящая мать.

- Книга напоминает людям о том, что несёт человечеству война. Об этом надо знать, нам молодым, не испытавшим её ужасов.

18. Как вы думаете можно ли назвать это произведение как хвала или ода матери?

19.Какое название дали бы ему вы? (просто «Мать»)

20. Какие еще книги, посвященные матерям вы знаете?

( А. Генатуллин «Запах матрешки» , Виталий Закруткин « Матерь человеческая», Чингиз Айтматов «Материнское поле», Екимов Борис. "Говори, мама, говори…" и другие)

ВЫВОД: Ну а закончить нашу сегодняшнюю встречу мне хочется такими словами: «В одной из горьковских «Сказок об Италии» Женщина - Мать говорит: « Люди - это всегда дети своих матерей… ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын… прославим Женщину - Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!»


Валентина Беляева


О материнской любви.

Я... свяжу тебе жизнь...


Из пушистых мохеровых ниток...


Я... свяжу тебе жизнь...


Не солгу ни единой петли...


Я... свяжу тебе жизнь...


Где узором по полю молитвы...


Пожелания счастья...


В лучах настоящей любви...


Я... свяжу тебе жизнь...


Из веселой меланжевой пряжи...


Я... свяжу тебе жизнь...


И потом... от души подарю...


Где я нитки беру?


Никому... никогда... не признаюсь...


Чтоб связать тебе жизнь...


Я тайком распускаю свою..

Валентина Беляева

ЗАБОЛЕЛА МАТЬ!

И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

- Дети, срочно… - Дети, очень срочно…

Выезжайте, заболела мать!

Из Одессы, Таллина, Игарки,

бросив все заботы и дела,

Дети собрались, но только жалко, -

У кровати, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед вами встать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.

Тягостной бессонницей ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм....



Список использованных ресурсов:


  1. Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. Н.В. Громова, Г.А. Кузьмина. - Чебоксары, 2009. - 26 с. : ил. - (Курс - на инновации; вып. 2)


  1. Методика подготовки и проведения массовых библиотечных мероприятий: Сборник материалов по деятельности библиотеки/ МОУ ДПО «Центр научно-методического обеспечения»; сост. Е.В.Тюленева, Падукова Н.Д.- Лысьва,2008.-


  1. Чуносова Л.Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению //Школьная библиотека.-2007.-№4.-с.12-16.



  1. Стихи о материнской любви

avakids.ru›1195-stikhi-o-materinskoj-ljubvi.html

5.ru.wikipedia.org/wiki/Генатулин,_Анатолий_Юмабаевич








Методические рекомендации по проведению читательской конференции по книге Анатолия Генатуллина «Мать и дитя».[Текст] / Сост. Э.А.Мужагитова. - Учалы: школьная библиотека МБОУ СОШ им. Хуснутдинова А.Г., 2015. - 8 с.

6


© 2010-2022