- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Русское поле
Конспект урока Русское поле
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чан-ван-ю Н.С. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Л - 7
Тема: Песни на стихи русских поэтов 20 века. И. Гофф «Русское поле», А.Н. Вертинский «Доченьки».
Задачи урока:
-
Познакомить с творчеством И. Гофф, А. Вертинского; углубить представления о творчестве поэтов 20 века; познакомить с музыкальной версией стихотворений «Русское поле» и «Доченьки».
-
Расширить кругозор детей через знакомство с поэтическим и музыкальным достоянием русской классики 20 века.
-
Способствовать повышению мотивации к изучению литературы; развивать навык восприятия и осмысления музыкально-поэтической классики.
Оборудование:
-
М/М презентация
-
Электронная запись песен «Русское поле», «Доченьки».
-
Интернет - ресурсы.
Ход урока.
-
Музыкальное вступление («Русское поле») - М/М сопровождение: изображение поля.
-
Усвоение нового:
-
Слово учителя: - Понравилась песня? Её исполнил артист театра и кино Владимир Ивашов, к сожалению, рано ушедший из жизни (слайд «В. Ивашов»). Автор стихов - Инна Анатольевна Гофф. Песня прозвучала также в фильме «Русское поле» (1971г.), где главную героиню сыграла народная артистка СССР Нонна Мордюкова (слайд) - на этом слайде героиня Нонны Мордюковой с сыном (его сыграл сын Н. Мордюковой Владимир Тихонов). Фильм рассказывает о нелёгкой судьбе русской женщины, похоронившей единственного сына.
-
Сообщение ученицы (биография и творчество И. Гофф).
-
Анализ стихотворения «Русское поле»:
- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Почему оно так называется?
- Какие пословицы о поле вам известны?
- Почему авторы фильма дали ему такое название?
- Какие образы в стихотворении привлекли ваше внимание?
- Как вы понимаете слова «Здравствуй, русское поле, я - твой тонкий колосок»?
- Найдите тропы в стихотворении:
-
Метафора (поле - жизнь, судьба)
-
Сравнение (я твой тонкий колосок)
-
Лексический повтор (поле, русское поле)
-
Риторическое обращение («Здравствуй, русское поле!»)
-
Слово учителя: - А теперь послушаем ещё одну песню (звучит песня «Доченьки» на слова А.Н. Вертинского). Песня авторская, т.е. её сочинил один человек, музыку и слова. Песни с таким же названием сочинили И. Кобзон и А. Пугачёва, О. Газманов и Пелагея, Глюкоза и Н. Трубач.
Интересна судьба этой песни. Но сначала - о её авторе.
-
Сообщение ученика о А.Н. Вертинском (М/М сопровождение).
-
Учитель: - Как вы думаете, кому посвящена песня «Доченьки»?
Действительно, песня посвящена дочерям поэта - Марии (Марианне) и Анастасии Вертинским. Что вам известно о них? (обе стали актрисами театра и кино). Назовите их роли.
-
Анализ текста стихотворения «Доченьки»:
- Какова основная мысль стихотворения?
- Какие чувства переданы автором стихотворения?
- Назовите тропы и другие средства художественной выразительности, использованные поэтом (сравнения: «залезли мне в сердце девчонки, как котята в чужую кровать», «я, как птица, гнездо своё вью»). Каким чувством согрето стихотворение?
-
Обобщение. Рефлексия. Что нового узнали мы на сегодняшнем уроке?
-
Дома: выучить наизусть понравившееся стихотворение. Инд. Задание: сообщение о Б. Окуджава.