Конспект урока Русское поле

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л - 7

Тема: Песни на стихи русских поэтов 20 века. И. Гофф «Русское поле», А.Н. Вертинский «Доченьки».

Задачи урока:

  1. Познакомить с творчеством И. Гофф, А. Вертинского; углубить представления о творчестве поэтов 20 века; познакомить с музыкальной версией стихотворений «Русское поле» и «Доченьки».

  2. Расширить кругозор детей через знакомство с поэтическим и музыкальным достоянием русской классики 20 века.

  3. Способствовать повышению мотивации к изучению литературы; развивать навык восприятия и осмысления музыкально-поэтической классики.

Оборудование:

  1. М/М презентация

  2. Электронная запись песен «Русское поле», «Доченьки».

  3. Интернет - ресурсы.



Ход урока.


  1. Музыкальное вступление («Русское поле») - М/М сопровождение: изображение поля.

  2. Усвоение нового:

  1. Слово учителя: - Понравилась песня? Её исполнил артист театра и кино Владимир Ивашов, к сожалению, рано ушедший из жизни (слайд «В. Ивашов»). Автор стихов - Инна Анатольевна Гофф. Песня прозвучала также в фильме «Русское поле» (1971г.), где главную героиню сыграла народная артистка СССР Нонна Мордюкова (слайд) - на этом слайде героиня Нонны Мордюковой с сыном (его сыграл сын Н. Мордюковой Владимир Тихонов). Фильм рассказывает о нелёгкой судьбе русской женщины, похоронившей единственного сына.

  2. Сообщение ученицы (биография и творчество И. Гофф).

  3. Анализ стихотворения «Русское поле»:

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Почему оно так называется?

- Какие пословицы о поле вам известны?

- Почему авторы фильма дали ему такое название?

- Какие образы в стихотворении привлекли ваше внимание?

- Как вы понимаете слова «Здравствуй, русское поле, я - твой тонкий колосок»?

- Найдите тропы в стихотворении:

  • Метафора (поле - жизнь, судьба)

  • Сравнение (я твой тонкий колосок)

  • Лексический повтор (поле, русское поле)

  • Риторическое обращение («Здравствуй, русское поле!»)


  1. Слово учителя: - А теперь послушаем ещё одну песню (звучит песня «Доченьки» на слова А.Н. Вертинского). Песня авторская, т.е. её сочинил один человек, музыку и слова. Песни с таким же названием сочинили И. Кобзон и А. Пугачёва, О. Газманов и Пелагея, Глюкоза и Н. Трубач.

Интересна судьба этой песни. Но сначала - о её авторе.

  1. Сообщение ученика о А.Н. Вертинском (М/М сопровождение).

  2. Учитель: - Как вы думаете, кому посвящена песня «Доченьки»?

Действительно, песня посвящена дочерям поэта - Марии (Марианне) и Анастасии Вертинским. Что вам известно о них? (обе стали актрисами театра и кино). Назовите их роли.

  1. Анализ текста стихотворения «Доченьки»:

- Какова основная мысль стихотворения?

- Какие чувства переданы автором стихотворения?

- Назовите тропы и другие средства художественной выразительности, использованные поэтом (сравнения: «залезли мне в сердце девчонки, как котята в чужую кровать», «я, как птица, гнездо своё вью»). Каким чувством согрето стихотворение?


  1. Обобщение. Рефлексия. Что нового узнали мы на сегодняшнем уроке?

  2. Дома: выучить наизусть понравившееся стихотворение. Инд. Задание: сообщение о Б. Окуджава.


© 2010-2022