Русский язык и Литература

  • Подготовка к сжатому изложению Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в нормативных документах. На основе этих документов разработана новая форма экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации. Экзаменационная работа состоит из 3х частей. Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту. Такая форма требует не просто мобилизации п...
  • Жанровое своеобразие романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух»Урок знакомит учащихся с замечательным романом Голдинга Повелитель мух. В ходе занятия прослеживается жанровое своеобразие романа-робинзонады, романа-антиутопии, ведущих жанров литературы двадцатого века. Конспект может быть полезен для проведения библиотечного урока (по программе Кутузова) или урока внеклассного чтения, посвященного зарубежной литературе двадцатого века. Цель: выявление жанровых особенностей романа Уильяма Голдинга Повелитель мух. Задачи: познакомить учащихся с творчес...
  • Урок по рассказу Е. И. Носова «Кукла» («Акимыч») Урок по рассказу Е.И. Носова Кукла (Акимыч) Цель и задачи урока: • знакомство учащихся с творчеством Е. И. Носова; • углубление навыков анализа текста; • развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы. Дидактическое оснащение урока: выставка книг Е.И. Носова, портрет. Презентация. Ход урока. I Организация начала урока. II Работа по теме урока 1) - Ребята, дома вы должны были прочитать рассказ Е.И Носова Кукла, но пр...
  • Чтобы ошибок не делать в словах, запомним слова эти, дети, в стихах !Чтобы ошибок не делать в словах,запомним слова эти, дети, в стихах Телевизор. Плачет маленькая Лиза: Не включили телевизор. Лизе вовсе не до сна, Хочет мультики она. С телевизором нам, дети, Веселее жить на свет. В нем есть тоже буква Е Не одна, а даже две. Пожалуйста Вновь повторяем мы снова и снова Слово пожалуйста, доброе слово. Мы это слово не держим в секрете, С буквой о оно пишется, дети. Соловушка Воробей, ворона- птицы. И...
  • Схемы анализа художественных произведений в их родовой спецификеСхемы анализа художественных произведений в их родовой специфике. Схема анализа эпического произведения. Схема анализа драматического произведения. Схема анализа лирического произведения в старших классах. 1. Время, история создания произведения, его связь с эпохой. 2. Произведение в контексте творчества писателя. 3. Проблематика, идейно-тематичес...
  • «Гласные перед суффиксом -л-в глаголах прошедшего времени»Урок открытия ноых знаний в 5 классе по программе Школа 2100 Цели: предметные: -правильно писать слова с орфограммой Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени; метапредметные: -формулировать проблему и цель урока; -владеть разными видами чтения; -извлекать информацию из текстов; -преобразовывать информацию в модель и алгоритм; -анализировать,сравнивать,делать выводы,строить рассуждение; ...
  • Контрольная работа по литературе по Слову о полку ИгоревеВ качестве итоговой работы по произведению Слово о полку Игореве в 9 классе может быть предложен данный тест, который включает в себя 2 варианта заданий. Сама работа состоит из 3 частей: часть А - задания с выбором варианта ответов, часть В - открытые задания и часть С - развернутый ответ. Учкениу вправе сам выбрать задания из категории С, которые содержат несколько проблемных вопросов. Задания из части А и В могут быть использованы в качестве промежуточного контроля. Данная работа может б...
  • Научная работа Музыкальные образы в творчестве Давида СамойловаДанная работа была представлена на научно-практической конференции От учебного задания - к научному поиску. От реферата - к открытию в секции Поэтика художественного произведения и заняла 1 место. Объектом исследования является творчество Давида Самойлова, а предметом исследования являются выразительные средства, помогающие поэту представить поэзию и музыку как единое целое. Данная работа поможет шире рассмотреть поэзию XX века, интерпретировать поэтические строки, основываясь на знаниях ист...
  • Подготовка к сочинению по картине И. Грабаря1. Дать понятие о пейзажной зарисовке; 2. закрепить и углубить навыки работы над сочинением-описанием; 3. познакомить и вызвать интерес у учащихся к творчеству композитора Вивальди и художников: Коровина, Шишкина, Грабаря. Высказывание И. Грабаря: Вся природа праздновала какой-то праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. отрывок из романа И.Шмелёва Лето Господне: Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая...
  • Предметная неделя 2015 годаПредметная неделя для учащихся 6,8,9 классов Цель : 1.выявить уровень предметных знаний и способностей по письму, чтению; 2.развивать у детей умение принимать решения в нестандартных ситуациях и умения творчески мыслить; развивать у детей дух соревновательности, умение работать самостоятельно. 3. воспитывать любовь и интерес к учебным предметам. Кто победит, кто проиграет – Нас эта тайна донимает. Но мы желаем всем успеха, Счастья, радости и смеха. И пусть быстрей кипит борьба, Сильней сорев...
  • Тематическое планирование уроков русского языка (ФГОС) Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по УМК М.М.Разумовской рассчитано на 175 часв (5 часов в неделю). Представлены планируемые результаты: предметные и метапредметные. Таблица, объединяющая сведения о прохождении программного материала и проверочных работах, помогает учителю корректировать учебный процесс. Количество часов, отведенное на каждую тему, формы проверочных работ могут быть изменены учителем в зависимости от уровня класса и степени усвоения мате...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе Конкурс знатоков русской словесностиКонкурс знатоков русской словесности Домашнее задание командам: придумать название команды, девиз, приветствие; сочинить оду школе и эпиграмму на школу. 1. Теоретическая разминка 1. Что общего между метафорой и сравнением? (Метафора и есть сравнение , но только скрытое) 2. Чем отличается антитеза и оксюморон и что между ними общего? (Оба приема строятся на использовании слов противоположного значения. Но если антитеза- стилистический прием конт...
  • Дидактический материал по теме: «Правописание -Н--НН-в частях речи» Дидактический материал по теме: Правописание -Н- -НН- в частях речи Пояснительная записка В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта школа должна обеспечить условия для получения знаний по предметам. Не исключением является русский язык. Учитывая, что это один из основных школьных предметов, учитель должен не только сформировать знания по предмету, но и обеспечить выработку навыки и максимальный уровень развития ключевых компетенций: коммуникативных, учебно-по... Правописание –н- и –нн- в различных частях речи -н- -нн- прилагательные 1) в суффиксе –ин- со значением животных: совиный, звериный, гусиный 2) в суффиксах -ан-, -ян- со значением материала: кожаный, серебряный, Исключение: оловянный, стеклянный, деревянный 3) в бессуфиксных прилагательных: юный, зеленый, рдяный, пряный, багряный, свиной 4) в отглагольных прилагательных, если приставка и пояснительное слово отсутствуют: соленые огурцы, груженая машина (но груженная кирпичом машина) 5) в кратких прилагательных пишется столько же –н- , сколько в слове... 1) с суффиксами –онн-, -енн-: традиционный, утренний Исключение: ветреный день, ветреный человек 2) если прилагательные образованы от существительных с основой на –н: туман – туманный 3) в отглагольных прилагательных на – ованный- еванный-: рискованный, раскорчеванный НО кованый, жеваный 4) в прилагательных образованных от глаголов совершенного вида: рассеянный человек Исключение: смышленый (юноша), Названый (брат) 5) в отглагольных прилагательных, если есть приставка: подержан... причастия 1) в кратких страдательных: выделан (но выделанный); 2) если нет приставки: ломаный (но сломанный); 3) если нет пояснительных слов: раненый солдат (но тяжело раненный солдат) 1) если есть пояснительный слова: раненный в бою солдат 2) если есть приставка (кроме НЕ): сломанная парта запомните: приставка НЕ – не изменяет вида причастия, поэтому на правописание н,нн не влияет: незваные гости, негруженые вагоны, неразгруженные баржи; 3) если образованы от глаголов совершенного вида: съесть (съеденный), брошенный, купленный; 4) в кратких причастиях пишется одна –н-: сделана, прочитано В наречиях и существительных пишется столько н, сколько в прилагательном или причастии, от которого они образованы Таинственно (таинственный), взволнованно (взволнованный), гостиница (гостиной), путаник (путаный). Приложение 3 1. Запишите прилагательные, вставляя –н- или –нн-. Образуйте от них наречия. Составьте с наречиями словосочетания. Какие из образованных наречий можно употребить в переносном значении. Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый. 2. Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения. Земля, трава, кость, ...
  • Духовно-нравственные ресурсы школьного курса в формировании поликультурной личности2014 год - юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова. Данный доклад прочитан мною на международном коллоквиуме. Одним из приоритетов в обучении русскому языку и литературе является познание культуры русского народа в диалоге культур. Диалог культур в преподавании русского языка и литературы должен открыть перед обучаемыми многообразие духовного и материального мира, помочь им понять ценности другой культуры, научить жить и общаться в много национальном Казахстане. Сейчас, когда проблема межнационально...
  • ОУД по русскому языку Хорошо, когда рядом с тобою другОткрытая организованная учебная деятельность по русскому языку: Хорошо, когда рядом с тобою друг Учитель русского языка І категории ГККП ясли-сада №45 Нұрсәт Тайкешева А.Р. Цель: Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг другу, ввести в активный словарь слова дружба, друзья; выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат, научить составлять подробный рассказ о своем друге. Методы обучения: беседа, игра, творчество, обсуждение, диалог. Оборудование: Музыкальный...
  • План мероприятий по подготовке учащихся к ОГЭ 2015В данной работе указан перечень мероприятий, необходимых для подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ в 2015 году. Указаны сроки проведения пробных экзаменационных тестов, их проверки и анализа: 1.участие учителей в семинарах в СИПКРО по подготовке ОГЭ;2.изучение нормативных документов по организации итоговой аттестации в 2014- 2015 учебном году;3. контроль подготовки к ОГЭ;4. информационная работа с учителями - предметниками по вопросам ОГЭ.5. изучение опыта работы учителей русского языка по подтого...
  • ОУД по русскому языку Откуда хлеб пришел?Открытая организованная учебная деятельность по русскому языку Откуда хлеб пришел (с участием родителей) Учитель русского языка І категории ГККП ясли-сада №45 Нұрсәт Тайкешева А.Р. Цель: Научить детей взаимодействовать с родителями; закреплять умения детей употреблять в речи существительные в уменьшительно-ласкательной форме, подбирать антонимы; воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать любовь к природе, уважение к труду взрослого. Оборудование: муз... Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко) В беленьком бочонке два разных напитка не смешиваются. (яйцо) В печь его сперва сажают, испечется – вынимают (пирог) Без рук , без ног, а по столу ползет (тесто). - молодцы, отгадали мы это слово—тесто. А это значит, что мы сегодня будем говорить о хлебе. Теперь послушайте стихотворение А.Дуйсенбиева Продавец хлеба По осенней улице ... Мы с вами за считанные минуты испекли калач. -А теперь колосья спрашивают из чего делают тесто? Мамы помогают детям назвать продукты питания, необходимые для приготовлениятеста. - А теперь, уважаемые родители, подберите определение по вкусу, цвету, размеру, а дети назовут проти... 2 ребенок: Хлеб на тарелке, Всегда под рукой, Любой ломоть На тарелке твой! 3 ребенок: Но думал ли ты, жуя на бегу, Что сам родиться я не могу?! 4 ребенок: Работают в ...
  • Технологическая карта организованной учебной деятельности поТема: Цвет и форма предмета Цель: Закрепить умение детей различать геометрические фигуры, составлять одно целое из частей, умение группировать предметы по признакам: цвет, форма, величина и называть их на русском языке. Оборудование: Картины с изображением геометрических фигур, цветные игрушки,картинки для дидактических игр, аудиозапись Билингвизм: Круг-дөңгелек- circle, квадрат-төртбұрыш-square, треугольник-үшбұрыш- triangle, прямоугольник-тіктөртбұрыш-rectangle. Этапы деятельности Деятельность учителя Деятельность детей Мотивационно- побудительный 1. Организационный момент. 2.Минутка вхождения в день: Настал день. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны, добры, ласковы. Мы всегда здоровы. 3.-А теперь, ребята, скажите, какое сейчас время года? Звучит спокойная музыка. Дети стоят, взявшись за руки. После окончания музыки, они желают друг другу доброго дня. Ответы детей: - Осень. Называют осенние месяцы. Организованно- поисковый -Ребята, вас сегодня в гости приглашают жители страны Разноцвет. Это страна находится далеко.Доехать можно на автобусе. Поедем? -Приехали. Смотрите кто нас встречает. Это Лиза, она живет здесь, но она почему-то грустная.- Что случилось, Лиза? Волшебные слова, чтобы открылась коробочка: Коробочка волшебная, откройся поскорей, удиви детей! -Здесь, оказывается, задания, которые не смогла выполнить Лиза, поэтому она и грустная.Поможем ей? -Лиза шепнула мне, что все эти фигуры, злой волшебник, ... Звучит песня В автобусе, дети имитирует движения езды в автобусе. Дети здороваются с куклой- Лизой. Рассматривают Лизину волшебную шкатулку. Говорят какого она цвета,показывают верх, низ шкатулки, углы. Дети рассматривают картинки с изображением геометрических фигур, называют их на русском, казахском, английском языках Дети нащупывают в чудесном мешочке фигуры и называют их На картинке с изображением домика не хватает крыши, дети ставят крышу и говорят, что она... Рефлексивно- корригирующий -Ребята, Лиза вас благодарит за помощь, которую вы ей оказали. Вы справились со всеми заданиями. –Вам понравилось в этой стране? Пора вовращаться домой. Когда люди путешествуют, они привозят своим родным подарки.Мы тоже купим гостинцев, да? Д.и Магазин Цель:Закреплять умения детей группировать предметы по цветам. -Что-то над нами сгустились тучи. Кажется шумит дождь.Он необычный, цветной дождь.Закройте глаза, послушайте. Подставьте ладошку под дождь. -А вот мы мы очутились в своем детском с... Ответы детей. Детям раздаются цветные деньги . Они покупают товар определенного цвета. После игры дети прощаются с Лизой. Включается аудиозапись Шум дождя В ладошку детям кладутся разноцветные конфетки Ответы детей: - В стране Разноцвет -Круг, треугольник, овал, квадрат Ожидаемый результат: Знать:Названия геометрических фигур на русском языке Иметь: Навык употребления в речи сочетании существительное + прилагательное. Уметь: Различать цвета предметов
  • Урок-игра. Мифы народов разных странЦель данного урока: обощить знания об особенностях мифологии и культуры разных народов, помочь понять общность образов, понятий сюжетов мифов, созданных в разных частях света, развивать эмоции посредством инсценирования, игры, воспитывать эстетические взгляды, любовь к прекрасному. Класс, разделившись на команды, совершает путешествие на машине времени в далёкое прошлое. Предварительно члены команды получили задание подготовить сообщение о стране, которую они представляют, соответствующие декора...
  • Цвет и форма предметов Технологическая карта организованной учебной деятельности по русскому языку Тайкешева А.Р уч... Этапы деятельности Деятельность учителя Деятельность детей Мотивационно- побудительный 1. Организационный момент. 2.Минутка вхождения в день: Настал день. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны, добры, ласковы. Мы всегда здоровы. 3.-А теперь, ребята, скажите, какое сейчас время года? Звучит спокойная музыка. Дети стоят, взявшись за руки. После окончания музыки, они желают друг другу доброго дня. Ответы детей: - Осень. Называют осенние месяцы. Организованно- поисковый -Ребята, вас сегодня в гости приглашают жители страны Разноцвет. Это страна находится далеко.Доехать можно на автобусе. Поедем? -Приехали. Смотрите кто нас встречает. Это Лиза, она живет здесь, но она почему-то грустная.- Что случилось, Лиза? Волшебные слова, чтобы открылась коробочка: Коробочка волшебная, откройся поскорей, удиви детей! -Здесь, оказывается, задания, которые не смогла выполнить Лиза, поэтому она и грустная.Поможем ей? -Лиза шепнула мне, что все эти фигуры, злой волшебник, ... Звучит песня В автобусе, дети имитирует движения езды в автобусе. Дети здороваются с куклой- Лизой. Рассматривают Лизину волшебную шкатулку. Говорят какого она цвета,показывают верх, низ шкатулки, углы. Дети рассматривают картинки с изображением геометрических фигур, называют их на русском, казахском, английском языках Дети нащупывают в чудесном мешочке фигуры и называют их На картинке с изображением домика не хватает крыши, дети ставят крышу и говорят, что она... Рефлексивно- корригирующий -Ребята, Лиза вас благодарит за помощь, которую вы ей оказали. Вы справились со всеми заданиями. –Вам понравилось в этой стране? Пора вовращаться домой. Когда люди путешествуют, они привозят своим родным подарки.Мы тоже купим гостинцев, да? Д.и Магазин Цель:Закреплять умения детей группировать предметы по цветам. -Что-то над нами сгустились тучи. Кажется шумит дождь.Он необычный, цветной дождь.Закройте глаза, послушайте. Подставьте ладошку под дождь. -А вот мы мы очутились в своем детском с... Ответы детей. Детям раздаются цветные деньги . Они покупают товар определенного цвета. После игры дети прощаются с Лизой. Включается аудиозапись Шум дождя В ладошку детям кладутся разноцветные конфетки Ответы детей: - В стране Разноцвет -Круг, треугольник, овал, квадрат Ожидаемый результат: Знать:Названия геометрических фигур на русском языке Иметь: Навык употребления в речи сочетании существительное + прилагательное. Уметь: Различать цвета предметов
  • Статья Гоголь и фольклорАвтор: Мингазова Руфина Завдатовна Место работы, должность: учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназия № 1 г. Балаково Регион: Саратовская область Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Предмет(ы): Литература Краткое описание: Статья Гоголь и фольклор предназначена для учителей и может быть использована при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям. В статье рассказывается об отношении писателя к народному творчеству, в котором он видел источник самобытности нашей словесно...
  • Фольклор как источник духовного взаимодействия народовВ данной работе обращается внимание на сходство жанров, встречающихся у разных народов. Это песенная лирика,пословицы, поговорки, загадки, эпос, состязательные песни, обрядовая поэзия. в текстах произведений устного народного творчества разных стран обнаруживаются некоторые сходные мотивы, сюжеты, образы и темы. Данное сходство предопределено первичными религиозными представлениями, общностью происхождения, общими закономерностями социального развития народов, или в результате длительного их кул...
  • Игра А я делаю такПри обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют игры.. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра Определи пару .Она позволяет трудную работу сделать более эффективной. Чаще использую эту игру на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Игру провожу в начале урока в качестве разминки, и хороша игра тем, что требует применения многих правил.Такая работа расширяет словарный запас ребят....
  • Внеклассное мероприятие Покровские посиделкиДобровольческая акция Помним ветеранов и инвалидов труда была проведена в Доме ветеранов накануне праздника Покрова. Встреча с пожилыми людьми проходила в форме Покровских посиделок. Цель мероприятия – привнести в довольно однообразную жизнь людей преклонного возраста радость соприкосновения с народными традициями и обрядами Старооскольского края, содействовать поднятию эмоционального настроения.Сценарий разработан на основе краеведческого материала, при его составлении были испол...
  • Конспект. Урок русского языка Обособленные определения, или Портрет герояПоявляется множество педагогических технологий: проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская. К одной из таких технологий относится блочно-модульное обучение, позволяющее ученику более самостоятельно проявить свою деятельность.Если ученик в школе не научился сам что-то делать, то и в жизни он будет только подражать. Л.Н. ТолстойТема урока: Что нам могут рассказать обособленные определения, или Портрет героя. Одна из целей урока: То есть с помощью обособленных опреде...
  • План-конспект урока по развитию речи в пятом классе на тему: Как вести беседу?План-конспект урока по развитию речи в пятом классе на тему: Как вести беседу? предназначен для учителей общеобразовательных школ. Цели урока: учить умению вести беседу, воспитывать уважение к собеседнику; учить умению вести телефонный разговор; умению грамотно оформлять диалог в письменной речи; формировать коммуникативные умения учащихся. Данный урок включает в себя следующие этапы:изучение нового материала, народная мудрость, Книга-твой друг! Береги книгу!, а также рабту над тренировочны...
  • План конспект урока по русскому языку в пятых классах на тему: Настоящее и будущее время глаголовПлан урока по русскому языку в пятых классах на тему: Настоящее и будущее время глаголов предназначен для учителей общеообразователных школ. Рекомендуется при изучении русского языка по УМК В. Бабайцевой.Содержит следующие этапы: проверка домашнего задания, словарный диктант,работа над упражнениями, тренировочные упражнения. Представляет собой очень краткий план-конспект, на который можно опереться при изучении темы. Цели урока:повторить известные сведения о прошедшем времени глагола, обучать ...
  • План-конспект урока по литературе в шестом классе. Пушкин-прозаик. Роман ДубровскийПлан-конспект урока литературы на тему: Пушкин-прозаик. Роман Дубровский рекомендуется учителям общеобразовательной школы при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина в шестом классе.Цели урока: дать представление о Пушкине-прозаике, понятие о романе как жанре. Проверить знание текста романа Дубровский, выявить первоначальное впечатление о романе и осмысление событий и характеров его персонажей.Урок включает в следующие этапы: организационный момент, изучение сведений по истории со...
  • Конспект урока на тему Односоставные предложения Данный урок является первым в изучении темы Односоставные предложения. На уроке углубляются знания учащихся о видах предложений по своему строению, даётся понятие об односоставном предложении, формируется умение правильно определять такие виды предложений. Также на уроке учащиеся знакомятся с особенностями определённо-личных предложений, учатся различать их в художественном тексте, совершенствуются навыки работы с такими текстами. Анализ предложений построен на текстах, посвящённых творче...
  • Сценарий воспитательного внеклассного мероприятия по басням Ивана Андреевича Крылова для учащихся пятых классов: И голос их, прямой и благородный, к добру и правде призывал сердцаСценарий воспитательного внеклассного мероприятия по басням Ивана Андреевича Крылова составлен на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. В связи с этим актуальными в современном образовании становятся мероприятия, направленные на формирование личностных...
  • Литературный вечер-спектакль О правде жизни написал он (по творчеству Н. В. Гоголя)Литературный вечер, посвященный творчеству Н.В.Гоголя, был проведен в форме театральной постановки, что очень нравится детям. Цель данного мероприятия: прививать любовь к творчеству писателя, расширить кругозор учащихся, развивать их артистические и музыкальные способности. Учащиеся попробовали себя в роли актеров, танцоров, учились держаться на сцене перед публикой, по-новому открыли для себя Н.В.Гоголя. У них появилось чувство гордости за родную литературу, желание читать книги, участвовать в...
  • Конкурс на лучшего знатока сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаКонкурс на лучшего знатока сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина для учащихся в рамках предметной недели.
  • Сборник тестовых заданий по пунктуацииТестовые задания - одна из форм итогового контроля в учебном процессе, а также при подготовке к итоговой аттестации в форте тестирования. В содержание данных тестов включены почти все темы по пунктуации: тире между главными членами предложения, в неполных и при приложениях, пунктуация при однородных членах, вводных словах и предложениях, обращении. обособленных членах, сложных предложениях и т.д.Они соответствуют содержанию учебного курса по разделу Пунктуация, дают возможность проверить урове...
  • Работа учителя с учащимися над выразительным чтением стихотворенийОсновы формирования функционально грамотной личности закладываются в начальной школе с самых первых уроков обучения грамоте, во время обучения различным видам речевой деятельности – говорению, слушанию, чтению, и письму. Функционально грамотная личность - это, в том числе, и грамотный читатель, у которого есть потребность в чтении, привычка к чтению, любовь к чтению литературы. Задача педагога – научить качественному чтению, сформировать у детей душевную потребность и привычку, привить любовь к ...
  • Ою - өрнектердің шежіресі Ою - өрнектердің шежіресі І. Ою - өрнек ертеден келе жатқан ою - өрнектерді түрлендіру арқылы мазмұнды ою - өрнектер жасау дәрежесіне көтеруге болады. өнер өлмейді, өнер көнермейді, өнер жеміс ағаштың бұтағындай гүлдеп, жемістене береді. Ою - өрнектермен танысып, олардың дүниетанымы, өз қоршаған орта және сұлулық туралы түсінігі артып, шеберлік қабілеті дамып отырады. Қазақтың ұлттық ою - өрнектері мен оның атаулары көп. Ғаылымдар әзірше 200 – дей түрін ғана анықтады. Біз солардан ха...
  • Практическое занятие литературного курса Писатели Черноземья Практическое занятие по темеОтражение в лирике Раевского настроений декабриста в условиях нарастания революционно-освободительного движения проводилось в рамках Всероссийского конкурса Учитель русской словесности, посвященного 500-летию рода Достоевских. Цель занятия-воспитание в молодом поколении культуры любви к своей земле, её славному прошлому и героическому настоящему; воспитание чувства патриотизма, высокой любви к Отечеству, которая вбирает в себя судьбы всех слагающих её земель, ...
  • Конспект урока А. С. Пушкин Песнь о вещем Олеге А.С.Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Примером тому могут служить такие его произведения: Борис Годунов, Арап Петра Великого, Капитанская дочка, Медный всадник и др. Он хорошо знал труды великих историков того времени, обращался к летописям, в которых находил подлинные свидетельства о далёком прошлом. Урок на тему А.С.Пушкин Песнь о вещем Олеге знакомит учащихся с летописным источником и текстом баллады А.С.Пушкина Песнь о вещем Олеге. На уроке упоминаются ист...
  • План-конспект урока русского языка в пятом классе по теме: Повторение изученного по синтаксису и пунктуацииПлан-конспект урока русского языка в пятом классе по теме: Повторение изученного по синтаксису и пунктуации рекомендуется для учителей русского языка и литературы, осуществляющих свою педагогическую деятельность в общеобразовательных школах. Цели урока: обобщить. повторить, закрепить и систематизировать изученное в разделе Синтаксис и пунктуация; повторить учебные действия учащихся по применению полученных знаний в ходе практической работы; совершенствовать орфографические и пунктуационные у...
  • Сценарий литературной гостиной «Великий сын России» Сценарий литературной гостиной Великий сын России посвящен творческой деятельности М.В.Ломоносова в области русской словесности. Проведение мероприятия сопровождается презентацией Великий сын России. Участники - учащиеся 7-11 классов (ведущие, чтецы, действующие лица сценки из сказа Б.Шергина Слово о Ломоносове), учителя русского языка и литературы, истории, библиотекарь. Подготовка к мероприятию и его проведение способствуют формированию представления детей о М.В. Ломоносове, великом сыне России, ученом, мыслителе и патриоте, который мечтал видеть юных свободными и образованными.
  • Статья «Использование компьютерных технологий при обучении русскому языку – средство повышения интереса к предмету» Статья Использование компьютерных технологий при обучении русскому языку – средство повышения интереса к предмету из опыта моей работы. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения компьютерных технологий. Полагаю, что такой подход не обоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и традиционных форм интересными оказываю...
  • Писатели-юбиляры 2015 года (русская литература)2015 год объявлен Годом литературы.12 июня 2014 года Президент России Владимир Путин подписал Указ О проведении в Российской Федерации Года литературы (Указ Президента РФ от 12.06.2014 №426).Президент Владимир Путин на церемонии вручения государственных премий заявил, что 2015 год в России объявлен Годом русской литературы. Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы. Указ о его проведении в 2015 году подписан, — заявил Путин.Основная цель проведения тематического года - привлечение внимания общества к литературе и чтению.Данный материал посвящѐн отечественным писателям-юбилярам 2015 года.
  • Физкультминутки на уроках русского языка и литературыНа уроках русского языка и литературы учащиеся довольно продолжительное время пишут, выполняют различные задания, много читают. Использование физкультминуток позволяет использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Учащиеся после таких пауз становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, абсолютно необходимо ...
  • Выступление на конференции Практическое применение краеведения на уроках Практическое применение краеведения на уроках Краеведение в школах России существует уже не одно столетие. Еще великий педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что через воспитание любви к родному уголку формируется любовь детей к своему Отечеству. В последнее десятилетие интерес к школьному краеведению особенно возрос. Гражданское воспитание, формирование культуры в межнациональных отношениях стали одними из ведущих направлений воспитания подрастающего поколения в современных условиях. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания л... Учебные предметы, и в частности литература, имеют большие возможности для формирования нравственных качеств личности – любви к Родине, уважения к человеку как личности, отношения к культуре. Используя в работе краеведческий материал, можно решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. При изучении темы Серебряный век русской культуры ученики, работая в группах, не только использовали материалы школьного краеведческого музея имени Е. А. Исаева и А.С. Суворина, но и выразили желание провести урок в его стенах. Обстановка помогала ребятам лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли к. 19-н. 20 вв. с историческими процессами не только... Учитель истории, знакомя ребят с духовным состоянием русского общества на рубеже веков, рассказал, каким было начало 20 века. Группа учеников-историков познакомила ребят с воспоминаниями деда нашего замечательного земляка - писателя Егора Исаева о событиях 1905 года в Коршеве и окрестных сёлах, которые нашли своё отражение в поэме Суд памяти. Группа учеников-литераторов подготовила запись чтения фрагмента произведения в исполнении Е. А. Исаева. Наряду с произведениями поэтов Серебряного века на уроке звучали стихи наших земляков о России, родном крае, судьбе народа. Владимир Кусакин в стихотворении Туманы России размышляет о судьбе нашей Родины: Молочно – синие туманы Плывут и стелются в лесу… Бреду извилистой рекою, Промокший от обильных рос, А мысли заняты тобою, Твоей судьбой, великоросс. Ползут над Родиной туманы, Туманы грёз, туманы пут. И, конечно же, нельзя не вспомнить о деятельности в те годы другого замечательного земляка - Алексея Суворина . В 1904 году он строит лучшую в Бобровском уезде земскую школу. Ученики – экскурсоводы познакомили с картиной Сельский мотив, на которой изображено это здание. Суворин дорожил вниманием своих земляков. Ежегодно бывал на малой родине. В заключение урока ребята делают вывод, что наш край богат замечательными людьми, они приумножают величие всей России. Кажд... Конечно, материал нашего школьного музея огромный и уникальный. Он, бесспорно, помогает реализовывать задачи обучения школьников, получения и накопления ими новых знаний. Но мы не ограничиваемся рамками только школьного музея. При изучении творчества художников-передвижников на уроках мировой художественной культуры мы с учащимися 10 класса совершили экскурсию в Воронежский областной музей изобразительных искусств имени И.Н.Крамского. Впечатления остались незабываемыми. Одних поразила портретная... Подобные занятия позволяют детям прикоснуться к живой истории своей малой Родины и своего народа, а не быть пассивными слушателями на очередном уроке. Ученики лучше учатся, когда им интересно учиться, когда уроки проходят в нестандартной форме, в необычной обстановке. Уроки с использованием краеведческого материала углубляют знания о родном крае, о писателях и поэтах, чьи имена с ним связаны, расширяют литературный кругозор, вызывают стремление активно участвовать в подготовке уроков, внеклассных мероприятий.
  • Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова «Страницы мятежной жизни»Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова,Страницы мятежной жизни содержит сведения об основных этапах жизни поэта. В ходе мероприятия звучат стихи и отрывки из поэм Михаила Юрьевича, строки из воспоминаний о нем. Драматургия композиции предполагает несколько сценок: в салоне Карамзиных перед отъездом Лермонтова на Кавказ, ссора с сыном французского посланника Барантом, ссора и дуэль с Мартыновым. Чтение стихов и сценки сопровождаются музы...
  • Грамматическое значение предложения (8 кл.) Тема урока: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Цель урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить знания о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию – отсутствию главных, второстепенных членов, осложненности ). Ход урока: I. Оргмомент. II. Сообщение темы и задач урока. III. Выборочная пров...
  • Словосочетание. Простое и сложное предложениеКонспект урока русского языка в 6 классе на тему: Словосочетание. Простое и сложное предложение. Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний. Задачи урока: закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений, умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения; совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения; формировать умение определять тему и цели урока...
  • Гений и злодейство - две вещи несовместныеКонспект урока литературы в 9 классе на тему: Маленькая трагедия Пушкина Моцарт и Сальери. Гений и злодейство - две вещи несовместные. Тип урока: урок- дискуссия. Интеграция литературы и музыки. Цель урока: 1) Подвести ребят к формировке основной идеи трагедии – истории души пораженной гордыней. 2) Показать художественные достоинства трагедии: мастерство диалога, глубокое содержательное применение в драме музыки, являющейся элементом сюжетного и идейного содержания (единственное в мировой...
  • Поет Александр Сергеевич ПушкинАлекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва —29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт,драматург и прозаик. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. Происхождение Александра Сергеевича Пушкина идёт от разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеалогической легенде к мужу честну Ратше. Пушкин неоднок...
  • Творческая работа Воспитание художественным словом Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдам им Душевной теплоты. (Н.Рыленков) Современный ребёнок, нагруженный избытком информации, труднее проникается переживаниями другого. Задача учителя словесника - обеспечить в процессе изучения своего предмета обучение, воспи...
  • Письмо как эпистолярный жанр Письмо как эпистолярный жанр Цели: продолжить знакомство учащихся с письмом как разновидностью сочинения и одной из форм письменной речи, правилами строения письма, его особенностями; развивать у учащихся умение писать интересные и содержательные письма в соответствии с правилами; воспитывать у учащихся культуру письменной речи, интерес к эпистолярному жанру. Оборудование: класс ИКТ, сборники произведений А.С.Пушкина, С.А.Есенина Ход урока О где ты, стиль эпистолярный? Где вы, альбомы, дневники? Учитель: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. -Знаете ли вы, кто автор этих слов? - К кому они обращены, кому адресованы? - Как называется этот жанр? (Дружеское послание) - А не припомните ли вы еще произведения этого жанра у А.С.Пушкина? (К Чаадаеву, И.И.Пущину, Няне и др.) Учитель: - Ребята, как вы думаете, что станет предметом нашего сегодняшнего разговора? (ответы учащи...
© 2010-2018