Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

1. Статус документа

Рабочая программа по русскому языку соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003г. № 21/12, утверждён приказом государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089).

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2011г. № 2585 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»;

4. Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 1389 от 18.06.2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год»;

5. Учебный план образовательного учреждения (протокол №1 педагогического совета от 31.08.2012 года);

При разработке данной программы использовалась авторская программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторами которой являются А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина; издательство Москва, «Просвещение», 2012 г.

2. Программа соответствует современным целям обучения, целям и задачам образовательного учреждения, конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

3. Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.

Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

* расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

* овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

* формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

* приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

* расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

* развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования пол избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

4. Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10-11 классах; во втором - определена лингворечевая деятельность обучающихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.

Главное направление программы - проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом,- на образах-персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен как с точки зрения полноценного восприятия художественного произведения, так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.

Работа по орфографии и пунктуации ведётся параллельно с работой над текстом. Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия обучающимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения связана с работой по обогащению, совершенствованию речи обучающихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.

5. Для реализации программы используется следующее учебно-методическое обеспечение: преподавание ведётся по учебнику «Русский язык. 10 - 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень», авторами которого являются А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; издательство Москва, «Просвещение», 2011 г.

6. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные недели); всего 34 часа; в том числе на контрольные работы - 6 часов, на уроки развития речи - 5 часов.

7. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной сферах языка.

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

    • общения;

8. В связи с необходимостью подготовки к ЕГЭ по русскому языку некоторые дидактические единицы заменены на другие; повторение, по программе отнесённое на конец учебного года, проводится периодически в течение всего учебного года.

Список литературы (для учителя).

1.Учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень». Москва, Просвещение, 2011 г.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Книга для учителя.10-11 классы. Базовый уровень. Москва, Просвещение, 2011 г.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы. Базовый уровень. Москва, Просвещение, 2011г.

5. Сборники текстов, проверочных и контрольных работ по русскому языку (10-11 классы).

6. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11» М.:Просвещение, 2007.

7. Брошюра «оценка качества подготовки выпускников средней школы по русскому языку».

8. Русский язык. Единый государственный экзамен. Типовые задания. Л.И. Пучкова, Ю.Н.Гостева, Н.В. Соколова, издательство «Экзамен», М., 2011.


Список литературы (для учащихся).


1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. - М., 1998.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997.

4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - М., 1990.

5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). - М., 1996.

6. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М., 1997.

7. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 2003

9. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. - М.: Рус. яз., 1985

10. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь

11. Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 10-11 кл.. М.: - Издательство «Интеллект-Центр», 2007.



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Словарные слова, термины

Развитие речи

Повторение и подготовка к ЕГЭ

Официально-деловой стиль (3 ч.+1 р/р=4 ч.)

1.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.

1

Изучение нового материала

Знать признаки официально-делового стиля.

Игнорировать

Редактирование предложений (упр.232)

Безударная гласная в корне слова.

А

2.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

Формирование умений и навыков

Уметь распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам.

Грациозный

Анализ текстов (упр.236, 237)

Суффиксы действительных причастий настоящего времени. А

3.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма делового документа.

1

Комбинированный

Сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других функциональных стилей.

Восторженность

Составление деловых бумаг (упр.227)

Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных. А

4.

Р/Р Практическая работа. Составление автобиографии.

1

Развитие речи

Создавать официально-деловые тексты.

Создание автобиографии

Синтаксис и пунктуация (6 ч.)

5.

Принципы русской пунктуации.

1

Обобщение и систематизация знаний

Знать принципы русской пунктуации.

Живопись

эскадра

Сообщение о русской пунктуации (упр.364)

Непроизносимая согласная в корне слова. А

6.

Словосочетание. Типы словосочетаний.

1

Обобщение и систематизация знаний

Знать нормативное построение словосочетаний.

Перламутровый

Составление словосочетаний (упр.372)

НЕ с различными частями речи. А

7.

Простое предложение. Грамматическая основа. Типы односоставных предложений.

1

Комбинированный

Уметь находить грамматическую основу, определять типы односоставных предложений.

Коммюнике

цивилизация

Анализ текста (упр.368)

Безударные личные окончания глаголов. А

8.

Типы сложных предложений. Предложения с прямой речью.

1

Комбинированный

Определять типы сложных предложений.

Консолидация

консенсус

Преобразование простых предложений в сложносочинённые (упр.375)

Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. А

9.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

1

Формирование умений и навыков

Выполнять синтаксический разбор словосочетания, предложений всех видов.

10.

Контрольная тестовая работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

1


Публицистический стиль речи (5 ч.+1 р/р=6 ч.)

11.

Особенности публицистического стиля.

1

Изучение нового материала

Знать назначение и особенности публицистического стиля.

Публицистика

Анализ текста (упр.172)

Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. А

12.

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

1

Изучение нового материала

Уметь распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам.

Транснациональный

Определение признаков публицистического стиля (упр.180)

Ь после шипящих в словах разных частей речи. А

13.

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

1

Изучение нового материала

Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей.

Конвенция

консул

Упр.191, 192, 193

Правописание ТСЯ- и ТЬСЯ- в глаголах. А

14.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

1

Комбинированный

Создавать публицистические тексты в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Дискуссия

доклад

Письменный ответ на вопрос (упр.214)

Разделительные Ъ и Ь. А

15.

Р/Р Изложение публицистического стиля с элементами сочинения.

1

Развитие речи

Пропонент

оппонент

16.

Контрольный диктант.

1

Контроль знаний


Разговорная речь (3 ч.+1р/р=4 ч.)

17.

Разговорная речь, сферы её использования, назначение.

1

Комбинированный

Знать основные признаки разговорной речи.

Балагур

Определение стилистической принадлежности текста (упр.244)

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова. А

18.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

Формирование умений и навыков

Уметь отличать разговорную речь от других разновидностей языка.

Монолог

Упр.250

Правописание приставок. А

19.

Особенности речевого этикета в различных сферах общения.

1

Комбинированный

Принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения.

Литературная норма

этикет

Упр.245, 290

Дефис в прилагательных, местоимениях, наречиях. А

20.

Р/Р Сочинение. Составление дружеского письма.

1

Развитие речи

Создавать дружеские письма.

Диалог

Упр. 251, 252, 253

Язык художественной литературы (5 ч.+1 р/р=6 ч.)

21.

Общая характеристика художественного стиля.

1

Обобщение и систематизация знаний

Знать признаки художественного стиля.

Инверсия

Упр.259, 260

Правописание частиц НЕ и НИ. А

22.

Виды тропов и стилистических фигур.

1

Изучение нового материала

Уметь определять виды тропов и стилистических фигур.

Анафора

Характеристика изобразительно-выразительных средств (упр.258)

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. А

23.

Урок-практикум. Анализ лирического произведения.

1

Формирование умений и навыков

Анализировать фрагменты поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.

Эпифора

параллелизм

Упр.255, 270, 272

Выполнение задания В8

24.

Выполнение части А формата ЕГЭ.

1

Контроль знаний


25.

Выполнение части В формата ЕГЭ.

1

Контроль знаний


26.

Р/Р выполнение части С формата ЕГЭ.

1

Развитие речи

Сочинение-рассуждение

Общие сведения о языке (4 ч.)

27.

Язык как система. Основные уровни языка.

1

Изучение нового материала

Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей.

Адекватный

маркетинг

Устное сообщение (упр.46)

Корни с чередованием. А

28.

Нормы современного русского литературного языка.

1

Комбинированный

Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы литературного языка.

Рефери

демагогия

Редактирование предложений (упр.289)

Замена придаточных предложений причастными или деепричастными оборотами. А

29.

Выдающиеся учёные-лингвисты.

1

Комбинированный

Преамбула

прерогатива

30.

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

1

Контроль знаний


Повторение (3 ч.+1р/р=4 ч.)

31.

Систематизация знаний, умений по всем разделам русского языка.

1

Обобщение и систематизация знаний

Апломб

Составление тезисов, конспекта данного текста (упр. 385)

Пунктуация при однородных членах предложения. А

32.

Итоговая контрольная работа. Выполнение части А формата ЕГЭ.

1

Контроль знаний


33.

Выполнение части В формата ЕГЭ.

1

Контроль знаний


34.

Р/Р Выполнение части С формата ЕГЭ.

1

Развитие речи

Сочинение-рассуждение






© 2010-2022