Урок открытых мыслей «От всего человека вам остаётся часть//речи…» /Мастерская по стихотворению И. Бродского «…и при слове

В преддверии изучения творчества М.В.Ломоносова в 9 классе провожу урок, посвящённый стихотворению И.Бродского "От всего человека остаётся часть // речи..." по методике французских мастерских. Стихотворение для ребят совершенно неожиданное, но цель одна: дать возможность почувствовать детям сложность  и притягательность поэтической мысли, которая не зависит от времени возникновения. После такого урока  произведения М.В.Ломоносова становятся  ребятам понятнее, Бродский делает Ломоносова ближе. Та...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок открытых мыслей

«От всего человека вам остаётся часть//речи…»

/Мастерская по стихотворению И. Бродского « …и при слове "грядущее"… /

Оформление доски: портреты М. Ломоносова и И. Бродского; эпиграф «Наши изделия говорят больше, чем наши исповеди»/И.Бродский/

Постановка целей и задач урока

- Сегодняшний урок никак не вписывается в канву нашего нынешнего литературного пребывания: мы в пространстве классицизма и только - только соприкоснулись со знаковой фигурой в истории нашего отечества - Михаилом Ломоносовым, которого А.С.Пушкин назвал «отцом всех наук», «нашим первым университетом». Но для нас Ломоносов должен превратиться в ПОЭТА. А зная ваше отношение к поэзии вообще /«Мне ни к чему одические рати…»/ и понимая ваш страх пред веком 18, когда, собственно, и возникла, сложилась русская поэзия и бодро пошла своим путями, я предположила, что нам будет трудно.

А ведь именно с Ломоносова для школьников начинается история русской поэзии. Она длится 250 лет и завершается опять-таки по школьной программе знакомством с творчеством Иосифа Бродского - абсолютным космосом даже для одиннадцатиклассников - далёкий, глубокий и непостижимый, лауреат Нобелевской премии по литературе/за творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии/, кстати, последний русский поэт, получивший эту высочайшую награду - признание/

И пришла странная мысль: а может, этот поэт 20 века сумеет приблизить к нам поэтическую вселенную Ломоносова? Именно ему, Иосифу Бродскому, принадлежит мысль: «Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется прошлое». Бродскому был необходим Ломоносов! А нам необходим Бродский. Поэтому прежде чем обратиться к поэзии Ломоносова, давайте мы познакомимся с одним стихотворением Иосифа Бродского и проверим истинность его слов: «Наши изделия говорят больше, чем наши исповеди» /эпиграф урока/. Представим, что мы сидим по кругу, работаем в паре /это будет называться «голос парты»/ и отпускаем свои мысли, краткие, но ёмкие, на свободу.

Ход мастерской:

  1. Бродский утверждал, что начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось. У нас похожая ситуация. Я читаю строки из ещё не известного вам стихотворения «От всего человека вам остаётся часть // речи. Часть речи вообще. Часть речи», - как вы это понимаете?

/чтение по кругу/

  1. Но он же говорил, что роман и стихотворение - не монолог, но разговор писателя с читателем, и в момент этого разговора писатель равен читателю.

- установите отношения с тем, что вы сейчас услышите /чтение стих-я/, ваши ассоциации? / первое чтение стихотворения, чтение, не нарушающее природу стиха/

/чтение по кругу/

  1. Второе чтение

- изменилось ли ваше впечатление при втором прослушивании?

/чтение по кругу/

  1. Третье чтение

- выпишите слова, которые вы считаете ключевыми для понимания стихотворение /чтение по кругу/

  1. Обозначьте главное слово, которое для вас является центральным.

Подберите к нему сходное по значению слово, расширяющее или усиливающее ваше понимание этого слова

/чтение по кругу/

  1. Четвёртое чтение.

Ассоциации

Звуковые образы/шумы мира/ - цветовые /цветовая насыщенность/ -ключевые образы /Какие звуки вы слышите, какие цвета у этого мира, какие образы наполняют его?/

/чтение по кругу/

  1. Установите, определите смысл стихотворения по звукоряду, цвету, образному ряду.

/чтение по кругу/

  1. Восстановим его по памяти /хоровое чтение/

  2. Раздача текстов, чтение про себя. Просмотр своих записей - выводов

  3. Дайте название стихотворению. Объясните.

/чтение по кругу/

  1. Тайна стихотворения раскрывается для каждого по-своему, в зависимости от состояния, но «..каждый человек то, что он читает» /Бродский/. Напишите текст своего стихотворения, стихотворение -отзвук к тому, что вы услышали, увидели, почувствовали.

  2. Чтение своих стихов. Действительно, «Наши изделия говорят больше, чем наши исповеди»

  3. Д/З: эссе «Писать стихи -блаженство или мука?»



© 2010-2022