План-конспект урока по русскому языку на тему Изложение с творческим заданием

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Изложение с творческим заданием. Текст «Колокол» (китайская сказка). (Тема урока)   1.    ФИО (полностью) Ступиха Ольга Ивановна 2.    Место работы МОШИ «Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования 3.    Должность Учитель русского языка и литературы 4.    Предмет Русский язык 5.    Класс 7 6.    Тема и номер урока в теме Изложение с творческим заданием. Текст «Колокол» (китайская сказка). Урок 1 7.    Базовый учебник «Русский язык» 7 класс авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Е. Комисаровой и др.   8.      Цель  урока: Актуализировать знания по тексту. 9. Задачи: - обучающие: учить учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. -развивающие:  развивать образное, логическое, критическое мышление, память, устную и письменную речь.  -воспитательные: формировать умение проявлять личное эмоционально-ценностное отношение к обсуждаемой теме; творческое  отношение к процессу создания изложения;  о... № Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)   1 2 3 5 6 7 1 Вызов Слайд № 1-2 Демонстрирует слайды. Организует  и направляет учебный диалог. Работают с информацией. Анализируют, систематизируют. Формулируют высказывания. До 5мин 2                               3           Осмысление                             Рефлексия       Слайды № 3-10                                 Слайд № 11 Направляет на развитие учебного диалога. Корректно исправляет ответы детей. Вносит поправки в формулировку правил орфографии.               Формулирует вопросы к рефлексии. Обобщает выводы. Нацеливает на правильность использования алгоритма работы по синквейну.                   Выделяют ключевые слова. Составляют план. Объясняют изученные орфограммы. Проявляют творческое отношение к формулировке своих ответов. Корректируют и исправляют выявленные ошибки.       Оценивают свои действия на уроке. Систематизируют знания. Формулируют выводы. Повторяют, фиксируют в памяти и на бумаге алгоритм написания синквейна. Работают на черновиках. 25мин                           10мин           Приложение к плану-конспекту урока Изложение с творческим заданием. Текст «Колокол» (китайская сказка). (Тема урока)   Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР № Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1     2     3   Учебные и методические материалы. ЭУМ И-типа Презентация     Иллюстрация с текстом   Текст сказки Выполнена самостоятельно   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/   http://lenkafokina.do.am/publ/dusha_kolokola_kitajskaja_legenda   http://www.iro.yar.ru/pnpo_yar/uch2006/20.doc      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7В КЛАССЕ



«ИЗЛОЖЕНИЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ. ТЕКСТ «КОЛОКОЛ» (КИТАЙСКАЯ СКАЗКА)»









Учитель русского языка и

литературы: Ступиха О.И.





с. Аксарка, 2011 г.

ТЕМА: ИЗЛОЖЕНИЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.

ТЕКСТ «КОЛОКОЛ» (китайская сказка)

Цели урока:

  1. Образовательная: учить учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

  2. Развивающие: развивать образное, логическое, критическое мышление, память, устную и письменную речь.

  3. Воспитательные: формировать умение проявлять личное эмоционально-ценностное отношение к обсуждаемой теме; творческое отношение к процессу создания изложения; осознание собственных достижений при усвоении учебной темы; формировать представления о нравственных категориях: памяти, жертвенности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Вызов

Актуализация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие речи. Развитие логического мышления.

Синквейн. Рассказ-предположение по ключевому слову синквейна. Рассказ-предположение по ключевым словам.

Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста. Развитие логического мышления, связанной речи.

Формулировать свое мнение и обосновывать его.

Осмысление

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста. Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.

Чтение с остановками. Заполнение двухчастного дневника. Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.

Активизация чтения. Развитие умений выделять главное, систематизировать.

Формулировать

понятное для партнёра высказывание

Формировать умения составления связанного текста.

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью, с алгоритмом работы над синквейном.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Выделение ключевых слов в эпиграфе. Написание синквейна. Написание изложения с творческим заданием.

Стимулировать эмоционально -ценностное отношение к проблеме самопожертвования.

Развитие памяти. Формирование нравственных понятий. Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.

Проверять задание и вносить корректировку;





Ход урока

1 стадия - Вызов.

Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу. На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения.

отлитый, медный,

звучит, созывает, наполняет.

Он гремит из синевы неоспорима.

Святыня.

Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений. ( учитель формулирует вопросы учебного диалога, стимулирующие учеников к активной работе с текстом).

Текст, с которым мы будем работать называется также «Колокол», по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко):

ГОРОД-ПЕПЕЛ-КОЛОКОЛ-ТРЕЩИНА-ДОЧЬ-КРОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ-СЛАДКОЗВУЧНЫЙ ГОЛОС

Учащиеся работают самостоятельно в течение 5-7 минут, в это время звучит тихая запись колокольного звона. Затем идет обсуждение работ учащихся. ( педагог обращает внимание на толерантность при прослушивании; вносятся корректные поправки)

2 стадия - Осмысление.

Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. Прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть. ( ведется работа с информацией)

Много веков назад китайский император приказал построить новый город.

«Я назову его Пекин, и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии», - сказал император. Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врагов. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол.

Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем? Какие вы выделили ключевые слова? Почему? На какие микротемы можно разделить эту часть? Как можно озаглавить эту часть? Какие слова нужно поместить в рабочие

материалы с точки зрения орфографии?

План

Рабочие материалы

  1. Новый город - Пекин

Император «П»,-а

  1. Колокол-спасение

Возводил - отстраивал - построил.

Возвещал - предупреждал.

Искусный мастер.

Рабство.Каким образом можно избежать пунктуационных ошибок при прямой речи? (Используя сложноподчиненное предложение.) Объясните значение слова «возводил» и «возвещал», подобрав синонимы. Что общего в словах возвещал, возводил? Чем они отличаются от синонимов? (по мере заполнения таблицы работаем над орфографией и пунктуацией)

Самостоятельное чтение до 2 остановки, выделение ключевых слов, заполнение таблицы.

Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный император сказал: «Если неудача постигнет тебя в третий раз, простись со своей головой!»

Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в его глазах радости, а в руках - твердости.


  1. Глубокая трещина

Разгневанный, неудача.

Чтение до 3 остановки, заполнение таблицы.

Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказала о горе своего отца. Только на минуту задумался мудрец, а потом сказал: «Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю».

Какие слова вам не понятны? (некоторые затрудняются объяснить слово «отшельник», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы) Как вы понимаете фразу «готового отдать жизнь за свою землю»?


  1. Совет мудреца

Отшельник - старец - мудрец. Пожертвовать собой, принести в жертву. Сяо Лин. (Составляют схему сложноподчиненного предложения.)

Спрогнозируйте дальнейшие события. (Обсуждение с обязательным пояснением своего мнения..) Чтение текста до следующей остановки.

Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли ее сердце сжиматься. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет себя в жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивая стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом.

Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле и на блестящей поверхности не было ни единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первый ударил в колокол, и сладкозвучный голос его наполнил все сердце радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.

  1. Самопожертвование

Сжигать, сжиматься, расплавленный.

  1. Сладкозвучный голос

Проникновенный звук ни единой трещины, отдавшая.

Почему кровь Сяо Лин названа святой? Каково эмоциональное настроение части, которую вы озаглавили «Самопожертвование»? Почему девушка решила пожертвовать собой?

3 стадия - Рефлексия.

Как бы вы озаглавили этот текст? Почему?

Можно ли эти слова отнести к Сяо Лин? «Самопожертвование состоит в том, что человек умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг.»

Напишите синквейн по данному тексту. ( работа по алгоритму )

Обсуждение синквейнов.

Каждый ли человек способен на жертву? Напишите подробное изложение, продолжив его рассказом о людях, пожертвовавших собой ради отечества.

6



© 2010-2022