Рабочая программа по литературе (9 класс)

1.Пояснительная записка.            Рабочая программа по литературе  для учащихся 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г., ред. от 19.10.09 г.,  с изменениями от 31.01.12г.) на основе авторской программы по литературе для общеобразова­тельных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский), М.: Просвещение, 20...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан





РАССМОТРЕНО

на заседании МО __________

___________________________

Протокол №_____от _________

Руководитель МО___________

___________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Э.Р.Туктарова

____________________

«_____»________2014г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №19»

_____________А.А.Марченко

Введено в действие

приказом №___

от «______»__________2014г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

КЛАСС ___9__

УЧЕБНЫЙ ГОД___2014-2015__

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ__102__

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Данилова И.В.

учитель категории, стаж 6 лет




1.Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г., ред. от 19.10.09 г., с изменениями от 31.01.12г.) на основе авторской программы по литературе для общеобразова­тельных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский), М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Общая характеристика предмета.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего .

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе - внимание к книге; в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе - начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.


Цели обучения.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Литература».

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с фи­лософией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековеде­нием», «учебником жизни».

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художествен­ная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бы­тия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассо­циативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе со­действует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражда­нина, патриота.

Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской клас­сической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет пред­ставления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравст­венного потенциала многонациональной России.

Место учебного предмета в учебном плане

Литература входит в образовательную область «Филология». Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №19» на 2013-2014 учебный год предмет «Литература» изучается в объеме 3 часа в неделю, рассчитан на 34 учебные недели, что составляет 102 часов в год.

2.Основное содержание предмета

Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности обще­ния с искусством, возникновение и развитие творческой читатель­ской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углу­бление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древ­нерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве. «Слово...» как величайший памят­ник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Про­блема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщи­ны. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение язы­ческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский па­фос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Все­российский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года*. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные ин­тонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентимента­лизм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представ­ления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтиче­ского языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение ро­мантика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжет­ность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символи­ка сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утрен­ние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный об

раз русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и про­блема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литера­туре. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и обще­человеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Ан­чар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чув­ства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, кра­соты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - ро­ман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идей­но-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский ро­ман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика А. А. Григорьев; «почвен­ники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Траге­дийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, оли­цетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представле­ния). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (раз­витие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» - первый психологический роман в русской лите­ратуре, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный пред­мет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печо­рин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значе­ние. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи - значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, принося­щая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Харак­тер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков - «приобрета­тель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гого­ля. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведе­ния. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в со­ответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тин «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонно­го к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоев­ского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психоло­гизм литературы (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленько­му человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литера­туры XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведе­ний XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Ли­ризм повествования.

Щреория литературы. Психологизм литературы (разви­тие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нрав­ственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Со­колова, простого человека, воина и труженика. Тема военного под­вига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века (обзор)

Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лириче­ской поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Вы­сокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уже вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня зав­тра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песен­ная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, слово­творчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравит­ся, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихо­творения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Тради­ции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте челове­ческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахма­товой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знамени­тым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая си­стемы стихосложения (углубление представлений).

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX-XX ВЕКОВ (обзор)

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего», В. А. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»)', Н. А. Не­красов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»)', Е. А. Ба­ратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»)', А. К. Толстой. «Средь шумного бала, слу­чайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сур­ков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Ро­мансы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творче­стве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), алле­горический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к ду­ховным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное по­стижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шек­спира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учи­теля, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сце­ны первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шек­спира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углу­бление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учите­ля, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», по­следний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов услов­ности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление по­нятия).

3.Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 9 класса

Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь: видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом; видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов; находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра; сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией; редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути изученных писателей и поэтов;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Произведения для заучивания наизусть:

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М. В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г. Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

Н. М. Карамзин. Осень.

А. С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадона. Пророк. «Я вас любил...» (по выбору учащихся).

Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, напри­мер «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и груст­но». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).

А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Ушла. Но гиа­цинты ждали...». «О доблестях, о подвигах, о славе...», (на выбор).

С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный...». «Гой, ты Русь моя родная...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отгово­рила роща золотая...»

(по выбору учащихся).

В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М. И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку.

Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

Н. А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...». «Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человеческих лиц.

Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю...». «Что ты бродишь неприка­янный...».

Муза. «И упало каменное слово...» (по выбору).

А. Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой...» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом...» (отрывок).

Произведения для самостоятельного чтения:

Девятый класс

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Ма­ленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева. М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Ма­яковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского,

Н. М. Руб­цова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Ты­нянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустов­ского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Исканде­ра и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакла­нова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии.

Ж.-Б. Мольер. Комедии.

Дж. Г. Байрон. Стихотворения.

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

4.Оценка достижений планируемых результатов

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся 5 класса по литературе составлены на основе примерной Программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Москва. «Просвещение» 2007. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Проверка навыков чтения (правильность, беглость, выразительность) проводится на основе повседневных наблюдений за чтением учащихся и навыками работы с текстом. Понимание содержания прочитанного определяется умением ученика ответить на вопросы или пересказать содержание текста.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся 5 класса по литературе

Навыки чтения оцениваются следующим образом:

оценка «5» ставится за правильное и выразительное чтение вслух, отвечающее основным нормам русского литературного произношения и показывающего полное понимание читаемого (сознательное чтение);

оценка «4» ставится за сознательное и выразительное чтение при наличии 1-2 ошибок в произношении слов и интонировании предложений;

оценка «3» ставится за сознательное чтение при наличии 3-5 ошибок в произношении слов и интонировании предложений, при этом допускаются запинки, исправляемые при перечитывании и т.п.;

оценка «2» ставится за чтение, не отвечающее основным требованиям (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения).

В журнал выставляется оценка за количество прочитанных слов с учётом выразительности и осознанности чтения.

Объём страниц по программе - 0,5 - 1,0. Темп чтения вслух - 95-120. Темп чтения про себя -130-170. Темп письма (знаки) -55 -60.

Нормы оценки содержательной стороны изложений и сочинений

Отметка «5» ставится, если:

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Отметка «4» ставится, если:

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения.

  2. Содержание достоверно, но в работе встречаются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличатся единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускаются не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Отметка «3» ставится, если:

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные неточности последовательности изложения.

  4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции. Встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. В целом в работе допускаются не более 4 недочётов в соднржании и 5 речевых недочётов.

Оценка «2» ставится, если:

1.Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. При большем количестве недочётов в содержании и в речи работа оценивается баллом «1». Прим. При оценивании работ необходимо учитывать самостоятельность и оригинальность замысла ученика. С учётом этого качества отметка за содержание повышается на один балл.

Типы речевых ошибок.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются следующие критерии:

  1. Богатство и точность речи выражаются в большом объёме используемого активного словаря и в развитии грамматического строя речи, в разнообразии морфологических форм и синтаксических конструкций. Небогатая речь характеризуется ограниченным объёмом словаря, однообразием синтаксиса. Она состоит из коротких однотипных предложений сл слабо выраженной связью между ними. Текст как бы рассыпается на короткие, рубленые фразы однообразной структуры. Обычно в таком тексе назойливо повторяется одно т то же слово, так как именно это повторение обеспечивает этот минимум связности, который не позволяет тексту окончательно рассыпаться.

  2. Стилистическое единство и выразительность текста создаётся с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиями задачам общения. Это каечство текста предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности ситуации при выборе слов и выражений, учитывает специфику условий речи. Разрушение стилевого единства текста ослабевает его выразительность.






5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА 2014-2015 уч. год


Тема урока

Количество

часов

Дата по плану

Фактическая

Введение 1ч



1

Литература и её роль в духовной жизни человека.

1

2.09


Из древнерусской литературы




2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

4.09


3

Центральные образы «Слова…».

1

6.09


4

Основная идея и поэтика «Слова…»

1

9.09


Из русской литературы 18 века 10ч




5

Классицизм в русском и мировом искусстве..

1

11.09


6

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

13.09


7

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…».

1

16.09


8

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям».

1

18.09


9

Г.Р.Державин. «Памятник».

1

20.09


10

Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене»

1

23.09


11

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» Слово о писателе. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

25.09


12

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

27.09


13

ВЧ Н.М Карамзин «Осень» и другие произведения писателя.

1

30.09


14

РР Контрольное сочинение «Бессмертные страницы 18 века»

1

2.10


Из русской литературы 19 века 58 ч





15

ВЧ Русские поэты первой половины 19 века.

1


ПР 4.10

14.10


16

В.А.Жуковский. Поэт-романтик.


17

В.А.Жуковский. «Невыразимое»

1

16.10


18

В.А. Жуковский «Светлана». Черты баллады.

1

18.10


19

В.А. Жуковский «Светлана». Образ главной героини.

1

21.10


20

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя.

1

23.10


21

А.С.Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума.

1

25.10


22

А.С.Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого.

1

28.10


23

А.С.Грибоедов «Горе от ума»: язык комедии

1

30.10


24

А.С.Грибоедов «Горе от ума» в критике.

1

1.11


25

РР Подготовка к контрольному сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1


ПР 4.11

6.11


26

РР Написание контрольного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


27

Контрольная работа (тестирование)

1

8.11


28

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

11.11


29

А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву, «К морю», «Анчар».

1

13.11


30

А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии...», «Я вас любил…».

1

15.11


31

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

1

18.11


32

А.С.Пушкин «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…»и другие стихотворения.

1

20.11


33

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении.

1

22.11


34

РР Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С. Пушкина.

1

2.12


35

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери».

1

4.12


36

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

1

6.12


37

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа.

1

9.12


38

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: главные женские образы романа.

1

11.12


39

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев.

1

13.12


40

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора.

1

16.12


41

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1

18.12


42

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики.

1

20.12


43

РР А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

1

23.12


44

М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта.

1

25.12


45

Образ поэта - пророка в лирике Лермонтова.

1

27.12


46

М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдание, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

1

30.12


47

М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта.

1

13.01


48

РР М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике М.Ю Лермонтова.

1

15.01


49

РР Написание контрольного сочинения по лирике М.Ю.Лермонтова

1

17.01


50

Контрольная работа (тестирование)

1

20.01


51

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

1

22.01


52

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: загадки образа Печорина.

1

24.01


53

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

27.01


54

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: философско-композиционное значение повести.

1

29.01


55

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина.

1

31.01


56

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина.

1

3.02


57

РР М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: оценки критиков.

1

5.02


58

Контрольная работа по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

7.02


59

Данте Алигьери «Божественная комедия»

1

10.02


60

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы.

1

12.02


61

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков.

1

14.02


62

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ города.

1

17.02


63

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова.

1

19.02


64

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме.

1

21.02


65

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра.

1

3.03


66

РР Написание классного контрольного сочинения по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

1

5.03


67

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя.

1

7.03


68

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки

1

10.03


69

А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Художественное мастерство Чехова- рассказчика. «Тоска» Тема одиночества человека в мире.

1

12.03


70

А. П.Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе.

1

14.03


Из русской литературы 20 века 28 ч




71

Русская литература 20 века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А. Бунин «Темные аллеи»: проблематика и образы.

1

17.03


72

И.Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе.

1

19.03


73

Общий обзор русской поэзии 20 века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. «Ветер принес издалека…», « О, весна, без конца и без краю…»

1

21.03


74

А.А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина»

1

24.03


75

С.А.Есенин. Тема России - главная в есенинской поэзии.: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…»

1

26.03


76

С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею. Не зову, не плачу…»

1

28.03


77

С.А.Есенин. Стихи о любви. « Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

1

31.03


78

В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте»

1

2.04


79

В.В. Маяковский. «Люблю», «Прощанье»

1

4.04


80

РР Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1

9.04


81

Контрольная работа (тестирование)

1

11.04


82

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы.

1

14.04


83

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика в повести.

1

16.04


84

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идешь, на меня похожий…», « Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..»

1

18.04


85

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви и России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве»

1

21.04


86

А.А.Ахматова. Стихи из книг «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Не с теми я, кто бросил землю…»

1

23.04


87

А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием»

1

25.04


88

Н.А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание»

1

28.04


89

Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: « Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц»

1

30.04


90

М.А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы.

1

2.05


91

М.А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа.

1

5.05


92

Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу»

1

7.05


93

Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта: « Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти до самой сути,..»

1


ПР 9.05

12.05


94

А.Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения.


95

А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: « Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»

1

14.05


96

А.И.Солженицын. «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика.

1

16.05


97

А.И. Солженицын. «Матренин Двор»: образ Матрены, особенности жанра рассказа-притчи.

1

19.05


98

Контрольная работа (тестирование)

1

21.05


99

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 и 20 веков

1

23.05


Из зарубежной литературы 3 ч




100

У. Шекспир «Гамлет»: образ главного героя, тема любви в трагедии

1

26.05


101

И.-В. Гете «Фауст»: сюжет и проблематика, идейный смысл трагедии

1

28.05


102

Итоги года и задания для летнего чтения.

1

30.05


6.Список литературы.

Литература для учащихся.

1.Учебник: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. /авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский. - под. ред. В.Я Коровиной. - М.: «Просвещение», 2013

2. Русские писатели и поэты. (300 биографий). - М.: «Рипол Классик», 2000 г.

Литература для учителя

1. И.В.Золотарева, Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе. 9 класс.- М:Вако, 2014

2. Газета «1 сентября», приложение «Литература»;

3.Крутова Н.Я., Шадрина С.Б. Поурочные планы по литературе. 9 класс.-Волгоград,2007г.

4. В.Я.Коровина, И.С.Збарский., В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2012.

Интернет- ресурсы

school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

Сеть творческих учителей it-n.ru/

rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

openclass.ru/

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция образовательных ресурсов

proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24007/Интернет-портал

Газета «Литература» lit.1september.ru

24


© 2010-2022