Элективный курс в 11 классе Деловая речь. Деловое письмо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОНДАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КАНТЕМИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ



«Рассмотрено»

Протокол № ____

от «___» ______ 2014 г. Руководитель ШМО гуманитарного цикла

Байрас Г.А. _________

«Согласовано»

«___» _______ 2014 г.

Заместитель директора по УР

Зуева Н.Д. ___________

«Утверждаю»

Приказ № ____ от «___» ______ 2014 г.

Директор школы

Строков А.Н. _______


Рабочая программа

по элективному курсу

«Деловая речь. Деловое письмо»

в 10-11 классе



Разработана

учителем русского языка и литературы

Чубовой Н.А.







  1. учебный год


  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:


  1. Конституция РФ.

  2. Федеральный закон РФ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 г.

  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г.

  4. Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.

  5. Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бондаревская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области на 2014 - 2015 учебный год.

  6. Примерная программа основного общего образования по русскому языку.

  7. Авторская программа элективного курса «Деловое письмо». Авторы-составители: И.А. Стернин, Е.И. Грищук, Н.В. Журавлева и др.

1.2.Структура документа.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  1. титульный лист рабочей программы,

  2. пояснительную записку,

  3. содержание тем учебного курса,

  4. учебно-тематический план,

  5. требования к уровню подготовки учащихся,

  6. развернутое учебно-тематическое планирование

1.3.Цели и задачи, реализуемые рабочей программой

Цель курса - познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенность умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

К концу изучения курса обучающиеся должны

знать:

- нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);

- нормы и правила делового общения;

- структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров, требования, предъявляемые к разговору по телефону;

- основные функции делового письма, его жанры;

- композиционные модели деловых бумаг;

- основные требования к языку деловых бумаг и документов;

уметь:

- вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;

- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.

1.4.Количество учебных часов.

Программа рассчитана на 70 часов и адресована учащимся 10 - 11-х классов.

1.5.Формы организации образовательного процесса.

Программа предусматривает отбор методов и приёмов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.

Формы контроля: презентация деловой беседы, деловые переговоры по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.










  1. Общая характеристика учебного предмета


До сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, её социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен.

Ученики практически ничего не знают о нормах в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении.

Оканчивая школу, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приёмную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием ещё одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докладную и объяснительную записку, доверенность, расписку.











  1. Содержание программы учебного курса

Служебная этика и служебный этикет

Определение понятий «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Функция этикета. Нормы служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения.

Этикет деловой речи. Особенности делового общения.

Речевой этикет как правило речевого общения. Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение. Особенности делового общения: партнерские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания. Невербальные средства общения.

Виды делового общения.

Деловое общение как основная функция официально-делового стиля. Деловая беседа. Соблюдение условий и правил проведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы. Рекомендации по ведению деловой беседы. Деловые переговоры. Структура переговоров. Телефонный разговор. Общепринятые правила проведения телефонных переговоров.

Деловой стиль письменной речи.

Подстили официально - делового стиля: законодательный, дипломатический, деловой. Языковые средства официально-делового стиля. Синтаксис делового стиля.

Деловое письмо.

Жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.

Типы документов

Законодательные, дипломатические документы, административно-канцелярские бумаги.

Документирование информационно-справочных материалов.

Справки, доклады, объяснительные записки. Акты. Телеграммы. Планы. Отчеты.

Требования к оформлению частных деловых бумаг

Автобиография. Заявление. Доверенность. Расписка. Счет. Характеристика. Резюме.

Современное деловое письмо

Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам. Деловая и коммерческая корреспонденция.

Основные требования к языку деловых бумаг и документов.

Точность. Языковой стандарт. Использование корректирующих знаков при редактировании.

4. Тематическое планирование учебного курса

4.1.Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Служебная этика и служебный этикет.

6

1

2

Этикет деловой речи

9

1

3

Виды делового общения

8

1

4

Деловой стиль письменной речи

9

1

5

Деловые бумаги

11

1

6

Современное деловое письмо.

14

1

7

Обобщение материала курса

8

2

8

Резервные уроки

2


ИТОГО

62

8

70







4.2.Календарно-тематический план

Количество часов

Тема урока

Вид урока

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

1

1

Служебная этика и служебный этикет.

Урок усвоения новых знаний

Знать основные нормы служебного этикета.


2

1

Нормы служебного этикета

Урок усвоения новых знаний

Знать основные нормы служебного этикета.


3

1

Языковые нормы служебного этикета.

Урок усвоения новых знаний

Уметь анализировать текст с точки зрения соответствия его нормам служебного этикета


4

1

Искусство вежливости.

Урок усвоения новых знаний


5

1

Обобщение темы «Служебная этика и служебный этикет»

Урок систематизации материала


6

1

Контрольное тестирование.

Урок контроля


7

1

Этикет деловой речи

Урок усвоения новых знаний

Знать жанровое разнообразие

официально - делового стиля речи.


8

1

Речевой этикет, как правило речевого общения.

Урок усвоения новых знаний

Знать понятие языкового паспорта говорящего, его характерные черты.


9

1

Особенности делового общения

Урок усвоения новых знаний

Знать деловой, законодательный, дипломатический подстили, их

основные черты.


10

1

этикетные формы общения.

Урок усвоения новых знаний

Знать невербальные средства общения, этикетные формы общения.


11

1

Невербальные средства общения

Урок усвоения новых знаний

Знать невербальные средства общения, этикетные формы общения.


12

1

Этикет деловой речи.

Урок усвоения новых знаний

Знать основные черты деловой речи,


13

1

Этикетные формы общения.

Урок усвоения новых знаний

Уметь оформлять деловую речь, используя этикетные формы общения.


14

1

Обобщение темы «Этикет деловой речи»

Урок закрепления

Уметь применять формулы речевого этикета в разных ситуациях.


15

1

Контрольное тестирование.

Урок контроля


16, 17

2

Виды делового общения: деловая беседа

Урок усвоения новых знаний

Знать понятие деловой беседы, ее языковые средства, эмоциональную тональность.

Уметь вести деловую беседу с партнером с соблюдением ее языковых требований.


18, 19

2

Деловые переговоры

Урок усвоения новых знаний

Знать виды деловых переговоров;

Уметь составлять текст деловых переговоров.


20,21

2

Разговор по телефону

Урок усвоения новых знаний

Знать основные требования телефонного разговора

Уметь правильно общаться по телефону.


22

1

Обобщение темы «Виды делового общения».

Урок- практикум

Знать основные виды делового общения;

Уметь составлять и защищать проект.


23

1

Дебаты

Урок контроля


24, 25, 26

3

Деловой стиль письменной речи. подстили официально-делового стиля.

Урок усвоения новых знаний

Знать жанровое разнообразие

официально - делового стиля речи.

Знать деловой, законодательный, дипломатический подстили, их

основные черты.


27, 28,29

3

синтаксис делового стиля речи

Урок усвоения новых знаний

Знать композицион-ные части и основные черты деловых (служебных) писем, реквизиты и основные правила их оформления.

Уметь составлять деловое письмо опре-деленного вида.


30, 31,32

3

языковые средства делового стиля речи

Урок усвоения новых знаний

Знать требования к ОДС.

Уметь анализировать текст с точки зрения соответствия его требованиям офици-ально - делового стиля.


33

1

Обобщение темы «Деловой стиль письменной речи»

Урок-практикум


34

1

Контрольная работа

Урок контроля


35

1

Деловые бумаги. Типы документов

Урок усвоения новых знаний

Знать основные типы документов;

Уметь оформлять деловую документацию.


36,37

2

Документирование информационно-справочных материалов

Урок усвоения новых знаний

Уметь документировать информационно-справочные материалы.


38, 39, 40, 41

4

акты. телеграммы. планы. отчеты .

Урок усвоения новых знаний

Знать теоретический материал об изученных видах деловых бумаг.

Уметь обосновывать свою точку зрения, аргументировать свой ответ.


42, 43

2

Требования к оформлению частных деловых бумаг

Урок усвоения новых знаний

Знать основные требования к оформлению частных деловых бумаг


44

1

Обобщение темы «Деловые бумаги»

Урок систематизации материала


45

1

Контрольная работа

Урок контроля


46

1

Современное деловое письмо. Виды деловых писем.

Урок усвоения новых знаний

Знать виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам


47, 48

2

Письмо-напоминание, гарантийное письмо

Урок-практикум

Уметь составлять письмо-напоминание, гарантийное письмо.


49,50

2

Письмо-подтверждение, сопроводительное письмо

Урок усвоения новых знаний

Знать виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам;

Уметь составлять письмо- подтверждение, сопроводительное письмо.


51, 52, 53

3

Деловая и коммерческая корреспонденция

Урок усвоения новых знаний

Знать порядок заполнения деловой и коммерческой корреспонденции;

Уметь составлять письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-предложение, письмо-рекламация


54, 55, 56, 57

4

Основные требования к языку деловых бумаг и документов

Урок усвоения новых знаний

Знать основные требования к языку деловых бумаг и документов.


58

1

Обобщение темы «Современное деловое письмо»

Урок обобщения материала


59

1

Контрольная работа

Урок контроля


60-65

6

Обобщение материала курса «Деловая речь. Деловое письмо»

Урок-практикум.

Урок систематизации и обобщения материала


66, 67

2

Зачет по курсу «Деловая речь. Деловое письмо»

Урок

контроля

Обобщить полученные знания о деловых бумагах и их роли в современном мире


68

1

Анализ работы по курсу «Деловая речь. Деловое письмо»

Урок-анализ работы за период обучения


69, 70

2

Резервные уроки






Список литературы


1. Элективные курсы по коммуникативным дисциплинам. Справочник. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.

2. Андерсон Р., Шихирев П. Н. Акулы и дельфины: психология и этика российско-американского делового партнёрства. - М.: Дело, 1994.

3. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование, 1995.

  1. Андреев В. И. Деловая игра. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.

  2. Баева О. А., Василевская О. В. Искусство управления персоналом: учеб. пособие для экономических колледжей и вузов. - М.: ГЕЛАН, 2001.

6. Басаков М. И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо: учебно-практическое пособие. - 4-е изд. и допол. - М.:

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

7. Батаршов А. В. Психодиагностика способности к общению. - Минск, 2000.
8. Бенедиктов В. И. О деловой этике и этикете. - М.: Институт но­вой экономики, 1994.
9. Блинов А. О., Василевская, О. В. Искусство управления персона­лом: учеб, пособие для экономических колледжей и вузов. - М.: ГЕЛАН, 2001.

10. Блум Ф., Лейзерсони, А.. Хофстедер, Л. Мозг, разум и поведе­ние.-М.: Мир, 1988.
11. Бороздина Г. В. Психология делового общения. - М.: Инфра-М. 1998.
12. Браим И. Н. Культура делового общения. - Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.
13. Браим И. Н. Этика делового общения. - Минск: ИП «Экоперспектива», 1996.
14. Введенская М. А., Павлова, Л. Г. Культура и искусство речи. Со­временная риторика. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.
15. Визуальная психодиагностика и ее методы: познание людей по их внешнему облику.-Киев, 1990.
16. Вотсль Д. Д. Этика бизнеса: прошлое и настоящее // Уроки орга­низации бизнеса. - Спб., 1994.

  1. Волгин Б. Н., Полянская, Е. Б. Деловой телефон. - М.. 1987.

  2. Все об этикете / ред.-сост. И. М. Крохи на А. П. Крупенин. - Рос­тов н/Д.
    19. Кирсанов М. В., Анодина А. А., Аксенова Ю. М. Деловая переписка: учеб, пособие. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2003.
    20. Колтунова М. В. Деловое письмо: что нужно знать составителю. 2-е изд. - М.: Дело, 1999.
    21. Культура устной и письменной речи делового человека: справоч­ник. Практикум. - 9-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2002.
    22. Куш меру к С. П. Документная лингвистика (русский деловой текст): учебное пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского госу­дарственного университета, 1999.
    23. . Пансвчик В. В. Деловое письмо: практические пособия. -2-е изд. Мн.: Амалфен, 2000.

24 Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование слу­жебных документов: учеб, пособие. - 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа: Инфра-М, 1997.

© 2010-2022