Анализ пробного ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сравнительный анализ проверочных работ по русскому языку в формате ЕГЭ в 11 классе МОУ №113



Единый государственный экзамен по русскому языку позволяет установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Регламентируют разработку КИМ ЕГЭ 2013 года по русскому языку следующие документы:

1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по русскому языку;

2. Спецификация контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку;

3. Демонстрационный вариант КИМ для ЕГЭ по русскому языку.

Все основные характеристики экзаменационной работы в 2013 году в целом были сохранены. В контрольные измерительные материалы в 2013 г. по сравнению с 2011 г. были внесены следующие изменения:

  • изменен формат задания А2.

  • задание А26 перенесено на позицию А6.

  • уточнена формулировка задания С1.

  • уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом

  • критерий К2, (подсчет слов в сочинении).

В экзаменационную работу включаются задания, проверяющие следующие виды компетенций:

  • лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

  • языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

  • коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Результаты выполнения заданий различного уровня сложности по ОУ представлены в таблице 1.

Результаты выполнения заданий различного уровня сложности ЕГЭ


п/п




месяц




Базовый уровень

А1-А31

Повышенный уровень В1-В8

Высокий уровень

С1

Средняя сумма баллов

(мах 31)


% выполнения


Средняя сумма баллов (мах 9)


% выполнения


Средняя

Сумма баллов (мах 20)


% выполнения


1.

ноябрь

18

43,2

2,8

26,6

11

28

2.

январь

21

58,2

4,3

37,8

14

32

3.

март

24

63,2

4,8

42,8

13

54

3.

май

24

63,2

4,8

42,8

13

54

Анализ статистических данных ЕГЭ показал влияние следующих факторов на результаты обучения:

  • Использованный в обучении учебно-методический комплект: Л.И. Журавлева «Русский язык»,Челябинск,2002,вузовские учебники по предмету «Современный русский язык»;

    • У каждого учащегося заведена тетрадь с правилами по русскому языку

    • Постоянно ведется тетрадь пробелов знаний

    • Мониторинг выполнения заданий ЕГЭ проводится систематически на каждого учащегося

Анализ результатов базового уровня (части А)

  1. Качественный анализ.

Часть (А) содержит 30 заданий с выбором ответа (А1-А30). Эти задания проверяют подготовку выпускников по русскому языку на базовом уровне и предназначаются преимущественно для аттестации выпускников за курс средней (полной) школы.

Задания первой части охватывают все разделы и аспекты курса и проверяют:

лингвистическую подготовку экзаменуемых; владение важнейшими нормами русского литературного языка; практические коммуникативные умения (чтение).

  1. Количественный анализ.

Сопоставительный анализ выполнения заданий части А представлен в таблице 2.

Сопоставительный анализ выполнения заданий части А


Процент выполнения заданий части А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

74

ноябрь

54


33

33

33

20


74

80


74


74


80


54


74


54


74

74

январь

74

54

47

33

47

74

80

74

74

80

74

54

54

74

74

март

74

84

64

47

74

80

80

74

74

80

80

54

74

74

74

май

74

84

64

47

74

80

80

74

74

80

80

54

74

74

Процент выполнения заданий части А

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

74


54


54


54


54


74


54

54


54


74


74


80


54


74


54

74

54

54

54

54

74

54

54

74

74

74

80

54

74

54

74

74

74

54

54

74

54

54

74

74

80

80

74

74

54

74

74

74

54

54

74

54

54

74

74

80

80

74

74

54

Выводы :

Анализ выполнения заданий части А выпускниками МОУ СОШ № 113 позволяет сделать определённые заключения о том, при выполнении каких заданий учащимися был показан высокий уровень умений и навыков и какие вопросы вызвали наибольшее затруднение.

В целом на базовом уровне выпускники продемонстрировали достаточно уверенное владение учебным материалом. Учащиеся: Меженина, Бойко, Мезенцев, Маринина, Степанов -выполняют практически без ошибок все задания части А, Но есть учащиеся, которые не справляются и с половиной предложенных заданий. Это Гилев, Коснырева, Новиков, Руденко, Федоров, Галеев. Все три проверочных работы показали у данных учащихся низкий уровень знаний, непонимание текстов, неумение применить даже изученные правила на практике.

По-прежнему выпускники успешно справляются с заданиями, проверяющими смысловой и композиционный анализ микротекста , пунктуационный анализ простых и сложных предложений.

Низкий процент выполнения заданий по морфологии можно объяснить двумя факторами:

  • во-первых, многие учащиеся считают так называемые "теоретические" разделы курса русского языка узкоспециальными, "филологическими", недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;

  • во-вторых, у значительной части учащихся в целом слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток ярко проявляется при выполнении заданий из различных разделов курса.

Анализ выполнения заданий В1-В8 повышенного уровня сложности.

  1. Качественный анализ.

Задания этой части-задания открытого типа с кратким ответом-ориентированы на проверку лингвистической и коммуникативной компетентности учащихся, предполагают усвоение основных лингвистических (в том числе речеведческих и текстологических) понятий и грамматических категорий, умение оперировать ими при решении конкретных задач.

В заданиях В1-В8 на материале текста предъявляется более сложный языковой материал. Учащимся предлагаются разные варианты анализа текста - смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой. На этих заданиях проверяются различные виды деятельности и связанные с ними умения:

  • Умение опознавать и анализировать языковые единицы (слово, словосочетание, предложение, текст);

  • Умение проводить различные виды анализа текста;

  • Умение самостоятельно дать ответ и оформить его кратко (в виде слова, словосочетания, небольшого перечня слов или цифр).

Часть 2 (В) состоит из 8-ми заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по родному языку на высоком уровне сложности.

В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части требуют от экзаменуемого проведения того или иного вида лингвистического анализа текста. Учащемуся предлагается найти в тексте примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий второй части работы и три последних задания первой части ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемый должен написать сочинение.

Каждое правильно выполненное задание из первой и второй частей работы оценивается одним баллом. Исключение составляет задание В8. За выполнение задания В8 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл

  • 4 балла: нет ошибок;

  • 3 балла: допущена 1 ошибка;

  • 2 балла: допущены 2 ошибки;

  • 1 балл: верно указана только одна цифра;

  • 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

  1. Количественный анализ.

Результаты выполнения заданий части В по школе представлены в таблице 3.

Сопоставительный анализ выполнения заданий части В


Процент выполнения заданий

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

34

ноябрь

34

40

20

34

34

34

93

34

январь

34

40

20

34

40

40

93

74

март

54

54

34

40

54

47

93

74

май

54

54

34

40

54

47

93

Выводы:

Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале текста.

Словообразование проверялось заданием В1, для решения которого требовалось выписать из отрывка текста слово, образованное тем или иным способом, или, наоборот, определить и записать способ образования предложенного слова. Это задание повышенной трудности. Учащиеся не могут отличить суффиксальный и бессуффиксный способы словообразования, затрудняются найти слово, от которого образованы слова, путают однокоренные слова и формы слова.

Невыполнение упомянутого задания объясняется, как правило, формальным подходом выпускников к разбору слова по составу, незнанием морфологических особенностей некоторых частей речи и форм (причастий, деепричастий, наречий), отождествлением понятий "нулевое окончание" - "отсутствие окончания", "словообразующие аффиксы" -"формообразующие аффиксы", непониманием механизма основных способов словообразования в русском языке, особенно бессуфиксного.

Одним из самых трудных остается задание В2 (морфологический анализ слова). Экзаменуемый имеет дело не с микротекстом, а с текстом, предложенным для анализа в различных аспектах. Разные варианты экзаменационной работы охватывали слова, относящиеся как к самостоятельным, так и к служебным частям речи (наречиям, местоимениям, причастиям, предлогам, частицам). Причины ошибочных ответов заключаются в поверхностном усвоении теоретической части курса русского языка, в том, что, выполняя морфологический анализ, учащиеся не всегда способны комплексно учитывать различные признаки, определяющие принадлежность слова к той или иной части речи: значение слова как части речи, морфологические и синтаксические признаки. Учащиеся до сих пор не выучили наизусть местоимения, частицы, путают эти части речи, не умеют отличить наречия от омонимичных частей речи.

Самыми сложными заданиями для экзаменуемых оказались В4 (Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные) и В6 (Сложное предложение. Умение проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. Умение проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов). Эти задания смогли выполнить менее половины выпускников.

Повысилась успешность выполнения задания В8. В этом задании учащиеся должны были прочитать небольшой фрагмент текста, в котором содержался лингвостилистический анализ использованных в исходном тексте изобразительно-выразительных средств, и на месте пропуска-пробела поставить цифру, соответствующую правильному ответу из предложенных в списке 9 терминов, называющих то или иное понятие из области стилистических ресурсов языка - источников речевой выразительности. Мночисленные презентации на уроках русского языка и литературы, отработка данной темы на примере художественных текстов позволили улучшить качество знаний

Анализ выполнения высокого уровня сложности С.

  1. Качественный анализ.


Часть 3 (С) включает одно задание с развёрнутым ответом: выпускники должны написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника: понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

  • определять тему текста, позицию автора;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

  • развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения;

  • выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

  • соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

2.Количественный анализ.

Результаты выполнения заданий части С по школе представлены в таблице

Сравнительный анализ выполнения заданий части С


К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

54

84

80

94

30

34

34

34

34

84

74

94

54

84

80

94

47

47

47

34

34

84

74

94

54

84

80

94

47

47

47

34

54

84

74

94

54

84

80

94

47

47

47

34

54

84

74

94

позволили сделать следующие выводы :

1.Статистика показывает, что практически не изменился и остался низким процент выполнения заданий части С работы. Остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста. Учащиеся: Новиков, Коснырева, Деменев, Гилев, Галеев, Федоров- не могут правильно сформулировать проблему, найти авторскую позицию в тексте.

2.Комментарии к сформулированной проблеме кратки и бездоказательны в ряде работ.

Рекомендации:

1.Необходимо развивать языковой эстетический вкус учащихся, способность осознавать эстетическую ценность высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формировать у учащихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим речевым нормам.

2.При подготовке выпускников к выполнению заданий Единого государственного экзамена по русскому языку необходимо настраивать учащихся на выполнение всей работы полностью, не ориентироваться на демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов, т.к. включённые в него задания, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ.



© 2010-2022