Повышение уровня учебной мотивации учащихся как необходимое условие достижения высокого качества знаний по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение уровня учебной мотивации учащихся

как необходимое условие достижения высокого качества знаний по русскому языку

Основания для разработки проекта:

- Проект Министерства образования и науки РФ «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» (приложение к письму № 03-946 от 08 мая 2008 года)

- Национальная доктрина образования в РФ, принятая постановлением Правительства РФ от 04 октября 2000года № 751

- Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992г. № 3266-1)

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998г. № 124 - ФЗ)

- Конвенция о правах ребенка

- Конституция РФ

Цель проекта:

Совершенствование системы взаимосвязанных мероприятий по постоянному повышению уровня устойчивой учебной мотивации учащихся к изучению русского языка.

Задачи проекта

1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме проекта, познакомиться с имеющимся педагогическим опытом по повышению положительной учебной мотивации у обучающихся.

2. Рассмотреть имеющиеся и разработать собственные специальные психолого-диагностические методики, направленные на выявление уровня учебной мотивации школьников. Сформировать банк диагностического инструментария для определения уровня мотивации учащихся к изучению русского языка на начало реализации проекта.

3. Выявить наиболее эффективные дидактические средства, приёмы, методы, формы работы, имеющиеся в педагогической практике, по активизации познавательной деятельности учащихся в рамках уроков русского языка, по формированию у них устойчивых мотивов к изучению данного предмета.

4. Разработать и реализовать комплекс мероприятий урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению уровня высокой учебной мотивации школьников к изучению русского языка.

5. Провести диагностику уровня учебной мотивации учащихся на конец реализации проекта, определить эффективность предложенных мероприятий. Проследить динамику развития мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В условиях изменения содержания образования всё большее значение приобретает активизация познавательной деятельности учащихся, в качестве основного механизма которой признается развитие мышления, обеспечивающего целостный, гибкий, системный подход к изучению объектов окружающего мира. Очевидным становится переход от учебной деятельности, основанной на усвоении конкретных предметных знаний, умений и навыков, к овладению каждым учащимся навыками логического и образного мышления.

В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей нас, педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, способствующее в целом повышению качества образовательного процесса. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения, выработку самостоятельности у учащихся. Но, как известно, учебная деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты только в том случае, если у школьника имеются глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, являясь своего рода «пусковым механизмом». Формирование положительной учебной мотивации, повышение уровня познавательной активности школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. В связи с этим особое внимание должно уделяться организации учебного процесса, построенного на широком использовании форм, методов и приёмов обучения, содействующих развитию познавательной активности, формированию у учащихся положительной мотивации к обучению.

Именно поэтому я посчитала необходимым организацию деятельности, направленной на повышение уровня учебной мотивации школьников к изучению русского языка, что, на мой взгляд, будет способствовать получению более высоких образовательных результатов, а в целом - повышению качества образовательного процесса.

Постановка проблемы и актуальность проекта

В основе любой мотивации лежит совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Учебная деятельность имеет для каждого учащегося свой смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия, которые прежде всего должны способствовать тому, чтобы учебный процесс стал важнейшим фактором формирования устойчивого интереса к предмету и развитию потребности этот интерес удовлетворить.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления. Для успешного овладения этим предметом требуется достаточно высокий уровень учебной мотивации обучающихся, поэтому эффективность и качество преподавания русского языка будут зависеть от использования всех имеющихся резервов современной педагогической теории и практики.

Однако до сих пор во многих образовательных учреждениях существует проблема наличия у детей низкой мотивационной потребности к изучению русского языка, что не может не отражаться на качестве их знаний.

В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены, как потребность, интерес, склонность. В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались многие известные психологи: Лазурский А.Ф., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С. Огромный вклад в освещение проблем мотивации учебной деятельности внесли Божович Л.И., Маркова А.К., Зимняя И.А., понимающие под мотивом учения «направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанную с внутренним отношением к ней».

Поскольку тема моего проекта связана с понятием «мотивация», я посчитала необходимым обратиться и к трактовке термина «мотив», предложенной Петровским А.В.: «Мотив - это побуждение, в основе которого лежит потребность, совокупность внешних или внутренних условий, влияющих на активность субъекта; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий человека». Мотив не может возникнуть сам по себе, необходим внешний толчок (стимул), в качестве которого в рамках процесса обучения могут выступать разнообразные приёмы, формы, методы работы.

У современных школьников часто преобладает низкая мотивация к изучению русского языка: наблюдается пассивность детей в рамках урока, нежелание заниматься внеурочной деятельностью, выполнять дополнительные задания, работать с информационными источниками, что в результате ведёт к недостаточно высоким показателям ЕГЭ и ГИА. Преподавая русский язык в МБОУ «Лицей № 136», я также столкнулась с некоторыми проблемами, которые обусловили актуальность моего проекта:

- снижение учебной мотивации учащихся к изучению русского языка и, как следствие, их пассивность на уроках;

- отсутствие самостоятельности школьников в решении поставленных задач (например, сеть Интернет и огромное количество «решебников» приводит к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда);

- низкий уровень сформированности практических умений и навыков (отсутствие системы в усвоении учебного материала, разовые зубрёжки приводят к тому, что учащиеся испытывают трудности в выполнении заданий);

- отсутствие интереса учащихся принимать участие во внеурочной деятельности (зачастую школьники не желают участвовать в олимпиадах, НПК по русскому языку, интеллектуальных и творческих конкурсах).

Кроме того, по результатам анкетирования, проведенного среди учащихся лицея, выявлено, что только 39% детей посещают уроки русского языка с большим интересом, 31% считает его изучение необходимым только для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в вузы, остальная часть детей не мотивирована на изучение данного предмета. Наличие перечисленных выше проблем ведёт в итоге к снижению качества знаний по русскому языку.

Разрабатывая содержание проекта, я исходила из следующих концептуальных положений:

- формирование высокой мотивации учащихся не может быть эффективным в рамках традиционного обучения и требует использования разнообразных форм, методов и приёмов работы;

- содержание обучения должно быть направлено на самореализацию личности ребёнка, на получение образования, соответствующего его интересам, склонностям, потребностям, способностям;

- формирование положительной мотивации при изучении русского языка решается с учётом возможности инновационного обучения, представляющего одно из важнейших направлений современной педагогики.

Методологическими основами данного проекта являются:

- концепция мотивационной сферы человека (Леонтьев А.Н.);

- теория организации познавательной деятельности (Беспалько В.П.);

- концепции проектирования педагогических систем (Ильин Г.Л., Поташник М.М.);

- концепция личностно-ориентированного образования (Сериков В.В., Слободчиков В.И.).

Практическая значимость состоит в разработке системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение уровня учебной мотивации школьников к изучению русского языка как одного из условий повышения качества знаний по предмету.

Основной целью проекта является разработка системы взаимосвязанных мероприятий по формированию устойчивой учебной мотивации учащихся к изучению русского языка.

На основе поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме проекта, познакомиться с имеющимся педагогическим опытом по формированию положительной учебной мотивации обучающихся.

2. Рассмотреть специальные психолого-диагностические методики, направленные на выявление уровня учебной мотивации школьников. Сформировать банк диагностического инструментария для определения уровня мотивации учащихся к изучению русского языка на начало реализации проекта.

3. Выявить наиболее эффективные дидактические средства, приёмы, методы, формы работы, имеющиеся в педагогической практике, по активизации познавательной деятельности учащихся в рамках уроков русского языка, по формированию у них устойчивых мотивов к изучению данного предмета.

4. Разработать и реализовать комплекс мероприятий урочной и внеурочной деятельности, способствующих формированию высокой учебной мотивации школьников к изучению русского языка.

5. Провести диагностику уровня учебной мотивации учащихся на начало и конец реализации проекта, определить эффективность предложенных мероприятий. Проследить динамику развития мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Реализации поставленной цели и задач проекта будут способствовать следующие стратегии:

- системный подход к модернизации кабинета - охват инновационными процессами всех аспектов функционирования и деятельности предметного кабинета;

- информационная поддержка - широкое использование возможностей школьного информационного центра (Интернет, медиаресурсы и т.д.);

- непрерывный рост педагогической компетентности - своевременное прохождение курсовой переподготовки, непрерывное самообразование, участие в инновационной деятельности;

- единство образовательного процесса - единство целей и задач, достигаемых через урочную, внеурочную и внеклассную деятельность;

- практикоориентированный, деятельностный подход к организации образовательного процесса.

Этапы реализации проекта.

Первый этап: подготовительный (август 2011г. - июнь 2012г.)

Цель этапа: изучение литературы по теме проекта, знакомство с имеющимся

учащихся, создание банка диагностического инструментария.

№ п/п

Предполагаемое мероприятие

Предполагаемый срок

1.

Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы, освещающей проблемы учебной мотивации учащихся. Составление рекомендаций для использования в процессе обучения.

Август - ноябрь 2011 г.

2.

Знакомство с наиболее эффективными дидактическими средствами, применяемыми другими педагогами для создания мотивационной сферы в рамках преподавания русского языка.

Декабрь 2011 г.

3.

Формирование банка диагностического инструментария для определения уровня учебной мотивации учащихся в процессе реализации проекта, мониторинга развития его динамики. Проведение первоначальной диагностики учебной мотивации учащихся по русскому языку

Январь - февраль 2012 г.

4.

Изучение инновационных методов и приёмов работы по формированию положительной мотивации школьников к изучению русского языка.

Март 2012 года

5.

Изучение факторов создания здоровьесберегающей среды с целью рациональной организации учебной деятельности учащихся.

Июнь - июль 2012 г.

6.

Создание банка занимательного языкового материала для проведения уроков русского языка (на первое полугодие учебного года).

В течение всего периода

7.

Разработка плана деятельности по реализации проекта, направленного на достижение основной цели и поставленных задач.

Август 2012 г.

Второй этап: деятельностный (сентябрь 2012 - август 2014 года)

Цель этапа: построение и апробация концептуальной модели развития проекта - разработка плана мероприятий, направленных на формирование положительной учебной мотивации учащихся, его реализация на уроках русского языка.

№ п/п

Предполагаемое мероприятие

Предполагаемый срок

1.

Начальная диагностика уровня сформированности учебной мотивации учащихся к изучению русского языка.

Сентябрь 2012 г.

2.

Разработка и реализация программ элективного и факультативного курсов «Деловой русский язык» и «Основы стилистики. Культура речи», способствующих повышению интереса школьников к изучению русского языка.

Сентябрь 2012 года

3.

Разработка дидактического материала для кабинета с целью его использования на уроках русского языка:

- языковые игры;

- лингвистическое лото;

- наглядный материал;

- карточки дифференцированного характера.

В течение всего периода

4.

Организация и проведение серии интегрированных уроков:

- русский язык и ИКТ;

- русский язык и литература;

- русский язык и ИЗО.

В течение всего этапа

5.

Активное использование на уроках русского языка в течение учебного года следующих форм работы:

- различные виды орфографических диктантов (кодовый, графический, немой, выборочный и т.д.);

- дидактические игры-эстафеты;

- интеллектуальные тренинги;

- составление и решение кроссвордов;

- работа с тестами и перфокартами;

- составление алгоритмов по заданной теме и работа с ними;

- работа с иллюстративным материалом.

В течение всего этапа

6.

Широкое использование на уроках русского языка информационно-коммуникационных технологий:

- работа с готовыми обучающими программами, электронными учебниками, тренажёрами;

- поиск информации в сети Интернет в рамках урока;

- подготовка демонстрационных и интерактивных мультимедийных презентаций;

- проведение электронных уроков;

- разработка с учащимися интерактивных тренингов;

- проведение мониторинга качества усвоения знаний в виде электронного тестирования, индивидуального компьютерного тренинга, модульного контрольного тестирования.

В течение всего этапа

7.

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в течение учебного года:

- конкурс мини-проектов по предложенным темам;

- составление топонимического словаря Новосибирской области;

- оформление этимологического словаря школьника (на основе самостоятельно проведенной исследовательской работы по этимологии слов).

В течение всего этапа

8.

Подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях различных уровней:

- выбор темы (по интересам школьников);

- индивидуальные консультации по выбранной теме;

- обучающие занятия по оформлению работы;

- мастер-классы по представлению докладов в рамках НПК с привлечением учащихся, проводивших самостоятельные научные исследования

В течение всего этапа

9.

Организация внеурочной деятельности учащихся в течение учебного года:

- творческие поэтические конкурсы на уровне лицея, района, города и области;

- дистанционные викторины;

- проведение открытых внеклассных занятий по предмету;

- организация встреч с людьми, занимающимися изучением языка (преподаватели вузов, переводчики, аспиранты).

В течение всего этапа

10.

Организация постоянно действующего клуба знатоков филологии с целью привлечения обучающихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах. Оказание необходимой помощи в подготовке инициативным учащимся.

В течение всего этапа

11.

Ежемесячный выпуск предметных газет для кабинета русского языка с размещением в них авторских стихотворений, творческих работ, итогов участия во внеурочной деятельности. Публикация творческих работ учащихся в лицейской газете и других изданиях

Декабрь 2012-апрель 2014 г.

12.

Организация индивидуальных консультаций для учащихся, испытывающих затруднения в освоении курса русского языка.

В течение всего этапа

13.

Создание инициативной группы школьников для осуществления деятельности в пресс-центре лицея (из учащихся, проявляющих интерес к журналистской деятельности).

Январь 2013 г.

14.

Ежемесячное оформление статей для лицейской газеты в рубрику «Интеллектуал» (подрубрика «Тайны языка»).

Декабрь 2012- май 2014 г.

Третий этап: заключительный (сентябрь 2014 г. - июнь 2015 г.)

Цель этапа: проведение диагностики по выявлению учебной мотивации школьников к изучению русского языка. Определение эффективности от реализации проекта, анализ достигнутых результатов.

№ п/п

Предполагаемое мероприятие

Предполагаемый срок

1.

Создание банка программно-методических материалов, интегрированных уроков, внеклассных мероприятий по теме реализованного проекта.

В течение всего этапа

2.

Организация и проведение заседания круглого стола по итогам участия в различных творческих конкурсах по предмету с оформлением отзывов обучающихся.

Сентябрь - октябрь 2014 г.

3.

Оформление учащимися проектов «Грани языка» - демонстрация межпредметных связей (по итогам интегрированных уроков). Размещение выставки в кабинете русского языка.

Ноябрь - декабрь 2014 г.

4.

Проведение конкурса мини-сочинений «Трудно, но не нудно или…» (впечатления школьников об уроках русского языка в течение учебного года).

Ноябрь 2014 г.

5.

Презентация топонимического словаря Новосибирской области, составляемого учащимися в течение учебного года, перед учащимися средних классов. Размещение материала в лицейской газете в рубрике «Интеллектуал».

Февраль 2015 г.

6.

Проведение диагностики по выявлению уровня учебной мотивации школьников к изучению русского языка на конец реализации проекта, сравнение результатов с результатами начальной диагностики, мониторинг динамики.

Май 2015 г.

7.

Выпуск литературного альманаха, содержащего творческие работы обучающихся - поэтическое творчество.

Июнь 2015 г.

8.

Оформление папок достижений и портфолио творческих исследовательских работ школьников.

Июнь 2015 г.

9.

Составление компьютерной картотеки исследовательских работ школьников, их проектов с краткой аннотацией и рецензией преподавателя.

В течение всего этапа

10.

Обобщение опыта по формированию познавательной активности школьников в рамках преподавания русского языка, его распространение на уровне лицея, района, города.

Июнь 2015 г.

11.

Анкетирование обучающихся, направленное на выявление степени их удовлетворенности уроками русского языка в течение учебного года. Создание форума в Дневнике.ру - отзывы школьников и родителей.

Сбор и систематизация результатов проекта, определение его эффективности.

Май - июнь 2015 г.

Реализация основных мероприятий данного проекта осуществляется на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:

- психологических - совокупность умений и навыков школьников в различных видах деятельности, опыт самоорганизации, уровень самостоятельности, потребность в осуществлении той или иной деятельности;

- педагогических - инновационная деятельность педагога, направленная на создание мотивирующей образовательной среды.

Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации проекта

Научно-методические ресурсы:

- психолого-педагогическая и учебно-методическая литература;

- программа элективного и факультативного курсов;

- дидактические материалы для уроков русского языка;

- электронные учебные пособия;

- справочники, словари, энциклопедии;

- банк психолого-педагогических диагностик по выявлению и мониторингу уровня познавательной мотивации школьников.

Технические ресурсы:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран с дистанционным управлением;

- видео- и DVD-аппаратура.

Предполагаемые результаты от реализации проекта:

1. Повышение уровня учебной мотивации учащихся к изучению русского языка, наличие благоприятной мотивационной сферы в процессе изучения предмета.

2. Повышение качества знаний школьников по русскому языку - до 85%, достижение более высоких образовательных результатов.

3. Создание системы диагностики и мониторинга индивидуальных образовательных результатов обучающихся, уровня их познавательной активности и мотивации к изучению русского языка.

4. Увеличение количества школьников, принимающих участие во внеурочной деятельности по предмету, и результативность данной деятельности.

5. Создание банка программно-методических, дидактических материалов по теме реализованного проекта

6. Обобщение, оформление и распространение опыта на уровне лицея и района по формированию положительной учебной мотивации учащихся к изучению русского языка. Публикация опыта на сайте педагогического клуба «Первое сентября».

Продукт от реализации проекта:

- банк диагностических, программно-методических, дидактических материалов;

- банк электронных ресурсов (работы обучающихся, КИМы, мультимедийные презентации и т.д.);

- практические рекомендации по организации уроков русского языка, способствующих формированию устойчивой мотивации к изучению предмета;

- рекомендации по организации интегрированных уроков;

- программы элективного и факультативного курсов;

- топонимический словарь Новосибирской области для кабинета русского языка;

- литературный альманах «Творческая мастерская» (поэтические работы школьников);

- компьютерная картотека исследовательских работ школьников.

Индикаторы эффективности реализации проекта:

- чётко организованная система по внедрению регионального компонента в учебно-воспитательный процесс;

- положительные отзывы участников проекта;

Перспективы совершенствования проекта:

1. Осуществление сотрудничества с филологическим факультетом и факультетом журналистики НГПУ.

2. Организация при НОУ лицея кафедры филологии.




© 2010-2022