- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык»
Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дмитриева В.В. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа №57"
Методическая тема по русскому языку
«Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».
учитель русского языка и литературы
Дмитриева Виктория Викторовна
г. Пермь, 2015 год.
Методическая тема по русскому языку
«Занимательный аспект в изучении предмета «Русский язык».
Обучение ребенка любому предмету идет гораздо легче и быстрее, если проводить его в игре. Поэтому гораздо более результативными оказываются для школьников в любом возрасте ребусы по русскому языку, чем, например, монотонное заучивание скучных правил. С большим удовольствием ученик берется разгадывать замысловатые задачки для своего возраста.
Ребус - «загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов).
На своих уроках русского языка я предпочитаю часто прибегать к помощи ребусов. Играя, споря, стараясь разгадать загадку быстрее остальных участников, дети обучаются гораздо быстрее, лучше запоминают любой материал, в них формируется позитивное отношение к самому процессу обучения.
Большое распространение имеют ребусы и при проведении конкурсов и викторин, и, конечно же, наряду с математическими ребусами и задачами, подобные задания по русскому языку занимают в таких мероприятиях достойное место.
Подача темы урока.
С помощью картинки-ребуса можно интересно зашифровать тему урока, раздел русского языка, к которому она относится и отработать правильное написание получившегося слова - термина.
Лексика.
Склонение…
Глагол.
Раздел «Орфография».
Ребусы - помощники в работе со словарными словами. Дети с удовольствием их разгадывают. Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти детей. Отгадывание ребуса позволяет учителю привлечь и сконцентрировать внимание всех учащихся на задании, в классе не остается равнодушных детей. Именно особый интерес, оригинальность подачи слова повышает эффективность этой работы. Использование ребусов выступает как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности. Ребусы учат мыслить, рассуждать, говорить, что очень важно для учебного процесса..
В русском языке одной из трудных тем для изучения является работа со словами с непроверяемым написанием (словарными словами). Как правило, написание этих слов приходится запоминать механически. Но осмысленное запоминание, безусловно, эффективнее. Разгадывание ребусов подходит и для слов с проверяемыми гласными и согласными в слове. С помощью ребусов можно заинтересовать ребят, окунуть их в атмосферу игровой ситуации на уроке, проводя такой нелюбимый многими и, порой, трудный словарный диктант.
Модель
Карнавал
Лотерея
Деревня
Дворняга
Уздечка
Трава
Велосипед
Лестница
Таллин
Раздел «Лексика. Лексикология».
Раздел «Лексикология» богат материалом для данного вида работы - отгадывание ребуса. Предмет, изображенный на картинке, может иметь несколько названий. Нужно учить детей выбирать нужное слово, т.к. важно правильно назвать предмет, чтобы разгадать ребус. Например, «дом», «изба»; «доктор», «врач»; «облако», «туча». Таким образом, разгадывание ребусов обогащает активный словарь школьников синонимами.
(Доктор).
Задание №1: подбери синоним к слову. (Врач)
(Парикмахер)
Задание №2: подбери устаревшее слово- синоним к отгадке. (Цирюльник)
Задание №2 затрагивает тему устаревших слов. Подобную работу можно вести и с другой лексикой:
Задание №3: к какой лексике русского языка относится данное слово?
(Модем. Заимствованное слово).
Задание №4: к какой лексике русского языка относится данное слово?
(Процессор. Заимствованное, профессиональное слово)
Задание №5: к какой лексике русского языка относится данное слово?
(Ландшафт. Заимствованное слово. Профессиональная лексика)
Задание №6: к какой лексике русского языка относится данное слово?
(Колесница. Устаревшее слово, историзм).
Раздел «Морфемика».
Задание №1: сделайте морфемный разбор данного слова.
(Под-снеж-ник-…)
Повторяем историческое чередование г/ж, правописание приставок
Задание №2: сделайте морфемный разбор данного слова.
(Вод-о-лаз-…)
Повторяем соединительные гласные о/е, оглушение согласных на конце слов)
Раздел «Морфология»
Задание №1: Найди слова, которые употреблены во множественном числе.
(Варежки - мн.ч.)
(Санки - мн.ч.)
(Февраль - ед.ч.)
(Сосулька - ед.ч.)
Задание №2: Найди имена существительные 1 склонения.
(Вьюга - 1 скл.)
(Гололед - 2 скл.)
(Мороз - 2 скл.)
(Колибри. Несклоняемое сущ.)
Раздел «Синтаксис и пунктуация».
Старый друг лучше новых двух.
Задание №1: сделайте синтаксический разбор данного предложения. Разбираем по членам предложения, даем полную характеристику предложению.
Беды мучат, уму учат.
Задание №2: расставьте знаки препинания в предложении. Объясните их постановку. (Предложение осложняют однородные сказуемые.)
Берись дружно - не будет грузно.
Задание №3: расставьте знаки препинания в предложении. Объясните их постановку. Сделайте синтаксический разбор данного предложения. Объясните правописание корня с чередованием (-бер-)
Ребус - это игра, загадка, а учиться через игру, с использованием занимательных и развивающих заданий всегда интереснее. Ребусы относятся к разновидностям интеллектуальных, развивающих игр. Поэтому разгадывание ребусов на уроках и других занятиях развивает интеллект, память, внимание и кругозор учеников.
Ни для кого не секрет, что тормозом в обучении школьников является и недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников. Кто-то поймет сразу, а кому-то разъяснит, растолкует игра. Игра - это и самостоятельная технология для освоения, понятия темы, раздела и элемент более обширной технологии; игровая деятельность может занять целый урок или его часть (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль).
Ребусы, шарады, кроссворды и головоломки с загадками очень оживляют уроки русского языка в любом классе, развивают у детей речь, логическое мышление, обогащают словарный запас, учат мыслить детей образами, картинками. Во время игры не бывает детей, не участвующих в работе. В такой игре проявляется самостоятельность и творчество каждого ученика, каждый работает в меру своих сил и способностей.
Работа по данной теме ведется мною второй учебный год и будет продолжена в будущем.