Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык»

   Обучение ребенка любому предмету идет гораздо легче и быстрее, если проводить его в игре. Поэтому гораздо более результативными оказываются для школьников в любом возрасте ребусы по русскому языку, чем, например, монотонное заучивание скучных правил. С большим удовольствием ученик берется разгадывать замысловатые задачки для своего возраста.   Ребус – «загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов).  На своих уроках русского языка я пред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа №57"












Методическая тема по русскому языку

«Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».




















учитель русского языка и литературы

Дмитриева Виктория Викторовна















г. Пермь, 2015 год.

Методическая тема по русскому языку

«Занимательный аспект в изучении предмета «Русский язык».

Обучение ребенка любому предмету идет гораздо легче и быстрее, если проводить его в игре. Поэтому гораздо более результативными оказываются для школьников в любом возрасте ребусы по русскому языку, чем, например, монотонное заучивание скучных правил. С большим удовольствием ученик берется разгадывать замысловатые задачки для своего возраста.

Ребус - «загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов).

На своих уроках русского языка я предпочитаю часто прибегать к помощи ребусов. Играя, споря, стараясь разгадать загадку быстрее остальных участников, дети обучаются гораздо быстрее, лучше запоминают любой материал, в них формируется позитивное отношение к самому процессу обучения.

Большое распространение имеют ребусы и при проведении конкурсов и викторин, и, конечно же, наряду с математическими ребусами и задачами, подобные задания по русскому языку занимают в таких мероприятиях достойное место.

Подача темы урока.

С помощью картинки-ребуса можно интересно зашифровать тему урока, раздел русского языка, к которому она относится и отработать правильное написание получившегося слова - термина.

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Лексика.

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Склонение…

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Глагол.

Раздел «Орфография».


Ребусы - помощники в работе со словарными словами. Дети с удовольствием их разгадывают. Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти детей. Отгадывание ребуса позволяет учителю привлечь и сконцентрировать внимание всех учащихся на задании, в классе не остается равнодушных детей. Именно особый интерес, оригинальность подачи слова повышает эффективность этой работы. Использование ребусов выступает как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности. Ребусы учат мыслить, рассуждать, говорить, что очень важно для учебного процесса..

В русском языке одной из трудных тем для изучения является работа со словами с непроверяемым написанием (словарными словами). Как правило, написание этих слов приходится запоминать механически. Но осмысленное запоминание, безусловно, эффективнее. Разгадывание ребусов подходит и для слов с проверяемыми гласными и согласными в слове. С помощью ребусов можно заинтересовать ребят, окунуть их в атмосферу игровой ситуации на уроке, проводя такой нелюбимый многими и, порой, трудный словарный диктант.

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Модель

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Карнавал

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Лотерея


Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Деревня

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Дворняга


Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Уздечка

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Трава


Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Велосипед

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Лестница

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Таллин


Раздел «Лексика. Лексикология».


Раздел «Лексикология» богат материалом для данного вида работы - отгадывание ребуса. Предмет, изображенный на картинке, может иметь несколько названий. Нужно учить детей выбирать нужное слово, т.к. важно правильно назвать предмет, чтобы разгадать ребус. Например, «дом», «изба»; «доктор», «врач»; «облако», «туча». Таким образом, разгадывание ребусов обогащает активный словарь школьников синонимами.

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Доктор).

Задание №1: подбери синоним к слову. (Врач)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Парикмахер)

Задание №2: подбери устаревшее слово- синоним к отгадке. (Цирюльник)

Задание №2 затрагивает тему устаревших слов. Подобную работу можно вести и с другой лексикой:

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Задание №3: к какой лексике русского языка относится данное слово?

(Модем. Заимствованное слово).

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Задание №4: к какой лексике русского языка относится данное слово?

(Процессор. Заимствованное, профессиональное слово)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Задание №5: к какой лексике русского языка относится данное слово?

(Ландшафт. Заимствованное слово. Профессиональная лексика)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Задание №6: к какой лексике русского языка относится данное слово?

(Колесница. Устаревшее слово, историзм).

Раздел «Морфемика».


Задание №1: сделайте морфемный разбор данного слова.

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Под-снеж-ник-…)

Повторяем историческое чередование г/ж, правописание приставок

Задание №2: сделайте морфемный разбор данного слова.

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Вод-о-лаз-…)

Повторяем соединительные гласные о/е, оглушение согласных на конце слов)


Раздел «Морфология»


Задание №1: Найди слова, которые употреблены во множественном числе.

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Варежки - мн.ч.)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Санки - мн.ч.)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Февраль - ед.ч.)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Сосулька - ед.ч.)

Задание №2: Найди имена существительные 1 склонения.

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Вьюга - 1 скл.)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Гололед - 2 скл.)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Мороз - 2 скл.)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

(Колибри. Несклоняемое сущ.)

Раздел «Синтаксис и пунктуация».


Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Старый друг лучше новых двух.


Задание №1: сделайте синтаксический разбор данного предложения. Разбираем по членам предложения, даем полную характеристику предложению.

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Беды мучат, уму учат.


Задание №2: расставьте знаки препинания в предложении. Объясните их постановку. (Предложение осложняют однородные сказуемые.)

Методическая тема по русскому языку «Занимательные аспекты в изучении предмета «Русский язык».

Берись дружно - не будет грузно.


Задание №3: расставьте знаки препинания в предложении. Объясните их постановку. Сделайте синтаксический разбор данного предложения. Объясните правописание корня с чередованием (-бер-)


Ребус - это игра, загадка, а учиться через игру, с использованием занимательных и развивающих заданий всегда интереснее. Ребусы относятся к разновидностям интеллектуальных, развивающих игр. Поэтому разгадывание ребусов на уроках и других занятиях развивает интеллект, память, внимание и кругозор учеников.

Ни для кого не секрет, что тормозом в обучении школьников является и недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников. Кто-то поймет сразу, а кому-то разъяснит, растолкует игра. Игра - это и самостоятельная технология для освоения, понятия темы, раздела и элемент более обширной технологии; игровая деятельность может занять целый урок или его часть (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль).

Ребусы, шарады, кроссворды и головоломки с загадками очень оживляют уроки русского языка в любом классе, развивают у детей речь, логическое мышление, обогащают словарный запас, учат мыслить детей образами, картинками. Во время игры не бывает детей, не участвующих в работе. В такой игре проявляется самостоятельность и творчество каждого ученика, каждый работает в меру своих сил и способностей.

Работа по данной теме ведется мною второй учебный год и будет продолжена в будущем.


© 2010-2022