Русский язык и Литература

  • Структурная карта урока Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи Структурная карта урока Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи. 1. Фронтальный устный опрос. 1. Что изучает синтаксис? 2. Какие единицы синтаксиса вы знаете? 3. Чем они отличаются друг от друга? 4. Какая функция у словосочетания? 5. Какая функция у предложения? 6. Что изучает пунктуация? 2. Работа с таблицей. Занесите данные таблицы в справочник. Виды синтаксической связи Сочинительная Подчинительная Соединяет равноправные слова или члены предложения Соединяет слова, из которых одно – главное, а другое – зависимое Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову От главного слова к зависимому можно задать вопрос Встречается в предложении Встречается в словосочетании (Какие?) красные, синие, зеленые Глядел (куда?) вдаль Задание: в тетради письменно привести 3–4 примера на каждый вид связи. 3. Работа со схемой. Занесите схему в справочник. Средства синтаксической связи Задание:используя средства синтаксической связи, из данных слов восстановить строчку известного стихотворения А. С. Пушкина (данные слова можно повторять). Я, печалить, вы, любить, мой, любовь, совсем, хотеть, еще, пусть, быть, мочь, душа, угаснуть, не, она, много, тревожить, ничто. Ключ:1-я строфа стихотворения Я вас любил…. Строение и грамматическое значение словосочетания 1. Практическая разминка. Из данного предложения выписать все возможные словосочетания, обозначить главное и зависим... Задание: определить вид словосочетания по главному слову. Правка текста, берестяная грамота, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю. 3. Тренировочные упражнения. 1. Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания. Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёло...
  • Структурная карта урока Глагол его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола, их грамматические признаки Структурная карта урока Глагол его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола, их грамматические признаки. 1. Упражнения по теме Глагол. 1. Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7) глаголы повелительного наклонения. 1. Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! 2. Крепни и славься в битвах веков, ...
  • Подготовка к сочинению по роману И. А. Гончарова ОбломовВ конспекте урока детально рассматривается структура сочинения, предлагаются вопросы по восприятию текста романа. Особенное внимание уделяется главе Сон Обломова, которую ученики перечитали к уроку. Данная глава анализируется, подбираются факты и эпизоды, иллюстрирующие эпиграфы к уроку: Все мы родом из детства, Жизнь есть сон. В ходе работы используются такие приемы, как слово учителя, беседа, поисковая работа с текстом и другие. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать...
  • Структурная карта урока Наречие. Слова категории состояния. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Правописание наречий, предлогов, союза Структурная карта урока Наречие. Слова категории состояния. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Правописание наречий, предлогов, союза. 1. Тест по теме Наречие. 1. Укажите слово, называющее признак действия: а) чтение вслух б) читать вслух 2. Укажите слово, называющее признак действия: а) подняться спозаранку б) подъем спозаранку 3. Найдите слово, называющее признак признака: а) совершенно тихий б) произведение совершенно 4. Найдите слово, называющее признак признака: а) гармони... Производные предлоги Непроизводные предлоги 3. Выпишите все частицы, укажите их разряд. 1) Вот пошел он в лес по грибы и заблудился. 2) Вот и присел он под дерево. 3) Давай, мол, дождусь утра. 4) Присел и задремал. 5) Вот задремал и слышит, вдруг кто-то его зовёт. 6) Смотрит – никого. 7) Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху. 4. Перепишите, вставив нужную букву. Н… раз ошибался. Н… разу н… единого н… ошибся. Н… сколько н… обиделся. Н… сколько обид рассорили друз...
  • Структурная карта урока «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения» Структурная карта урока Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения 1. Теоретический материал. Термин обособленный член предложения был введен Александром Матвеевичем Пешковским. В его книге Русский синтаксис в научном освещении дано описание соответствующего синтаксического явления. Особое внимание в разработке данной темы уделено интонации. Сравним два сочетания: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого. Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете это... Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого. Сравнивая с этой интонацией интонацию второго сочетания, замечаем, что там после первого повышения сразу начинается равномерное понижение до самого конца. Значками это можно изобразить так: Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого. Кроме того, есть разница и в ударениях. В первой фразе четыре сильных ударения: я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого; во второй только два: я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого. Таким образом, разница в интонации и в ритме между обоими сочетаниями очень большая, и мы вправе спросить себя: ...не имеет ли эта разница грамматического значения? 2. Практические задания. - Расскажите, каковы особенности... 3. Преобразуйте данные предложения так, чтобы обособленный второстепенный член превратился в состав полноценного сказуемого. Что более ясно обнаружится при этом? Способы преобразования показаны в упражнении 1. 4. Какие варианты сопоставляемых конструкций более лаконичны, динамичны, экспрессивны? (Экспрессия [лат. expressio] – выразительность, сила проявления чувств, переживаний) 5. В данных ниже предложениях знаки препинания расставлены так, как это сделано в авторском тексте. В каких случаях ...
  • Реферат по литературе Образ Петра I в произведениях А. С. ПушкинаВ разработке по теме Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина представлен материал для урока литературы в 9 классе. Публикация может быть использована как учителем, так и учащимися в подготовке дополнительного материала к уроку. Материал представлен по следующим направлениям: I. Введение. Интерес Пушкина к личности Петра I. II. Личность Петра Iв произведениях Пушкина: 1). Образ идеа...
  • Структурная карта урока «Обособление дополнений» Структурная карта урока Обособление дополнений 1.Самостоятельная работа. 1 вариант. Расставить знаки препинания, выделить обособленные определения и приложения. Вставить пропущенные буквы. 1.(Не)большие светлые глаза г..ревшие огнем были серьез(н,нн)ы озабоче(н,нн)ы. 2.Нависший над морем густой туман на (не)сколько минут раз..рвался. 3.(Не)сколько успокое(н,нн)ый я отправился к себе на кв..ртиру. 4.О подвигах Ильи Муромца любимого народного б..гатыря сохр..нилось много л..генд. 5.... 3. Практические задания. 1. Расставить знаки препинания, выделить обособленные дополнения. 1. Все кроме жены считали его виноватым. 2. Кроме полезного Сафрон заботился еще и о приятном. 3. Все не исключая и самого кучера не скоро опомнились. 4. Работали все включая и командира. 5. Весь январь за исключением нескольких дней стояла оттепель. 6. Кроме бабушки у Мойки есть и отец. 7. Я помимо своей воли свернул на знакомую улицу. 8. Рассказ мне понравился за исключением нескольких дета...
  • Структурная карта урока «Знаки препинания при диалоге и цитировании» Структурная карта урока Знаки препинания при диалоге и цитировании Диалог. 1. Теоретический материал. Диалог — это разговор двух или нескольких лиц между собой. Диалог может быть оформлен двумя способами: 1. Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту 2. Чередование реплик со словами автора Пунктуация и оформление диалога: · Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки · Перед ка... Сочинениe по повести А.С.Пушкина Капитанская дочка. Гринев и Швабрин. Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А.П.Чехов. 6. Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся Пушкин — гуманист, противник насилия (Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный). 7. Цитирование при помощи вводных конструкций 2. Практические задания. 1. Записать высказывания, используя разные способы цитирования. 1.Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский) 2.Эту прозу мог создать только русский язык...
  • Структурная карта урока «Предложения с обособленными членами, знаки препинания в них» Структурная карта урока Предложения с обособленными членами, знаки препинания в них. 1. Упражнения по теме Обособленные дополнения. 1. Составьте предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений. 1) За исключением резервного экипажа 2) помимо очередных рейсов 3) кроме фруктовых деревьев 4) не исключая участников конкурса 5) за исключением трех подруг 6) кроме отважного солдата 7) помимо уроков 8) сверх указанных задач. 2. Спишите, расставьте знаки препинания. Обособлен...
  • Структурная карта урока «Однородные и неоднородные определения» Структурная карта урока Однородные и неоднородные определения 1. Повторение изученного. А) Вставить в предложения обобщающие слова, расставить знаки препинания. 1. Радостно, молодо было и на небе и на земле и в сердце человека. 2. То насыпью то глубью лога то по прямой за поворот змеится лентою дорога безостановочно вперед. Б) Переделайте предложения, вставив обобщающие слова 1 - перед однородными членами; 2 - после однородных членов. 1. В сибирской тайге растут ель, сос... Признаки однородных определений Признаки неоднородных определений 1.Одинаково относятся к определяемому слову и произносятся с перечислительной интонацией. Между ними можно вставить союз И: Лицо ее было полно чистой, трогательной красоты. 1.Относятся к определяемому слову по-разному: одно из них непосредственно с ним связано и образует словосочетание, а другое относится ко всему словосочетанию. Вставка союза И невозможна: Короткий зимний день успел тем временем кончиться. 2.Однородные определения дополняют друг друга, могут быть близки по смыслу и часто обладают художественной образностью: Странный, резкий, болезненный крик раздался над рекой. 2.Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон: - широкая мраморная лестница (размер и материал) - прекрасный майский день (качество и время) - красная гоночная машина (цвет и назначение) 3.Однородные определения обычно выражаются прилагательными одного и того же разряда: - свежее, ясное утро (качественные) - шерстяные, шелковые ткани (относительные) - волчьи, лисьи норы (притяжательные) 3.Неоднородные определения чаще всего выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных: большие серые глаза. 4.Однородными являются определения, выраженные прилагательными и причастиями, причастными оборотами: Гроздья теплого, нагретого дневным солнцем винограда лежали прямо на зеленых, только что сорванных листьях. 4.Неоднородными являются определения, одно из которых выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным: твой оживленный разговор; первая весенняя гроза. Между однородными определениями при отсутствии союза запятая ставится! Между неоднородными определениями запятая не ставится! 4. Практические задания. 1. Расставьте знаки препинания. Найдите однородные и неоднородные определения. 1.На глянцевом гладком асфальте были смутные сливающиеся отражения. 2.Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги. 3.На ее плечах лежала серая шелковая косынка. 4.Приезжие считали себя обязанными посетить этот древний казахский центр. 5.Наполеон сделал вопросительный знак своей маленькой белой и пухлой рукой. 6.Были в конторе старые висячие стенные ...
  • Структурная карта урока «Неполные предложения. Тире в неполном предложении» Структурная карта урока Неполные предложения. Тире в неполном предложении. 1. Упражнения по теме Неполные предложения 1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал... (А.С. Пушкин) 2. Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-крит...
  • Структурная карта урока «Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами, знаки препинания в них» Структурная карта урока Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами, знаки препинания в них. 1. Упражнения по теме Однородные члены предложения. 1. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке: а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения; б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения; в) с однородными членами, выражающими ...
  • Структурная карта урока «Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания. Цельные словосочетания» Структурная карта урока Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания. Цельные словосочетания. 1. Упражнения по теме Словосочетание. 1. Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово. 1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, ...
  • Структурная карта урока «Обращения. Пунктуация при обращениях» Структурная карта урока Обращения. Пунктуация при обращениях 1. Теоретический материал. Обращения - слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью. Признаки обращений: 1. Оно называет лицо, к которому обращаются с речью. 2. Адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предме... Значение Вводные слова Примеры 1.Различные чувства К счастью, к радости, на нашу беду, к сожалению, к огорчению, к удивлению, … К сожалению, делами львов нередко ведают ослы. 2.Уверенность Конечно, безусловно, несомненно, действительно, разумеется, бесспорно Папа был, безусловно, прав. 3.Неуверенность Вероятно, кажется, казалось, возможно, по-видимому, очевидно, может быть, наверное, по всей вероятности Может быть, мы больше не увидимся. 4.Источник высказывания По мнению, по словам, по сообщению, по-моему, … Лиза, на взгляд Анны, была гораздо привлекательнее. 5.Порядок мыслей, связь между ними Во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно, таким образом, например, значит, … Итак, споры о дележе были отложены на неопределенное время. 6.Оценка способа выражения мысли Иначе говоря, другими словами, мягко говоря, честно говоря, прямо сказать, как говорится, одним словом По правде сказать, на шелковину можно было и не лазить. Место вводных слов – в начале, середине, конце предложения. На письме выделяются запятыми. Не являются вводными и не выделяются запятыми: Авось, буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, а именно, как будто, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, … Вводные предложения (есть грамматическая основа): Полев... А а быть может а вернее а вернее сказать а впрочем а главное а значит а лучше сказать а между прочим а может быть а наоборот а например а следовательно а точнее Б без всякого сомнения без сомнения безусловно без шуток бесспорно благодарение богу бог даст более того больше того бывает бывало быть может В вдобавок ко всему прочему верите ли веришь ли вернее вернее говоря вернее сказать верно вероятнее всего вероятно вестимо видать видимо видит бог видите ли видишь ли видно
  • Структурная карта урока «Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика» Структурная карта урока Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика. 1. Тест по теме Фонетика и фонетический разбор.1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный? 1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание 2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный? 1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос 3. В каком слове произносится звук [ а ] ? 1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить 4. В каком...
  • Групповая работа на уроке по теме: «Почему мы, Русь, - несчастнее других?» (публицистическая книга А. М. Горького «Несвоевременные мысли») 2. Работа над заданиями структурной карты урока. Перечитайте предложенные для анализа статьи А.М. Горького. Ответьте на проблемные вопросы. Составьте ответ в форме выступления. Предложите другим группам вопросы по своему выступлению. Задание 1 группы.Культура, по выражению Горького, – драгоценнейшее земли. Найдите в Несвоевременных мыслях другие высказывания писателя о культуре. Какие отношения между народной революцией и культурой видит писатель? (Статьи от 22.04.17, 14.07.17, 02....
  • Структура технологической карты урокаДанная разработка представляет собой структуру технологической карты урока в соответствии с ФГОС. Она может быть использована педагогами на уроках любого предмета в 5-6 классах. В работе отражены разделы:Этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, которые планируется сформировать на уроке. Обозначены этапы урока: - мотивация к деятельности - проверка домашнего задания - актуализация знаний и пробное учебное действие - постановка учебной задачи - изучение нового материала - вы...
  • Структурная карта урока «Морфемика и словообразование. Морфология» Структурная карта урока Морфемика и словообразование. Морфология. 1. Тест по теме Морфемика.1. Какое слово неправильно разбито на морфемы:А) подо-жд-а-в, Б) не-по-движ-ен-, В) с-верк-а-вш-ий, Г) (много) из-мен-ений.2. Какое слово верно разбито на морфемы? А) сер-ов-ат-ое Б) на-столь-ный В) вы-воз-ит Г) рассказ-чиц-а3. Какое слово состоит из пяти морфем?А) подготовка, Б) превзошли, В) стремится, Г) утомлен.4. В каком слове есть суффикс -н-?А) бессменный, Б) лиственный, В) увелич...
  • Групповая работа на уроке по теме: «Проблемы периодизации русской литературы XX века»Групповая работана уроке по теме:Проблемы периодизации русской литературы XX века 1. Работа над заданиями структурной карты урока.1) Изучить теоретический материал Русский модернизм (1910-1917).2) Законспектировать:- 1-2 группы – программа символистов- 3-4 группы – программа акмеистов- 5-6 группы – программа футуристов 3) Выполнить практическое задание № 1, выбрав стихотворение в соответствии с изученным группой течением. 2. Работа над заданиями по видеолекции. . 1-6 г...
  • Групповая работа на уроке по теме: «Тебя любить, обнять и плакать пред тобою…» (философия природы в стихотворениях и любовная лирика А. А. Фета)Групповая работана уроке по теме:Тебя любить, обнять и плакать пред тобою… (философия природы в стихотворениях и любовная лирика А.А. Фета). 1. Работа над заданиями по видеолекции. 5-6 группы – ответить на следующие вопросы по видеолекции:1. Какая история связана с рождением поэта? Как она повлияла на его дальнейшую судьбу?2. Какое образование получил А.А. Фет? Как оно отразилось на его дальнейшем творчестве?3. Как назывался первый сборник стихов А. Фета?4. Почему стихи поэ...
  • Структурная карта урока «Своеобразие русской литературы 2-й половины XIX века. Понятие «русская классическая литература». Ее основные черты» Структурная карта урока Своеобразие русской литературы 2-й половины XIX века. Понятие русская классическая литература. Ее основные черты. 1. Теоретический материал. Выполните групповые задания после прочтения текста. XIX век- золотой век русской литературы, особенно поэзии, эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, ...
  • Структурная карта урока «Лексико-семантические группы слов. Выразительные возможности лексики и фразеологии в текстах разных стилей» Структурная карта урока Лексико-семантические группы слов. Выразительные возможности лексики и фразеологии в текстах разных стилей. 1. Обобщение теоретического материала. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица. Фразеологизмы изучаются в лексикологии, а не в синтаксисе потому, что во многих отношениях фразеологизмы ближе к слову, чем к словосочетанию: в большинстве случаев фразеологизм равен слову по сво...
  • Групповая работа на уроке по теме: «Идейно-композиционные особенности поэмы «Мороз, Красный нос» 2) Предложить данные вопросы другим группам.3) Оценить правильность, точность, полноту ответов на предложенные группами вопросы.4) Прокомментировать поурочный балл групп и отдельных учащихся, используя буклет Критериальное оценивание деятельности обучающихся.2. Работа над заданиями структурной карты урока.1-2 группы – задания Тема и идея произведения.3-4 группы – задания Образ величавой славянки.5-6 группы – задания Выразительные средства поэмы ...
  • Организация самостоятельной работы по русскому языку в условиях вечерней школыПроисходящие в современном мире изменения требуют развития новых способов образования и педагогических технологий, связанных, прежде всего, с развитием личности, обладающей творческой инициативой, навыками самостоятельного обучения и универсальными учебными умениями учащихся ставить и решать возникающих в учебном процессе и жизни проблем. Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения яв...
  • Литературно-музыкальная композиция Я прошел по той войне
  • Тест по орфографии для учащихся 10-х классовТест по теме Орфография разработан для учащихся 10-х классов. Он используется для самостоятельной работы по русскому языку. Тесты охватывают практически все разделы орфографии, а именно: ь после шипящих, н и нн в разных частях речи, корни с чередованием, безударные гласные в корне, написание не со словами, написание производных предлогов, правописание гласных после шипящих и ц, правописание гласных,проверяемых ударением, провописание сложных существительных, правописание ы и в ко...
  • Развитие речи на уроках русского языка и литературыРазвитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. Кроме того, любой вид работы по развитию речи может проходить и как письменная работа, и как устное выступление, так как психологически навыки устной и письменной речи различаются между собой, ...
  • Рассказ Контроль на дорогеНачинало светать. Валентина Николаевна уже в пальто и в пуховом платке допила из чашки остатки еще горячего чая, хлопнула дверью и вышла на улицу. Ночью шел легкий, пушистый снежок. Он накрыл тонкой вуалью и дорогу, и тротуар, и под ним теперь не были видны ледяные панцири, оставшиеся на до­роге после оттепели. Осторожно передвигая уставшие от напряжения, и без того больные, ноги, она донесла свое грузное тело до автобусной остановки и лесенкой взобралась на тротуар. Бог не дал ей детей, и уже т...
  • Урок по русскому языку на тему Учебное занятие, проводимое по технологии Развитие критического мышления, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. ещё до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкрет...
  • Рассказ - миниатюра Неподходящая внешность После увольнения из армии почти два с половиной года работал в органах внутренних дел. Часто приходилось маскироваться под гражданского. И когда для подтверждения своей государственно-исполнительной личности предъявлял красную гербастую корочку, собеседник невольно вскидывал брови: - Вы в милиции работаете? Не будь документа - не поверил бы! Строгости что ли во мне маловато оказалось, ведь прическа была как и положено по уставу - короткая и аккуратная, в гражданами общался, как учил капитан ...
  • Конкурс чтецов, посвящённый победе в Сталинградской битве «Строки, опаленные войной»Из каждого класса отбираются лучшие чтецы (1-2 человека). Конкурс проводится в актовом зале, остальные учащиеся являются зрителями. Цели проведения: выявить лучших чтецов по номинациям: выразительность, знание текста, интонация; воспитывать интерес к истории родного края, уважение к ветеранам. Оборудование: мультимедийный проектор, слайды на военную тему, песни военных лет. - Сегодня мы собрались, чтобы провести конкурс чтецов, посвящённый победе в Сталинградской битве. Тем самым продолжим р...
  • Междометие-особая часть речив разработке урока исползован дополнительный материал для успешного усвоения нового материала, карта ученика,дифференТема: Междометие особая часть речи.Задачи:1. Обеспечить уяснение понятия междометия, как особой части речи.2. Отработать навык написания дефиса в междометиях и знаков препинания при междометиях.3. Развивать диалогическую и монологическую речь.Цели:· сформировать у учащихся понятие о междометии как части речи;· развивать умения целесообразно использовать...
  • Тестовая работа по литературе ОбломовТестовая работа по роману И.А.Гончарова Обломов для 10 класса состоит из 16 разноуровневых заданий с выбором ответа и проверяет знание текста, ключевых проблем романа , литературоведческой терминологии. Рекомендуется в качестве итоговой формы контроля на завершающей стадии работы над произведением. Приблизительное время, необходимое для выполнения этой работы, 15 - 20 минут. Путём перестановки заданий учитель легко может составить второй вариант контрольной работы для работы по вариантам. Во...
  • Урок русского языка по темеУрок русского языка в 8 классе по теме Приложение урок 30 Задачи: дать представление о приложении как второстепенном члене предложения; формировать умение отличать приложения от подлежащего и обращения, ставить знаки препинания при приложении; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения. Ход урока Ι. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (устно) Беседа о второстепенных членах предложения и способах выра­жения определения.... Приложение Не пишется дефис Пишется дефис - если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое –видовое понятие: Дерево (род.пон.) береза (вид. пон.) -если сочетание двух существительных представляют собой: 1. названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень; 2. названия специальностей врач-терапевт, ученый-филолог; 3. указывает на возраст, национальность, родство и т.д. например: солдат-украинец, бабушка-чешка. Сравните: 1.Красавец мужчина (красивый мужчина) Гигант завод (гигантский завод) Старик сторож Старик украинец Мужчина-красавец Завод-гигант Сторож-старик Украинец- старик 2 река Москва Гостиница Москва Москва- река - Упражнение 138 — устно. - Упражнение 139 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия. Комментированное письмо. 1) На дереве сидел дятел-барабанщик. На стволе дерева мы заметили птицу дятла. Гриб подосиновик – один из лучших грибов. Крепыш боровик отличался от остальных грибов. Боровик –крепыш отличался от других грибов. V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения. - Упражнение 140. - Объяснительный диктант. Запиш...
  • Интегрированный урок литературы и истории «О, боже мой, кто будет нами править?» (По страницам драмы А. С. Пушкина) Интегрированный урок О, боже мой, кто будет нами править? (По страницам драмы А.С. Пушкина) составлен в связи с 400-летним юбилеем освобождения Москвы народным оплчением.Как известно, Смутное время – один из самых тяжелейших периодов российской истории. Об этом периоде можно сказать О tеmpore, о mores! – О времена! О нравы! Именно в такие времена человеку все чаще приходится делать мучительный выбор между добром и злом, между общественным и личным.Наверное, поэтому люди разных покол...
  • Неразлучимы поэзия, проза и живописьв работе даны материалы по масленнице,времена года в живописи , музыке и прозе. Неразлучимы музыка, поэзия, живопись и проза. Тема: Обрядовая поэзия. Эпиграф: Оборудование: Фонограмма П.И.Чайковского Времена года. Февраль. Масленица. Репродукция картины Б.М.Кустодиева Масленица. Глава из произведения Шмелёва Масленица. Цели: · познакомить с обрядами и их функциями; · формировать эстетическую и эмоциональную чуткость; · пробуди... ОБРЯДЫ семейно-бытовые календарные зимние, весенне-летние осенние Сегодня мы познакомимся с календарными обрядом - большим праздником - масленицей, связанным с переходом от зимы к весне. Учитель литературы: Этот праздник не закреплён за определённым числом календаря, но празднуют её на последней неделе перед Великим постом. Народ любил его и величал ласковыми словами: честная Масленица, весёлая, касаточка. В...
  • Урок русской литературы на тему: Н. С. Лесков Привидение в Инженерном замкеУрок русской литературы на тему: Н.С.Лесков Привидение в Инженерном замке один из уроков раздела Славянская мифология и литература. В центре урока стоит проблемный вопрос: Приходилось ли вам испытывать чувство вины? Как оно появляется? Во время урока делается акцент на групповую работу. Выявляется авторская позиция: как можно воздействовать на пробуждение совести в человеке, каким единственно верным способом это можно сделать. Подчеркивается черта авторского стиля Лескова - тщательный под...
  • Ессе на тему Я - учительЕссе на тему Я - учитель
  • Опис досвіду Випуск літературної газети як один із видів проектної діяльності учнівВипуск літературної газети як один із видів проектної діяльності учнів Походєєва Людмила Олександрівна, учитель російської мови та світової літератури колегіуму № 11 загальноосвітнього навчального закладу І-ІІІ ступенів м. Новомосковськ Дніпропетровської обл. Метод проектів, відомий у педагогіці достатньо давно, не втрачає актуальності в наш час. Використання методу проектів дає можливість активізувати пізнавальну діяльність учнів, надати учням більше самостійності у вирішенні навчальних зада...
  • Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтоваю, 9КЛАССТема поэта и поэзии в лирике ЛермонтоваЦель: помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта;рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворений Поэт, Пророк.Задачи: Формирование навыков сопоставительного анализа текстов, проанализировать особенности лирики, посвященной теме поэта и поэзии; учить выразительному чтению стихотворений.Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать...
  • Актуальные проблемы работы с текстом на уроках русского языкаВсе мы знаем, что в основе успешных занятий - не только знания, но и чувство языка, любовь к слову, умение внимательно,вдумчиво относиться к нему при чтении текстов, при работе над сочинениями,изложениями, диктантами.Сегодня мы поговорим о работе с текстом на уроках русского языка. Работа с текстом проверяет следующие умения: умение использовать основные приёмы информационной обработки текста; умение выявлять средства связи предложений в тексте; умение определять функциональный стиль и тип речи;...
  • Статья по литературе на тему Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова Бородино и Поле Бородина“Бородино” – одно из самых патриотических стихотворений в русской поэзии. Изображая народ в качестве главного героя Отечественной войны 1812 года, поэт утверждает, что именно народ решил судьбу Бородина и России. И в стихотворении” Бородино” и “Поле Бородина” историческое событие было увидено глазами самого народа, рассказ о Бородинской битве ведет рядовой ее участник – русский солдат, от имени которого говорит Лермонтов. Впервые к теме Отечественной войны юноша Лермонтов обратился в 1830 году в...
  • Реферат по литературе на тему Образ Мцыри в иллюстрациях художников XX века Изучив иллюстративное наследие поэмы Мцыри, мы обнаружили существенные отличия в изобразительных образах героя. Иными словами, у каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя? Нам известны 44 художника, которые создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы....
  • Тестовые задания по темеданные тестовые задания можно предложить десятиклассникам после повторения темы Морфемный анализ слова, Словообразовательный анализ слов.Также их можно использовать при подготовке одинадцатиклассников к единому государственному экзамену. Тесты представляют собой задания с выбором одного правильного ответа. Тесты предполагают знания правописания ъ и ь знаков в словах, слитное и раздельное написание сложных слов, умение правильно выделять в словах морфемы и производить словообразовательный ан...
  • Разработка урока русского языка по теме Правописание личных окончаний глаголаЗадачи занятия: Образовательные – повторение изученного о глаголе; – формирование умения правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глаголов. Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению. Воспитательные – формирование коммуникативных умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board
  • Урок Обобщение и систематизация изученного о причастии и деепричастии Данный урок является последним при изучении тем Причастие и Деепричастие.На нем ученики обобщают и систематизируют знания, умения и навыки, полученные при изучении этих тем. Кроме того, школьники совершенствуют употребление деепричастий в речи, навыки постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах, навыки морфологического разбора причастий и деепричастий, правописания этих частей речи.Урок учит сравнивать, работать с таблицей, текстом, развивает навыки исправления...
  • Научно-исследовательская работа Деловые бумаги в школе В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг, поэтому мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни – необходимое требование времени. Известно, что характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нем многочисленных речевых стандартов — клише. Мы познакомим вас с некоторыми видами деловых бумаг, являющихся собственно документами. Это заявления, объявления, расписки, прото...
  • «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с. »Открытый урок учителя русского языка и литературы АР Крым г.Бахчисарай Железнодорожненская ОШ - Бекирова Эльвина Ситьабдулаевна. Тема урока: Особенности написания приставок на З, С . Цели урока - умение правильно выделять приставку в корне; умение правильно классифицировать вид приставки с точки зрения правописания; умение правильно работать со словарем; систематичность работы со словарем; умение применять при письме данное орфографическое правило; умение самостоятельно работать в парах,...
  • Конспект урока по теме ДеепричастиеЯ работаю по блочно- модульной технологии уже много лет. В 2012 году участвовала на Международной ярмарке инновационных педагогических идей. Обобщила опыт работы по данной технологии Методическое пособие по блочно -модульной технологии в преподавании русского языка. Хочу поделиться разработками двух уроков по русскому языку по теме Деепричастие.Учебный модуль состоит из трёх частей: вводной части, диалогической части и итоговой части. Объянение новой темы по данной технологии осуществл...
  • Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Булата ОкуджавыСценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Булата Окуджавы может быть использован при подготовке к уроку литературы или внеклассному мероприятию, например, в декаду русского языка или литературы. Творчество поэтов-бардов, несомненно, вызывает интерес у разных поколений читателей и слушателей, любителей поэзии и музыки своей искренностью, честностью. Булат Окуджава - зачинатель жанра авторской песни, сразу же завоевавшей популярность и до сих пор не сдающей свомх позиций. Сценари...
© 2010-2018