Русский язык и Литература

  • Авторская разработка Трудные словаВ разработке Самые хитрые и трудные для запоминания и написания слова русского языка собраны слова, которые встречаются в диктантах, контрольных работах за курс начальной школы. Они разделены на группы по сезонам (осень, зима, весна,в течение года) классам (1-4), темам (название птиц, животных, растений; окончания существительных и прилагательных).Подборка слов способствует предупреждению ошибок, грамотному написанию слов, развитию орфографической зоркости, подготовке к написанию контрольны...
  • ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЦЕЛЬ: предложить способы использования личностно- ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка. Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности студентов. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием...
  • КИМ по литературе (профильный уровень) Содержание 1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов………………………………………………………… 1.1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке…… 1.1.1. Профессиональные и общие компетенции………………….. 1.1.2. Дидактические единицы уметь и знать………………... 2. Контрольно-оценочные материалы для дифференцированного зачета……………………………………………………………… 2.1. Форма проведения дифференцированного зачета…………….. 2.2. Форма комплекта зачетных материалов………………………… 2.3. П... 4 4 4 4 6 6 6 7 7 8 8 11 14 33 34 40 I. Паспорт контрольно-измерительных материалов Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Литература составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения Формой промежуточной аттестации по ОПОП при освоении учебной дисциплины Литература является дифференцированный зачёт. Резуль... Наименования Показатели оценки результата Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; Работа по тексту: пересказ, анализ и интерпретация отрывка из художественного произведения, стилистический анализ (С1) анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; проследить связь с историей, с разными видами искусства. определять род и жанр произведения; определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру выявлять авторскую позицию; анализ произведения, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения (С!) сопоставлять литературные произведения; сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению написать рецензию к прочитанному произведению (С1) выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; Знать: образную природу словесного искусства выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения содержание изученных литературных произведений пересказ, анализ предложенных эпизодов основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; установление соответствий основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; охарактеризовать особенности развития русской литературы определенного периода основные теоретико-литературные понятия. раскрыть значение выбранных теоретико-литературных понятий II. Контрольно-оценочные материалы для дифференцированного зачета 2.1. Форма проведения дифференцированного зачета Дифференцированный зачет проводится в письменной форме. 2.2. Форма комплекта зачетных материалов Проверка усвоенных знаний осуществляется с помощью заданий следующего типа: 1) закрытый тест с выбором одного варианта из фиксированного набора вариантов; 2) закрытый тест на установление соответствия; Проверка освоенных умений осуществляется с помощью заданий следующего типа:... Номер и краткое содержание задания Оцениваемые умения и знания Показатели оценки результата (требования к выполнению задания) В результате изучения учебной дисциплины Литература обучающийся должен уметь: А2,А5,А7,А13– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. В2– открытый тест со свободным кратким ответом. С1 – открытый тест на свободное изложение. -воспроизводить содержание литературного произведения; Воспроизведение краткого содержания литературного произведения соответствует предложенному художественному тексту, нормам литературного языка А8– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. В1,В2 – открытый тест со свободным кратким ответом. -анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); Анализ и интерпретирование эпизода, произведения выполнены в соответствии с планом анализа эпизода, художественного произведения (тематика связана с историческими фактами, отражены проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь) А6,А7– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. -соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; Содержание художественных произведений соотнесено с событиями реальной жизни, общественной жизнью и культурой Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание соответствует историческим фактам эпохи. Выделены главные проблемы, затронутые в произведении. Определена принадлежность произведения к тому или иному литературному направлению эпохи В4– открытый тест со свободным кратким ответом. -определять род и жанр произведения; Род и жанр произведения определён в соответствии с характерными признаками и особенностями. А8,А13– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. сопоставлять литературные произведения; Сопоставление литературных произведений выполнено в соответствии с изученным алгоритмом. А3,А9– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. -выявлять авторскую позицию; Авторская позиция выявлена с опорой на текст произведения, на мнение литературной критики, аргументированное собственное мнение А4– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. -выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; Чтение текста соответствует правилам выразительного чтения и нормам литературного произношения С1– открытый тест на свободное изложение. -аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; -аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; С1– открытый тест на свободное изложение. -писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; Письменная работа выполнена в соответствии с планом написания рецензии, сочинения по литературному произведению. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: А2,А5,А7– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. -содержание изученных литературных произведений; Пересказ содержания соответствует тексту указанного литературного произведения. А1,А3,А10– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. -основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; Перечисляет факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв. А11– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. В3– открытый тест со свободным кратким ответом. -основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; Формулирует основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений, а также основные теоретико-литературные понятия в соответствии с их смыслом А4– закрытый тест с выбором правильного ответа из фиксированного набора вариантов. В1,В2,В4,В5-–
  • Казахстан-государство трёх языеовв разработке ко дню языков предоставлен материал для л7казахский класс.Русский язык.Лексическая тема: Казахстан- многонациональное государство(22 сентября- День языков народов , проживающих в Казахстане)Грамматическая тема: словосочетание , строение и виды словосочетаний . Цели : * формирование интереса к культурному наследию народов, проживающих в Казахстане; * Отработать умение анализа словосочетаний; *Систематизировать изученное; ...
  • Блочно-модульное обучение на уроках литературы Блочно-модульное обучение на уроках литературы. На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения. В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает. По своему содержанию – это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все ...
  • Урок-модуль по теме Односоставные предложенияурок разработан с разноуровневыми заданиями, урок- закре– модуль по теме Односоставные предложения Ц е л и : выработать умение узнавать односоставные предложения с главным членом предложения – сказуемым, главным членом – подлежащим; формировать умение выделять существенные признаки односоставных и двусоставных предложений; развивать умение творчески подходить к решению заданий; развивать умение работать совместно и самостоятельно. Типы уроков: 1) Диалог 2) Урок – практикум 3) урок... Низкой степени трудности 1 уровень 1. В чём вы видите отличие односоставного предложения от двусоставного? В чём отличие назывных предложений от определённо – личных? 2. Найдите односоставные предложения. а) Зажглись окна. б) Кончен день. в) Звёздно. г) Приходите к реке, выбирайте место поудобней. 3. Определите тип предложения а) Глубокая ночь. б) Разбуди меня в 7 часов утра. в) Об этом часто пишут в газетах. г) Крепко пахло ромашкой. Средней степени трудности 2 уровень 1. Переделайте двусоставные предложения в синонимичные безличные. А) Я нездоров. Б) Она скучает. 2. Перед нами предложение. Дело не обходилось без столкновений и перестрелок. Какое слово надо изменить, чтобы превратилось предложение в безличное? 3. Предложение. Человеку по работе воздаётся честь. – Личное или безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в неопределённо – личное? 3 уровень 1. Составьте алгоритм Односоставные предложения или Сверните всю известную вам информацию об односоставных предложениях в опорную схему. 2. Чем интересен следующий отрывок у стихотворения А.Фета Вечер? Прозвучало над ясной рекою, Прозвучало в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. 2. Различаются ли по виду предложения: Полезно загорать на солнце и Загорать на солнце – полезно? Чем? 4.Сделать синтаксический разбор Желаю успехов в учебе. 6. Сделать синтаксический разбор одного предложения. Кто быстрей? 8. В живой разговорной речи часто используют односоставные предложения, они делают нашу речь лаконичной. Каждой группе за ограниченное время написать сочинение – миниатюру с использованием односоставных предложений. В школе. Зима. Первый снег. Как сварить кофе. Мята. 9. Настало время сказать об изученном японской системой стихосложения синквейном. Односоставные предложения. интересные, короткие призывают, со...
  • Работа с текстом Мертвые душиРабота с текстом Мертвые души помогает учителю проверить учащихся на знание текста произведения. Данный вид работы имеет следующие разделы:1. Про кого идеть речь?2. Кому принадлежал дом?3. На внимательность.4. Чьи это вещи? ...
  • План-конспект урока литературы на тему Эволюция темы родины в лирике С. А. ЕсенинаУрок литературы в 11 классе Эволюция темы родины в лирике С. А. Есенина проводится после изучения биографии поэта. Проводится 2 урока.Предварительно учащиеся получают индивидуальные задания. Историки готовят сообщения о Первой Мировой войне, о революции, о Гражданской войне. Лингвисты работают над анализом поэтичесого слова. Биографы готовят сообщения о биогафии поэта.Остальные готовят выразительное чтения стихотворений наизусть.Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием т...
  • Структурная карта урока Повторение изученного материала. Морфология. Имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение Структурная карта урока Повторение изученного материала. Морфология. Имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение. 1. Тест по теме Имя существительное 1. В каком ряду все слова являются именами существительными? А) растение, трое, возгорание, поле Б) каре, тире, варьете, вместе В) натрий, карий, алюминий, всякий Г) манго, облако, древко, повидло 2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными? А) буйвол, воробей, зверь Б) народ, труп, студенчество В) робот... Ты родной владеешь речью, бойко говоришь. Русский же язык неважно знаешь, мой малыш! Слушай потому поэта, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью хорошо владеть. Эта речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Скажем, к странам зарубежным держишь морем путь, Перед спутниками хочешь знаньями блеснуть – В разговорах или спорах с другом иль врагом Ты воспользуешься смело русским языком! Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь! Ты обязан русской речью хорошо владеть. (И. Гришашвили) 3. Тест по теме Имя числительное. 1. На какие вопросы отвечает имя числительное? А) кто? что? Б) какой? чей? В) какой? сколько? Г) что делать? что сделать? 2. Найдите словосочетание с числительным. А) тройка за ответ Б) третий по списку В) утроить усилия Г) трёхэтажный дом 3. Найдите собирательное числительное. А) двадцать учеников Б) две десятых урожая В) одиннадцать экземпляров Г) двое очков 4. В каких числительных мягкий знак пишется на конце? А) от 5 до 20; 30 Б) от 5 до 20 В) от 5 до ...
  • Тест по теме Сложносочинённые предложенияТест по теме Сложносочинённые предложения. 1. Укажите неверное утверждение. А. Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ. Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов. В. В сложном предложении простые предложения равноправны по смыслу. Г. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если есть общий член. Д. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы. 2. Найдите сложные предложения. А. По ...
  • Структурная карта урока «Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения» Структурная карта урока Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения. I. Теоретический материал. Прочитать текст, ответить на проблемные вопросы. Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельно­сти людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями. В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние ученые. Из всех живых существ толь­ко ...
  • Открытый урок по русской словесностиЦель урока: познакомить учащихся с творчеством Аркадия и Бориса Стругацких, подготовить учащихся к восприятию повести Малыш, формировать умение логически мыслить, рассуждать; воспитать культуру речи, интерес к произведениям художественной литературы. Фантастика – жанр художественной литературы, изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни. Например, описание путешествия во времени, жизни на других планетах или параллельных мирах. Фантастика предвосхищает научные дост...
  • Интегрированный урок Первые школы на РусиТема: Школа, образование, письменность в древнерусском государстве Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе в древнерусском государстве. Задачи: Образовательные: - формирование представлений учащихся о жизни народа в древнерусском государстве; - работа по развитию речи учащихся: а) обогащение словарного запаса, б) развитие умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, св...
  • Конспект урока по теме ДеепричастиеУрок Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного нацелен на повторение изученных орфограмм и правильной расстановки знаков препинания по теме Деепричастие. Урок проводится в форме грамматического турнира. В ходе урока есть задания на развитие логического мышления, внимания, памяти. Тип урока: обобщающий.Уроку сопутствует презентация, раздаточный материал. Учитель имеет возможность проверить качество усвоения учащимися данной темы. Сочетаются разные виды работы: теоретический поедино...
  • Статья на темуИспользование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы как средство формирования коммуника-тивной и познавательной компетенции учащихся в условиях перехода на ФГОСМодернизация современного образования ставит задачу перед учителем: содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей. Таким образом, возникло противоречие между задачами современного образования, направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и снижением уровня качества знаний и умений школьников. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к учени...
  • Исследовательская работа по литературеМотив смерти – один из основных в лирике М. Ю. Лермонтова и А. А. Блока. Смерть – постоянный предмет рефлексии и поэтического переживания, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Макрообраз смерть, формирующийся в поэтических текстах Лермонтова и Блока имеет весьма сложную семантическую структуру, что объясняется антиномичностью, противоречивочтью поэтического сознания обоих. Семантическая составляющая освобождение от земных мук – обязательный смысловой ...
  • Конспект урока русского языкаПеред вами разработка урока по русскому языку в 5 классеПрямая речь.Это урок изучения нового материала.Здесь используется работа в группах и индивидуальная деятельность.Ребята изучат новую тему по текстам из известных сказок А.С.Пушкина.Красочная презентация очень помогла в этом.В ходе урока учащиеся научились правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью,разграничивать прямую речь и слова автора.Дети совершенствовали умение работать в группах,вспомнили любимые сказки А....
  • Конспект по русскому языку на тему Определенно-личные предложенияУрок русского языка в 8 классе Тема: Определенно-личные предложения Цели: Обучающая -обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения; -дать понятие определенно-личных предложений; -формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям; Развивающая -развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях. Воспитательная - прививать любовь к русскому языку. Ход урока 1. Определение темы. Работа с предложениями....
  • Конспект внеклассного занятия Литературная гостиная Мы слышим Пушкина неповторимый зовКонспект предназначен для проведения внеклассного занятия в нестандартной форме. Учителя и учащиеся школы-интерната были на протяжении нескольких лет участниками республиканской экспериментальной площадки по внедрению театрально-игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс. Поэтому им знакома работа по театрализации и инсценированию произведений. В конспекте довольно подробно отражены все этапы работы на занятии, конкретизированы формы и методы деятельности учащихся, включены все исполь...
  • Открытый урок на тему И. А. Крылов Волк и ягненокСамоанализ урока Ф.И.О учителя: Арипбекова А.Ч. Предмет: русская литература Класс: 5 Б Тема урока: И.А. Крылов Волк и ягненок № Вопросы для самоанализа Самоанализ 1. Место данного урока в системе уроков. Тип урока 2 урок Усвоение новых знаний 2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации Общие цели: сравнивать и анализировать мотивы поведения героев басни; под руководством и с помощью учителя составлять характеристику персонажей; развивать творческие способности учащихся; участвовать в драматических постановках. 3. Краткая характеристика класса, учет особенностей развития учеников В классе, в котором проводился урок- 15 учащихся. Они были разделены на три группы с учетом их мыслительных и логических особенностей. Постоянно нуждаются в помощи со стороны учителя 3 учащихся: Гузевский А, Тохтаров Б, Адамова И. 4. Выбор структуры урока. Обоснование ее оптимальности. Этапы урока: 1) Организационный момент. Установление психологического климата 2) Проверка домашней работы. Галерея картин 3) Объяснение нового материала. Видеозапись басни. Стратегия Ассоциации 4) Деление на группы. Сравнительная таблица. 5) Закрепление. Групповая работа. Творческие задания. 6) Рефлексия. 7) Оценивание. 5. Оценка содержания каждого этапа урока При разработке урока были учтены индивидуальные, возрастные и творческие особенности учащихся, степень их обученности, умение работать в группе. 1) Для проверки домашней работы был использован метод галерея. Учащиеся нарисовали рисунки к басням И.А.Крылова 2) Для объяснения новой темы была использована видеозапись басни, что позволило ребятам составить ассоциативную карту. 3) Для деления учащихся на группы был использован метод мозаики (учащиеся составляли картинки из разрезанных... 6. Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность. Учебно- познавательная деятельность была организована через работу в группах. Учащиеся сотрудничали друг с другом, оказывая взаимопомощь. На уроке были использованы полезные фразы (выражения) для диалогов и письма: сравните, сопоставьте, оцените, аргументируйте, докажите. Применение методов критического мышления позволило активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения. 7. Система работы учащихся. 1. Учащиеся были организованы и активны во время урока. 2. Учащиеся очень хорошо относятся к предмету. 3. Усвоили основные понятия, умело использовали полученные знания. 8. Общие результаты урока. 1. План урока выполнен. 2. На уроке образовались общеобразовательные, развивающие, воспитательные задачи урока. 3.Урок был эффективный. 4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая. 5. Цель урока достигнута.
  • Антонимы и их роль в речиАнто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. Большинство слов языка не содержит признака, способного к противопоставлению, следовательно, антон...
  • Конспект урока на темуЦель урока: Проверить умение детей распознавать имена прилагательные по общему значению и вопросам определять их признаки (число). Сформировать умение описывать предмет, определять роль прилагательных в тексте-описании. Способствовать развитию творческой активности учащихся 1.Организация начала урока. 2.Актуализация знаний об имени прилагательном 3.Самоопределение к деятельности. 4.Физкультминутка 5.Составление текста по репродукции картины
  • Литературная игра по сказкам А. Афанасьева Сказочный ларецЦель: - привлечь внимание учащихся к сказкам А.Афанасьева; - формировать интерес к чтению сказок; - воспитывать любовь к чтению, потребность в чтении; Ведущий: Очень много интересных сказок вы, ребята, можете прочитать в сборниках А.Н.Афанасьева. Все они удивительно разные, но, если задуматься, есть в них нечто общее: свои сказочные секреты. Эти сказки учат жизни, они, как правило, имеют счастливый конец, в них добро обязательно побеждает зло, присутствуют волшебные элем...
  • Портфолио методического объединения учителей гуманитарного циклаСОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. Нормативные документы:· Положение о МО учителей-предметников;· Должностные обязанности руководителя ШМО;· Положение о школьных олимпиадах;· Критерии оценивания устных ответов и письменных работ учащихся. РАЗДЕЛ 2. Мониторинг работы учителей МО:· Результаты итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов;· Результаты участия учащихся в районных олимпиадах ;· Результаты участия учащихся в конкурсах, семинарах и т.п.· Рез...
  • КВН по русскому языкуСегодня у нас необычный урок – урок-КВН, на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. Учитель сообщает цели урока. Русский язык - это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. К слову нужно относиться бережно “ Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести,” - писал поэт В. Шефнер. Наш урок особенный. Это урок удивления, открытия, на котором все почувствуют радость от участия в нем. О красоте и богатстве русског...
  • Конспект урока. Выдающиеся ученые-лингвисты А. А. Шахматов и А. М. Пешковский и их вклад в развитие русского синтаксисаЦель урока: познакомить учащихся с вкладом в лингвистику выдающихся отечественных синтаксистов А.А.Шахматова и А.М.Пешковского, повысить лингвистическую компетенцию школьников, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предметуХод урока:Организационный момент.2.Сообщение учителя о жизни и деятельности ученых- лингвистов.( слайды 1-12)ША́ХМАТОВ Алексей Александрович -российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН . Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древне...
  • Интегрированный урок литературы, истории, географии, биологии, музыки, ИЗО Япония во всей красе 7 кл. (2 ч.)Конспект первого урока в образовательном проекте Путешествие по странам и континентам (7-9 класс). Данный проект задуман как система интегрированных уроков по различным предметам. Целью его является всестороннее изучение страны с точки зрения всей совокупности составляющих: её истории, географического положения, флоры и фауны, языка, литературы, этнографии и других присущих каждой конкретной стране черт. Предполагается провести 5 подобных уроков по числу обитаемых континентов: Европа и Азия ...
  • С позиций современности. Заключительный урок по роману И. С. ТургеневаХочу поделиться опытом проведения урока по роману И.С.Тургенева Отцы и дети. Надеюсь, что данная разработка поможет учителю творческий и многовариативно подойти к планированию и проведению заключительного урока по роману Отцы и дети. Данный урок поможет заронить искру в души ребят, разбудить в чувства ответственности прекрасного, сделать отзывчивыми на наше слово. В этом, как я полагаю, смысл дечтельности словесника. Если слово делом отзовется - это уже победа. Научить учеников овл...
  • Буклет по теме: Русский язык. Виды контроляКонтроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. В целях замера обязательных результатов обучения проводятся текущие и итоговыеконтрольные работы. **Текущие контрольные работы п...
  • Методическая разработка урока литературы по теме Медный всадникМетодическая разработка урока литературы медный всадник направлен на формирование Развитие учебно – познавательной компетенции учащихся через раскрытие конкретно – исторического и общечеловеческого содержания поэмы Медный всадник. Задачи: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), воображения и внимания; -формирование умений ясно, четко излагать точку зрения, доказывать ее, ...
  • Методическая разработка Практические приемы развития речи (работы с текстом) на уроках русского языкаОвладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом, адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения, создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения, овладение различными видами чтения, изложение содержание прослушанного или прочитанного текста подробно, сжато, выборочно - таков...
  • Элективный курс по русскому языку на тему «Текст» Цель данного курса – познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления. Продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и ...
  • Уроки-модуль по темев разработке уроков предложены ход каждого урока и раздаточный материал на каЦ е л и : выработать умение узнавать односоставные предложения с главным членом предложения – сказуемым, главным членом – подлежащим;формировать умение выделять существенные признаки односоставных и двусоставных предложений; развивать умение творчески подходить к решению заданий;развивать умение работать совместно и самостоятельно.Типы уроков: 1) Диалог2) Урок – практикум3) урок – практикум4) 5) урок - пра...
  • Дидактические материалы по теме ПричастиеДанные материалы могут быть использованы учителями русского язык, как при изучении темы ПричастиеВ 6 классе, так и при обобщении и закреплении материала. Предложенные упражнения разного характера и уровня, могут быть использованы также в качестве раздатоного материала на карточке.Учитывая индивидуальные возможностиучеников вобучении, могут быть использованы разноуровневые работы. Также работа содержит итоговую работу по теме, которая позволит выявить уровень усвоения материала школьниками по ...
  • Урок литературы по роману Б. Васильева Завтра была войнаУрок по роману Б.Васильева Завтра была война Мы должны быть настоящими Цели урока : 1.Показать портрет довоенного поколения : их идеалы , мечты , представления о жизни. 2.Сравнить довоенное поколение и современных молодых людей : есть ли точки соприкосновения ? 3.Показать , что истоки нашей победы в Великой Отечественной войне в нравственной силе поколения 40-х годов . Оборудование урока : портрет Б.Васильева , фильм Завтра была война , песня Б.Окуджавы До свидания , мальчики , эпиграф...
  • ИВАН КУПАЛА. История, обычаи и традиции в Иванов деньТематическая подборка к празднованию Ивана Купалы. Тематическая подборка как форма прикладной методической продукции посвящена подготовке мероприятий к празднованию Ивана Купалы. В подборке представлены истории, традиции, обычаи, обряды и стихи на Иванов день. Всеми любимый летний народный праздник Иван Купала берет свои истоки из язычества. Считается, что происхождением праздника Ивана Купала мы обязаны восточным и западным славянам. По старинной традиции, как и в наши дни, праздник Ивана Ку...
  • Сочинение на тему: Учитель -мастерПедагог XXI века должен быть идеалом для своих учеников. Цельный, действительный, всесторонний, образованный человек. Быть учителем – это значит быть примером воспитанности, сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Именно учитель закладывает основы всесторонне развитой личности, подготавливает ребят к взрослой самостоятельной жизни. Гармоническое развитие личности предполагает не только гармонию духа и тела, но и гармонию между умственным, нравственным, ...
  • Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Урок вежливости»Сценарий развлечения для детей подготовительной группы Урок вежливости Вед: Дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Я Фея Вежливости. Пришла к вам из страны Вежливых слов и поступков. Добрый день! - тебе сказали, - Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали – Теплоты и красоты. - Здравствуйте! – ты скажешь человеку. - Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет. Почему, как вы считаете человек будет здоровым от вежл... Хочу вам поведать вам сейчас об одном мальчике. Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном Его зовут ... а впрочем, Мы лучше здесь его не назовем. Спасибо, Здравствуйте, Простите Произносить он не привык. Простого слова извините Не одолел его язык. Не скажет он друзьям по школе Алеша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовет он только Алешка, Петька, Ванька, Толька. А, может быть, он вам знаком И вы встречались с ним где... Вед: А среди ваших друзей есть такие люди? Как называют таких в народе.( невежда, грубиян, хам) Вед: А знаете ли вы, что 11 января отмечается Всемирный день спасибо. В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол благодарить: они произносили: Благодарствую!, Благодарю! ( делаю благо, хорошо другим) Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово благодарю заменили на спасибо. П... 1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо). 2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день). 3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо). 4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте). 5.Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста) 6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания). Даже дети знают: некрасиво Не сказать за доброту Спасибо! Это слово с детства нам знакомо И звучит на улице и д... 5.Вежливая викторина Вед: О невоспитанных людях и животных снято много мультфильмов и художественных фильмов. - В какой сказке прозвучала фраза :Упитанный, а невоспитанный? ( Варвара краса-длинная коса) -Кто пел о том, что: Хорошими делами прославиться нельзя (Шапокляк) - Кто из героев мультфильма, устроив разгром в доме сказал: Пустяки, дело житейское. (Карлсон) - Кто из героев мультфильма съел все запасы меда у Кролика и застрялв парадном проходе?( Винни –Пух) -как звали невоспитанну... Какой чудесный день! Какой чудесный пень! Какой чудесный я, И песенка моя! Мышонок Вед:АХ, как нам вежливые слова нужны! Не раз мы вэтом убеждались с вами. А может, не слова, дела важны? Дела- делами, а слова- словами. 6.ИГРА СТАРИННЫЕ ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА А для вас следующее задание. Я буду говорить устаревшие вежливые слова, а вы будете переводить их на современный язык: Премного благодарен- спасибо Извольте – пожалуйста Желаю здравствовать- здравствуйте Счастливо почивайте-спокойной ночи Извиняйте- извините До свиданьица – до свидания
  • Инсценировка сказки Л. Петрушевской Сказка зеркалЛюдмила Петрушевская -очень интересный современный автор, ее рассказы и сказки неожиданны, необычны, да еще и очень сценичны. Для того, чтобы сказка звучала на сцене, я написала инсценировку. Добавила лишь обстоятельства места - Париж, обострила минимумом героев - тремя главными зеркалами, Рыжей Крошкой, Кувшиней и Одиночеством, но добавила одного - Мима, чтобы соединить композицию воедино. Пантомимы, связывающие части спектакля, дают разиах фантазии режиссера, он может по своему вкусу придумат...
  • Учебно-методический комплекс филология (русский язык и литература)учебно-методический комплекс (филология) по программе В.В.Бабайцеой включает пояснительную записку по русскому языку для 5-9 классов и для 10-11 классов, а также наименование учебников и методических разработок по классам. Вторая часть также включает пояснительную записку, требования по литературе по программе под редакцией В.Я. Коровиной для 5-9классов и 10-11 классов. Дана таблица с наименованием учебников и методических пособий по классам. Готовый учебно-методический комплекс удобен при с...
  • Развитие речевой компетентности учащихся при работе с текстом на уроках русского языка и литературыВвиду того, что понятие культура речи в современном обществе приобрело несколько размытый смысл, а требования рынка труда очень высоки относительно речевой культуры личности, то с недавнего времени в обиход был введен термин речевая компетентность. Именно речевая компетентность на сегодняшний день и является той категорией, которая характеризует степень развития речи. Безусловно, современное образование не может пройти мимо данной проблемы, поскольку главной задачей школы является развитие ...
  • Синтаксис. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Виды связи в словосочетанииСловосочетание. Виды связи в словосочетании. Помогает отработать на практике виды связей в словосочетании, синонимия слосочетаний. Кроме этого, учащиеся готовится к ОГЭ за курс 9 класса (задание В2). ...
  • Конкурсные сочинения Детство-счастливая пораДетства прекрасная пора. Детство – самое прекрасное и беззаботное время. Только понимаем мы это тогда, когда становимся взрослее. Детство – основа нашей жизни. Маленькие, мы реагируем на мир по-другому, нежели взрослые: мы не приспосабливаемся, не лицемерим, мы открыто высказываем свое мнение. Устами младенца глаголет истина, – так говорят в народе. Взрослея, мы начинаем по-иному оценивать окружающий мир, людей. Мы становимся более прагматичными, не такими наивными, становимся иногда равноду...
  • Урока по русскому языку по теме ФразеологизмыУрок проходит в 6 классе по теме Фразеологизмы.Данный урок расчитан на 1 час. Конспект был разработан в рамках 7 модулей.На уроке проводится групповая форма работы, индивидуальная, работа с одаренными детьми, взаимооценивание.Даны задания по критическому мышлению.В данном уроке на всех этапах прослеживается лидерство и учет возрастных особенностей.Урок интересный,дети принимают активное участие. Н каждом этапе урока учащиеся смогли оценить работу не только соседа по парте,но и самого сбя, учи...
  • Терминологический диктант по русскому языкуТакой вид диктанта проверяет учащихся на знание грамматических терминов.Проводится в начале урока (3-5 минут), что позволяет учителю проверить теоретические знания учащихся. ...
  • Урок по русскому языку Правописание приставок на З и СПредмет: русский языкТема: правописание приставок на З и СТип урока: открытие новых знанийФорма проведения урока: урок-практикумУчастники: обучающиеся 5 классаЦель: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставокПланируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:Познавательные УУД: умение работы с литературой, постановка и решение проблемы;Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.Регулят...
  • Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: «Страдательные причастия прошедшего времени»Цели урока: 1. Познакомить с образованием страдательных причастий прошедшего времени, с правописанием суффиксов –енн-, -нн-. 2. Развивать навыки нахождения страдательных причастий прошедшего времени. 3. Обогащение языка школьников, развитие их воображения и творческой активности. Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с тестом, используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
  • «Развитие творческих способностей учащихсясерьёзной проблемой школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно написать слово или в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для меня важно то главное, внутреннее, что выражается через форму. Язык осуществляет общение между людьми, понимание одного человека другим, выражение части своего я: мысль, настроение, со...
  • Для портфолио. Внеклассное мероприятие по русскому языку «В стране лингвистики»Внеклассное мероприятие по русскому языкуВ стране лингвистикиЦели: Обучающие цели:1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).2. Формировать умения применять полученные знания на практике. 3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала. Развивающие цели:1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активност...
  • Для портфолио. Оценивание усвоения образовательных программОценивание образовательных результатов по элективному курсу в 7 классе.Оценивание образовательных результатов по русскому языку в 5-6 классах (общеобразовательная программа).Оценивание образовательных результатов по русскому языку в 7 классе(общеобразовательная программа).Оценивание образовательных результатов по русскому языку в 5, 7 классах(специальная коррекционная общеобразовательная программа).Оценивание образовательных результатов по литературе в 5-7 классах, ЛВС в 5-6 классах (общеобразов...
© 2010-2018