Открытый урок производственного обучения по профессии Продавец, контралер, кассир на тему: Рыбные консервы

Изучение ассортимента, подготовка к продаже, продажа продовольственных товаров. Тема урока: Рыбные консервы.    Цель урока: формирование умений  и навыков, необходимых для дальнейшей успешной работы продавца при продаже рыбных консервов. Задачи: 1.     Обучающие:    Закрепить ранее изученные материалы  по классификации, ассортименту рыбных консервов на рабочем месте, упаковке, маркировке, условиям и срокам хранения;  Сформировать умения и навыки приемки по количеству и качеству, подготовке к про...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области Усть-Кутский промышленный техникум










РЫБНЫЕ КОНСЕРВЫ


Паспорт открытого урока производственного обучения профессии «Продавец, контролер-кассир»»





Мастер производственного обучения профессии «Продавец, контролер-кассир»

Смирнова Оксана Михайловна










2014 г.



Группа 22ПП

Профессия: продавец, контролер-кассир

Место проведения: лаборатория организации и технологии розничной торговли

Продолжительность: 6 часов

Дисциплина: производственное обучение

Тема программы:

Изучение ассортимента, подготовка к продаже, продажа продовольственных товаров.

Тема урока: Рыбные консервы.

Цель урока: формирование умений и навыков, необходимых для дальнейшей успешной работы продавца при продаже рыбных консервов.

Задачи:

  1. Обучающие:

  • Закрепить ранее изученные материалы по классификации, ассортименту рыбных консервов на рабочем месте, упаковке, маркировке, условиям и срокам хранения;

  • Сформировать умения и навыки приемки по количеству и качеству, подготовке к продаже, консультации о потребительских свойствах рыбных консервов и пресервов;

  • Проследить динамику развития знаний до алгоритма трудовой деятельности по теме «Рыбные консервы»;

  • Сформировать умения и навыки по работе с нормативно-технической документацией, работе с конспектом, маркировочными ярлыками.

  1. Развивающие:

  • Формировать и развивать умение анализировать, проводить сравнение;

  • Зрительно контролировать правильность и точность движения при выполнении торговых операций;

  • Научить применять теоретические знания на практике;

  • Формировать умение реагировать на новую производственную ситуацию, находить не стандартные решения.

  1. Воспитывающие:

  • Развивать интерес к профессии, уважение к работникам торговли;

  • Воспитывать трудовую дисциплину, ответственное отношение к делу, чувство коллективизма;

  • Прививать бережное отношение к торгово-технологическому оборудованию;

  • Воспитывать аккуратность, бережливость к спец.одежде;

  • Воспитывать морально-нравственные качества: вежливость, доброту, отзывчивость, стремление добиваться высоких результатов.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация по теме «Рыбные консервы», весы электронные, приборы столовые ножи консервные, тарелки, стаканы, образцы баночных консервов рыбных.

Межпредметные связи: Товароведение продовольственных товаров, тема «»Рыбные консервы», «Оборудование торговых предприятий, темы «Торговый инвентарь», «Правила взвешивания на весах электронных», «Технология торговли», тема «Технология хранения и подготовки товаров к продаже», «Санитария и гигиена», тема «Требования к хранению продовольственных товаров».

Внутрипредметные связи: тема «Охрана труда»

Основные виды производственных работ

  1. Изучение маркировки рыбных консервов:

  • Наименование (по данным производителя)

  • Предприятие-изготовитель

  • Нормативный документ

  • Масса, г

  • Энергетическая ценность, ккал, 100 г

  • Срок годности

  • Условия хранения

  • Состав

Литографический текст

  • Дата изготовления

  • Ассортиментный знак товара

  • Номер предприятия-изготовителя

  • Номер смены

  • Наличие индекса рыбной промышленности

  1. Органолептическая оценка рыбных консервов:

  • Вкус

  • Запах

  • Консистенция мяса рыбы

  • Состояние рыбы и кожного покрова

  • Цвет кожных покровов

  • Состояние масла

  • Характеристика разделки

  • Порядок укладывания рыбы

  • Наличие чешуи

  • Наличие посторонних примесей


  1. Тест по теме «Рыбные консервы»

Список использованных источников:

  • ресурсы Интернет:

  • znaytovar.ru/new1064.html

  • imbf.org/health/deceit/deceit_34.htm

  • sovetbox.ru/ru/food/212-fish

  • 1tv.ru/videoarchive/28650

  • ГОСТ 51074-97 «Рыбные консервы и пресервы. Упаковка и маркировка»

  • ГОСТ 280-85 «Шпроты в масле».

  • ГОСТ 13865-2000 «Консервы рыбные натуральные с добавлением масла. Технические условия»

  • Никифорова Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Практикум: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 128 с.

  • Никифорова Н.С. Товароведение продовольственных товаров: Рабочая тетрадь для нач. проф. образования / Н.С.Никифорова, С.А.Прокофьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 96 с.

  • Отосина В.Н. Практические работы по товароведению продовольственных товаров/Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д:, Феникс, 2003. - 288 с.

  • Справочник по товароведению продовольственных товаров. В 2 т. Т.2: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Н.С.Никифорова, А.М.Новикова, С.А.Прокофьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.

  • Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования/ А.М.Новикова, Т.С.Голубкина, Н.С.Никифорова, С.А.Прокофьева. - М.: ПрофОбрИздат, 2004. - 480 с.

  • Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учеб. пособие для нач.проф. образования/ Н.В.Гранаткина.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

  • Чепурной И.П. «Индексация и фальсификация продовольственных товаров»: Учебник - 2-е изд. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004 - 460с.


План-конспект урока производственного обучения

на тему «Рыбные консервы»


Организационный момент

  • Приветствие учащихся

  • Количество присутствующих

  • Внешний вид и наличие дневников

  1. Вводный инструктаж

    1. Сообщение темы и цели урока:

Тема урока «Рыбные консервы и пресервы». Цель: закрепить знания, полученные на уроке товароведения продовольственных товаров, а именно ассортимент рыбных консервов, показатели качества, правила упаковки, маркировки, условий и сроков хранения рыбных консервов.

  1. Актуализация знаний по теме «Рыбные консервы». Сегодня мы с вами работаем по следующему плану:

  • Восстановим в памяти знаний, полученных на уроке товароведения продовольственных товаров по теме «Рыбные консервы»;

  • Определим соответствие качества и маркировки рыбных консервов требованиям Государственных стандартов;

  • Проведем органолептическую оценку пяти видов рыбных консервов по образцам;

  • Отработаем умения консультировать покупателей о потребительских свойствах рыбных консервов

Актуализация полученных знаний будет проходить в виде опроса, отвечать будете с места, по очереди, одна начинает, другая продолжает.

Мастер: Что называют рыбными консервами?

Ответ: Рыбные консервы - это готовый к употреблению продукт, полученный из мяса рыбы, масла, различных добавок, пряностей и специй, герметически укупоренный в жестяные или алюминиевые банки и подвергнутый воздействию высокой температуры для уничтожения микроорганизмов и придания продукту стойкости при хранении.

Мастер: Почему рыбные консервы имеют более высокую пищевую и вкусовую ценность по сравнению с рыбой?

Ответ: В процессе получения консервов удаляют несъедобные части и добавляют вкусовые вещества и растительные масла.

Мастер Перечислите этапы производства консервов

Ответ: Подготовка и мойка сырья

Разделка и посол рыбы

Тепловая обработка (бланширование, жаренье, копчение, пропекание, сушка)

Расфасовка в банки

Эксгаустирование (удаление воздуха перед закаткой)

Закатка банок

Проверка качества

Упаковка

Маркировка

Мастер: Как классифицируются рыбные консервы в зависимости от используемого сырья?

Ответ: -натуральные

- закусочные

- консервы из ракообразных,

- консервы из нерыбного водного сырья

Мастер: Консервы в собственном соку, бульоне, желе называются…

Ответ: Натуральные

Мастер: К какому виду консервов относится «Килька в томатном соусе»?

Ответ: Закусочные

Мастер: Из каких видов рыб производят «Шпроты в масле»?

Ответ: Килька, тюлька, салака.

Мастер: Как определяют шпроты по качеству?

Ответ: Высший сорт, шпроты.

Мастер: Назовите максимальный срок хранения натуральных консервов

Ответ: 2 года

Мастер: В каких условиях возникает ржавчина на банках рыбных консервов?

Ответ: Ржавчина возникает при хранении банок в сырых помещениях или при резких колебаниях температуры

Мастер: Определите дефект рыбных консервов по описанию: вздутие крышек и донышек банок, не принимающих нормального положения после надавливания на них пальцами.

Ответ: Бомбаж

Мастер: Расшифруйте маркировку рыбных консервов?

160507
85Д157
1P.

Ответ: цифры первого ряда означают дату изготовления продукта (число, месяц, год, 308 - ассортиментный знак, 157 - номер предприятия-изготовителя, 1 - номер смены, «Р» - индекс рыбной промышленности

Мастер: Мы с вами повторили теоретический материал по теме «Рыбные консервы».

  1. Мотивация к изучению темы.

В ходе подготовке к уроку вам было дано опережающее задание: изучить ассортимент рыбных консервов в магазинах города Волжска и Волжского района, там, где вы проходите практику. И выявить пять видов наиболее популярных консервов, пользующихся спросом среди покупателей. По представленным вам результатам я составила таблицу. Давайте рассмотрим ее (рассматриваем и обсуждаем таблицу).

Мы закупили пять образцов баночных консервов, которые в соответствии с нашей таблицей являются самыми покупаемыми. Это: шпроты в масле, горбуша натуральная, килька в томатном соусе, сардина и сайра.

После сегодняшнего урока, я надеюсь, вы будете обладать достаточными знаниями по данной теме, не будете нарушать правила торговли и сможете дать консультацию покупателям о потребительских свойствах рыбных консервов, поступающих в продажу.

Прежде, чем приступить к выполнению практической работы учащиеся Александрова Эля и Актуганова Наталья расскажут об истории консервирования. (Презентация)

  1. Текущий инструктаж

Переходим к следующему этапу урока - определение соответствия качества и маркировки рыбных консервов требованиям Государственных стандартов;

Согласно ГОСТу 11771-93 «Консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов» Упаковка и маркировка» банки должны быть плотно укупорены, подтечность не допускается. Поверхность банок должна быть гладкой (без вмятин, перегибов, пузырей, коррозии, вздутий). Продольные и закаточные швы должны быть плотными и гладкими, материалы, используемые для изготовления банок, должны быть допущены органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора для контакта с пищевыми продуктами. Наружная поверхность банок должна быть чистой, не иметь птичек (деформация донышек и крышек банок в виде уголков у бортиков банки) Донышки должны быть вогнутыми или плоскими.

Не допускаются к реализации консервы в банках:

- бомбажных - с вздутыми донышками и крышками, не принимающими нормального положения после надавливания на них пальцами;

- пробитых, подтечных, с птичками, черными пятнами, имеющих острые изгибы жести, помятость закаточного шва, а также хлопушу (выпуклость донышка или крышки банки, которая при нажиме исчезает на одном конце банки и одновременно возникает на другом конце, сопровождаясь при этом характерным хлопающим звуком.

Банки должны быть художественно оформлены путем литографирования и наклеивания этикетки. Этикетка должна быть ровно наклеенной, текст должен быть четким.

На крышке банки методом выдавливания или несмываемой краской наносят знаки условных обозначений в три ряда.

Первый ряд:

-дату изготовления продукции (число, месяц, год)

Второй ряд

- ассортиментный знак - от одного до трех знаков (цифры и буквы кроме буквы «Р»)

- номер предприятия-изготовителя

Третий ряд:

- номер смены - одна цифра

- индекс рыбной промышленности - буква «Р»

(Вывожу пример 051010

85Д157

1Р)

Герметически закрытая банка большое искушение для недобросовестных производителей.

Существует такое понятие, как пересортица - например, подмена рыбы высшего сорта рыбой первого сорта, а чем ниже сорт рыбных консервов, тем меньше в них высококачественного мяса, тем больше в ней хрящей, соединительной ткани, костей. Или замена одного вида рыб другим, более дешевым, например, более дорогую салаку могут заменить более дешевой селедкой. Или, вот еще какие случаи бывают: (Видеосюжет с морской капустой)

Каждому виду консервов присвоен определенный ассортиментный знак, который выдавливается на крышке или донышке банки. Причем на неподдельной банке маркировка выдавлена изнутри, цифры рельефные. Если цифры вдавлены внутрь или нанесены краской, которая легко стирается, скорее всего, консервы поддельные. По ассортиментному знаку вы всегда сможете легко определить, что под крышкой.

Вывожу таблицу ассортиментных знаков

Перед вами таблица ассортиментных знаков консервов, пользующихся наибольшим спросом. Такая же таблица лежит на ваших рабочих столах, вы будете пользоваться ей при выполнении практической части урока.

Список ассортиментных знаков

Название консервов


Знак

Сайра натуральная

308

Печень трески натуральная

010

Сайра натуральная с добавлением масла

931

Сардина атлантическая натуральная с добавлением масла

Г84

Сайра бланшированная в масле

186

Сардинелла натуральная с добавлением масла

987

Сайра копченая в масле

177

Сельдь атлантическая натуральная

014

Горбуша натуральная

85Д

Сельдь атлантическая натуральная с добавлением масла

484

Горбуша натуральная с пряностями

203

Сельдь бланшированная в масле

87Д

Скумбрия атлантическая натуральная

579

Ставрида атлантическая натуральная с добавлением масла

514

Скумбрия атлантическая натуральная с добавлением масла

513

Ставрида подкопченная с добавлением масла

76К

Скумбрия атлантическая обжаренная в масле

130

Ставрида океаническая копченая в масле

223

Скумбрия атлантическая бланшированная в масле

307

Ставрида океаническая бланшированная в масле

162

Скумбрия атлантическая копченая в масле

222

Салака бланшированная в масле

610

Скумбрия дальневосточная натуральная с добавлением масла

896

Салака копченая в масле

155

Скумбрия дальневосточная бланшированная в масле

183

Килька каспийская неразделанная обжаренная в томатном соусе

100

Скумбрия черноморская бланшированная в масле

166

Паштет шпротный

316

Производители наклеивают неверные этикетки уже на готовые банки с рыбой и выбитыми на них обозначениями, поэтому получается расхождения в ассортиментном знаке, его поменять нельзя.

Маркировка рыбных консервов должна содержать следующие данные:

  • Наименование и местонахождения предприятия-изготовителя;

  • Товарный знак предприятия;

  • Наименование продукции;

  • Сорт (при наличии сортов)

  • Массу нетто (например, масса нетто 160 г»);

  • Обозначение нормативно-технической документации на продукцию (ГОСТ или ТУ)

  • Срок хранения с даты изготовления; рядом нанести надпись: «дата изготовления указана на крышке»;

  • Информационные данные о пищевой и энергетической ценности.

Требования к содержимому зависят от вида консервов и устанавливаются соответствующими стандартами. Так, куски или тушки рыб должны быть целыми, не разварившимися, типичной окраски, правильно уложенными в банку. Консистенция рыбы - плотная, но не сухая и не жесткая, запах и вкус - приятные, свойственные данному виду рыбы. Заливка (масло, бульон, соус, желе) должна быть свойственного цвета, не расслоившейся.

Хранят консервы при относительной влажности не более 75%. Температура и срок годности зависят от вида консервов и виды рыб и указываются на этикетке. Для большинства консервов установлена температура хранения от 0 до 15°. Максимальный срок хранения до 2 лет.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мы переходим к практической части урока. Вы разделитесь на две бригады и пойдете работать на подготовленные рабочие места. На местах есть необходимые нормативные документы, карты с заданиями и инструкционные карты, которые помогут вам при выполнении заданий. На каждом рабочем месте подготовлено по 5 натуральных образцов рыбных консервов. Вам предстоит изучить маркировку представленных образцов рыбных консервов и определить их качество органолептическим методом в соответствии с нормативными документами.

Прежде, чем мы с вами приступим к практической части, давайте повторим правила техники безопасности продавца на рабочем месте. Соблюдайте осторожность при открывании консервных банок - края у банки очень острые.

1 задание «Изучение маркировки рыбных консервов»

2 задание «Органолептические показатели рыбных консервов»

№ бригады, Ф.И.О. учащихся_________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Изучение маркировки рыбных консервов

Таблица № 1

№№

Показатели

Наименование рыбных консервов

Шпроты

Горбуша

Сайра

Килька

Сардина

1.

Наименование (по данным производителя)


2.

Предприятие-изготовитель


3.

Нормативный документ


4.

Масса, г

указанная на этикетке/фактическая


5.

Энергетическая ценность, ккал, 100 г


6.

Срок годности


7.

Условия хранения


8.

Состав



Литографический текст

1.

Дата изготовления


2.

Ассортиментный знак товара


3.

Номер предприятия-изготовителя


4.

Номер смены


5.

Наличие индекса рыбной промышленности


Вывод





Порядок выполнения работ по таблице №1.

  1. Изучить стандарт «Консервы и пресервы. Упаковка и маркировка» ГОСТ 51074-97.

  2. Изучить по стандарту упаковку и маркировку продукции в металлической таре.

  3. Изучить маркировку натуральных образцов рыбных консервов

  4. Занести показатели в таблицу №1

Дефекты Рыбных консервов

Дефект

Характеристика дефекта

Причина возникновения дефекта

1.

Потемнение внутренней поверхности банки

Фиолетовые и черные пятна, напоминающие «мраморность»

Порок появляется в результате взаимодействия сернистых соединений, образующихся при распаде белковых веществ в процессе стерилизации, с металлом банки.

2.

Изменение цвета мяса и соуса

Наблюдается при недостаточной стерилизации в результате действия ферментов. Появление этого порока может быть вызвано нарушением технологии обработки продуктов, применением несвежего сырья, замораживанием консервов и накоплением в них солей олова.

3.

Хруст

Порок консистенции, который может ощущаться в натуральных консервах из дальневосточных лососей в результате образования кристаллов струвита (комплексной фосфорнокислой соли магния и аммиака). Струвит безвреден, но вызывает неприятное ощущение при разжевывании продукта.

4.

Разваренность, рыхлость, сухость, жесткость, волокнистость мяса рыбы

Результат длительной предварительной тепловой обработки и стерилизации консервов, а также повторного замораживания содержимого.

5.

Бомбаж

Бывает микробиологический, химический, физический. Микробиологический бомбаж возникает, если при стерилизации микроорганизмы, образующиеся в процессе жизнедеятельности, не подавлены. Химический бомбаж - результат воздействия на жесть кислот консервируемого продукта, вследствие чего выделяется водород, который, накапливаясь в банке, вызывает вздутие донышка и крышки; при этом олово переходит в содержимое банки. Физический (ложный) бомбаж возникает, когда при производстве консервов переполнены банки или объем содержимого банок увеличивается при замораживании.

6.

Лопанец, сползание кожи

Пороки, характерные для консервов Рыба копченая в масле, Шпроты в масле, Сардины в масле. Пороки возникают в результате нарушения режимов тепловой обработки.

7.

Скисание консервов

Происходит под действием термофильных бактерий.

8.

Ржавчина

Возникает при хранении банок в сырых помещениях или при резких колебаниях температуры.

9.

Хлопуша

Вздутие крышки или дна банки. При нажатии на вздутую банку раздается хлопающий звук. Порок образуется при повышенном содержании кислорода, воздуха в банке и может возникнуть также в начальной стадии бомбажа.

Тест по теме «Рыбные консервы»


Вопрос

Ответ

Баллы

1.

Определите группы рыбных консервов:

  1. Натуральные А) в томатном соусе

  2. Закусочные Б) в собственном соку

В) в масле

Г) в желе

1-Б,Г; 2-А,В

4

2.

Что такое эксгаустирование?


Удаление воздуха перед закаткой

4

3.

Из какой рыбы получают крупные шпроты?

Салака

1

4.

Какие натуральные консервы готовят из разных видов рыбы (2-3) с солью, петрушкой, укропом, морковью, томатом, перцем и мукой?

Уха

1

5.

Как подразделяют шпроты по качеству?

Высший сорт, шпроты

2

6.

Как называются консервы из охлажденной или мороженной рыбы, ее печени, молок, икры?

Паштет

2

7.

Как называются консервы с добавление соли, сахара уксуса, пряностей и воды?

Консервы в маринаде

2

8.

Мясо крабов при соприкосновении с металлом банки темнеет из-за содержания серы, как предприятия-изготовители избегают этого?

Покрывают банки изнутри пищевым лаком, выстилают пергаментом

2

9.

Как называется дефект, при котором вздуваются крышки и донышки банок?

Бомбаж

1

10.

Расшифруйте маркировку банки рыбных консервов:

210809

010 234

210809 - дата изготовления

010 - ассортиментный знак

234 - номер предприятия

1 - номер смены

Р - индекс рыбной промышленности

5


Количество вопросов

10

25


Критерии оценок

«5» - 23-25

«4» - 20-22

«3» - 17-19

2»2 - 16 и меньше




III. Заключительный инструктаж

Учащиеся каждой бригады делают подробные выводы по заполненным таблицам с комментариями мастера п/о.

Мы с вами закрепили знания по свойствам рыбных консервов, упаковке, маркировке, условиям и срокам хранения, научились давать органолептическую оценку качества рыбных консервов, сформировали умения и навыки приемки рыбных консервов по количеству и качеству, подготовке к продаже, сможем дать консультацию о потребительских свойствах рыбных консервов.


Результаты урока поэтапно представлены в таблице. Поставьте, пожалуйста, итоговую оценку себе в дневник и сдайте дневники мне на подпись и для выставления оценок в журнал.

Домашнее задание: тема «Рыбные консервы» является завершающей по теме «Изучение ассортимента, подготовка к продаже, продажа продовольственных товаров», дальше мы будем изучать непродовольственные товары. Домашним заданием будет повторить тему «Изучение…» для зачета.





© 2010-2022