Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»

Описание материала методической  разработки  факультативного занятия по русскому языку  для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»            На первом курсе педагогического колледжа, на английском отделении,  не предусмотрено по учебному плану изучение  русского языка. Поэтому проводится факультатив по русскому языку.       Факультатив по русскому  языку  в  колледже - это учебный курс, который призван расширить полученные ранее сведения по русскому языку  и нацелен на дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности студентов, так как это необходимо при подготовке к поступлению  в ВУЗ, для  сдачи экзамена в форме ЕНТ, и для грамотного письма в дальнейшей работе.          Факультативное занятие на тему «Правописание и употребление наречий»  проведено в группе А-11. Уровень знаний по русскому языку в группе разный: есть группа  студентов, имеющих хорошие базовые знания по предмету, есть студенты,  у которых имеются пробелы в знаниях. Для отработки навыков грамотного письма этих студентов  использовала  ОК, таблицы, алгоритмы, разноуровневые задания.       Для занятий используются учебники:  «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», Москва, «Просвещение», 2002г. (под редакцией В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко); «Русский  языка», Москва, «Академия»,2010 г. ( под редакцией Н.А.Герасименко).    Данное занятие - продолжение повторения и систематизации  изученного материала и проверки знаний студентов   в целях совершенствования орфографических  навыков.     Вид данного факультативного занятия  комбинированный, так как направлен на  обобщение  и систематизацию знаний по теме  «Правописание и употребление наречий»,   предусмотрен  контроль  и коррекция знаний, умений и навыков. На занятии было использовано оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал, ОК, алгоритмы, таблицы,  ребусы, учебники, тесты.      На этом занятии  я опиралась на личностно-ориентированный подход в обучении, использовала элементы технологии уровневой дифференциации  во время закрепления  материала  и при проверке знаний. Проблемные вопросы способствовали  развитию мышления студентов, активизировали  их познавательную деятельность. Подобранные к уроку задания направлены на развитие творческих способностей студентов, обогащение их словарного запаса.     На занятии  я использовала различные формы организации работы, например,  самопроверку, работу в парах во время осуществления взаимопроверки задания. Это активизирует учебно-познавательный процесс, помогает развить коммуникативные способности студентов. При повторении и обобщении материала  по теме занятия  «Употребление и правописание  наречий»  в ходе демонстрации я  постоянно возвращалась к теоретической части материала, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации и лучшее запоминание.   Для проверки знаний использовала  тренировочный тест и задания разного уровня.  Возможность выбрать задание самому на этапе проверки знаний  позволяет повысить уровень мотивации в обучении. Использование на занятии  современных технологий позволило повысить активность студентов,  интерес  к изучению русского языка, активизировать  их познавательную деятельность, добиться  100% усвоения материала  всеми студентами группы. Достигнуты все цели, обеспечено высокое качество знаний по теме факультативного занятия. Чтобы повысить мотивацию обучения,   на факультативных  занятиях студенты получают оценки. Это позволяет им увидеть их личностный рост по предмету.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АМетодическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»қмола облысының білім басқармасының жанындағы

МКҚҚ «Щучинск қаласы, педагогикалық колледж»

ГККП «Педагогический колледж, г.Щучинск»

при управлении образования Акмолинской области


Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»








Методическая разработка

факультативного занятия

на тему: «Правописание и употребление наречий»













Целых В.Л., преподаватель

русского языка и литературы











Щучинск - 2013 г



Пояснительная записка.

На первом курсе педагогического колледжа, на английском отделении, не предусмотрено по учебному плану изучение русского языка. Поэтому проводится факультатив по русскому языку.

Факультатив по русскому языку в колледже - это учебный курс, включающий в себя то, чем овладели студенты на уроках русского языка на базе основной школы. Но он призван расширить полученные ранее сведения по русскому языку и нацелен на дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности студентов, так как это необходимо при подготовке к поступлению в ВУЗ, для сдачи экзамена в форме ЕНТ, и для грамотного письма в дальнейшей работе. В рабочей программе факультатива также предусмотрены трудные случаи правописания и постановки знаков препинания. Занятия по развитию речи носят практическую направленность, способствуют повышению культуры речи. Обращение к грамматической теории, лексико-фразеологическим, стилистическим, речеведческим понятиям, поможет углубить и расширить знания студентов в системе языка. Факультативные занятия также способствуют выявлению уровня знаний, навыков, умений и пробелов в знаниях студентов по теме и повышению их грамотности.

Факультативное занятие на тему «Правописание и употребление наречий» проведено в группе А-11, в которой обучается 25 студентов. Уровень знаний по русскому языку в группе разный: есть группа студентов, имеющих хорошие базовые знания по предмету, есть студенты, у которых имеются пробелы в знаниях, есть студенты, которые обучались в школах с государственным языком обучения. Для отработки навыков грамотного письма этих студентов использовала ОК, таблицы, алгоритмы, разноуровневые задания.

Данное факультативное занятие соответствует требованиям Типовой учебной программы по русскому языку, утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан, 2009 г. Для занятий используются учебники: «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», Москва, «Просвещение», 2002г. (под редакцией В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко); «Русский языка», Москва, «Академия»,2010 г. ( под редакцией Н.А.Герасименко).

Количество часов в неделю, отводимое на проведение факультатива по русскому языку в группе А-11 - 3, занятия проводятся парами, количество часов в год- 100.

Данное занятие - продолжение повторения и систематизации изученного материала и проверки знаний студентов в целях совершенствования орфографических навыков.

Вид данного факультативного занятия комбинированный, так как направлен на обобщение и систематизацию знаний по теме «Правописание и употребление наречий» и предусмотрен контроль и коррекция знаний, умений и навыков. Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал, ОК, алгоритмы, таблицы, ребусы, учебники, тесты.

На этом занятии я опиралась на личностно-ориентированный подход в обучении, использовала элементы технологии уровневой дифференциации во время закрепления материала и при проверке знаний. Проблемные вопросы способствовали развитию мышления студентов, активизировали их познавательную деятельность. Подобранные к уроку задания направлены на развитие творческих способностей студентов, обогащение их словарного запаса.

На занятии я использовала различные формы организации работы, например, самопроверку, работу в парах во время осуществления взаимопроверки задания. Это активизирует учебно-познавательный процесс, помогает развить коммуникативные способности студентов.

На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса:

1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Использование на уроке мультимедийной презентации позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить плотность занятия, увеличить объём дидактического материала для обобщения и закрепления изученного ранее, организовать самопроверку, проверку написанного на уроке. При составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации я руководствовалась следующими принципами: презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. В презентации 47 слайдов, каждый из которых отражает какой-либо момент урока. В плане-конспекте занятия чётко определено место слайда. Слайды сменяются по щелчку.

При повторении и обобщении материала по теме урока «Употребление и правописание наречий» в ходе демонстрации я постоянно возвращалась к теоретической части материала, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации и лучшее запоминание. Не помню, кто сказал: « Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили», но этот совет я постаралась применить на практике, используя различные задания одной тематики.

Для проверки знаний использовала тренировочный тест и задания разного уровня. Возможность выбрать задание самому на этапе проверки знаний позволяет повысить уровень мотивации в обучении всем студентам, особенно слабо успевающим.

Использование на уроке современных технологий позволило повысить активность студентов, интерес к изучению русского языка, активизировать их познавательную деятельность, добиться 100% усвоения материала урока всеми студентами группы.

Достигнуты все цели, обеспечено высокое качество знаний по теме факультативного занятия. Чтобы повысить мотивацию обучения, на факультативных занятиях студенты получают оценки. Это позволяет им увидеть их личностный рост по предмету. Оценка не влияет на промежуточный и итоговый контроль, но все равно студенты стараются получить хорошую оценку. Так как в начале учебного года они были нацелены на практическую направленность курса.


План-конспект факультативного занятия.

Предмет - русский язык.

Группа А-11.

Тема занятия: «Правописание и употребление наречий».

Цель: Обобщить материал и подготовить студентов к проверке знаний, ликвидировать пробелы в знаниях по теме «Наречие»

Задачи: - повторить основные правила правописания наречий;

- развивать навык правописания и употребления наречий;

- воспитывать уважение к русскому языку, прививать интерес к его изучению.

Вид занятия: комбинированный.

Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями; ОК, таблицы,

ребусы, алгоритмы.

2)материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint;

3) компьютер учителя;

4) интерактивная доска.

5) учебники.

План проведения занятия


  • Происхождение и употребление наречий

  • Правописание наречий

  • Проверка знаний по теме « Правописание наречий». Тестирование.




Ход факультативного занятия.


  1. Организационный момент

(Сообщение темы, цели и задачи факультативного занятия (слайд 1, 2)

  1. Происхождение и употребление наречий

  1. Лексическая разминка.

Задание 1. По лексическому значению угадайте существительное, которое должно начинаться с не, запишите их в тетради:

1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, - это (невесомость).

2) Вымысел, лживое сообщение - это (небы­лица).

3) Незнание, неосведомленность - это (неведе­ние).

4) Невоспитанный, грубый человек - это (не­вежа).

5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то - это (невежда).

6) Простодушие, наивность - это (невинность).

Задание 2.Объяснить значение пословиц и поговорок, найти наречие (слайд 4)

ДОБРОЕ СЛОВО - БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШИ, А ДУРНОЕ - ЯД
Быть по-сказанному как пописанному.
Ваша речь впереди.
Где много слов, там мало правды.

Говорит красиво, да слушать тоскливо.
Держи язык короче. Держи язык за зубами.
Долго думал, да хорошо сказал.
Если сидишь на печи, так побольше молчи.
Грязные ноги гостиную пачкают, грязные слова все вокруг пачкают.

Задание 3. К данным фразеологическим оборотам подберите синонимичные наречия (слайды 5,6)

Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; схватывать на лету; надоесть хуже горькой редьки; как из рога изобилия; расти как на дрожжах; уснул как уби­тый; выполнить работу без сучка, без задоринки.

Задание 4. Рассказать о происхождении и значении фразеологических оборотов, содержащих наречие (слайд 7),(приложение 1).

Многие наречия имеют очень интересное происхождение. Об этом не сказано в учебниках. Студенты подготовили интересные сообщения о происхождении некоторых наречий.

  • Шиворот - навыворот

  • Знать назубок

  • На всю ивановскую

  • Держи карман шире

.Наречия надо не только знать, но и грамотно употреблять в речи, а то можно получить увечья от наречий. Какие именно? Нам расскажет ……..

Увечья от наречий (показать уместность употребления наречий)

  • Жутко

  • Сильно

  • Крепко

  1. Редактирование текста.

-Какие ошибки возможны при употреблении наречий?

Задание 1: Исправьте ошибки (слайд8).

  1. Обратно пошёл проливной дождь.

  2. По дороге вспомнила об оставленной дома книге, и пришлось повернуть опять.

  3. Мальчик навзничь упал на землю и ткнулся лицом в ладони.

  4. Спереди шёл высокий человек, невольно обращавший на себя внимание.

Задание 2. Расставьте ударение в словах (слайд 9-10),

Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго, быть неподалеку, задолго до станции, увидел мельком, тотчас подумал, мастерски исполнено, подолгу просиживал, отроду три года, отчасти правда, сделал начерно, искони, поднять на смех, собрались поутру, говорил без умолку.

Проверь себя!

Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго, быть неподалёку, задолго до станции, увидел мельком, тотчас подумал, мастерски исполнено, подолгу просиживал, отроду три года, отчасти правда, сделал начерно, искони, поднять на смех, собрались поутру, говорил без умолку.

  1. Повторение, обобщение и систематизация изученного материала.

1).Повторение теоретического материала по теме «Наречие» (фронт. опрос)

- Дайте определение части речи "Наречие".

- Назовите виды наречий? И на какие вопросы они отвечают? Что обозначают наречия? (слайд 11, 12,13), (приложение 2 ОК «Наречие).

СЛОВА СОСТОЯНИЯ (наречия) (слайд 14).

О Б О З Н А Ч А Ю Т

  • физическое состояние живых существ

СОЛНЦЕ БОЛЬНО ЖГЛО ГЛАЗА.

  • оценку действий

СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ.(В.Шефнер)

  • состояние природы

ВОТ И ЛЕТО. ЖАРКО. СУХО. (И.Суриков)

  • душевное состояние человека

И СКУЧНО, И ГРУСТНО, И НЕКОМУ РУКУ ПОДАТЬ. (М. Лермонтов)

- Что вы знаете о степени сравнения наречий?

-Как образуются наречия? ( слайд 15).

  • Наречие навстречу («плыть /куда?/ навстречу ветру») образовалось из сочетания предлога НА с существительным ВСТРЕЧУ («опаздывать на встречу с коллегой»);

  • Наречие по-нашему («все вышло /как?/ по-нашему») образовалось из сочетания предлога ПО и местоимения НАШЕМУ («по нашему делу»);

  • Наречие красиво («говорить /как?/ красиво») очень похоже на краткое прилагательное КРАСИВО («вечернее море /каково?/ красиво»).

а). Выполните задание. Определите, к каким частям речи относятся одинаково звучащие и пишущиеся слова (слайд 16).

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

А.С. Пушкин

Правый берег реки ниже левого.

Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем.

б) "Проверь себя". Выписать наречия (слайд 17).

1)Бойся козла спереди, коня сзади, а злого человека со всех сторон.

2) Быть сильным - хорошо, быть умным - лучше вдвое.

3) Всякое дело трудно выполнять в одиночку.

4) Делано наспех, а сделано на смех.

5) За край свой насмерть стой.

6) Натощак и песня не поется.

7) Урок не пошел впрок.

8) Сначала дерево пускает корни, а потом растет вверх.

9) Нельзя насильно тащить собаку на охоту.

2). Повторение теоретического материала «Правописание наречий». Систематизация материала

А) Вспомнить правило и привести примеры на изученные орфограммы по теме " Правописание наречий".

1. Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных местоименных наречий (слайды 18, 19).

нигде, никогда, никуда

негде,некогда, некуда

Опознавательный признак - безударное положение гласного.

Задание. Выберите правильную букву в словах: е или и?(слайд 20)

Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принуждённо, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал.

Самопроверка (Слайд 21).

Никому неизвестно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринуждённо, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал.

2. Буквы А-О на конце наречий с приставками. (слайд 22-23)

Издавна, досуха, снова, влево, наглухо, затемно, изустно, доверчиво.

Тест (слайд24)
Вставь пропущенные буквы. Выдели приставку и суффикс.
построить занов…
накормить досыт…
обойти справ…
закрыть наглух…
прийти снов…
приехать издалек…
вернуться засветл…

(Самопроверка) (слайд 25).

3. Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.

Горячо, певуче, ещё (иск).

Самодиктант «Проверь себя». Написать 10 словосочетаний на данную орфограмму (Взаимопроверка, работа в парах).

Опознавательный признак - положение после шипящего: О под ударением.

  1. Мягкий знак после шипящих на конце наречий (слайд 26, приложение 3 алгоритм )

Невмочь, сплошь, настежь. Уж, замуж, невтерпеж (иск).

Опознавательный признак - наличие шипящего на конце слова.

  1. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о, е. (Приложение 4 алгоритм, таблица), (слайд 27-28).

Невесело (грустно), неглупо (довольно умно), нелепо, неуклюже.

Не весело, а грустно, нисколько не заметно, не досыта (не на - о, е).

Слитно

Раздельно

Если слово не употребляется без НЕ: неотлучно

Если в предложении есть противопоставление с союзом а: не хорошо, а плохо

Если слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ: недалеко = близко

Если есть слова, усиливающие отрицание: вовсе не, далеко не, ничуть не и другие: вовсе не аккуратно

Задание . Объясните правописание НЕ (устно).

Нередко, необычный, неуклюжий, нисколько не громко, непрерывно, несчастье, далеко не простое решение, невзрачно, неожиданность, не ум, а глупость.

Опознавательный признак - наличие отрицания, слов, усиливающих отрицание - не наздельно.

  1. Одна и две буквы Н в наречиях на - о, е. От чего зависит? (слайд 29,30).

Говорить искренне (искренний), смотреть удивленно (удивленный), жить дружно (дружный).

-Чем вы руководствовались при определении частей речи?

Опознавательный признак - Н-НН в словах, от которых образовано слово.

  1. Дефисное написание наречий (слайд 31,32,33).

Где-то, когда-нибудь, куда-нибудь, кое-куда; одеться по-зимнему, по-испански, по-волчьи, во-первых, в-третьих; едва-едва, давным-давно.

Опознавательный признак - приставка кое-, суффиксы то-, либо-, нибудь; приставка по- суффиксы ому, ему, и; приставка во, в- суффиксы их, ых, повтор слов.

  1. Слитное и раздельное написание наречий. (Приложение 5, ребусы ) , (слайды 34-39).

Запомни! Пиши СЛИТНО:

1Если наречие образовалось сравнительно давно и в его составе есть не употребляемые ныне в литературном языке именные формы.

Иными словами, наречие «ВДРЕБЕЗГИ» пишется слитно, так как формы «ДРЕБЕЗГИ» в современном литературном языке нет.

ВДОВОЛЬ, ВДРЕБЕЗГИ, ВЗАПЕРТИ, ВОСВОЯСИ, ВПРИТЫК, ВРАСПЛОХ, ВТИХОМОЛКУ, ЗАПАНИБРАТА, ЗАПОДЛИЦО, НАСПЕХ, НАСТОРОЖЕ, НАТОЩАК, НЕВПОПАД, ОЗЕМЬ, СПОЗАРАНКУ

2. Если наречие образовалось соединением приставки с другим наречием.

Рассмотрим подробнее последнее слово: к наречию «РАНЕЕ» присоединяется приставка «ЗА», и образуется более сложное наречие «ЗАРАНЕЕ», которое, естественно, пишется слитно.

ДОНЕЛЬЗЯ, ЗАДАРОМ, НАВСЕГДА, ПОСЛЕЗАВТРА, ПОВСЮДУ, ЗАРАНЕЕ

3. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с прилагательным. В образовании наречий могут участвовать и полные, и краткие формы.

Полные прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?

Краткие прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОВО?, КАКОВА?, КАКОВО? и КАКОВЫ? и имеют усеченные по сравнению с полными прилагательными окончания

ВПЛОТНУЮ, ВРАССЫПНУЮ, ВТЕМНУЮ, ВЧИСТУЮ, ВРУЧНУЮ, ВЛЕВО, ДОСУХА, ЗАМЕРТВО, ИЗДАЛЕКА, НАСКОРО, ПОНЕМНОГУ, ПОПУСТУ, ПОТИХОНЬКУ.

4. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с существительным, но между предлогом и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к cyществительному не может быть поставлен падежный вопрос.

ВДОБАВОК, ВБРОД, ВЛЕТ, ВОИСТИНУ, ВОКРУГ, ВОСЛЕД, ВПЛОТЬ, НАВСТРЕЧУ, НАВЫЛЕТ, НАЗЛО , НАПЕРЕВЕС, НАПОЛОВИНУ, НАПЕРЕХВАТ

5.Слова, которые образовались от существительных «ВЕРХ», «НИЗ», «ПЕРЕД», «ЗАД», «ВЫСЬ», «ДАЛЬ», «ВЕК», «НАЧАЛО» и имеют пространственное или временное значение. Несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова.

ВВЕРХ, ВВЕРХУ, КВЕРХУ, ДОВЕРХУ, НАВЕРХ, СВЕРХУ; ВНИЗ, ВНИЗУ, КНИЗУ, ДОНИЗУ, СНИЗУ; ВПЕРЕД, НАПЕРЕД, НАЗАД, ВВЫСЬ, ВДАЛЬ, ВДАЛИ, ИЗДАЛИ; ВВЕК, ВОВЕК, ВОВЕКИ, НАВЕК, НАВЕКИ; ВНАЧАЛЕ, СНАЧАЛА.

6.Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с местоимением

ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОЭТОМУ, СОВСЕМ, ВНИЧЬЮ, ВОВСЕ

7. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога «В» или «НА» с собирательными числительными.

Числительные в русском языке делятся на три группы: количественные (ДВА, ПЯТЬ,ДЕСЯТЬ), порядковые (ВТОРОЙ , ПЯТЫЙ, ДЕСЯТЫЙ) и собирательные (ДВОЕ, ПЯТЕРО,ДЕСЯТЕРО).

В соответствии с правилом слитно пишутся наречия, образованные только из числительных последней группы

ВДВОЕ, НАДВОЕ, ВШЕСТЕРО

Запомни! Пиши РАЗДЕЛЬНО (слайды 40-45).

1.Сочетания существительных с различными предлогами, в которых существительное сохранило хотя бы некоторые падежные формы.

Наречие - это неизменяемая часть речи: оно не склоняется и не спрягается. Но если слово имеет несколько падежных форм, то это не наречие и писать его надо с предлогом раздельно.

НА КОРТОЧКИ, НА КОРТОЧКАХ; ЗА ГРАНИЦУ, ЗА ГРАНИЦЕЙ, ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ; НА ДОМ, НА ДОМУ; НА ПАМЯТЬ, ПО ПАМЯТИ; НА COВЕСТЬ, ПО СОВЕСТИ; НА РУКУ, НЕ С РУКИ; ПОД МЫШКАМИ, ПОД МЫШКИ, ПОД МЫШКОЙ, ПОД МЫШКУ, ИЗ-ПОД МЫШЕК; НА ПОРУКИ, НА ПОРУКАХ

2. Наречные сочетания, которые пишутся отдельно, состоят из предлога, оканчивающегося на согласный звук, и существительного, начинающегося на гласный звук.

В ОБНИМКУ, В ОДИНОЧКУ, В ОТМЕСТКУ, В УПОР, В УГОДУ, БЕЗ УДЕРЖУ, БЕЗ УСТАЛИ

3Наречные сочетания, состоящие из двух повторяющихся существительных, иногда с предлогом между ними.

ЧЕСТЬ ЧЕСТЬЮ, ЧУДАК ЧУДАКОМ, БОК О БОК, С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ, ДВЕРЬ В ДВЕРЬ

4.Множество сочетаний существительных с предлогами, которые употребляются в наречном значении или просто похожи на наречия, потому что отвечают на вопрос «КАК?».

Написания таких слов необходимо запоминать, а в случае сомнений обращаться за помощью к орфографическому словарю.

БЕЗ ВЕДОМА, БЕЗ ЗАПРОСА, БЕЗ ОГЛЯДКИ, БЕЗ ТОЛКУ, БЕЗ УСТАЛИ, В СТЕЛЬКУ, ДО ОТВАЛА, ДО СМЕРТИ, НА БЕГУ, НА ВИДУ, НА ГЛАЗОК, С РАЗБЕГУ, С ХОДУ

3). Обобщим. Сделаем выводы ( слайд 46-47).

IV Проверка ЗУН.

- Сейчас мы проверим, как вы повторили и усвоили материал по теме

« Правописание наречий».

1.Проверочное тестирование (Презентация 2 «Тестирование»), (приложение7).

2. Дополнительно ( при наличии свободного времени самостоятельная работа.

Разноуровневые задания: 1-й уровень сложности - словарный диктант, 2-й - выполнение индивидуальных заданий по карточкам. Определите, какое задание будете выполнять).

А). Словарный диктант. Поневоле пришлось уехать, на улице по-весен­нему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, посту­пать по-своему, запоминать крепко-накрепко, по­ссориться сгоряча, по-прежнему дружить, сму­щенно улыбаться.

Б). Карточки.

1) В данных предложениях подчеркните наречия как члены предложения. Укажите способы их образования.

1) Здесь было совсем пустынно.

2)Издали доносился шум и плеск.

3)Беспрестанно идут дожди.

4)Вдали сгущался ночной полумрак.

5)Ветер дует без устали.

6) Идём по дороге медленно, вразвалку.

7) Путники подсели к ярко разгоревшемуся костру.

8) Мальчик был в курточке нараспашку.

9) Почва сплошь распаханных полей в период засухи пре­вращается в лёгкую массу.

10) Мелкие летучие частицы почвы поднимаются высоко вверх и переносятся на сотни километров.

2) Подчеркните в тексте наречия как члены пред­ложения. Обозначьте орфограммы в наречиях, объясните графически постановку знаков препинания.

Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слы­шалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.

3) Выпишите из текста наречия вместе со словами, к которым они относятся. Укажите морфемный состав наречий.

Однажды ночью я проснулся и лежал с закрытыми глазами, долго прислушиваясь к странной тишине. Мне даже показа­лось, будто я оглох во сне. Наконец я понял, что попросту за стенами моего дома наступила необыкновенная тишина, кото­рую называют «мёртвой». Было только слышно, как справа посапывает кот, лежащий на диване.

Выглянув в окно, я увидел, что падал снег и заворожил по­ля, леса и сады. Земля стала прекрасна и удивительна. Утром всё хрустело по-зимнему: и ледяные дорожки, и чёрные стеб­ли крапивы, торчавшие из-под снега.

В) Творческое задание. (выполняется «сильными» учащимися на заранее заготовленных карточках)

Восстановите текст. Вставьте про­пущенные отрицательные наречия.(лист самопроверки)

1) Ум - одежда, которая……….. (никогда) не износит­ся, знание - родник, который …………..(никогда) не исчер­паешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится …………(никуда).

3) Приходится вертеться, если ……………..(некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спа­сения ждать было…………. (неоткуда).

5) Но …………..(никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она …………..(никак) не походила на свою сестру.

V. Домаш­нее задание: Творческое задание. Написать небольшое сочинение на произвольную тему, используя как можно больше наречий.




Приложения.

Приложение1. Происхождение и значение фразеологических оборотов, содержащих наречие

Приложение 2. ОК ( опорный конспект по теме «Наречие)

Приложение3 Алгоритм «Правописание мягкого знака после шипящих»

Приложение4 Алгоритм, таблиц "Правописание НЕ с наречиями на -о,-е. Приложение 5 Ребусы. «Правописание наречий».

Приложение 6 ОК ( опорный конспект по теме « Правописание наречий)

Приложение 7 «Проверочный тест». Карточки с дополнительными разноуровневыми заданиями.









Приложение1. Происхождении и значении фразеологических оборотов, содержащих наречие

Шиворот - навыворот. Нам с вами сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: "совсем наоборот", "наизнанку" - и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительным и позорным наказанием. "Шиворотом" в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи. Во дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот - навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Мы сейчас тоже употребляем эти слова в связи с одеждой, в смысле "задом наперёд", но значение их стало куда шире. Шиворот - навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще сделать не так, как принято.

Знать назубок. Знать назубок - значит превосходно выучить что-либо, отлично в чём-нибудь разбираться.

Было время, когда слова "знать на зубок", "проверить на зубок" понимались почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять надкусом подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла.

Возьмёшь монету в рот, прикусишь её зубами, и, если не осталось на ней вмятины, значит, она подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться и подделка, сработанная фальшивомонетчиком: внутри полая или отлитая из мягкого олова, свинца; на таком изделии человеческий "зубок" тотчас же оставляет изобличительные отметины.

На всю ивановскую кричать. В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки.

Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) "площадные подьячие" и глашатай громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские приказы и указы.

Так и закрепилось в языке это выражение для обозначения особенно громкого приказа.

Держи карман шире. Есть русская плясовая песня, в которой говорится:

Он принёс мне три кармана: первый карман - с пирогами,
второй карман - с орехами…

Что за ерунда? Как можно "принести карман"?

Загляните в старые словари и увидите: слово "карман" в XVIII-XIX веках означало всякий мешок или торбу, прицепленную к одежде снаружи. Такие карманы вешались и на сёдла; их можно было носить, и при надобности "держать (раскрытыми) шире". Теперь мы вспоминаем об этих старых карманах, когда хотим насмешливо ответить на чрезмерные требования: "Ну как же, так и дожидайся! Держи карман шире".

Наречия надо не только знать, но и грамотно употреблять в речи, а то можно получить увечья от наречий. Какие именно? Нам расскажет ……..

"Увечья от наречий".

Вообще человек грамотный, владеющий литературной речью, дружит с наречиями, никогда не позволяя себе употреблять их кое-как. И наречия отвечают ему тем же. Они делают его речь более точной, осмысленной и выразительной. Тому же, кто пренебрежительно относится к наречиям, швыряется ими направо и налево, без учёта их смысловой и стилистической значимости, они наносят удары, способные серьёзно изувечить его устную и письменную речь.

Портит нашу устную и письменную речь наречие "жутко", употребляемое для пущей выразительности в значении: сильный, значительный, большой, крайний в своём проявлении ("жуткий мороз", "жуткая грязь", "жуткий скандал" и т.п.). Особенно неприятно употребление этого наречия со словами, обозначающими положительные явления: "жутко красиво", "жутко приятно", "жутко нравится", "до жути хорош". Такое употребление наречия "жутко" придаёт речи оттенок манерности, жаргонную окраску. Оно применяется обычно писателями для отрицательной или иронической характеристики персонажей.

Ничего хорошего не сулит нам наречие "крепко", если без конца совать его в те места, где должны звучать такие нужные и незаменимые слова, как "сильно", "отлично", "твёрдо", "глубоко" и т.п. Например: "крепко ушибся" (вместо "сильно" или "очень"), "крепко позавтракал" (вместо "хорошо" или "отлично"), "крепко разбирается в этом вопросе" (вместо "глубоко" или "тонко"). Люди, поступающие таким образом, не учитывают или не знают, что в литературном языке употребление наречия "крепко" принято только по отношению к мыслям и чувствам человека, к степени их проявления ("крепко скучаю", "крепко сомневаюсь", "крепко задумался", "крепко убеждён" и т.п.).

Есть такое мирное, приятное наречие "молчаливо", образованное от прилагательного "молчаливый" - не любящий много говорить. Так вот это мирное, приятное наречие, когда его случайно или не случайно употребляют вместо деепричастия "молча", жестоко мстит говорящему, характеризуя его как человека, плохо разбирающегося в лексике родного языка, способного выдавать на гора такие бессмысленные, неграмотные фразы: "Он молчаливо подошёл к доске и стал быстро писать на ней крупным почерком"; "Рыбак молчаливо следил за поплавком"; "Мы сидели молчаливо, прислушиваясь к доносившимся голосам"; "Партизаны молчаливо спустились в подвал и увидели спрятанное оружие".

Всем известно наречие "сильно" и связанные с ним сочетания: "сильно ударить", "сильно нажать", "сильно затянуть", не вызывающие никаких сомнений. Однако если это наречие, как это бывает сплошь и рядом, употреблять в сочетании с глаголами, которые не могут обозначать сильную или слабую степень действия, то получается весьма неприглядная речевая картина, например: "Подготовка к экзаменам за последние годы сильно улучшилась" (вместо "намного" или "в значительной степени").

Приложение 2 ОК

Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»

Приложение 4.

Таблиц "Правописание НЕ с наречиями на -о,-е

Слитно

Раздельно

Если слово не употребляется без НЕ: неотлучно

Если в предложении есть противопоставление с союзом а: не хорошо, а плохо

Если слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ: недалеко = близко

Если есть слова, усиливающие отрицание: вовсе не, далеко не, ничуть не и другие: вовсе не аккуратно

- Сделайте вывод о написании НЕ с наречиями на -о,-е.

(работа для учеников, имеющих пробелы в знаниях)

-Запишите следующие слова, объясните правописание НЕ.

Нередко, необычный, неуклюжий, нисколько не громко, непрерывно, несчастье, далеко не простое решение, невзрачно, неожиданность, не ум, а глупость.

-Распределите слова в два столбика (работа тетрадях )

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Не дружелюбно, а враждебно, нелегкий, невежливость, недюжинный, не дорогой, а дешевый, небурно, не вредно, а безвредно, недоверчивость, невозвратно, неразлучный, несерьезно, нерадивость, несостоятельно, немногословный, невежа, невзрачный.

Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»

Приложение 5

Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»




Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»




Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»




Приложение 6. ОК «Правописание наречий»

Методическая разработка факультативного занятия по русскому языку для студентов 1 курса колледжа на тему: «Правописание и употребление наречий»

Приложение 7. Проверочный тест «Правописание наречий».

НЕ пишется слитно с наречиями

1. (не)серьёзно

2. далеко (не)весело

3. (не)чаянно

4. (не)меньше

5. (не)высоко, а далеко

6. очень (не)красиво

7. совсем (не)безупречно

8. (не)надёжно

2) Н пишется в наречиях

1. Опас..о

2. Рискова..о

3. Пута..о

4. Торжестве..о

5. Ветре..о

6. Беше..о

7. Увлечё..о

8. Дружестве..о

3) А пишется на конце наречий

1. Запрост..

2. Досыт..

3. Изжелт..-зелёный

4. Сначал..

5. Достаточн..

6. Доверчив..

7. Направ..

8. Сдавленн..

4) НИ пишется в наречиях

1. н..'зачем

2. н..куда'

3. н..отку'да

4. н..'где

5. н..чуть'

6. н..ско'лько

7. н..ка'к

8. н..'когда

5) О пишется в наречиях

1. горяч..

2. общ..'

3. умоляющ..

4. ещ..

5. неуклюж..

6. свеж..

7. певуч..

8. вызывающ..

6) ДЕФИС пишется в наречиях

1. (по)хорошему

2. (по)ровну

3. (по)больше

4. (по)волчьи

5. (по)нашему

6. (по)неволе

7. (по)соседски

8 (по)дешевле

7) Допущена ошибка в написании наречий,исправь

1. кое где

2. крепко-на-крепко

3. точь-в-точь

4. бок-о-бок

5. в-пятых

6. еле-еле

7. по-нашему

8. по-просту

8) Наречие есть в предложении

1. (В)первых рядах сидели почётные гости.

2. Давай поговорим (по)простому.

3. Мама (по)быстрому приготовила завтрак.

4. Я (в)тайне готовлю маме подарок.

5. Мы идём (по)весеннему лесу.

6. (Во)первых, выслушай меня, а (во)вторых, подумай.

7. Как хорош лес (в)начале осени!

8. (По)справедливому замечанию мамы, я сам виноват в случившемся.

9) Раздельно пишутся наречия

1. (на)память

2. (без)устали

3. (в)открытую

4. (под)мышками

5. (по)тоньше

6. (на)смерть

7. (без)спросу

8. (на)изусть

10) Ь не пишется на конце наречий

1. сплош..

2. навзнич..

3. невтерпёж..

4. наотмаш..

5. проч..

6. замуж..

7. настеж..

8. вскач..

Проверь себя!


  1. 1, 3, 5, 8

  2. 1, 3, 5, 6

  3. 2, 3, 4

  4. 2, 3, 5, 6, 7

  5. 1, 2, 6

  6. 1, 4, 5, 7

  7. 1, 2, 4, 8

  8. 2, 3, 4, 6

  9. 1, 2, 4, 7

  10. 3, 7









Карточки.

1) В данных предложениях подчеркните наречия как члены предложения. Укажите способы их образования.

1) Здесь было совсем пустынно.

2)Издали доносился шум и плеск.

3)Беспрестанно идут дожди.

4)Вдали сгущался ночной полумрак.

5)Ветер дует без устали.

6) Идём по дороге медленно, вразвалку.

7) Путники подсели к ярко разгоревшемуся костру.

8) Мальчик был в курточке нараспашку.

9) Почва сплошь распаханных полей в период засухи пре­вращается в лёгкую массу.

10) Мелкие летучие частицы почвы поднимаются высоко вверх и переносятся на сотни километров.

2) Подчеркните в тексте наречия как члены пред­ложения. Обозначьте орфограммы в наречиях, объясните графически постановку знаков препинания.

Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слы­шалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.

3) Выпишите из текста наречия вместе со словами, к которым они относятся. Укажите морфемный состав наречий.

Однажды ночью я проснулся и лежал с закрытыми глазами, долго прислушиваясь к странной тишине. Мне даже показа­лось, будто я оглох во сне. Наконец я понял, что попросту за стенами моего дома наступила необыкновенная тишина, кото­рую называют «мёртвой». Было только слышно, как справа посапывает кот, лежащий на диване.

Выглянув в окно, я увидел, что падал снег и заворожил по­ля, леса и сады. Земля стала прекрасна и удивительна. Утром всё хрустело по-зимнему: и ледяные дорожки, и чёрные стеб­ли крапивы, торчавшие из-под снега.

4) Творческое задание. (выполняется «сильными» учащимися на заранее заготовленных карточках)

Задание: Восстановите текст. Вставьте про­пущенные отрицательные наречия.

1) Ум - одежда, которая……….. не износит­ся, знание - родник, который ………….. не исчер­паешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится ………… .

3) Приходится вертеться, если …………….. деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спа­сения ждать было…………. .

5) Но ………….. не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она ………….. не походила на свою сестру.

Самопроверка

1) Ум - одежда, которая (никогда) не износит­ся, знание - родник, который .(никогда) не исчер­паешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда).

3) Приходится вертеться, если (некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спа­сения ждать было (неоткуда).

5) Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она (никак) не походила на свою сестру.










Дополнительные задания.

Задание 1. Выберите правильную букву в сло­вах: е или и?

Некому н_ известно, приблизиться незаметно, н_искренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, некогда н_ предполагал. (слайд 8)

Взаимопроверка задания: обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте работу товарища, сверяясь с ответом.

Ответ. Никому не известно, приблизиться неза­метно, неискренне вздохнуть, вести себя непринуж­денно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал. (слайд 9)

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий словосочетания. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Негде - нигде. Некуда - никуда. Неоткуда - ниоткуда. Некогда - никогда. Незачем - ... ... - никак. ... - нисколько.(слайд 10)

Задание 3. Раскройте скобки, вставьте пропу­щенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы ? Укажите эти части речи. (Задание выполняется устно)

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Ро­дине.

2) На чужбине чувствуешь себя путником, ко­торому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тя-нет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости. . 5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить. (слайд 12)

Задание4. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.( выполняется «слабыми» учениками с использованием слайда 18 устно)

1) (Не,ни)где не видно жилья.

2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.

3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.

4) (Не.ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.

5) Писем ждать было (не,ни)откуда.





Список использованной литературы и сайтов в Интернете.

1. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», Москва, «Просвещение», 2002г. (под редакцией В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко);.

2. «Русский языка», Москва, «Академия», 2010 г. (под редакцией Н.А.Герасименко).

3.Пособие для подготовки к ЕНТ.

4. Словари, справочники.

Интернет, сайты:

1SEPTEMBER.RU

on-line уроки - 1.sabak.kz/

Энциклопедия - wikipedia.org/

Все для учителя - uroki.net/

Поисковик - google.kz


© 2010-2022