Рабочая программа по родному (русскому) языку (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Дёмский муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан



Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ___ от__________

руководитель ШМО

_______/ Файзуллина Ф.А.

Согласовано с

Зам. директора по учебной работе

___________/Христофоровой Е.С.

«______» _____2014

«Утверждаю»

директор школы

_____________/Набиев С.Ш.

Приказ.№__ «___»____2014

Рабочая программа

по родному (русскому) языку и литературе

для 11 класса

на 2014-2014 учебный год

Уровень обучения - базовый

Составитель: Калмыкова Елена Ивановна



с. Демский

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по родному (русскому) языку для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Г.Саяховой, на основе учебника «Русский язык. 11 класс.» для общеобразовательных учреждений авторов Л.Г.Саяховой, Н.Ш. Галлямовой.Н.Ш., Умаровой Л.Д.

Данная программа разработана на основе идей развивающего обучения, антропоцентрической лингвистики и лингводидактики, ориентирована на языковую личность, лингвокультурологическую концепцию обучения русскому языку. Учебник широко используется как в русских школах на уроках «Русский язык как родной», так и в башкирских и других национальных школах республики в целях углубленного изучения русского языка.

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных основ, методических принципов, требований стандартов нового поколения, содержания и структуры курса русского языка в 5 - 9 классах общеобразовательных школ.

Программа разработана в соответствии Законом N 216-з «О языках народов Республики Башкортостан», который был принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 21 января 1999 года и одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 5 февраля 1999 года.

Настоящий Закон определяет условия сохранения и равноправного развития языков народов Республики Башкортостан.

Государство на всей территории Республики Башкортостан способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

В Республике Башкортостан недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов Республики Башкортостан.

Согласно учебному плану МОБУ СОШ с.Демский на изучение родного (русского) языка в XI классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. Так как у обучающихся выпускные экзамены начинаются с 26 мая 2015 года, планирование рассчитано не на 35, а 34 рабочих недели.

Цели курса.

Русский язык как родной и как государственный язык РФ занимает центральное место в образовательном пространстве русскоязычной и национальных школ Республики Башкортостан, являясь не только предметом изучения, но и средством обучения в целом. Общее развитие ребенка, успехи в овладении другими школьными предметами зависят в значительной степени от того, как он владеет русским языком.

Школьный предмет «Русский язык» рассматривается как составная часть общего лингвистического образования, которое в свою очередь является важной составной частью гуманитарного образования и наивысшим проявлением гуманизации обучения, так как язык - это условие жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом.

Содержание школьного курса «Русский язык» строится в соответствии с содержанием самого понятия «Язык» как объекта лингвистики. Различают: 1) язык вообще как представление о едином человеческом языке; 2) конкретный, так называемый этнический язык, в нашем случае русский. Язык - это а) исторически сложившаяся знаковая система, … служащая средством общения, мышления и познания, средством создания, хранения и передачи информации; б) речь, языковая способность; в) совокупность средств выражения в словесном творчестве, стиль (Язык Пушкина, язык науки) (по энциклопедии «Русский язык»).

В соответствии с приведенным содержанием понятия «Язык» выделяются три основных аспекта его изучения в школе: а) изучение языка как системы; б) развитие языковой способности учащихся, обучение речевому общению; в) изучение языка в стилистическом аспекте, в том числе как первоэлемента художественной литературы.

Центральным, исходным понятием современной лингводидактики (теории обучения языкам) является языковая личность с ее реальными деятельно - коммуникативными потребностями. Формирование интеллектуальной, высоконравственной языковой личности рассматривается как конечная цель и стратегия обучения русскому языку как родному и государственному языку РФ.

Развитие языковой личности предполагает выработку лингвистической компетенции (теоретические знания о языке, лингвистическое мышление), языковой компетенции (практическое владение языковой системой), коммуникативной компетенции (владение правилами речевого общения), лингвокультурологической компетенции (овладение языком как сокровищницей культуры, духовным богатством народа) (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2006).

Задачи курса.

  1. формирование лингвистической компетенции учащихся: понятие о языке как общественном явлении, о речевой деятельности, об истории письменности и русского алфавита, об основах русской орфографии, о признаках текста, стилях и жанрах речи;

  2. формирование языковой компетенции: овладение культурой письменной речи, орфографической грамотностью, работа над текстом: понимание, анализ, чтение, воспроизведение текстов, умение создавать тексты (сочинения различных жанров и стилей);

  3. формирование коммуникативной и лингвокультурологической компетенции (текст как способ общения и ориентирование в мире профессий, текст в лингвокультурологическом аспекте);

  4. подготовка к единому государственному экзамен .





Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения русского языка ученик должен знать\понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

- использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

- использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

  • грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи.

Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке 1 ч

Русский язык в современном мире. Русский язык как государственный.

Синтаксис (29 ч+9 Р.р.)

Синтаксис и стилистика

Единицы синтаксиса

Словосочетание

Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Главные члены двусоставного предложения.

Сказуемое. Типы сказуемых. Работа по тексту Н.Гарина-Михайловского

Тире между подлежащим сказуемым.

Второстепенные члены предложения

Языковой анализ стихотворного текста Р. Валеева «Весенний лес»

Односоставные предложения

Составление рассказа о национальных праздниках с использованием односоставных предложений

Полные и неполные предложения

Предложения с однородными членами.

Обобщающие слова при однородных членах. Работа с текстом по Ю. Дмитриеву «Русское богатство»

Однородные и неоднородные определения

Предложения с обращениями. Работа со стихотворением К. Кулиева.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вставные конструкции. Работа с отрывком из рассказа И. Тургенева «Льгов».

Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Работа с текстом К. Паустовского «Осень Левитана»

Обособление приложения..

Обособление обстоятельств.

Обособление дополнений.

Сложные предложения.

Сложносочиненные предложения. Работа с текстом С. Аксакова «В дороге».

Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Бессоюзные сложные предложения.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Понятие о тексте. Работа с текстом по Г.Я. Солганику «Чудо на Остоженке».

Текст 13 ч. + 2 ч. Р.р.

Сложное синтаксическое целое.

Типы текстов.

Текст и стили речи. Разговорный и книжный стили речи.

Официально-деловой стиль Отрывок из автобиографии С. Есенина.

Научный стиль.

Публицистический стиль.

Стиль художественной литературы.

Текст и обучение письменной речи - 8 ч. + 2 ч. Р.р.

Восприятие и понимание текста. Работа с рассказом Ю. Нагибина «Жена Румянцева».

Чтение текста.

Восприятие текста.

Учимся писать сочинение. Тема, основная мысль, заголовок сочинения. Подбор материала к сочинению.

Редактирование текста.

Сочинение - описание.

Сочинение - повествование.

Сочинение - рассуждение.

Русский язык в диалоге языков и культур - 3 часа

Русский язык и межкультурное общение. Работа по стихотворение Р. Гамзатова «Родной язык»

В созвездии Пушкина.

Литература как искусство слова.

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку в 11 классе .

№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата по плану

Фактическая дата

Примечание

Общие сведения о языке 1 ч

1

Русский язык в современном мире. Русский язык как государственный.

1

1.09.14.

1.09.14.


Синтаксис - 29 часов+9 часов Р.р.

2.

Синтаксис и стилистика

1

8.09.14.

8.09.14.


3

Единицы синтаксиса

1

11.09.14.

11.09.14.


4

Словосочетание

1

15.09.14.

15.09.14.


5

Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1

19.09.

19.09.


6

Главные члены двусоставного предложения

1

22.09.

22.09.



7-8

Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

2

26.09.

29.09.

26.09.

29.09.


9

Сказуемое. Типы сказуемых.

Работа по тексту Н.Гарина-Михайловского

1

3.10.

3.10.


10

Тире между подлежащим сказуемым.

1

6.10.

6.10.


11

Второстепенные члены предложения

1

10.10.

10.10.


12.

Р.р. Языковой анализ стихотворного текста Р. Валеева «Весенний лес»

1

13.10.

13.10.


13.

Односоставные предложения

1

17.10.

17.10.


14.

Р.р. Составление рассказа о национальных праздниках с использованием односоставных предложений.

1

20.10.


20.10.



15

Полные и неполные предложения.

1

24.10.

24.10.

16.

Контрольный диктант по теме «Простое предложение».

1

27.10.

27.10.

17

Анализ контрольного диктанта. Предложения с однородными членами.

1

7.11.

7.11.


18

Обобщающие слова при однородных членах. Работа с текстом по Ю. Дмитриеву «Русское богатство»

1

10.11.

10.11.


19.

Однородные и неоднородные определения

1

14.11.

14.11.


20-21.

Р.р. Сочинение - рассуждение по прочитанному тексту проблемного характера

2

17.11.

21.11.


17.11.

21.11.



22.

Предложения с обращениями. Работа со стихотворением К. Кулиева.

1

24.11.

28.11.


23.

Р.р. Урок написания делового письма.

1

28.11

29.11.


24.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вставные конструкции. Работа с отрывком из рассказа И. Тургенева «Льгов».

1


1.12.


25.

Контрольный диктант по теме «Осложненные предложения»

1

5.12.

5.12.


26.

Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Работа с текстом К. Паустовского «Осень Левитана»

1

8.12.

8.12.


27.

Р.р. Сочинение-миниатюра «Осень в наших краях» с использованием обособленных определений

1

12.12.


12.12.



28.

Обособленные приложения.

1

15.12.

15.12.


29.

Обособление обстоятельств

1

19.12.

19.12.


30.

Обособление дополнений

1

22.12.

22.12.


31.

Тренировочное тестирование (по материалам КИМов ЕГЭ)

1

26.12.

26.12.


32.

Сложные предложения.

1

29.12.

29.12.


33.

Сложносочиненные предложения. Работа с текстом С. Аксакова «В дороге».

1

16.01.15.


16.01.15.



34-35.

Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

2

19.01.

23.01.

19.01.

23.01.


36-37.

Бессоюзные сложные предложения.

Р.р. Восстановление авторского текста («Тень» по Н. Сладкову)

2

26.01.

30.01.

26.01.

30.01.


38.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

1

2.02.

2.02.


39.

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

1

6.02.

6.02.


Текст 13 часов + 2 часа Р.р.

40.

Анализ диктанта. Понятие о тексте. Работа с текстом по Г.Я. Солганику «Чудо на Остоженке»

1

9.02.


9.02.



41.

Сложное синтаксическое целое

1

13.02.

13.02.


42-43.

Типы текстов.

2

16.02.

20.02.

16.02.

20.02.


44.

Текст и стили речи. Разговорный и книжный стили речи.

1

23.02.

23.02.


45.

Официально-деловой стиль Отрывок из автобиографии С. Есенина.

1

27.02

27.02


46.

Р.р. Составление автобиографии.

1

2.03.

2.03.


47.

Работа с образцами деловых бумаг.

1

6.03.

6.03.


48.

Научный стиль.

1

9.03.


9.03.



49-50.

Публицистический стиль.

2

13.03.

16.03.

13.03.

16.03.


51-52.

Стиль художественной литературы.

2

20.03.

3.04.

20.03.

3.04.


53.

Р.р. Анализ с отрывком из поэмы «Нарспи» К. Иванова.

1

6.04.

6.04.


54.

Контрольная работа по теме «Стили текста»

1

10.04.

10.04.


Текст и обучение письменной речи - 8 часов + 2 часа Р.р.

55.

Восприятие и понимание текста. Работа с рассказом Ю. Нагибина «Жена Румянцева».

1

13.04.

13.04.


56.

Чтение текста.

1

17.04.

17.04.


57-58.

Анализ текста. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

2

20.04.

24.04.

20.04.

24.04.


59.

Учимся писать сочинение. Тема, основная мысль, заголовок сочинения. Подбор материала к сочинению.

1

27.04..

27.04..


60.

Р.р. Редактирование текста.

1

1.05.

1.05.


61.

Сочинение - описание.

1

4.05.

4.05.


62.

Сочинение-повествование.

1

8.05.

8.05.


63.

Сочинение - рассуждение.

1

11.05.

11.05.


64.

Р.р. Сочинение - рассуждение «В чем счастье человека».

1

15.05.

15.05.


Русский язык в диалоге языков и культур - 3 часа

65.

Русский язык и межкультурное общение.

Стихотворение Р. Гамзатова «Родной язык»

1

18.05.

18.05.


66.

В созвездии Пушкина

1

22.05.

22.05.


67.

Литература как искусство слова

1

25.05.

25.05.


68.

Резервный урок

1
























Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Развитие речи

Контрольные диктанты и тестирование

Контрольные работы

1.

Общие сведения о языке

1




2.

Синтаксис

38

9

4


3.

Текст

15

2


1

4.

Текст и обучение письменной речи

10

2



5.

Русский язык в диалоге языков и культур

3




6.

Резервный урок

1




7.

Итого

68

13

4

1


Ι четверть

ΙΙ четверть

ΙΙΙ четверть

ΙV четверть

Всего

Контрольных диктантов и работ

1

2

1

1

5

Уроков развития речи

4

4

2

3

13

Учебно-методическое обеспечение


Для учителя:

  1. Саяхова Л.Г. Программа и методическое руководство к учебнику «Русский язык»/ Саяхова Л.Г. - Уфа: Китап, 2010.

  2. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

Для обучающихся:

  1. Саяхова Л.Г. Галлямова Н.Ш. Умарова Л.Д. Русский язык. Учебник для 11 класса школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках / Под ред. Саяховой Л.Г. - Уфа: Китап, 2010.

  2. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008.

  3. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 11 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2011

  4. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 11 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2011

Словари:

  1. Матвеева Т.В. Учебный словарь: Русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М., 2003

  2. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003

  3. Розенталь д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1998

  4. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М., 1988

  5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., 1989

  6. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984

  7. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменнения / Под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб., 1998

  8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 2000

  9. Галлямова Н.Ш., Саяхова Л.Г. Общаемся на русском языке: Учебный коммуникативный словарь.-Уфа, 1988

Материально-техническое оснащение


1. Презентации по всему курсу родного языка.

2.Таблицы и схемы по родному языку.

3. Карточки для индивидуальной работы.

4. Дидактический раздаточный материал.

5. Компьютер





© 2010-2022