- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе в 8 классе по рассказу Л. Куликовой Свиделись
Урок по литературе в 8 классе по рассказу Л. Куликовой Свиделись
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Лаштанова Г.Н. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературе в 8 классе
по рассказу Л. Куликовой «Свиделись»
Цели урока:
-
Воспитывать внимательное отношение к матерям; показать, как важно сохранить в себе чуткость, стремление быть рядом с родными людьми в трудные минуты;
-
Развивать навыки анализа литературного произведения;
-
Высказывать аргументированно свою позицию;
-
Уметь работать в группах.
Оборудование: тексты рассказов Л.Куликовой «Свиделись», презентация, ролики по фильмам «Калина красная», «Мамы».
Мотивация
Просмотр отрывка из фильма «Калина красная».
- Что общего между просмотренным роликом и рассказом Л.Куликовой?
Общие темы: тема одинокой старости, взаимоотношений детей и родителей.
Целеполагание
- Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и выясним значение слова СВИДЕЛИСЬ.
СВИДЕТЬСЯ - СВИДЕТЬСЯ, свижусь, свиидишься, совер., с кем чем (разг.). Встретиться для чего нибудь, увидеться после какого нибудь перерыва. «Уж и свидеться не чаяла, вдруг сыночек возвращается.» Некрасов. «Когда то мы снова свидимся? Привел бог свидеться!»
Попробуем дополнить название рассказа «Свиделись и …»
Встреча на произошла; Мать не признала сына; Мать не захотела узнать своего сына…
- Давайте определим цель урока.
Почему не произошла встреча? Почему мать не захотела признать сына?
Беседа по рассказу
- Прочитайте начало рассказа, описывающее семейный вечер? Выделите самые важные детали, раскрывающее суть ценностей в семье Толика?
В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.
По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив.
- Что испытывал герой рассказа?
Уверенность в завтрашнем дне, надёжность. Толик смотрел на семью и был счастлив. Счастье какое-то ущербное, сосредоточено вокруг материального: еда, квадратные метры, сытость, довольство.
- Почему писательница наделила героя таким именем ТОЛИК?
Незрелость, неуважение.
- Почему он вдруг вспомнило матери?
- «Как в детстве у мамы», - неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. ему он вдруг вспомнил о матери? - совесть проснулась.
- Что узнаем о Толике?
Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года. Никогда не дорожил отношениями с матерью. Даже в армии стыдился писем матери, рвал их на кусочки. Случайно осталось одно письмо.
- Чтение письма. - Письмо бесхитростное, полное любви к своему единственному сыну.
- Чтение эпизода «Толик в дороге». Какие чувства он испытывает? Какой ему представляется встреча с матерью.
- Что изменилось в родной деревне?
- Как изменилась мать? Что чувствует сын?
Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета - серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном - запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор.
Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю.
Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие.
Совесть проснулась, испытывает раскаяние, плачет, пытается доказать матери, что он ее сын.
- Какую жизнь прожила мать Толика?
Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился.
Одна растила своего сына. Он был для нее самым дорогим человеком. Двадцать четыре года прожила без него. Пенсия маленькая. Денег не хватает. Электричества в доме нет. Глаза не видят. Сама должна заботиться о себе. Руки обожжены до коросты - печь растапливает на ощупь.
- Почему мать не захотела признать своего сына?
Сыновья - они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись.
А Толик оставил ее, даже не вспоминал. И приехал он к ней, чтобы рассказать о своих «успехах»: «Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах - себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину - завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого - своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто!» Он даже не нашел слов для прощения, для раскаяния.
- Что испытывает Толик, когда уходит из деревни?
Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо».
…..
Рефлексия
- Придет ли к нему раскаяние? Поймет ли он, что судьба давала ему шанс, а он так и не воспользовался им?
- Чему учит рассказ?
Слово учителя
Вы счастливые люди, у вас живы родители, которые дарят вам любовь и ласку. Конечно, не всегда и не во всем вы соглашаетесь с ними, считая себя абсолютно правыми. Конечно, не всегда хватает мудрости не идти на ненужные конфликты. Но вы должны помнить самое главное, что в жизни нет и не будет людей роднее их. Пройдут еще годы, и вы будете единственной опорой для своих родителей. И мне хочется вам пожелать быть достойными детьми, говорить своим родителям, насколько они вам дороги и как вы их любите, потому что жизнь такова, что эти слова могут запоздать.
Просмотр ролика №2.
Домашнее задание
Над чем заставил меня задуматься рассказ?