Урок «Роль художественной детали в рассказе К. Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»»

Урок литературы с технологической картой для 6 класса Психологический настрой обучающихся на урок. Посмотрите видеофрагмент, который называется «Мир вокруг нас». -Подумайте, почему мы начинаем урок литературы с этого ролика? - Кто и что помогает нам открывать мир? На доске появляется кластер. Ответьте на вопрос: -Как вы считаете, почему рассказ К.Г.Паустовского включен в этот раздел? - Какие чувства вызвал у вас рассказ? На доске появляются слова, выражающие чувства от прочитанного. - В каких из них общая ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Предмет: Литература

Учитель: Демидова С.В.

Класс: 6 «а»

Авторы УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема: Роль художественной детали в рассказе К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Цель урока: достичь образовательных результатов:

Личностный результат: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся: сочувствия, сопереживания,уважения к людям, доброго отношения к животным.

Метапредметный результат: уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательную задачу на основе анализа информации; работать в группе, слушать других, обобщать, анализировать, оценивать свои результаты.

Предметный результат: знать содержание рассказа, понимать авторскую позицию, уметь находить худ.детали в тексте, извлекать необходимую информацию( в том числе и подтекстовую) из художественного произведения.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить;

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и воспроизведение текста художественного произведения;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Психологический настрой обучающихся на урок. Посмотрите видеофрагмент, который называется «Мир вокруг нас».

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, мотивирует к учебной деят-ти.

Готовятся к уроку, слушают мелодию

Л: внимание, самооценка готовности к уроку.

Р: самоконтроль, мобилизация сил и энергии;

К: согласованность действий со сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Погружение в тему.

-Подумайте, почему мы начинаем урок литературы с этого ролика?

- Кто и что помогает нам открывать мир?

На доске появляется кластер.

Ответьте на вопрос:

-Как вы считаете, почему рассказ К.Г.Паустовского включен в этот раздел?

Организует подводящий диалог.

Мобилизуют свои знания и жизненный опыт, включаясь в диалог с учителем. Создают кластер.

Отвечают на проблемный вопрос.

Л: самоопределение

П: умение находить и выделять необходимую информацию, анализировать, умение доказывать, осознанно и произвольно выстаивать речевое высказывание в устной форме;

Р: прогнозирование

К: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3.Создание проблемной ситуации.

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

На доске появляются слова, выражающие чувства от прочитанного.

- В каких из них общая морфема? Что она означает?

А теперь послушайте, как пересказал эту историю ваш одноклассник.

В станционный буфет зашел старик. Он присел отдохнуть. Рядом пили пиво молодые люди.

Вместе со стариком была собачка. Когда один из молодых людей взял бутерброд, собачка подбежала к столику и стала выпрашивать поесть. Один из молодых людей сделал старику замечание: «Раз собаку держите, должны кормить».

Старик несколько раз сказал собаке, чтобы она перестала просить еду. Наконец, собака его послушала.

Старик подошел к буфетной стойке и попросил бутерброд. Продавщица дала ему целых два.

Выйдя из буфета, герой новеллы угостил бутербродом свою собаку.

-Какие чувства вызывает этот пересказ.

Какой вопрос возникает?

- Почему? (нет подробностей, мелочей)

- Как называется мелочь, подробность в худ. тексте?

Создает проблемную ситуацию.

Организует словарную работу, диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "худ. деталь.

Слушают, анализируют прослушанное, ставят проблемный вопрос.



Дают определение термина «худ.деталь».

Работают с учебником, используют ресурсы Интернета.

Л: умение сочувствовать и спереживать

Р: планирование, коррекция

П: формулирование проблемного вопроса, определение понятия «худ.деталь»

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , постановка вопросов.

4.Целеполагание

и планирование деят-ти на уроке.

О чем поговорим ( о худ деталях)

Спланируем деят-ть ( найти худ детали в тексте, выяснить роль их)

Совместно с уч-ся планирует деятельность на уроке.

Ставят цель, планируют деятельность на уроке.

Р: прогнозирование,

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов

5. Формулирование темы. Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему,

Именно этот вопрос является темой урока: Роль худ. детали в рассказе..

Сегодня мы будем исследователями, литературоведами. Объект нашего исследования - текст рассказа. Каждая группа (а их 4) будет работать над своим мини-проектом.

Вспомним героев рассказа.

Сколько частей можно выделить в рассказе?

(Группы получают пакет с заданием)

Мини-проект№1 «Молодые люди»

1.Какими представлены молодые люди в рассказе? Какие детали помогают раскрыть образы этих героев?

Мини-проект №2 «Собака»

  1. Почему собака попрошайничает? ( найти детали)

  2. Каковы отношения между собакой и стариком? (доказать текстом)

Мини-проект №3 «Старик»

  1. Какой представляется жизнь старика, какие детали говорят об этом ( портрет, одежда, действия)

  2. Как реагирует старик на попрошайничество собаки, что испытывает при этом? ( сначала шепотом говорит - неудобно, потом кричит -стыд и гнев, просыпается чувство достоинства)



Указывает объект исследования, организует работу в группах, проводит инструктаж.

Формулируют тему.

Роль худ. детали в рассказе..

Самостоятельно формулируют

цель урока. Настраиваются на групповую исследовательскую работу. Знакомятся с учебной задачей, ищут способы её решения.



Л: самоопределение, побуждение к деятельности;

Р: умение составлять план и устанавливать последовательность действий;

6. «Открытие нового знания»

Исследование учебной задачи в группах. Создание мини-проектов.

1гр. Доп. вопросы

Какое чувство испытывают молодые люди к старику и собаке?

Почему все-таки кидают ей еду?

Как себя при этом ведут? (для них это повод посмеяться)

2гр. Доп. вопросы

Как реагирует старик на попрошайничество собаки, что испытывает при этом? ( сначала - неудобно, потом стыд и гнев, просыпается чувство достоинства)

Почему собака не берет еду из рук молодых людей? (почувствовала недовольство хозяина)

3гр Доп. вопросы

-Почему тогда берет бутерброд от буфетчицы?

-Какова роль пейзажа в рассказе?

(помогает понять настроение героя, его душевное состояние, смену чувств).

Учитель консультирует обучающихся, оказывает необходимую помощь.

После выступления каждой группы задаёт вопросы и подключает к обсуждению класс.

Работа в группах: находят нужную информацию, анализируют текст, систематизируют материал, создают образовательный продукт, готовят выступление.



Находят описание пейзажа, определяют его роль в рассказе. Находят в Интернете значение слова «закраина»

Л: ценностно-смысловая ориентация. умение удерживать учебную задачу

П: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Р: умение ставить цель и планировать деятельность, обсуждать предметные способы решения проблемы;

К: умение сотрудничать в группе, находить и собирать информацию; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить

7. Первичная проверка понимания.

Учитель показывает фрагмент фильма о Паустовском. Подумайте, как связан эпизод с темой нашего урока

В фильме рассказывается о том, как учился Паустовский видеть и писать, а в рассказе он учит этому читателя. учит замечать многое в жизни, чего мы раньше не замечали)

- В какой части рассказа особенно ярко это представлено?

Проверка домашнего задания.

- Что собой представляет 2 часть?

- Как можно ее озаглавить?

Какова основная мысль этого отрывка? (процитировать) 4 гр

Для чего в рассказ о собаке Паустовский вставляет рассуждение о худ. детали?

(худ детали, умение их замечать помогает правильно читать, учит замечать многое в жизни, чего мы раньше не замечали)

Показывает фрагмент док. фильма.

Смотрят фильм, находят связь с темой урока. Сопоставляют фильм и худ. произведение.

Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.

П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

К: умение слушать, выделять подтекстовую информацию.умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

8. Обобщение полученных знаний.

Вернемся к 1 части. Какую деталь подбирает Паустовский, заканчивая рассказ о старике?. Есть ли точный ответ? Почему? (читатель должен задуматься)

С.Я. Маршак сказал:

«Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

-Послушайте фрагмент песни В.Байкова. Подумайте, что общего в этих произведениях, что дополнил своим воображением музыкант.

Ставит проблемный вопрос.





Учитель предлагает послушать фрагмент песни В.Байкова «Человек в станционном буфете», найти связь с произв. Паустовского.

Отвечают на вопрос, находят связь с муз. произведениием.

П: обобщение, сопоставление, анализ

Р: умение строить рассуждения.

К: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

9. Рефлексия. Итог урока. Самооценивание результатов деятельности

Почему же рассказ включен в раздел…?

( помогает заметить то, что мы можем не заметить, проявить сочувствие к несчастным и обездоленным людям)

Когда же книги могут нам что-то открыть? (когда мы будем внимательно читать)

Продолжите предложение: «Такое небольшое произведение, но оно помогло мне…

Оцените свою работу.



Возвращает к кластеру и проблемному вопросу.

Проводит рефлексию

Высказывание своей позиции, сравнение с авторской идеей.

Подводят итог своей работе, сравнивают с прогнозом в начале урока.

Заполняют оценочные листы.

Л: осознание обучающимися практической и личной значимости результатов урока;

П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10. Домашнее задание




Домашнее задание (по выбору)

1.Прочитайте рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Найдите худ. детали, помогающие раскрыть образы героев.

2. Напишите сочинение-миниатюру, найдя для описания портрета героя, пейзажа или происходящих событий яркую художественную деталь.

Информация и инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. Консультация

Выбирают и записывают д.з.

Л: внимание, самооценка

Р: самоконтроль, мобилизация сил и энергии;



© 2010-2022