Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитию творческих способностей учащихся придавали большое значение крупнейшие  отечественные и зарубежные психологи и педагоги.  Все они в своих трудах подчеркивали огромную роль педагогов, образовательного процесса в формировании творческой личности, в раскрытии всего творческого потенциала человека в возрасте становления.   В настоящее время, в пору кардинальных социально – экономических преобразований в России, проблема развития творческих способностей учащихся становится жизненно необходим...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Калачеевская СОШ №6










Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы


Учитель: Н.Л. Зенюкова















2010 - 2011 учебный год

Жизненная необходимость развития творческих способностей

учащихся на уроках русского языка и литературы

в современной школе.

Проблема развития творческих способностей учащихся на уроках очень сложная и неоднозначно толкуемая, так как, к сожалению, многие учителя сомневаются в возможности развития творческого мышления. Еще В.И.Даль в своем знаменитом словаре определяет слово «способный» как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, данными от природы, но научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Психолог Г.А.Рубинштейн дал нам основное правило развития творческих способностей «по спирали»: от задатков к способностям. А понятие «развитие» означает последовательные и в целом необратимые количественные и качественные изменения в психической сфере человека (в том смысле, который соответствует теме данного исследования). Под термином «творчество» мы имеем в виду деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Существует понимание творчества как выхода за пределы известного. Известный французский педагог С.Френе отмечал: «Мы отводим важное место художественному творчеству детей», - и призывал педагогов обладать свежим взглядом и чуткой душой, чтобы за первыми, еще неумелыми, шагами детей разглядеть рождающуюся творческую личность, ее видение мира, ее мимолетные впечатления.

Развитию творческих способностей учащихся придавали большое значение крупнейшие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Среди них следует назвать Л.С.Выготского, А.Н.Леонотева, Г.И.Щукина, А.М.Матюшкина, М.Б.Баранова, С.В.Михалкова, Т.Д.Полозова, С.Френе, А.Анастази и многие другие. Все они в своих трудах подчеркивали огромную роль педагогов, образовательного процесса в формировании творческой личности, в раскрытии всего творческого потенциала человека в возрасте становления.

В настоящее время, в пору кардинальных социально - экономических преобразований в России, проблема развития творческих способностей учащихся становится жизненно необходимой, важной для самореализации молодого человека, прежде всего в тех обстоятельствах жизни, которые требуют от него неординарного подхода, принятия оптимального решения в условиях ранее не встречавшихся.

Понимая актуальность данной проблемы, в своей практической деятельности по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, я использую основные идеи профессора Н.Щурковой, которая главную роль на уроках и во внеурочное время отводит самовыражению, выявлению способностей и коммуникативных умений учащихся.

Постоянно задумываюсь над вопросом: а можно ли научить детей творчеству? Не является ли оно уделом только особо одаренных детей? Нет, думаю, не является. Более того, творчество не только возможно, но и необходимо для каждого, именно оно делает нашу жизнь полноценной, а общение с художественным произведением формирует духовный мир человека и является продолжением художественно - творческого процесса. Знаменитый писатель Актуан де Сент - Экзюпери писал: « Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда - то», - эти пронизанные болью слова как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся во время смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. Вот почему выбранная мною тема «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы» является сегодня актуальной, отвечает потребностям современной школы, запросам значительной части учащихся и их родителей, приобретает практическую значимость для каждого учителя.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

На развитие творческого потенциала личности, на мой взгляд, должны быть направлены многие развивающие формы, методы и приемы обучения на уроках русского языка, так как одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - это резкое падение интереса учащихся к русскому языку, и как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логически выразить свою мысль. Ни для кого не секрет, что русский язык для многих учащихся является трудным предметом и, конечно, все мы учителя хотим повысить интерес к нему, хотим сделать его более интересным для ребят, а значит работа на уроке должна быть более творческой и информативно насыщенной, это необходимо для формирования умений и навыков учащихся. Помогает нам в работе природное любопытство детей. В процессе обучения школьники включены в такие ситуации, которые неизбежно приводят их к пониманию значения изучения языка и позволяют овладеть необходимыми приемами самостоятельной творческой учебной деятельности.

В своей работе я остановлюсь на тех методах и формах, которые получаются у меня на уроках русского языка наиболее удачно, например, это объяснение нового материала блоками.

Хочется сразу остановиться на методической стороне использования опорных сигналов (блоков). Я ввожу их как новый материал, рисуя на доске, объясняя сущность правил. Сначала все объясняю на примерах, а ученикам предлагаю одно из творческих заданий, записать правило графически и сделать выводы. Успешнее всего идет эта работа на конкурсной основе: каждый ученик составляет свою схему, даже свое видение правила. Приведу несколько конкретных примеров. Всем знакомо определение, данное в школьном учебнике: «Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что?». Казалось бы, понятно: стол - предмет, портфель - предмет, но дальше - стоп! А человек? Человечество? Водород? Бег? Космос? Любовь? Здесь уж совсем непонятно. Чтобы разобраться в этом, записываем ряды существительных и смотрим, что же они обозначают:

любовь, ненависть, горечь, восхищение - чувства;

космос, хаос, рок, судьба - философские понятия;

революция, война, переворот, восстание - исторические события;

бег, ходьба - виды движения.

Подобные ряды предлагаю продолжить самим ребятам. Потом объясняю, что если внимательно вглядеться в само слово, то мы поймем, что «существительное» - это то, что существует, все «сущее». Даже не давая учащимся самого понятия «общей схемы», можно научить их видеть эту особенность языка, чувствовать его многообразие. Почему бы не дать им самим подобрать общее значение к любому ряду слов? Или наоборот - разложить общее на возможные составляющие. А потом пусть делают вывод, что же такое «имя существительное». Далее смотрим, как изменяется эта часть речи и продолжаем постепенно строить наши схемы. (Приложение № 1)

А вот тема «Правописание приставок». Уже в начальной школе дети знают, что приставку следует отличать от предлога и писать слитно со словами, так как это часть слова. В пятом классе, в процессе повторения за начальную школу, учащиеся вновь изучают этот же материал, на это же правило рассчитана группа упражнений. Через 2-3 месяца пятиклассники опять изучают неизменяемые приставки и приставки на з. Став шестиклассниками, они снова вернутся к приставкам, будут изучать правило правописания приставок - пре и -при-. А к этому времени они уже забывают ранее изученный материал. Чтобы избежать этого, можно с учащимися сразу составить опорную схему «Правописание гласных и согласных в приставках», включив туда все приставки. (Приложение № 2)

С опытом работы я поняла, что вместо разрозненного ряда правил, особенно при изучении частей речи, дети должны видеть общую картину всей системы, где все правила расположены на одной плоскости. Это первый, самый общий блок. Он дает ребенку возможность ориентироваться в огромном количестве правил и понятий русского языка. Система опорных сигналов приучает ребят мыслить, они кодируют огромный текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих творческих способностей способы наилучшего запоминания. Учение перестает быть мучением, так как не надо ничего зубрить, выучивать наизусть огромные параграфы, каждый из моих учеников чувствует себя на уроке личностью, дети не боятся отвечать у доски, уверены в своих знаниях. Анкетирование, которое я обязательно провожу по итогам года, показало, что все 100 % учащихся - за такую систему обучения. Такой способ вводить теоретический материал блоками показал не только лучшее усвоение теории (ученики получают за них только положительные оценки), лучшую сформированность умений и навыков, но и создал экономию времени (как правило, остается один - два урока на закрепление тем). Это неудивительно, потому что происходит реализация принципа ведущей роли теоретических знаний, выдвинутого Л.В.Занковым и В.В.Давыдовым. Школьники получают хорошие оценки за правила, а значит, появляется интерес к предмету, желание изучать его творчески.

Своеобразным проявлением творчества ребенка всегда были детские сочинения, потому что они требуют выработки собственной позиции оригинальности ее выражения. Этот исследовательский и творческий вид работы учит детей логически мыслить, работать с текстом произведения, рассуждать, правильно использовать выразительные средства языка, а значит, искусно владеть словом. «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - эти строки сказаны М.Горьким. Иными словами, автор школьного сочинения должен определить тему, основную мысль своей работы и способ изложения материала. Сочинения могут быть построены в форме повествования, описания, рассуждения, эссе или представлять собой различные сочетания этих форм. Подбор эпиграфа к таким работам - это один из видов творческого процесса, ведь он должен строго соответствовать выбранной теме сочинения. Это и поисковая, исследовательская работа, которая связана со словарями, художественными текстами, критическими статьями многих авторов. Работа над любым сочинением это творческий труд, который имеет свои этапы: чтение и анализ художественного произведения, определение темы, обсуждение ее, организация самостоятельной работы над темой, устное обсуждение написанного. Приемы и методы у каждого учителя здесь разнообразны. Далеко не все они одинаково эффективны. Но желаемый результат возможен в том случае, если работа будет проводиться в системе. Все мы знаем, что только систематическая деятельность в этом направлении способствует реализации возможностей каждого ученика, развитию творческого потенциала. Творческие темы сочинений, свобода выбора жанра учат школьников размышлять, высказывать эмоционально - оценочные суждения.

Среди творческих заданий, которые любят мои ученики, - написание лингвистических сказок, экскурсы в этимологию слов, исследование лингвистического материала (например, возраст причастий по отрывку из «Слова о полку Игореве»), индивидуальные задания, которые готовятся для уроков - путешествий, уроков - исследований, творческих практикумов, лингвистических турниров, уроков - проектов. Думаю, если уроки русского языка станут для каждого ребенка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадет сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовольствие, развивает его творческий потенциал.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Важную роль в становлении творчески развитой личности играет литература. Поэтому, готовясь к каждому уроку, я постоянно ставлю перед собой задачу - научить ребят читать художественные произведения, вслушиваться в ритм и музыку слов, фраз, интонацию и скрытый подтекст диалога, наслаждаться вдумчивым, медленным чтением, сопереживать героям, вникать в смысл поэтической детали, зримо представлять художественный мир произведения. Стараюсь учить так, чтобы слова писателя получали в сознании школьника верный исторический смысл и полноту эмоционального содержания, ведь слово - это великая сила, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.

Каким бы сложным ни было явление, в котором мы учителя предлагаем разобраться нашим ученикам, какому бы сложному действию мы их ни обучали, трудности понимания и усвоения зависят не столько от предмета изучения, сколько от формы его подачи детям! Самая примитивная задача может оказаться нужной и потому трудной, а самая сложная - захватывающе интересной и поэтому желанной. Убеждена, что любой материал, который необходимо предложить школьникам в образовательных целях, можно подать таким образом, чтобы он не был трудным и навязанным. Хотя вряд ли существуют рецепты «живой» подачи учебного материала. Я никогда не пугаю учеников тем, что «сегодня у нас сложный материал», который нужно слушать особенно внимательно. Опираясь на опыт ребенка, включаю в привычные и желанные для детей занятия новый (учебный) материал в одном ряду со знакомым материалом, которым школьник владеет свободно. С элементами художественной формы, рифмой, эпитетом, сравнением, метафорой, композицией и т.п. ученики первоначально знакомятся не как с «выразительными средствами», а как со словесными и звуковыми игрушками, с материалом игры. И лишь на более поздних ступенях (когда ученики уже не боятся сложностей) помогаю школьникам увидеть в материале их игры художественные средства. Я исхожу из того, что детское наивное «познавательное бесстрашие», эмоциональная целостность и самобытность восприятия и другие черты - это ценнейшие достижения беззаботного игрового детства, которое необходимо сберечь во взрослом человеке, обогащенном социально унаследованным опытом предков и современников, их знаниями и способностями. А для этого нужны специальные педагогические усилия, направленные не только на обогащение ученика новыми знаниями, умениями и навыками, но и на сбережение и развитие «ценности детства». Все это отражено в педагогических наблюдениях и психологических экспериментах, которые сложились в концепцию, основное положение которой «Воспитание творчеством» (автор В.Левин, М. Знание, 1977год).

Повышение эффективности уроков литературы я вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов обучения; в четкости поставленной цели, контроле и коррекции знаний, умений и навыков, рациональном использовании времени урока, создании на уроке спокойной деловой атмосферы, использовании наглядности, средств ТСО, фильмотеки художественных произведений.

Считаю, что один из наиболее эффективных способов увлечь учеников словом, книгой, заложить фундамент духовного роста, когда начинает трудится душа школьника, - это юмор, и игра. Игра на уроках литературы - это средство пробуждения интереса к словесности, к творчеству, а значит - средство развития личности ребенка. Важнейшая проблема, с которой я встречаюсь при этом, - как создать на уроке особую атмосферу, максимально способствующую развитию наклонностей учеников? Такая атмосфера может возникнуть только тогда, когда урок превращается в диалог равноправных, одинаково заинтересованных участников, которые испытывают радость от общения, от совместного творчества. На таком уроке совершенно недопустим авторитарный тон учителя, зато крайне необходима его вера в способности детей, уважение к их усилиям, живая реакция на их ответы, шутка, искренность.

Чтобы развивать творческие способности учащихся, кроме особой атмосферы, создать которую помогает игра, необходимо также знания и умения. Вот почему сначала целесообразно дать занимательный материал, который привлечет детей к какому-то явлению: отгадывание загадок, забавные стихи, смешные перевертыши и др. (Приложение № 3) Затем - по мере пробуждения их интереса - предлагаю аналитическую работу: выяснение того, как построена загадка, зачем нужны рифмы и.т.п. Конечно, ответы на эти вопросы человечеству известны давно, но ведь ребенок для себя открывает их впервые. Поэтому при определенной методике, нацеливающей ученика на самостоятельный поиск ответов, такую работу вполне можно назвать исследовательской, творческой. Так из урока в урок создается почва для индивидуального творчества, для самовыражения, созидания нового.

Считаю, что немаловажную роль в пробуждении детского творчества играют интегрированные уроки (литература и русский язык, литература и математика, литература и музыка, литература и история, литература и изобразительное искусство и др.). Эти уроки предполагают значительную подготовку, которая состоит из нескольких этапов: во - первых, подготовительный предполагает определение темы и цели такого урока; подбор материала, подготовка и продумывание вопросов и заданий для детей, критериев оценки, написание плана - сценария урока вместе с учителем другого предмета; создание творческих групп, оказание помощи, подбор ТСО.

Второй этап - проведение урока вместе с учителем другого предмета. Третий этап - анализ проведенного урока вместе с учителем другого предмета. В ходе подготовки к такому уроку развивается инициатива, творческие способности учащихся, формируется их интерес к предмету.

Работая над своей темой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы», я попробовала разработать свою систему проведения таких уроков. Например, уроки по литературе 19 века - это далеко не сегодняшний день. В разговор вступает прошлое. И идет он все о том же, вечном и незыблемом, - о красоте, о счастье, о любви. Вместе с учениками перелистываем страницу за страницей. Многое обдумываем, сравниваем, задумываемся над словами писателей: «Зачем нужна красота, если она не дарит счастья окружающим?» (А.Н.Островский), - или «У счастья нет завтрашнего дня… У него есть настоящее - и то не день - а мгновение» (И.С.Тургенев). Через судьбы героев русской литературы, через постижение глубинных проявлений любви, обнаруживающей себя в трепете первого чувства, теплоте и нежности, способность жалеть, прощать, защищать и спасать, показываю современным взрослым детям, что любовь, прежде всего глубокая духовная связь, духовное единство. Показываю, что теперь, как и тогда, в веке минувшем, уживаются в одном мире подлинные человеческие ценности и цинизм, душевная опустошенность, холодный расчет, убивающий душу прагматизм. Постоянно говорю детям о том, что произведения прошлого очень современны, порой будто бы о нас. Все мои уроки объединяет одна общая идея - постижение произведения художественной литературы становится возможным только тогда, когда ученик вчитывается в текст, учится видеть бесконечную перспективу смыслов, когда он находит особую прелесть понимания языка изящной словесности. Научить понимать художественную литературу - значит научить видеть своеобразие мира каждого писателя в сопоставлении с другими образными системами. Таким образом, на первый план выступает не безличный, бездумный анализ художественного текста, а творческий подход взаимодействия читателя и текста. Живопись и музыка являются неотъемлемой частью таких интегрированных уроков, потому что они гармонично развивают личность учащихся, обогащают их внутренний мир. Темы к этим урокам стараюсь подбирать нестандартные, интересные для детей. Через опережающие задания обязательно вовлекаю учащихся в подготовку к таким урокам, тщательно продумываю каждую минуту. Например, урок «Портрет в искусстве» начинается с «разминки», для того чтобы заинтересовать учеников, пробудить их любопытство и фантазию, познакомить с понятием «портрет». Знание этого слова ребята находят в разных словарях. В заключении «разминки» ученикам предлагаю ответить на вопрос: чем отличается портрет в искусстве от словесного портрета в криминалистике? О чем идет речь? Ребята сами делают вывод, что в криминалистике портрет протокольный и носит безличностный характер. Далее сравниваем два литературных портрета: портрет Решемысла из одноименного стихотворения Г.Д.Державина и портрет Сперанского из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Персонажи портретов написаны абсолютно по-разному. Объединяет их лишь то, что в обоих случаях речь идет о выдающихся государственных деятелях, фаворитах трона. Рассмотрев внимательно портреты, читаем два фрагмента литературных произведений с описанием героев: отрывок из стихотворения Г.Д.Державина «Решемыслу» и отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Читая строфы Державина, подчеркиваем слова и словосочетания, которыми поэт характеризует своего героя. Теперь ученикам не трудно ответить на вопрос: какие качества приписывает Державин своему герою? Далее внимательно прочитаем отрывок из романа «Война и мир» и ответим на вопросы: какое впечатление оставил у вас образ Сперанского? В чем сходство Сперанского и Решемысла? Использует ли Державин и Толстой какие-либо общие приемы для создания портрета? Какие? Встречаются ли одинаковые слова и словосочетания? При подготовке к этому уроку ребятам были даны индивидуальные задания: найти, когда было написано стихотворение Г.Д.Державина «Решемыслу» (1783 год), роман Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863 - 1869 г.), кто правил в то время Россией? Назовите какие - либо черты, характеризующие искусство тех эпох. Какие из них нашли отражение в предложенных текстах? Для того чтобы ответить на эти вопросы ученики прочитали немало статей из учебников истории, работали со словарями, с энциклопедией. Вся эта работа рассчитана на то, чтобы помочь школьникам соотнести, соединить конкретные знания, полученные ими в работе, с общим представлением о культуре, которые дают книги по литературе и истории. Именно на этом этапе и могут возникнуть в их сознании такие термины как «классицизм», «реализм». Теперь, сопоставляя портреты Д.Г.Левицкого и И.Е.Репина, вводим понятие «парадного портрета» и знакомим учеников с живописными аналогами литературного портрета классицизма и реализма. Выполнение большинства заданий этого этапа связано с внимательным рассмотрением репродукций и предлагает самостоятельное накопление учеником лексического материала. Выполнив все задания урока, ученики самостоятельно оценивают пройденный ими путь, выполненные задания и получают возможность обобщить приобретенный опыт. (Приложение № 4)

Особое внимание уделяю развитию творчества при изучении поэзии. Использую некоторые методические приемы: эпиграф к уроку (чаще стихотворные) учащиеся подбирают сами, выразительное чтение стихов под музыкальное сопровождение, репродукции картин русских художников, которые помогают ярко и образно раскрыть тему урока - все это развивает у учащихся воображение, наблюдательность и фантазию. Далеко не всегда все из перечисленного мне удается, но причину этого нужно искать вместе с ребятами, потому что только совместное творчество учителя и ученика даст желаемый результат. Способность наслаждаться красотой слова, умение выразить свое мнение о прочитанном, создать свой небольшой шедевр, получить наслаждение от мудрости поэзии, почувствовать метафору, умение увидеть и понять ее значение, способность слышать музыку стиха - все это поднимает учащихся на новый эстетический уровень.

Развитие творческих способностей учащихся

во внеклассной работе.

Развитию творческих способностей учащихся, их инициативы, проявлению их таланта способствует внеклассная работа с учащимися. Она преследует те же цели, что и уроки русского языка и литературы:

- обучение речевому общению;

- предусматривает пополнение активного словаря учащихся;

- формирование эстетических вкусов школьников;

- развитие устной и письменной связной речи учащихся;

-развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание чувства патриотизма;

- формирование интернационального сознания;

- расширение кругозора учащихся через знакомство с произведениями живописи, музыки, театральным искусством. Перечисленные задачи внеклассной работы могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических приемов ее организации и при удачном определении ее содержания: связь внеклассной работы с уроками русского языка и литературы, системность в подаче материала, учет индивидуальных интересов, принцип занимательности, разнообразие форм и видов работы, принцип добровольности и многие другие. Думаю что, творческие личности должны иметь возможность попробовать себя в журналистике, поэзии и прозе. Планировать внеклассную работу стараюсь так, чтобы не создавать перегрузки учащихся и в то же время обеспечивать их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком и литературой в течение всего периода обучения в школе.

Постановки спектаклей и литературно - музыкальные композиции стали для нас с ребятами традиционными. Работа эта совсем не простая, так как дети у меня самые обычные - не литературно одаренные. Основным принципом в этом виде творческой деятельности считаю вовлечение в работу всех учащихся; одни заучивают наизусть текст, думают над образом своего героя, другие готовят декорации, третьи подбирают музыку. Каждый творит, никто никем не подавлен, каждый чувствует свою силу, проявляет свои способности. Здесь важно учитывать возрастные особенности учащихся. Считаю большим плюсом в этой работе то, что в ней принимают активное участие и родители детей: помогают шить костюмы, создавать декорации, фотографируют и снимают на видеокамеру наши спектакли, поддерживают детей, радуются их успехам. Такой совместный труд, конечно же, приносит положительные плоды в развитии творческих способностей учащихся.

В среднем звене мы начинаем работать по сказкам, басням и былинам. (Приложение № 5). Литературно - музыкальная композиция «Славна богатырями земля русская!)». Основное внимание на данном этапе уделяю развитию воображения, наблюдательности и фантазии. Когда дети уже более подготовлены, начинается серьезная работа над текстом художественных произведений, над умением его анализировать, уметь выделять главное, составлять свои сценарии, выпускать устные журналы, готовить выступления для литературных гостиных. Например, литературно - музыкальная композиция «Опять я с вами, о юные друзья!» (Приложение № 6) познакомила учащихся седьмых классов с интересными фактами биографии А.С.Пушкина. Ребята выучили и сами пели романсы на стихи поэта, выучили и станцевали мазурку. Литературно - познавательная композиция «Заходите к нам на чай!» познакомила учащихся восьмых классов с традициями чаепития в разных странах и рассказала, откуда появился чай в нашей стране, о его полезных свойствах. (Приложение № 7). Литературно- музыкальная композиция «Как прекрасен этот мир!» (Приложение № 8), познакомила учащихся 10 - 11 классов с японской поэзией и живописью. Они узнали, что в русской и японской поэзии и живописи есть сходство. Ребята сами попробовали написать танка и хокку, послушали музыкальные японские и русские народные произведения. Так в процессе подготовки таких литературно - музыкальных мероприятий у учащихся развиваются творческие способности.

Хотелось бы рассказать еще об одном из эффективных методов, способствующих развитию творческих способностей детей - составление проектов на факультативных занятиях. В настоящее время этот метод достаточно широко применяется в педагогической практике. С.Г.Щербаков назвал его «технологией четвертого поколения, реализующий личностно деятельный подход в обучении». Цели этого метода: развитие творческих способностей учащихся, учить детей самостоятельности, инициативе, стремление ребенка к самореализации. Для успешной работы над составлением проектов важна доверительная атмосфера сотрудничества, так как работать учащимся приходится в группах. Очень важно, чтобы вопросы обсуждались открыто в обстановке взаимного уважения, чтобы были выслушаны разные точки зрения. Стараюсь создать условия для развития активной деятельности учащихся, ведение групповой дискуссии, побуждать детей делиться своими знаниями и мыслями, обобщать и комментировать их высказывания. Например, мини - проект по литературе для учащихся 11 класса «Я выбираю свободу…» (История авторской песни). В программе по литературе на изучение творчества бардов отводится всего один час, поэтому на факультативных занятиях есть возможность расширить знания учащихся по этой теме. Авторская песня - это значительное явление в литературе 20 века: во - первых, очень разнообразна тематика творчества бардов; во - вторых, интересна история развития жанра; в - третьих, среди наших поэтов - земляков есть талантливые поэты и в - четвертых, некоторые ребята сами пытаются писать и исполнять свои песни. Целью такого проекта является выяснение места авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Заранее раздаются задания творческим группам: «историкам», «музыковедам», «биографам», «меломанам», «видеооператорам», «художникам», «теоретикам». А уже на занятии происходит поэтапный обмен информацией. Такие занятия - проекты, уроки - проекты приучают ребят к самостоятельности, развивают их творческие способности.

Развитие творческих способностей учащихся и использование

инновационных технологий.

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования многие учителя - словесники получили возможность использовать на уроках компьютеры и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Использование компьютеров позволяет нам не только активизировать познавательную деятельность ребят, но и развивать творческие и коммуникативные способности школьников, их кругозор, культуру, самосознание.

Уже несколько лет я применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе. Из опыта работы понимаю, что нам, учителям - словесникам, надо быть особенно осторожными к применению компьютера на уроках в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед нами, отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Значит, в первую очередь мы должны работать с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем - словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования. И все - таки сегодня современный урок литературы, многие уроки развития речи немыслимы без презентаций. Они вызывают интерес у ребят, так как позволяют не только услышать рассказ учителя или одноклассников о писателе, но и увидеть его портрет, изображения близких ему людей, обложки книг и иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов, снятых об авторе или по мотивам его произведений, услышать авторское чтение текстов. Конечно, подготовка к такому уроку занимает больше время, чем к обычному, так как поиск необходимых материалов, их оформление - процесс долгий и трудоемкий. Однако и эффект от урока гораздо больший. Кроме того, сейчас есть возможность найти в Интернете готовые презентации и разместить там свои, таким образом, распространяя свой опыт работы. При подготовке к урокам я использую и готовые пакеты контролирующих и обучающих программ: виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки русского языка 5 - 11 классы», «Уроки литературы 6 - 11 классы», МедиаХауз «Курс русского языка (базовый)», Развитию творческих способностей детей помогают составленные мною алгоритмы использования этих программ и Интернет. С учетом изученного материала, способностей данного класса, использую на уроках и во внеклассной работе рисунки, схемы - таблицы, заставки, составленные на компьютере, которые помогают ученикам в изучении нового материала.

Опыт работы показывает, что наибольший эффект в формировании творческой активности учащихся дает работа по созданию презентаций к урокам вместе с детьми. Эта работа требует много времени и терпения, но приносят большое удовольствие и ученикам, и учителю. Учащиеся учатся редактировать тексты, сами набирают тексты своих творческих работ, создают интересные познавательные презентации к урокам, используя Интернет и виртуальные энциклопедии. В 2008 - 2009 учебном году мой ученик седьмого класса Мешалкин Вадим принял участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся, подготовив урок - презентацию по теме «Союз, как служебная часть речи» (Приложение № 9). Работа была опубликована в сборнике описаний работ «Портфолио». За эту работу он награжден Дипломом. Этот интересные творческий процесс увлек многих ребят в классе, и в этом учебном (2009 - 2010) году мы уже с учеником восьмого класса Волковым Владимиром подготовили и отправили на этот фестиваль урок - презентацию «Предлог, как служебная часть речи». (Приложение № 10)

Эти конкурсы, творческие работы - проекты готовят ребят к дальнейшей трудной, но увлекательной деятельности в старших классах и дают возможность свободнее чувствовать себя в мире русского языка и литературы, способствуют развитию их творческих способностей, формируют навыки грамотного письма, а это главное в нашей работе.

Результаты профессиональной деятельности.

Для того чтобы успешно развивать творческие способности учащихся мне помогла многолетняя системная работа над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы», что сказалось на положительных результатах. При 100 % успеваемости моих учеников качество знаний в 2008 -2009 учебном году составило:

Русский язык Литература

7 «Б» класс 25 чел. 56 % 75%

7 «В» класс 23 чел. 54 % 68 %

9 «А» класс 21 чел. 53 % 76 %

Моя целенаправленная работа над методической проблемой на уроках и во внеурочное время отражается на развитии творческих способностей учеников, уровне их знаний, и проявляется в достижениях учащихся. Каждый год ребята моих классов занимают призовые места в школьных олимпиадах по русскому языку и литературе. В 2005-2006 учебном году учащиеся Чистякова Александра и Буткова Ольга окончили школу с серебряными медалями. Учащиеся 11 класса Чистякова Александра и Кривоцюк Ирина успешно участвовали в районных олимпиадах по русскому языку (2005 -2006 учебный год.), Склярова Анна заняла третье место в районном конкурсе по риторике (2007 г). В 2008-2009 учебном году учащийся 7 класса Мешалкин Вадим принял участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», проводимом издательским домом «Первое сентября», и награжден дипломом за представленную работу - урок-презентацию по теме «Союз».

Уже не один раз я делилась опытом работы по своей проблеме на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Выступила с докладом «Преемственность в развитии творческих способностей учащихся начальной школы и средних классов» (2007 г.) и презентацией на районной конференции учителей русского языка по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» (2009 г.). Провела открытые уроки на школьном уровне: урок-путешествие по теме «Наречие как самостоятельная часть речи» (7 класс, 2008 г.), урок-презентация по теме «Союз как служебная часть речи»; на муниципальном уровне: урок-презентация по теме «Предлог - служебная часть речи» (7 класс, 2009 г.), урок литературы в 8 классе: «Опять я с вами, о юные друзья!» (по творчеству А.С.Пушкина, 2009 г.). В 2006 году в ежегоднике «Известия» научно-координационного центра ВГПУ - ВОИПКРО опубликована моя работа «Развитие творческой личности учащихся на уроках литературы» (Выпуск 4, Воронеж 2006). В 2008 -2009 учебном году приняла участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», где были представлены работы: «Опять я с вами, о юные друзья!», «Заходите в нам на чай!». Награждена дипломами за представление своего педагогического опыта.


Заключение.

Многие педагоги - психологи считают, что учить творчеству нельзя, что способность к творчеству - это врожденное качество, присущее лишь немногим. Думаю, что спонтанному творчеству, наверное, рано или поздно приходит конец. Поэтому «учить творчеству» нельзя, но целенаправленно, из урока в урок, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось просто необходимо.

Для меня понятие творчества предполагает личное начало, оно не только возможно, но и необходимо для каждого из нас. Развитие творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию сегодня уже трудно отрицать, именно творчество делает нашу жизнь полноценной. Разбуженное творческое начало непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и послужит стимулом творческого подхода к любой работе.

Я убеждена, что воспитание личности, гражданина - задача сложная, многогранная, но всегда актуальная. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя - развить творческие способности в маленьком ребенке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.

Наверно, теперь можно сделать вывод, что из всех способностей человека самая главная - это способность к творчеству. Она необходима в любой работе, в любой профессии, и, кем бы ты ни был, нужно относиться к своему делу творчески, а не как механический исполнитель: «творчество - это великая сила, которая дает крылья человеку независимо от возраста». Творческий человек непременно должен решать творческие задачи и создавать продукты творчества.

Литература


  1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе - 2005 г.

№ 5 С.53 - 56

  1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся.

Русский язык в школе. - 2001 г. №6 С.21 - 25

  1. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих

способностей школьников. // Завуч. - 1998 г. №4 С. 18 - 37.

  1. Васильева Е.В. Литературное творчество учащихся. Учебно-методическое пособие. Изд. им. Е.А.Болховитинова. Воронеж - 2002

  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Изд.

Просвещение. 1967 г.

  1. Левин В. «Воспитание творчеством» Москва. Знание, 1977 г.

  2. Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышления и творчества. Психологический журнал № 1 1984 г.

  3. Щуркова Н.Е. «За гранью урока: о воспитательной работе со школьниками». Изд. ПГЛ 2004 г.

  4. Щуркова Н.Е. «Нежная педагогика» Изд. Педагогический поиск 2004 г.

  5. Щуркова Н.Е. «Игровые методики» Изд. ПГЛ 2004 г.

21

© 2010-2022