Конспект урока по русскому языку на тему Сложное предложение с различными видами связи

  Открытый урок по русскому языку в 9 классе.       «Сложное предложение с различными видами связи»                                                                                                                                             Выполнила: Блинова Т.А.                                                                                                                                                                                                                                          ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Открытый урок по русскому языку в 9 классе.

«Сложное предложение с различными видами связи»




Выполнила: Блинова Т.А.




Цель: формирование у учащихся навыков учебной деятельности при изучении сложного

предложения с различными видами связи.

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи всложном предложении с разными видами связи

Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, родному краю;воспитывать культуру речи.

Методы: информационно-развивающий

Средства об учения: компьютер, мультимедийный проектор ,презентация по теме , презентация Movi Meilker,карточки,тест

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Место урока в теме: урок 1 из 4 уроков , отведенных на изучение раздела

«Сложные предложения с различными видами связи»

Требования к базовому уровню подготовки: знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи(РВС),основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи.

Структура занятия.

1.Организационный момент-2 мин.

2.Проверка домашнего задания-5 мин.

3.Изучение нового материала-15 мин.

4.Закрепление знаний-14 мин

5.Подведение итогов урока-2 мин

6.Информация о домашнем задании-2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие)


  1. Определение темы урока, целеполагание (работа в парах по карточке №1,)

Актуализация изученного

Задание: 1 вариант - назвать сложное предложение с сочинительной связью;

2 вариант - назвать сложное предложение с подчинительной связью;

3 вариант - назвать сложное предложение с бессоюзной связью;

Сколько предикативных частей входит в состав 4 предложения? Сформулируйте

тему урока. Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны

научиться?)

  1. Показ мультимедийной презентации «Гляжу в озера синие…» (картины родной природы)

Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, о ее красоте и величии, о ее способности окрылять человеческую душу, о тех местах, которые близки и дороги каждому.



  1. Объяснение нового материала

а) анализ предложений (презентация Power Point, слайды № 1-3)

б) вывод по изученному материалу (формулируют учащиеся, опираясь на схему

презентация Power Point, слайд № 4)

в) проблемная демонстрация «Знаки препинания между сочинительным и подчинительным союзами в сложном предложении» (презентация Power Point, слайд №6)

г) работа с учебником (сравнить свои наблюдения и выводы с материалом параграфа № 27, стр.149 - 152 )

5. Закрепление изученного материала

а) самостоятельный анализ предложения с последующей взаимопроверкой (презентация Power Point, слайд №5; предложение записать в тетрадь, расставить знаки препинания, начертить схему, указать виды союзной и бессоюзной связи)

б) работа в паре (карточка № 2; презентация Power Point, слайд №7). Задание:

найти предложения, соответствующие схемам.

в) творческое задание : восстановить четверостишья Н. Рубцова и Ф. Тютчева;

расставить знаки препинания, указать виды союзной и бессоюзной связи.

(презентация Power Point, слайды № 8. 9)

г) индивидуальная работа (карточка № 3) - по желанию учащихся

6. Контроль изученного

а) тест с последующей самопроверкой и оцениванием (презентация Power Point)

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Организа

ционный момент

Цель: организовать работу на уроке,дать позитивный психологический настрой на весь урок.

Учитель приветствует класс.


Контролируют готовность к уроку.

Концентрация внимания,подготовка к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя.

2.

Проверка домашнего задания.

Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися ,выявление пробелов и их коррекция.


-Итак,на предыдущем уроке мы закончили изучение темы «БСП»

-Какие же предложения называются бессоюзными сложными предложениями?

-Какими знаками препинания выделяются на письме?

-А какие еще виды сложных предложений знаете?

-А сейчас поработаем по парам(приложение 1-карточка№1) и вспомним ссп , ссп,бсп

-Запишите предложения .

  • Определите вид сложного предложения.

-Назовите сложное предложения с сочинительной связью.

-Назовите сложное предложения с подчинительной связью.

-Назовите сложное с бессоюзной связью.

-А сколько предикативных частей входит в состав 4 предложения?

-Назовите их.

Оптимальность сочетания контроля,самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения домашнего задания и коррекции пробелов.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

УЧАЩИХСЯ ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ.

Работают в парах.

ЗАПИСЫВАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮТ

ВИД СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работают над предложением №4

3.

Изучение нового учебного материала.

Цель: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

-Сформулируйте тему нашего урока

(Слайд 1)

-Правильно, тема нашего урока «Сложные предложения с различными видами связи».

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чем будем заниматься?

Цель сегодняшнего урока:

научиться определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи.

-На уроке будем работать с предложениями, в которых авторы говорят о природе, о ее красоте и величии, о ее способности окрылять человеческую душу, о тех местах, которые близки и дороги каждому.

-Я вам предлагаю посмотреть маленькую презентацию и вспомнить ваши любимые уголки природы...(Презентация №1)

-А теперь переходим к работе над нашей темой.

1. Анализ предложений.

-Вам даны предложения (Слайд 2-3)

-Запишите предложения в тетради,составьте схемы.

1)Ближний лес,в котором мы часто бываем,полон ягод и грибов,а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.

2)Все небо затянуто,идет мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.

3)Люблю весенний полдень:звенит за окном капель,которая радует душу.

4)Хороша наша природа зимой: все вокруг усыпано снегом,который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.

-Какие предложения вам встретились?

-Правильно,сложные предложения с различными видами связи(сочинительная,подчинительная,бессозная ).

В русском языке широко распространены сложные предложения, в которых сообщается о трех и более ситуациях.Такие предложения содержат в своем составе три простых предложения и более. Это так называемые многочленные сложные предложения.

В многочленных сложных предложениях простые предложения могут быть соединены между собой различными видами связи:союзной(сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.

При всем многообразии сочетаний простых предложений комбинация в них видов синтаксической связи ограничена и сводится к следующей связи:

(Слайд 4)

-сочинительная и подчинительная,

-сочинительная и бессоюзная,

-подчинительная и бессоюзная,

-сочинительная,подчинительная,бессоюзная.

-Какие предложения называются многочленными сложными?

Настраиваются на изучение новой темы.


Учащиеся формулируют тему урока,

записывают в рабочие тетради .

Совместно с учителем формулируют цель.


Смотрят мультимедийную презентацию «Гляжу в озера синие...»



Записывают предложения,

составляют схемы.





Отвечают на поставленный вопрос.


Учащиеся слушают учителя.



Запоминают группы сложных предложений с различными видами связи.



Отвечают на вопрос учителя.

4

Закрепле

ние учебного материала

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

-Перейдем к закреплению изученного материала и выполним следующие задания

1.Самостоятельный анализ предложения с последующей взаимопроверкой.

Природа не боится повторений , в ней все из года в год проходит чередом, но,сколько б ни цвели для нас сирени, цветенья нового мы вновь весною ждем.

-Предложение запишите в тетрадь, начертите схему, укажите виды союзной и бессоюзной связи.

(Слайд 5)

-Проверим (Слайд 6)

2.

-А сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы.

Вам даны предложения (Карточка 2)и даны схемы (слайд 7)

-Найдите предложения, соответствующие схемам.

-Запишите, начертите схемы.

-Проверим,как вы распределили данные предложения.

3.Творческое задание.

-Восстановите четверостишья

Н. Рубцова и Ф. Тютчева. (Слайд 8)

-Запишите четверостишье.

-Укажите виды союзной и бессоюзной связи.

-Проверим. Прочитайте выразительно, назовите виды связи.

(Слайд 9)

-Чтобы понять ,как вы усвоили тему,предлагаю выполнить тест.

(Тест с самопроверкой).

(Приложение 3)

-Проверьте и поставьте себе оценку.

(СЛАЙД 10)

Применение знаний на практике.



Самостоятельная работа. Чертят схему предложения, определяют вид связи.

Обмениваются тетрадями и прверяют самостоятельную работу .

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку, в которой учащиеся соотносят схему с предложением.


Самостоятельная работа в тетрадях. Учащиеся восстанавливают и записывают четверостишья, указывают вид связи.

Выразительно читают стихотворения,называют вид связи.

Выполняют тест письменно.

Проверка правильности

выполнения теста.

5

Подведе

ние итогов

урока

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

-Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

-Что усвоено хорошо?

-Над чем еще надо поработать?

-Как оцениваете свою работу?

Обобщают полученные знания, выделяют успешные этапы урока и этапы которые вызвали затруднения.


6

Инфор

мация о домашнем задании.

Цель: обеспечение понимания цели,содержания и способов выполнения домашнего задания.

-Тема «Сложные предложения

с разными видами связи»(параграф 37)

1.Составить сложные предложения с разными видами связи(6 предложений)

2. Упражнение209.

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Дидактический материал к уроку

Карточка № 1


  1. Можно часами смотреть на цветущую яблоньку, которая похожа на невесту.

  2. Упадет луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

  3. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах.

  4. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей; ласково веет навстречу ветер, и убаюкивающе звенят жаворонки, что кружат высоко в небе.

Карточка № 2 (к слайду № 7)


  1. Густые липы те ж, но заросли слова,

Которые в тени я вырезал искусно,

Хватает за ноги заглохшая трава,

И чувствую: в лесу мне будет грустно.

(А. Фет)

2. Украдкою в мое окно

Глядело бледное светило,

И мне казалось, что оно

Мою дремоту сторожило.

(Ф. Тютчев)

3. Земля наша щедра и плодородна : луга, леса, даже болота дарят людям

тысячи разнообразных растений, которые в большинстве своем являются

лечебными.

4. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют

колокольчики, а дикая гвоздика горит пунцовыми

Тест


  1. Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью

а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.

б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.

в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.

  1. Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью

а) Там, щедрым облаком зари освещены,

Густые облака, сбегая с вышины,

Нависли пышными, янтарными клубами.

б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,

И зеленью покрылись сожженные сады.

в) Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят,

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

  1. Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью

а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.

б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.

  1. Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью

а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.

б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.

в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.




© 2010-2022